Адаптивная программа работы кружка «Правознайка»

0
3
Материал опубликован 23 November 2017 в группе

Пояснительная записка


 

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

В современном мире особенно важно воспитывать законопослушных и юридически грамотных граждан, формируя положительное отношение к нравственным ценностям и негативное отношение к правонарушениям и преступлениям. Ответственность за свои поступки, формирование основ правильного выбора наглядно реализуется через умение работать в коллективе, интерактивные стратегии, тренинги, оформление плакатов, стендов правовой направленности, просмотр мультипликационных фильмов с их последующим анализом, участие в конкурсах, выходы участников ученического объединения с подготовленными информативными блоками в другие классы (1-9 классы).

Программа позволяет не только знакомить учеников с правами человека и их собственными правами, воспитывать высоконравственную личность, осознающую ценность свободы и демократии, активного и законопослушного гражданина, но и самим пробовать знакомить с данными проблемами младших товарищей.


 

Рабочая программа кружка «Правознайка» разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Закон Ростовской области от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»;

-Концепция модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 года;

-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (11.06.02 №30-15 433/16);

-Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования РФ № 28-02-484/16 от 18.06.03);

-Локальные акты образовательного учреждения.

 

Цель программы: пробуждение интереса учащихся к правовым проблемам современности и потребности в приобретении правовых знаний, создание базового уровня правовой подготовки, формирование условий для повышения правовой активности личности.

Занятия кружка рассчитаны на 9 часов в неделю, 306 часов в год.


 

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Создать благоприятные условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся для более эффективного изучения прав и обязанностей.

2. Формировать умения различать положительные и отрицательные поступки;

3. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям и преступлениям.

4. Повышать познавательный интерес к изучаемому предмету.

 

Методика программы успешно связывает теорию с практикой, этому помогают следующие формы и приемы:

интерактивные стратегии;

уроки коммуникативного общения;

беседы с последующими опросами и обсуждениями; практические занятия (тренинги, совместное создание стендов, плакатов);

просмотр мультипликационных фильмов, их обсуждение и анализ ситуаций, происходящих со сказочными героями;

получение информации по принципу «равный-равному» (выход участников кружка в классы с информативными сообщениями).

В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие творческие навыки и умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты приобретенных знаний в виде плакатов; обобщать и делать выводы; оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность; развивать восприимчивость и воображение, умение работать в коллективе.


 


 


 


 

Содержание программы:

В ходе реализации программы предусматривается деятельность, которая создает условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от способностей и возраста воспитанников.

Программа кружка разделена на блоки:

-«Права и обязанности школьников»;

-«Человек. Личность. Гражданин.»;

- Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем «нет»!;

- Влияние молодежных групп;

- Природа наркотизма. Механизм воздействия наркотических веществ.;

-Противодействие экстремизму и терроризму.

-Преступление и наказание;

-Я и моя семья. Семейные правоотношения;

-Власть и государство.


 

 

Теоретические знания по всем разделам программы прорабатываются с участниками кружка, а затем участники делятся своими знаниями на практических занятиях с учащимися 1-9 классов, выходят с подготовленным материалом на классные часы.

Также практические занятия проходят в виде тренингов, игровых практикумов, коллективных творческих работ.

Занятия проводятся в режиме –9 часов в неделю, 306 часов в год.


 

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня правовой грамотности учащихся.

2. Снижение (отсутствие) правонарушений и преступлений среди школьников.

3. Снижение интереса у несовершеннолетних к алкогольной продукции, табачным изделиям, ПАВ;

4. Знание основных прав и обязанностей обучающихся.

5. Формирование умения анализировать и оценивать поведение людей.

6. Выполнение в рамках изученного материала познавательных и практических заданий.

7. Использование полученных знаний для правовой оценки конкретных поступков людей.

8. Расширение кругозора, коммуникативных способностей участников кружка.


 

Учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.


 

Личностные результаты

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей

страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и

свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании

равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на

осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.


 


 

Метапредметные результаты проявляются:

в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметные результаты проявляются в следующих сферах:

познавательной:

относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,

культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,

систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам,

событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной:

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой:

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической:

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной:

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

Формы контроля:

-тестирование;

-моделирование жизненных ситуаций.


 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Вводное занятие

Составление плана работы на учебный год. Определение состава и структуры клуба. Знакомство, распределение обязанностей.

«Права и обязанности школьников»

Положение о педагогических требованиях к учащимся.

«Конвенция ООН о правах ребенка»

Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.


 

«Человек. Личность. Гражданин.»

Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.


 

Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»

Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость.

«Диагностика»

Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.


 

«Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем нет!»

Формирование понятия «здоровый образ жизни». Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.


 


 

«Стоит ли идти за Клинским?»

Вредные привычки. Преступления, совершаемые подростками.


 

«Влияние молодежных групп»

Различные молодежные группы. Их возникновение, основатели.

Неформалы – кто они?


 

«Природа наркотизма. Механизм воздействия наркотических веществ.»

Что такое наркотики? Формирование зависимости от наркотиков. Характеристика основных групп наркогенных веществ, используемых в молодежной среде. Признаки использования наркотических или токсических веществ. Способы лечения. Анкетирование (отношение к наркотикам). Игра «Наркоманы – особые, особенные или…». Игра-обсуждение «Эпидемия». Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ.

«Противодействие экстремизму и терроризму».

Конституция РФ о межэтнических отношениях. Учимся жить в многоликом мире. Терроризм-угроза общества .Провокационная деятельность террористических и экстремистских группировок. Мир без насилия. Толерантность – дорога к миру. Осторожность не бывает лишней. Экстремизм и экстремистские проявления в подростковой и молодежной среде. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Умение владеть собой в разных ситуациях. Проведение конкурса электронных презентаций «Нет терроризму». Подготовка и выпуск инструкций, памяток на тему «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций».

«Преступление и наказание».

Преступления подростков и их квалификация. Виды наказаний для несовершеннолетних. Уголовно-правовой режим несовершеннолетних в России. Особенности уголовной ответственности для подростков.

Я и моя семья. Семейные правоотношения.

Моя роль в семье и обществе. Конфликты в семье. Семейные правоотношения.


 

Власть и государство.

Механизм защиты прав. Понятие «федерация». Символика Российской федерации :история и современность.

 Практика: Символика Российской федерации. Проектная деятельность. «Я и власть» диагностический тест.


Список используемой литературы:

1. Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н. и др. Учебно-методическое пособие. Мой выбор/ М: ООО Вариант, 2003.

2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филлипова Т.А. Все цвета кроме черного/ М: Вентана-Граф, 2002.

3. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах/ Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-320 с.

4. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников/ Е.Ю.Ляпина. Волгоград: «Учитель», 2007.-231 с.

5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам/ С-Петербург: Образование-культура, 2002.

6. Макеева А. Г. Не допустить беды. Пособия для работы с учащимися/ А. Г. Макеева-М: Просвещение, 2003.

7. Максимцева Т.А. Воспитываем гражданина/ Т.А. Максимцева-М: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.-160 с.

8. Степанько С.Н., Элективный курс «Подросток и закон» 8-9 классы С.Н. Степанько. Волгоград: «Учитель», 2007.-239 с.

9. Фалькович Т.А., Шупина Т.И. Методическое пособие «По законам добра» Т.А. Фалькович, Т.И. Шупина. М.: «5 за знания», 2007.-144 с.


Календарно-тематическое планирование
DOCX / 27.64 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А не многовато ли 9 занятий в неделю? Не понятен возраст участников адаптивной программы.

15 December 2017

Ответ #49644 был удален 15 December 2017

Соглана с коментарием!

16 December 2017

Мне кажется, что и само прикрепленное планирование, тоже не корректно. Нет четкой разбивки часов по дням. Но как я сумел заметить, на 03,09 запланировано три часа, а это воскресенье в 2017 году, следовательно еще и ребенок остался без выходных. А вот на 19 и 21 октября запланировано 3 часа (два дня) Это как по полтора занятия? 29 ноября в планировании, если брать по среднему 2 часа. Значит в пятницу кружок 2 часа, после уроков... Автора этого планирования проверяющие органы не ругают за такую перегрузку детей? И еще же есть классные часы у ребенка и факультативы... сколько же дети в школе проводят времени?

16 December 2017