Программа работы кружка «Занимательная математика»
Занимательная математика Пояснительная записка |
|
Цель программы: |
развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и его доказательность. |
Задачи программы: |
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; - развитие краткости речи; - умелое использование символики; - правильное применение математической терминологии; - умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; - умение делать доступные выводы и обобщения; - обосновывать свои мысли. |
Срок реализации: |
4 года. 1 час в неделю: 1 год — 33 часа в год, 2-4 год -34 часа в год. |
Формы и режим занятий |
Групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. |
Содержание программы: |
Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. |
Планируемые результаты: |
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются: - осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях; - осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; - установка на безопасный здоровый образ жизни; Метапредметными результатами являются: - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; - способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. - умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин; - умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; - умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. - Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики». - Проектные работы. - Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки». - Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки». - Турнир по геометрии. - Блиц - турнир по решению задач. -Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал». -Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру» |
Материально-техническое обеспечение |
- Кубики (игральные) с точками или цифрами. - Комплекты карточек с числами: -0,1,2,3, 4, ...,9(10); -10,20, 30, 40,..., 90; -100, 200, 300, 400,..., 900. - «Математический веер» с цифрами и знаками. - конструктор лего - математическое лото - линейка, угольник - геометрические фигуры - раздаточный материал - компьютер, мультимедийная доска |
Ресурсы: |
Литература для учащихся: - Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф - Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009. - Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. Литература для учителя: 1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. – № 7. 2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000. 3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006. |
Календарно – тематический план
1 год
2 год
№ п/п |
Разделы программы и темы учебных занятий |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности |
Сроки проведения |
||
1. |
«Удивительная снежинка» |
1 |
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
05.09 |
||
2. |
Иrpa«Крестики-нолики» |
1 |
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 |
12.09 |
||
3. |
Математические игры |
1 |
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» |
19.09 |
||
4. |
Прятки с фигурами |
1 |
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
26.09 |
||
5. |
Секреты задач |
1 |
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
03.10 |
||
6-7 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
10.10 17.10 |
||
8. |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
24.10 |
||
9. |
Числовые головоломки |
1 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). |
31.10 |
||
10. |
«Шаг в будущее» |
1 |
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
14.11 |
||
11. |
Геометрия вокруг нас |
1 |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
21.11 |
||
12. |
Путешествие точки |
1 |
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
28.11 |
||
13. |
«Шаг в будущее» |
1 |
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
05.12 |
||
14. |
Тайны окружности |
1 |
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
12.12 |
||
15. |
Математическое путешествие |
1 |
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 |
19.12 |
||
16-17 |
«Новогодний серпантин» |
2 |
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
26.12 |
||
18 |
Математические игры |
1 |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». |
|||
19. |
«Часы нас будят по утрам...» |
1 |
Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. |
|||
20. |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
Задания на разрезание и составление фигур. |
|||
21. |
Головоломки |
1 |
Расшифровка закодированных слов. |
|||
22. |
Секреты задач |
1 |
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. |
|||
23. |
«Что скрывает сорока?» |
1 |
Решение и составление ребусов, |
|||
24. |
Интеллектуальная разминка |
1 |
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
|||
25. |
Дважды два — четыре |
1 |
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». |
|||
26-27. |
Дважды два — четыре |
2 |
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
|||
28. |
В царстве смекалки |
1 |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|||
29. |
Интеллектуальная разминка |
1 |
Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|||
30. |
Составь квадрат . |
1 |
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей |
|||
31-32. |
Мир занимательных задач |
2 |
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. |
|||
33. |
Математические фокусы |
1 |
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
|||
34. |
Математическая эстафета
|
1 |
Решение олимпиадных задач |
3 год
№ п/п |
Разделы программы и темы учебных занятий |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности |
Сроки проведения |
|
план |
факт |
||||
1. |
Интеллектуальная разминка |
1 |
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
01.09 |
|
2. |
«Числовой» конструктор |
1 |
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком- |
08.09 |
|
3. |
Геометрия вокруг нас |
1 |
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. |
15.09 |
|
4. |
Волшебные переливания |
1 |
Задачи на переливание. |
22.09 |
|
5-6 |
В царстве смекалки |
2 |
29.09 06.10 |
||
7 |
«Шаг в будущее» |
1 |
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» |
13.10 |
|
8-9 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание |
20.10 27.10 |
|
10 |
Числовые головоломки |
1 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
10.11 |
|
11-12 |
Интеллектуальная разминка |
2 |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- |
17.11 24.11 |
|
13 |
Математические фокусы |
1 |
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, |
01.12 |
|
14 |
Математические игры |
1 |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», |
08.12 |
|
15 |
Секреты чисел |
1 |
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на- |
15.12 |
|
16 |
Математическая копилка |
1 |
22.12 |
||
17 |
Математическое путешествие |
1 |
Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- |
29.12 |
|
18 |
Выбери маршрут |
1 |
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- |
||
19 |
Числовые головоломки |
1 |
|||
20 -21 |
В царстве смекалки |
2 |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
||
22 |
Мир занимательных задач |
1 |
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - |
||
23 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
Конструирование многоугольников из заданных элементов. |
||
24 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- |
||
25 |
Разверни листок |
1 |
Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
||
26-27 |
От секунды до столетия |
2 |
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. |
||
28 |
Числовые головоломки |
1 |
|||
29 |
Конкурс смекалки |
1 |
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. |
||
30 |
Это было в старину |
1 |
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- |
||
31 |
Математические фокусы |
1 |
|||
32-33 |
Энциклопедия математических развлечений |
2 |
Составление сборника занимательных заданий. Использование |
||
34 |
Математический лабиринт |
1 |
4 год
№ п/п |
Разделы программы и темы учебных занятий |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности |
Сроки проведения |
|
план |
факт |
||||
1. |
Интеллектуальная разминка |
1 |
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
||
2. |
Числа-великаны |
1 |
Как велик миллион? Что такое гугол? |
||
3. |
Мир занимательных задач |
1 |
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - |
||
4. |
Кто что увидит? |
1 |
Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
||
5 |
Римские цифры |
1 |
Занимательные задания с римскими цифрами. |
||
6 |
Числовые головоломки |
1 |
|||
7 |
Секреты задач |
1 |
|||
8 |
В царстве смекалки |
1 |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
||
9 |
Математический марафон |
1 |
Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
||
10-11 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
||
12 |
Выбери маршрут |
1 |
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- |
||
13 |
Интеллектуальная разминка |
1 |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- |
||
14 |
Математические фокусы |
1 |
|||
15-17 |
Занимательное моделирование |
3 |
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео- |
||
18 |
Математическая копилка |
1 |
|||
19 |
Какие слова спрятаны в таблице? |
1 |
|||
20 |
«Математика — наш друг!» |
1 |
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за- |
||
21 |
Решай, отгадывай, считай |
1 |
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, |
||
22-23 |
В царстве смекалки |
2 |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах). |
||
24 |
Числовые головоломки |
1 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). |
||
25-26 |
Мир занимательных задач |
2 |
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде |
||
27 |
Математические фокусы |
1 |
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. |
||
28-29 |
Интеллектуальная разминка |
2 |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- |
||
30 |
Блиц-турнир по решению задач |
1 |
|||
31 |
Математическая копилка |
1 |
|||
32 |
Геометрические фигуры вокруг нас |
1 |
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). |
||
33 |
Математический лабиринт |
1 |
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
||
34 |
Математический праздник |
1 |
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число». |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Адрес: Республика Карелия, г.Лахденпохья, ул. Заходского д.2
Рассмотрена на
методическом объединении
воспитателей ГПД
« 07 » сентября 2015г.
Программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в ГПД
на 2015-2019 год.
г. Лахденпохья
2015г.