12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Волощук Галина Геннадиевна28 |
Программа работы кружка «Занимательная математика»
Занимательная математика Пояснительная записка | |
Цель программы: | развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и его доказательность. |
Задачи программы: | - расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; - развитие краткости речи; - умелое использование символики; - правильное применение математической терминологии; - умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; - умение делать доступные выводы и обобщения; - обосновывать свои мысли. |
Срок реализации: | 4 года. 1 час в неделю: 1 год — 33 часа в год, 2-4 год -34 часа в год. |
Формы и режим занятий | Групповая и индивидуальная. Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. |
Содержание программы: | Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. |
Планируемые результаты: | Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются: - осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях; - осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; - установка на безопасный здоровый образ жизни; Метапредметными результатами являются: - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; - способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. - умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление; - владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин; - умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; - умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. - Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики». - Проектные работы. - Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки». - Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки». - Турнир по геометрии. - Блиц - турнир по решению задач. -Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал». -Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру» |
Материально-техническое обеспечение | - Кубики (игральные) с точками или цифрами. - Комплекты карточек с числами: -0,1,2,3, 4, ...,9(10); -10,20, 30, 40,..., 90; -100, 200, 300, 400,..., 900. - «Математический веер» с цифрами и знаками. - конструктор лего - математическое лото - линейка, угольник - геометрические фигуры - раздаточный материал - компьютер, мультимедийная доска |
Ресурсы: | Литература для учащихся: - Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф - Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009. - Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. Литература для учителя: 1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. – № 7. 2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000. 3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001. 4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006. |
Календарно – тематический план
1 год
2 год
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | ||
1. | «Удивительная снежинка» | 1 | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» | 05.09 | ||
2. | Иrpa«Крестики-нолики» | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 | 12.09 | ||
3. | Математические игры | 1 | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | 19.09 | ||
4. | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | 26.09 | ||
5. | Секреты задач | 1 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | 03.10 | ||
6-7 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | 10.10 17.10 | ||
8. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | 24.10 | ||
9. | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). | 31.10 | ||
10. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | 14.11 | ||
11. | Геометрия вокруг нас | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 21.11 | ||
12. | Путешествие точки | 1 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | 28.11 | ||
13. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | 05.12 | ||
14. | Тайны окружности | 1 | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | 12.12 | ||
15. | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 | 19.12 | ||
16-17 | «Новогодний серпантин» | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | 26.12 | ||
18 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | |||
19. | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. | |||
20. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Задания на разрезание и составление фигур. | |||
21. | Головоломки | 1 | Расшифровка закодированных слов. | |||
22. | Секреты задач | 1 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. | |||
23. | «Что скрывает сорока?» | 1 | Решение и составление ребусов, | |||
24. | Интеллектуальная разминка | 1 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | |||
25. | Дважды два — четыре | 1 | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | |||
26-27. | Дважды два — четыре | 2 | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |||
28. | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
29. | Интеллектуальная разминка | 1 | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |||
30. | Составь квадрат . | 1 | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей | |||
31-32. | Мир занимательных задач | 2 | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. | |||
33. | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | |||
34. | Математическая эстафета
| 1 | Решение олимпиадных задач |
3 год
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | |
план | факт | ||||
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 01.09 | |
2. | «Числовой» конструктор | 1 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком- | 08.09 | |
3. | Геометрия вокруг нас | 1 | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | 15.09 | |
4. | Волшебные переливания | 1 | Задачи на переливание. | 22.09 | |
5-6 | В царстве смекалки | 2 | 29.09 06.10 | ||
7 | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» | 13.10 | |
8-9 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание | 20.10 27.10 | |
10 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 10.11 | |
11-12 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | 17.11 24.11 | |
13 | Математические фокусы | 1 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, | 01.12 | |
14 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», | 08.12 | |
15 | Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на- | 15.12 | |
16 | Математическая копилка | 1 | 22.12 | ||
17 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- | 29.12 | |
18 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- | ||
19 | Числовые головоломки | 1 | |||
20 -21 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | ||
22 | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - | ||
23 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. | ||
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | ||
25 | Разверни листок | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | ||
26-27 | От секунды до столетия | 2 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. | ||
28 | Числовые головоломки | 1 | |||
29 | Конкурс смекалки | 1 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | ||
30 | Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- | ||
31 | Математические фокусы | 1 | |||
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | Составление сборника занимательных заданий. Использование | ||
34 | Математический лабиринт | 1 |
4 год
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | |
план | факт | ||||
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | ||
2. | Числа-великаны | 1 | Как велик миллион? Что такое гугол? | ||
3. | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - | ||
4. | Кто что увидит? | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | ||
5 | Римские цифры | 1 | Занимательные задания с римскими цифрами. | ||
6 | Числовые головоломки | 1 | |||
7 | Секреты задач | 1 | |||
8 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | ||
9 | Математический марафон | 1 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | ||
10-11 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | ||
12 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- | ||
13 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | ||
14 | Математические фокусы | 1 | |||
15-17 | Занимательное моделирование | 3 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео- | ||
18 | Математическая копилка | 1 | |||
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | |||
20 | «Математика — наш друг!» | 1 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за- | ||
21 | Решай, отгадывай, считай | 1 | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, | ||
22-23 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах). | ||
24 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | ||
25-26 | Мир занимательных задач | 2 | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде | ||
27 | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | ||
28-29 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | ||
30 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | |||
31 | Математическая копилка | 1 | |||
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). | ||
33 | Математический лабиринт | 1 | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | ||
34 | Математический праздник | 1 | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число». |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Адрес: Республика Карелия, г.Лахденпохья, ул. Заходского д.2
Рассмотрена на
методическом объединении
воспитателей ГПД
« 07 » сентября 2015г.
Программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в ГПД
на 2015-2019 год.
г. Лахденпохья
2015г.