Адаптивная программа работы кружка «Правознайка»
Пояснительная записка
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
В современном мире особенно важно воспитывать законопослушных и юридически грамотных граждан, формируя положительное отношение к нравственным ценностям и негативное отношение к правонарушениям и преступлениям. Ответственность за свои поступки, формирование основ правильного выбора наглядно реализуется через умение работать в коллективе, интерактивные стратегии, тренинги, оформление плакатов, стендов правовой направленности, просмотр мультипликационных фильмов с их последующим анализом, участие в конкурсах, выходы участников ученического объединения с подготовленными информативными блоками в другие классы (1-9 классы).
Программа позволяет не только знакомить учеников с правами человека и их собственными правами, воспитывать высоконравственную личность, осознающую ценность свободы и демократии, активного и законопослушного гражданина, но и самим пробовать знакомить с данными проблемами младших товарищей.
Рабочая программа кружка «Правознайка» разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закон Ростовской области от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»;
-Концепция модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 года;
-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (11.06.02 №30-15 433/16);
-Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования РФ № 28-02-484/16 от 18.06.03);
-Локальные акты образовательного учреждения.
Цель программы: пробуждение интереса учащихся к правовым проблемам современности и потребности в приобретении правовых знаний, создание базового уровня правовой подготовки, формирование условий для повышения правовой активности личности.
Занятия кружка рассчитаны на 9 часов в неделю, 306 часов в год.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Создать благоприятные условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся для более эффективного изучения прав и обязанностей.
2. Формировать умения различать положительные и отрицательные поступки;
3. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям и преступлениям.
4. Повышать познавательный интерес к изучаемому предмету.
Методика программы успешно связывает теорию с практикой, этому помогают следующие формы и приемы:
• интерактивные стратегии;
• уроки коммуникативного общения;
• беседы с последующими опросами и обсуждениями; практические занятия (тренинги, совместное создание стендов, плакатов);
• просмотр мультипликационных фильмов, их обсуждение и анализ ситуаций, происходящих со сказочными героями;
• получение информации по принципу «равный-равному» (выход участников кружка в классы с информативными сообщениями).
В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие творческие навыки и умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты приобретенных знаний в виде плакатов; обобщать и делать выводы; оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность; развивать восприимчивость и воображение, умение работать в коллективе.
Содержание программы:
В ходе реализации программы предусматривается деятельность, которая создает условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от способностей и возраста воспитанников.
Программа кружка разделена на блоки:
-«Права и обязанности школьников»;
-«Человек. Личность. Гражданин.»;
- Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем «нет»!;
- Влияние молодежных групп;
- Природа наркотизма. Механизм воздействия наркотических веществ.;
-Противодействие экстремизму и терроризму.
-Преступление и наказание;
-Я и моя семья. Семейные правоотношения;
-Власть и государство.
Теоретические знания по всем разделам программы прорабатываются с участниками кружка, а затем участники делятся своими знаниями на практических занятиях с учащимися 1-9 классов, выходят с подготовленным материалом на классные часы.
Также практические занятия проходят в виде тренингов, игровых практикумов, коллективных творческих работ.
Занятия проводятся в режиме –9 часов в неделю, 306 часов в год.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня правовой грамотности учащихся.
2. Снижение (отсутствие) правонарушений и преступлений среди школьников.
3. Снижение интереса у несовершеннолетних к алкогольной продукции, табачным изделиям, ПАВ;
4. Знание основных прав и обязанностей обучающихся.
5. Формирование умения анализировать и оценивать поведение людей.
6. Выполнение в рамках изученного материала познавательных и практических заданий.
7. Использование полученных знаний для правовой оценки конкретных поступков людей.
8. Расширение кругозора, коммуникативных способностей участников кружка.
Учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Личностные результаты
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты проявляются:
в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметные результаты проявляются в следующих сферах:
познавательной:
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой:
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической:
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной:
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
Формы контроля:
-тестирование;
-моделирование жизненных ситуаций.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Вводное занятие
Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.
«Права и обязанности школьников»
Положение о педагогических требованиях к учащимся.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.
«Человек. Личность. Гражданин.»
Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»
Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость.
«Диагностика»
Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.
«Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем нет!»
Формирование понятия «здоровый образ жизни». Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.
«Стоит ли идти за Клинским?»
Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками.
«Влияние молодежных групп»
Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели.
Неформалы – кто они?
«Природа наркотизма. Механизм воздействия наркотических веществ.»
Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра «Наркоманы – особые, особенные или…». Игра-обсуждение «Эпидемия». Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ.
«Противодействие экстремизму и терроризму».
Конституция РФ о межэтнических отношениях. Учимся жить в многоликом мире. Терроризм-угроза общества .Провокационная деятельность террористических и экстремистских группировок. Мир без насилия. Толерантность – дорога к миру. Осторожность не бывает лишней. Экстремизм и экстремистские проявления в подростковой и молодежной среде. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Умение владеть собой в разных ситуациях. Проведение конкурса электронных презентаций «Нет терроризму». Подготовка и выпуск инструкций, памяток на тему «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций».
«Преступление и наказание».
Преступления подростков и их квалификация. Виды наказаний для несовершеннолетних. Уголовно-правовой режим несовершеннолетних в России. Особенности уголовной ответственности для подростков.
Я и моя семья. Семейные правоотношения.
Моя роль в семье и обществе. Конфликты в семье. Семейные правоотношения.
Власть и государство.
Механизм защиты прав. Понятие «федерация». Символика Российской федерации :история и современность.
Практика: Символика Российской федерации. Проектная деятельность. «Я и власть» диагностический тест.
Список используемой литературы:
1. Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н. и др. Учебно-методическое пособие. Мой выбор/ М: ООО Вариант, 2003.
2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филлипова Т.А. Все цвета кроме черного/ М: Вентана-Граф, 2002.
3. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах/ Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-320 с.
4. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников/ Е.Ю.Ляпина. Волгоград: «Учитель», 2007.-231 с.
5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам/ С-Петербург: Образование-культура, 2002.
6. Макеева А. Г. Не допустить беды. Пособия для работы с учащимися/ А. Г. Макеева-М: Просвещение, 2003.
7. Максимцева Т.А. Воспитываем гражданина/ Т.А. Максимцева-М: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.-160 с.
8. Степанько С.Н., Элективный курс «Подросток и закон» 8-9 классы С.Н. Степанько. Волгоград: «Учитель», 2007.-239 с.
9. Фалькович Т.А., Шупина Т.И. Методическое пособие «По законам добра» Т.А. Фалькович, Т.И. Шупина. М.: «5 за знания», 2007.-144 с.
Мельникова Ольга Васильевна
Кравченко Лариса Юрьевна
Дмитрий Александрович Кривошей