12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волощук Галина Геннадиевна28

Занимательная математика

Пояснительная записка

Цель программы:

развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- развитие краткости речи;

- умелое использование символики;

- правильное применение математической терминологии;

- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

- умение делать доступные выводы и обобщения;

- обосновывать свои мысли.

Срок реализации:

4 года. 1 час в неделю: 1 год — 33 часа в год, 2-4 год -34 часа в год.

Формы и режим занятий

Групповая и индивидуальная.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Содержание программы:

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения одно­значных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких ре­шений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. После­довательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, кото­рое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

- установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

- способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач;

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества;

- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Проектные работы.

- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

- Турнир по геометрии.

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

Материально-техническое обеспечение

- Кубики (игральные) с точками или цифрами.

- Комплекты карточек с числами:

-0,1,2,3, 4, ...,9(10);

-10,20, 30, 40,..., 90;

-100, 200, 300, 400,..., 900.

- «Математический веер» с цифрами и знаками.

- конструктор лего

- математическое лото

- линейка, угольник

- геометрические фигуры

- раздаточный материал

- компьютер, мультимедийная доска

Ресурсы:

Литература для учащихся:

- Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для уча­щихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф

- Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.

- Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Мате­матика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

Литература для учителя:

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви­тия логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –

№ 7.

2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд­ности. - М„ 2006.

Календарно – тематический план

1 год

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1.

Математика – это интересно

1

     

2.

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.

   

3.

Путешествие точки

1

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»

   

4.

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

   

5.

Математика – это интересно

1

Игра-путешествие с числами 1,2,3

Игра «Незнайка и светофор»

   

6

Математическая викторина

1

Сказки и пословицы с цифрами

   

7

Математические ребусы

1

Игра «Шифровка», игра «Живые цифры»

   

8

Математическая игра

1

«Самый умный»

   

9

Математическая сказка «Колобок»

1

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

   

10

Угадайки «Веселого карандаша»

1

Найди «замок», раскрась фигуры по образцу, расшифруй ключ к шифру.

   

11-12

Конструкторы лего

2

     

13

Весёлая геометрия

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

   

14

Математические игры

1

     

15-16

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

   

17

Задачи-смекалки

1

     

18

Прятки с фигурами

1

     

19

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».

   

20

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

   

21-22

Математическая карусель

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

   

23

Уголки

1

     

24

Игра в магазин. Монеты

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

   

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

     

26

Игры с кубиками

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.

   

27

Математическое путешествие

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – = 7  7 + = 9  9 – = 6  6 + = 11
2-й раунд: 11 – = 8 и т. д.

   

28

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

   

29

Секреты задач

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

   

30

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

   

31

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

   

32

Математические игры

1

     

33

КВН

«Математика – Царица наук»

1

     

2 год

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

   

1.

«Удивительная снежинка»

1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

05.09

 

2.

Иrpa«Крестики-нолики»

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20

12.09

 

3.

Математические игры

1

Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»

19.09

 

4.

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

26.09

 

5.

Секреты задач

1

Решение нестандартных

и занимательных задач. Задачи в стихах.

03.10

 

6-7

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

10.10

17.10

 

8.

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в умень­шенном масштабе.

24.10

 

9.

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­слового кроссворда(судоку).

31.10

 

10.

«Шаг в будущее»

1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

14.11

 

11.

Геометрия вокруг нас

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

21.11

 

12.

Путешествие точки

1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соот­ветствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

28.11

 

13.

«Шаг в будущее»

1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

05.12

 

14.

Тайны окружности

1

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде­ние) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

12.12

 

15.

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; вто­рой — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд:

34 - 14 = 20

20 + 18 = 38

38 - 16 = 22 22+ 15 = 37

19.12

 

16-17

«Новогодний серпантин»

2

Мате­матические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

26.12

 

18

Математические игры

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

   

19.

«Часы нас будят по утрам...»

1

Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.

   

20.

Геометрический калейдоскоп

1

Задания на разрезание и составление фигур.

   

21.

Головоломки

1

Расшифровка закодированных слов.

   

22.

Секреты задач

1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.

   

23.

«Что скрывает сорока?»

1

Решение и составление ребусов,

   

24.

Интеллектуальная разминка

1

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

   

25.

Дважды два — четыре

1

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

   

26-27.

Дважды два — четыре

2

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный конт­роль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

   

28.

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

   

29.

Интеллектуальная разминка

1

Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате­матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

   

30.

Составь квадрат

.

1

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

   

31-32.

Мир занимательных задач

2

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и за­дания. Задача «о волке, козе и капусте»..

   

33.

Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

   

34.

Математическая эстафета


 

1

Решение олимпиадных задач

   

3 год

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1.

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

01.09

 

2.

«Числовой» конструктор

1

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-
плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

08.09

 

3.

Геометрия вокруг нас

1

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

15.09

 

4.

Волшебные переливания

1

Задачи на переливание.

22.09

 

5-6

В царстве смекалки

2

 

29.09

06.10

 

7

«Шаг в будущее»

1

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон-
струирование».

13.10

 

8-9

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.

20.10

27.10

 

10

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

10.11

 

11-12

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

17.11

24.11

 

13

Математические фокусы

1

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы
в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

01.12

 

14

Математические игры

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол-
шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).

08.12

 

15

Секреты чисел

1

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на-
право и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.

15.12

 

16

Математическая копилка

1

 

22.12

 

17

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-
рой — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибав-
ляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 +
150= 670

29.12

 

18

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.

   

19

Числовые головоломки

1

     

20 -21

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

   

22

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо -
стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

   

23

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.

   

24

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

   

25

Разверни листок

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

   

26-27

От секунды до столетия

2

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за
одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? 
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.

   

28

Числовые головоломки

1

     

29

Конкурс смекалки

1

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

   

30

Это было в старину

1

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-
ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. 
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

   

31

Математические фокусы

1

     

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).

   

34

Математический лабиринт

1

     

4 год

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Сроки проведения

план

факт

1.

Интеллектуальная разминка

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

   

2.

Числа-великаны

1

Как велик миллион? Что такое гугол?

   

3.

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-
казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

   

4.

Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

   

5

Римские цифры

1

Занимательные задания с римскими цифрами.

   

6

Числовые головоломки

1

     

7

Секреты задач

1

     

8

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

   

9

Математический марафон

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

   

10-11

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

   

12

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.

   

13

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

   

14

Математические фокусы

1

     

15-17

Занимательное моделирование

3

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-
эдр (по выбору учащихся).

   

18

Математическая копилка

1

     

19

Какие слова

спрятаны в таблице?

1

     

20

«Математика — наш друг!»

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-
дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.

   

21

Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.

   

22-23

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).

   

24

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

   

25-26

Мир занимательных задач

2

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.

   

27

Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

   

28-29

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

   

30

Блиц-турнир по решению задач

1

     

31

Математическая копилка

1

     

32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)

   

33

Математический лабиринт

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

   

34

Математический праздник

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».

   

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Карелия, г.Лахденпохья, ул. Заходского д.2

Рассмотрена на

методическом объединении

воспитателей ГПД

« 07 » сентября 2015г.

 

Программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в ГПД

на 2015-2019 год.

г. Лахденпохья

2015г.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.