Программа краеведческого кружка «Родничок» для учащихся 7–8 классов
Муниципальное образовательное учреждение Тихоновская основная общеобразовательная школа
Вохомского района Костромской области
Программа краеведческого кружка
для учащихся 7 -8 классов
Составитель:
учитель географии и истории
Манина Елена Егоровна
Пояснительная записка
Программа кружка «Родничок» предназначена для учащихся 7-8 классов как внеклассное и внешкольное занятие, рассчитана на двухгодичное обучение.
Программа кружка предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается на примерах своего края, состоит из следующих разделов: «Родословие», «Родной поселок», «Сельское поселение», «Район». Изучение родного края имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует формированию личности, воспитанию учащихся в духе патриотизма.
Материал кружка имеет краеведческую направленность. Направлен на изучение истории своего края, географического положения района, истории его образования и развития, народных промыслов, становление производства и сельского хозяйства.
Местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует положительной мотивации к занятиям.
Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, крае, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал кружка актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны: сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Цели и задачи программы
Цели:
Изучение исторического и культурного наследия своего поселка, района, семьи.
Вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.
Углубление и расширение знаний о своей малой Родине.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний о родном крае, его истории, традициях и культуре, знаний об истории своей семьи.
Обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.
Развивающие:
Развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний.
Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.
Воспитательные:
Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;
Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.
Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:
Историю становления и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
Историю своей семьи;
Замечательных людей своего населенного пункта, района;
Природу родного края, животный, растительный мир;
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
Описывать основные этапы развития населенного пункта.
Определять географическое положение и границы района, называть и показывать формы рельефа.
Систематизировать знания о своей семье.
Систематизировать информацию о родном крае.
Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.
Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
Содержание программы:
7 класс
Летопись родных мест.
Раздел I «Введение» (1 час).
Цели, задачи и содержание работы краеведческого кружка «Родничок». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятия «родной край», краеведение.
Раздел II «Род, семья, я» (5 часов).
Определение понятий «род», «семья», родословная, генеалогическое древо семьи. Виды родословия.
Творческие работы:
Составление генеалогического дерева.
Составление семейного альбома, устное описание родственников.
История, ставшая легендой моей семьи.
Составление истории о семейной реликвии.
Мои знаменитые предки. Семейные праздники и традиции.
Раздел III «Страницы истории моего населенного пункта» (13 часов).
История образования поселка Песочный, происхождение названия. Первые жители и строители поселка. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Умельцы нашего поселка.
Творческие работы:
Дворецкая А. И. – маленькая жительница блокадного Ленинграда.
Мостов Н.Т. – участник боев под Будапештом.
Сергеев И.А. –участник Великой Отечественной войны.
Сурин В. И. - участник событий в Венгрии в 1956 году.
Буреничев В. В. – участник Чеченской войны.
Коуров А. В. – изделия из капа.
Тимонин Ю.А., Зорин Е.Н. – резьба по дереву.
Волгин Н. И. – плетение из лозы.
Профессии, связанные с лесом.
Игры моей бабушки.
История Средневохомского лесопункта.
Экскурсия:
Поселок и его окрестности.
Тимонин Ю. А. – интерьер своими руками.
Кулаков М. Г.- частная пилорама.
Встречи:
Первые жители и строители поселка.
Трудовая династия Кокуновых.
Труженики тыла: «Горькие воспоминания».
Первые учителя Средневохомксой школы.
Оформление стенда: «Наш поселок».
Выставка работ умельцев поселка: «Умелые руки не знают скуки».
Раздел IV «Тихоновская земля» (14 часов).
Первые колхозы на территории поселения. Раскулачивание и репрессии. Лес и хозяйственная деятельность человека. Предприятия на территории Тихоновского сельского поселения. Методика изучения местных географических названий. Использование топонимики для изучения своей местности. Памятные и приметные места края. Трудовые подвиги земляков. Герои Советского Союза. Земляки – участники современных конфликтов.
Творческие работы:
«Загадки топонимики».
Легенды, предания и сказания о реках, озерах, холмах и оврагах земли Тихоновской.
Династия Будиловых – известные механизаторы.
Ермолаев Д.А. – заслуженный мастер леса, бригадир одной из лучших лесозаготовительных бригад страны.
Брагин В.Е – герой Советского союза.
Тихоновцы – участники войны в Афганистане.
Тихоновцы – участники Чеченской войне.
Митин Н. А. – ученый из села Тихон.
Богатырь – Иван «Леший» - легенда или быль.
Тихон - старейшее село края.
Мамонов Н. И. – участник русско-японской войны 1904-1905 г., член команды крейсера «Олег».
Встречи:
С лесничим на тему: «Лес и хозяйственная деятельность человека».
С главой Тихоновского сельского поселения на тему: «Наш край сегодня»
Экскурсии:
На сельхозпредприятие (ферму).
По родному краю на тему: «Край, что сердцу дорог».
К Уртминцевой М.А. на тему: «Мир узорочья»
Раздел V «Итоговое занятие». (1 час)
Оформление стенда:
«Малая родина: прошлое, настоящее, будущее».
Тематический план первого года занятий.
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Всего |
||
1. |
Введение. |
1 |
- |
1 |
2. |
Род, семья, я. |
1 |
4 |
5 |
3. |
Страницы истории моего населенного пункта. |
2 |
11 |
13 |
4. |
Тихоновская земля. |
3 |
11 |
14 |
5. |
Итоговое занятие. |
- |
1 |
1 |
Итого |
7 |
27 |
34 |
8 класс
«Вохма – золотое дно».
Раздел I Введение (1 час).
Цели, задачи и содержание работы краеведческого кружка «Родничок» на год. Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. (1 час).
Раздел II «Мой край на карте Родины» (4 часа).
Физико-географическое положение и границы района. Символика Вохомского района (герб). Административное деление. Органы местного самоуправления. Руководители местного самоуправления.
Практическая работа:
Определение по карте географического положения, крайних точек и границ района.
Определение по карте расстояний от своего населенного пункта до районного и областного центра.
Творческая работа:
Символика Вохомского района (герб).
Раздел III Природа Вохомского края» (4часа).
Рельеф, полезные ископаемые и их значение. Климат и внутренние воды.
Растительный и животный мир, почвы. Природные ресурсы. Экологические проблемы и охрана природы.
Практическая работа:
Описание рельефа территории.
Описание климата Вохомского района.
Выявление видового состава растений и животных леса. Выявление редких видов.
Творческие работы:
Река Вохма и ее притоки.
Природные богатства Вохомской земли.
Экскурсии:
Река Вохма во время половодья.
В лес для определения типов леса по лесорастительному покрову.
Раздел IV «История развития района» (10 часов).
История заселения и освоения края. История образования Вохомского района. История села Вохма-Вознесенье. Становление Советской власти на территории района, период коллективизации и первые колхозы. Населенные пункты, расположенные на его территории (происхождение названий, легенды, предания и сказания о них). Демографическая ситуация в районе. Храмы древние и сохранившиеся.
Практические работы:
Работа со статистическими данными (сравнить плотность населения, численность населения, площадь Вохомского района с соседними районами).
Социологическое исследование: «Естественное движение населения».
Творческие работы:
История села Вохма-Вознесенье.
Мифы и легенды земли Вохомской. Легенда: «Вохма – золотое дно».
Загадки топонимики.
Сретенский храм.
Раздел V «Промышленность, сельское хозяйство, промыслы края» (6 часов).
Первые предприятия района. Современные промышленные предприятия (мясокомбинат, хлебозавод и т.д.). Лесопромышленный комплекс района. Развитие и современное состояние сельского хозяйства. История и причины возникновения народных промыслов края.
Практическая работа:
Составление таблицы предприятий и группирование их.
Творческие работы:
1. Страницы истории Вохомского леспромхоза.
«Зеленое золото».
Раздел VI «Эхо войны»
Вохомский край в годы Великой Отечественной войны. Трудовая Вохма – фронту. Вохмичи – участники войны. Вохмичи – герои Советского Союза. Книга памяти Вохомского района.
Творческие работы:
Елькин Л. И. - морской разведчик.
Шеломцев Н.Г.- герою было двадцать.
Дудин Н. И. – герой Советского Союза.
Раздел VII «Земляки» (5 часов).
Люди земли вохомской: руководители района, работники промышленности, труженики сельского хозяйства, краеведы. Писатели, художники, архитекторы, деятели науки и просвещения, жизнь и творчество которых, связаны с Вохомским краем. Мастера декоративно-прикладного искусства.
Творческие работы:
«Короткая волна» Николая Шмидта.
Мастера декоративно-прикладного искусства.
Трудовые подвиги наших земляков.
Знаменитые художники и архитекторы – уроженцы вохомского края.
Художники слова – Каплин Л.А., Попов Л. И.
Раздел VIII «Итоговое занятие» (1час).
Оформление стенда:
«Герои и известные люди, прославившие вохомский край».
Тематический план второго года занятий.
№ п./п. |
Темы |
Количество часов |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Всего |
||
1. |
Введение. |
1 |
- |
1 |
2. |
Мой край на карте Родины. |
1 |
2 |
3 |
3. |
Природа Вохомского края |
1 |
5 |
6 |
4. |
История развития района. |
4 |
4 |
8 |
5. |
Промышленность, сельское хозяйство, промыслы края. |
4 |
2 |
6 |
6. |
Эхо войны |
3 |
1 |
4 |
7. |
Земляки |
1 |
4 |
5 |
8. |
Итоговое занятие. |
1 |
1 |
|
Итого |
15 |
19 |
34 |
Оценивание:
отзывы, грамоты, благодарности в портфолио ребенка, призы за участие.
Используемая литература:
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва «Просвещение» 1982 год.
Туристско-краеведческие кружки в школе. Методические указания для руководителей. Под редакцией В.В.Титова. Москва «Просвещение» 1988 год.
Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области. Кострома, 1995 год.
И. И. Баринова. Внеурочная работа по географии. Москва «Просвещение» 1988 год.
Историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал «Губернский дом» №3-4 2003 год. Кострома.
А.В. Смердов. Вохмяки. П. Вохма Костромской области. 2006 год.
Рекомендательный библиографический указатель. Люди земли вохомской. Часть 1, 2. П. Вохма 2004 год.
И мужество, как знамя. Пронесли.… К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Составитель: В.П. Чичерина. П. Вохма 2005 год.
Газета «Вохомская правда».