Программа кружка внеурочной деятельности социальной направленности «Диалог»
ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДИАЛОГ»
Тарасова Наталья Федоровна
социальный педагог, магистр социальной работы
Муниципальное общеобразовательное учреждение - ЛИЦЕЙ №2
Саратовская область, г. Саратов
postelnikova_nat@mail.ru
Аннотация
В работе представлена авторская программа внеурочной деятельности социальной направленности «Диалог», направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности социальной направленности «Диалог» большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у подростков уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации, поддерживать диалог в позитивном русле.
Пояснительная записка
Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
познание людьми друг друга.
Программа внеурочной деятельности социальной направленности «Диалог» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6-х классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Под коммуникативной компетентностью подразумевается следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:
обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.
Основные мотивы общения:
потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
потребность в активной деятельности;
потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, вступать в диалог.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у подростков уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации, поддерживать диалог в позитивном русле.
Программа кружка социальной направленности «Диалог» рассчитана на учащихся 6-х классов по 1 часу в неделю (34 часа в год).
Цель и задачи кружка:
1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения, построение диалога в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
Формы проведения занятий:
тренинги (коммуникативные, поведенческие),
этические беседы,
ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
дебаты,
тематические диспуты,
проблемно-ценностные дискуссии,
В ходе реализации программы кружка применяются следующие методы обучения:
проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
поведенческий тренинг,
лекции с обратной связью,
социально-психологические игры,
решение коммуникативных речевых задач,
работа в парах,
метод интервью,
проблемное обучение.
В процессе реализации программы кружка социальной направленности «Диалог» необходимы просторный учебный кабинет и минимальный уровень оборудования:
комплект карточек-сценариев, карточек - проблемных ситуаций и т.д.;
реквизит для сюжетно-ролевых игр;
компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок;
мультимедийный комплекс;
проектор и экран;
фото/видео камера.
Планируемые результаты, в соответствии с требованиями ФГОС
В основе реализации программы внеурочной деятельности социальной направленности «Диалог» лежит деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
формирование социально-педагогической и психологической среды развития учащихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;
развитие познания подростков и освоения мира личности учащегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся при реализации программы.
Для достижения результатов первого уровня (приобретения учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.
Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.
Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.
В рамках этической беседы основной канал общения - педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации учащихся между собой (максимум допустимого – обмен непродолжительными репликами).
Дебаты – это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.
Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.
Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.
Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.
1.Оганизация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной. Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).
2. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.
3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.
4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.
Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и учащихся в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.
Результаты освоения программы
1. Информационный уровень компетентности
Учащиеся умеют извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Используют грамотно речь для регуляции своего поведения. Умеют задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Способны критично относится к своему мнению.
2. Деятельностный уровень компетентности
Учащиеся умеют участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеют отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеют учитывать разные мнения, и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Имеют навыки контроля действий партнера.
3. Творческий уровень компетентности
Учащиеся умеют адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации (дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении социально значимой проблемы (задачи). Умеют осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Эффективность реализации программы кружка социальной направленности «Диалог» оценивается выраженным интересом учащихся к изучаемым темам в рамках программы, количеством и качеством выполненных творческих работ. В процессе реализации программы кружка у учащихся формируются знания и умения необходимые в дальнейшем при взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, семьей, школой и обществом в целом.
Структура программы
№ занятия |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Эмоциональность как свойство личности. |
1 |
2. |
Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». |
1 |
3. |
Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. |
1 |
4. |
Пути саморегуляции. |
1 |
5. |
Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. |
1 |
6. |
Эмоциональная культура личности. |
1 |
7. |
Общение и его функции. |
1 |
8. |
Коммуникативная культура личности. |
1 |
9. |
Культура общения. Виды общения. |
1 |
10. |
Стили общения. Нормы этикета. |
1 |
11. |
Конфликты: их причины и последствия. |
1 |
12. |
Средства и способы передачи информации в общении. |
1 |
13. |
Механизмы взаимопонимания. |
1 |
14. |
Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. |
1 |
15. |
Группа и ее законы. |
1 |
16. |
Конфликты в группе и пути их преодоления. |
1 |
17. |
Роль умения слушать в личностном общении. |
1 |
18. |
«Эффективные» слушатели. |
1 |
19. |
Умение слушать как метод восприятия информации. |
1 |
20. |
Факторы «слушания». Три уровня «слушания». |
1 |
21. |
Речь говорящего и понимание слушателя. |
1 |
22. |
Барьеры между говорящими и слушателями. |
1 |
23. |
Язык «поддержки» и язык «подавления». |
1 |
24. |
Преодоление барьеров в общении. |
1 |
25. |
Совершенствование навыков «слушания». |
1 |
26. |
Совершенствование навыков устной речи. Техника речи |
1 |
27. |
Монолог. Диалог |
1 |
28. |
Совершенствование навыков устной речи. Полилог |
1 |
29. |
Культура общения показывает культуру личности. |
1 |
30. |
Проблемно-ценностная дискуссия |
1 |
31. |
Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу? |
1 |
32. |
Правила толерантного поведения. |
1 |
33. |
Как сформировать полезные привычки. |
1 |
34. |
Итоговое занятие. Поведение человека и культура общения |
1 |
Содержание программы
Раздел 1. Эмоциональная окраска общения (6 ч.)
Эмоциональность как свойство личности. Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Эмоциональная культура личности.
Практическая часть
Тренинг «Психо-эмоциональная саморегуляция».
Тренинг «Я умею преобразовать негативную эмоцию».
Словесно-ролевая игра «Я чувствую, что ты…».
Раздел 2. Коммуникативная культура личности (10 ч.)
Общение и его функции. Культура общения. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Конфликты: их причины и последствия. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.
Практическая часть
Коммуникативный тренинг «Я вам хочу сказать!».
Словесно-ролевая игра «Разыгрывание ситуации конфликта».
Диспут «Решаем конфликт».
Раздел 3. Слушать и слышать (8 ч.)
Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Факторы «слушания». Три уровня «слушания». Барьеры между говорящими и слушателями. Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания».
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Слушаю и слышу».
Словесно-ролевая игра «Речь говорящего и понимание слушателя».
Сюжетно-ролевая игра «Язык «поддержки» и язык «подавления».
Раздел 4. Совершенствование навыков устной речи (6 ч.).
Совершенствование навыков устной речи. Техника речи. Монолог. Диалог. Полилог. Дебаты. Дискуссия. Проблемно-ценностная дискуссия. Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета. Этика и виды речевой деятельности.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Навыки устной речи: техника речи».
Дебаты «Культура общения показывает культуру личности».
Проблемно-ценностная дискуссия «Этика и речь».
Раздел 5. Мы такие разные (4 ч.)
Загляни в себя. Самооценка. Толерантность в обществе. Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. Как сформировать полезные привычки. Правила хорошего тона, дурной тон.
Практическая часть
Проблемно-ценностная дискуссия «Кто я? Зачем я живу? Что я могу?».
Тренинг «Выражения поддержки, сочувствия, радости».
Словесно-ролевая игра «Красота внешняя и внутренняя».
Список информационных источников
Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008– 214с.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.
Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.
Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 453 с. — (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по всем предметам Редактор И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники - И.В. Вачков. Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - Генезис, М., 2009.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения
Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
Электронное пособие. В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 4. – М.: Изд-во «Учитель», 2011.
7