государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар
муниципального района Клявлинский Самарской области
Программа рассмотрена на заседании МО Протокол № __от «__»_____2016 г. Руководитель МО _____________/______________/ |
Согласовано «___»________2016 г. Зам. директора по УВР ________/___________/ |
Утверждаю Директор ________/_________/ «__»___________2016 г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Пышка»
1 класс
Учитель: Понакшина В.И.
2016-17 уч. год.
Пояснительная записка.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д.
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. В рамках начальной школы, учитывая возрастные особенности младших школьников, художественно-эстетическое направление и проектная деятельность реализуются в курсе по тестопластике «Пышка».
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Тестопластика – один из народных промыслов. Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу?
Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.
Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей – соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Преимущества соленого теста:
<можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
<легко отмывается и не оставляет следов;
<безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!
<если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
<можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
<краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
<поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
<с готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Программа по тестопластике « Пышка» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихся. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятья лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
Синхронизирует работу обеих рук;
Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.
В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.
Цель программы: создание воспитательной среды для развития творческой личности через занятия тестопластикой , научить лепке из солёного теста, развивать художественные способности, абстрактное мышление и воображение.
Задачи программы:
Воспитать личность способную к творчеству, обладающую художественным вкусом;
Создать условия для личностного развития ребёнка через приобщение его к творчеству тестопластики ;
Способствовать овладению основными приёмами и технологиями тестопластики .
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
- развивать общую умелость, мелкую моторику, пространственное мышление и воображение;
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Сроки реализации составляют один учебный год. Строится курс из расчета два занятия в неделю.
Инструменты и материалы. Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки- все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.
Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
Оригинальность предлагаемых художественных решений.
Окрепшая моторика рук.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Последовательность работы над проектом.
Технологический (творческий) проект.
1-й этап. Разработка проекта |
|
Для чего и кому нужен проект? |
Сделать подарок. Подготовиться к празднику. Что-то другое… |
Что будем делать? |
Обсуждаем и выбираем изделие(-я). Определяем конструкцию изделия. Подбираем подходящие материалы. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. Выбираем лучший вариант. |
Как делать? |
Подбираем технологию выполнения. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение. Подбираем инструменты. |
2-й этап. Выполнение проекта |
|
Воплощаем замысел |
Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте). Изготавливаем изделие. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию). |
3-й этап. Защита проекта |
|
Что делали и как? |
Что решили делать и для чего. Как рождался образ объекта. Какие проблемы возникали. Как решались проблемы. Достигнут ли результат. |
Средства диагностики:
Анализ анкет учащихся.
Отзывы родителей.
Собеседование с фокус-группами.
Тестирование (моторика ребёнка).
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в районных и окружных выставках, а так же высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств
Образовательные результаты к концу первого года обучения:
Овладеть всеми начальными технологиями тестопластики .
Иметь общее представление об историческом развитии декоративного искусства тестопластики, лепки.
Знать начальные принципы композиции.
Уметь грамотно строить эскизы простейших форм, точно воплощать их в изделие.
Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.
Изготавливать различные тематические аппликации.
Составлять орнаменты и лепить посуду.
Иллюстрировать сказки.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Процесс художественного творчества предоставляет возможность реализовать свои фантазии, проявить изобретательность, увидеть результат своего труда.
В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования у них универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
1 класс
Всего: 66 часов (2 часа в неделю)
№ |
Кол-во часов |
Тема |
Планируемые результаты и содержание занятий |
Объект изображения и формы проведения |
1 |
1 |
Давайте познакомимся! |
Знакомство с преимуществом соленого теста (рецепт, способы сушки теста, инструменты для работы) |
Урок-игра. |
2 |
1 |
Проект? Проект! |
Знакомство с понятием «проект». |
Беседа + презентация |
3 |
1 |
Мастерская художника. |
Познакомить со всем необходимым, что может пригодиться при работе с тестом + техника безопасности. Экспериментирование. |
Практическая работа. |
4 |
1 |
Как выбрать тему проекта? |
Ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему |
Обсуждение ситуаций. |
5-6 |
2 |
Работа с шаблонами. Простейшие изделия из солёного теста. |
Лепка простых фигур: шарик, лепёшка, капелька, колбаска, лента. |
Практическая работа. |
7-8 |
2 |
Проект «Как наполнить корзины с фруктами?» |
Защита проекта. |
Беседа + презентация. |
9-10 |
2 |
Виноград. |
Закрепить навыки лепки шара (раскатывание круговыми движениями рук); объединение их в общую композицию; учить работать сообща, коллективно. Всячески способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности детей. |
Практическая работа. |
11-12 |
2 |
Проект «Дружная семейка». |
Защита проекта. |
Выставка. |
13-14 |
2 |
Бабочки. |
Воспитывать бережное отношение к живым существам Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом, уметь применять имеющийся личный опыт. |
Практическая работа. |
15-16 |
2 |
Проект «Симметрия вокруг нас». |
Защита проекта. |
Выставка. |
17-18 |
2 |
Украшения из солёного теста. |
Роль украшений в жизни человека. Виды украшений. Изготовление бус, браслетов, кулонов. |
Практическая работа. |
19-20 |
2 |
Проект «Чудеса своими руками». |
Защита проекта. |
Выставка. |
21-23 |
3 |
Улитка, улитка, выпусти рога. Божьи коровки на ромашке. Жуки на цветочной клумбе. |
Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рога). |
Беседа + презентация |
24-26 |
3 |
Проект «Кто на листике живёт?» |
Защита проекта. |
Выставка. |
27-29 |
3 |
Новогодняя игрушка. Символ года. Дед Мороз, снеговик, Снегурочка в зимнем лесу. |
История новогодней игрушки. Изготовление новогодних игрушек. |
Выставка. |
30-32 |
3 |
Проект «Новогодняя сказка». |
Защита проекта. |
Выставка. |
33-35 |
3 |
Лепка животных. |
Основные приёмы, используемые при лепке животных и птиц. |
Самостоятельное изготовление животного. |
36-38 |
3 |
Проект «Зоопарк». |
Защита проекта. |
Выставка. |
39-40 |
2 |
Лепка, раскрашивание и оформление композиции «Защитникам Отечества». |
Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности Продолжать развивать творческое воображение и фантазию, поощрять самые интересные «задумки». |
Практическая работа. |
41-42 |
2 |
Проект «Папин праздник». |
Защита проекта. |
Творческая работа. |
43-45 |
3 |
Лепка, раскрашивание и оформление композиции «Подарок к 8 марта» |
Последовательность изготовления композиций. |
Беседа, творческая работа. |
46-48 |
3 |
Проект «Подарок маме». |
Защита проекта. |
Практическая работа, игры, конкурсы. |
49-51 |
3 |
Что за прелесть… |
Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Декор по желанию (рельефные налепы; прорезание, процарапывание стекой, кистевая роспись. |
Игровые ситуации, творческая работа. |
52-54 |
3 |
Проект «Сказка». |
Защита проекта. |
Беседа, выставка. |
55-56 |
2 |
Цветущая лужайка. |
Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности Продолжать развивать творческое воображение и фантазию, поощрять самые интересные «задумки». |
Беседа, творческая работа. |
57-58 |
2 |
Проект «Весна – красна». |
Защита проекта. |
Презентация. |
59-60 |
2 |
Лето в ладошке. |
Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности Продолжать развивать творческое воображение и фантазию, поощрять самые интересные «задумки». |
Беседа, практическая работа. |
61-62 |
2 |
Проект «Лето – красное». |
Защита проекта. |
Беседа |
63-64 |
2 |
Подготовка выставки поделок. |
Итоговое занятие. |
Выставка. |
65-66 |
2 |
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. |
Систематизировать и обобщить знания детей. Рефлексия изученного за год. |
Выставка, презентация. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Богатеева А. И. «Чудесные поделки из теста».
Коньшева К. П. «Лепка в начальных классах».
Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих».
Гусева СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.
ПОДЕЛКИ И СУВЕНИРЫ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА,, ТКАНИ,БУМАГИ И ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Москва. Мой мир. 2006.
И.А. Лыкова ЛЕПИМ С МАМОЙ.
М.О. Синеглазова УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.
Приложение.
Тест № 1 «Правила работы»
1.Как оборудовать рабочее место:
а) рабочее место должно быть хорошо освещено
б) свет должен падать на работу с правой стороны
в) сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
г) расстояние от глаз до работы не должно бать меньше 20-10 см
2. Какого рецепта приготовления солёного теста не существует?
Рецепт 1
1 чашка муки, 0,5 чашки соли мелкого помола, 1ст ложка растительного масла, вода.
Рецепт 2
300 г муки, 300 г соли, 1 столовая ложка растительного масла, 200 г воды.
Рецепт 3
1 столовая ложка муки с горкой, 1 столовая ложка соли, 1 столовая ложка воды, несколько капель растительного масла.
Рецепт 4
200 г пшеничной муки, 200 г ржаной муки, 200 г соли, 250 мл воды, 2 столовые ложки сухого обойного клея.
3. Как правильно сушить готовые поделки из соленого теста?
а) если поделки маленькие, толщиной до 1см, сушить их можно при комнатной температуре.
б) если поделки по толщине больше 1 см, лучше сушить их в духовке при самой низкой температуре 5-8 часов и более.
в) поделки нужно сушить быстро, сильно нагрев духовку.
4. С помощью чего можно окрасить тесто?
а) корица, тмин, паприка
б) порошок какао, кофе, чай
в) пищевые красители, «соки» (свекла, морковь)
г) гуашь, чернила
д) эмаль, масляные краски
Диженина Наталья Алексеевна
Понакшина Валентина Ивановна
Гришина Татьяна Анатольевна
Понакшина Валентина Ивановна