Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуальной направленности

0
0
Материал опубликован 21 October 2017

Рабочая программа
по внеурочной деятельности

«Выдумывай. Пробуй. Твори »
(проектная деятельность)

Возраст обучающихся 11-14 лет
(срок реализации 1 год)

Автор-составитель:
Учитель информатики
Мельникова Татьяна Александровна

Мантурово
2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Введение. Изучение информационных технологий в основной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Данная программа внеурочной деятельности «Твори. Выдумывай. Пробуй» дает возможность учащимся 5-7 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, научиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

Программа разработана в соответствии:

с Законом РФ « Об образовании»;

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

1.2. Рабочая программа «Инфознайки» входит во внеурочную деятельность по проектному направлению.

1.3. Новизна. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Поэтому новизна программы заключается в том, что мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Раньше такой возможностью обладало лишь учебно–образовательное телевидение, но у этой области наглядности отсутствует аспект, связанный с интерактивностью. Моделировать процессы, которые развиваются во времени, интерактивно менять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Тем более довольно много образовательных задач связанных с тем, что демонстрацию изучаемых явлений невозможно провести в учебной аудитории, в этом случае средства мультимедиа являются единственно возможными на сегодняшний день. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также поможет детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Выполнение заданий в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.

Данная программа обеспечивает развитие универсальных учебных действий:

обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях,

обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности, включают действия постановки и решения проблем,

обеспечивает умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

1.4. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается так же в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже даже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе. В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.

настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

В педагогической деятельности среди информационных технологий особое место занимают так называемые мультимедийные технологии.

Все чаще возникает потребность в самопрезентации, защиты своей творческой деятельности, наглядного представления информации для окружающих.

Школьный предмет информатика дает необходимое, но недостаточное для детей среднего возраста количества знаний по наглядному представлению информации в компьютерном варианте. В то же время процесс составления ярких презентаций, слайд фильмов процесс творческий и интересный именно для учащихся среднего возраста 11 -14 лет. Составление самопрезентации способствует самоанализу собственной деятельности, стремление обогатить большим количеством информации свою презентацию, что имеет большое воспитательное значение. Знакомство с презентациями ровесников способствует расширению кругозора детей, их представление о возможностях досуговой деятельности.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые вопросы связаны с простейшими навыками работы на компьютере, которые можно без особых проблем приобрести в данном возрасте.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

1.5. Программа имеет практическую направленность.

ЦЕЛЬ:

Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Формировать у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить задачи:

приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

создание системы критериев оценки работ, награждения победителей;

создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей

Задачи:

Образовательные:

Научить учащихся создавать обрабатывать информацию с использованием мультимедиа технологий

Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность

Развитие мотивации к сбору информации.

Научить учащихся пользованию Интернетом

Воспитательные:

Формирование потребности в саморазвитии

Формирование активной жизненной позиции

Развитие культуры общения

Развитие навыков сотрудничества

Развивающие:

Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Развитие чувства прекрасного

Развитие у учащихся навыков критического мышления.

Принципы:

интегральность объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

непрерывность процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения детей 11-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 ч.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – презентации, защита работ, выступление перед зрителями.

В конце года обучения – конкурс самопрезентаций, защита творческих работ с использованием мультимедиа технологий, презентации проектов, опрос, свой собственный сайт с представлением своих работ.

1.7. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является то, что курс состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в учебном действии, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебном действии, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции и т.д.

III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, рисунками, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Новое метапредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.

1.8.Возраст: программа рассчитана на детей 11-14 лет.

1.9.Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Режим занятий: занятия проводятся по 1 часу в неделю (во второй половине дня).

Результативность изучения программы внеурочной деятельности «Твори. Выдумывай. Пробуй» определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, а также выполнением ими проектных работ.

1.10. Ожидаемые результаты освоения программы

Главное в работе над проектами научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.

Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит для развития разных сторон личности ребенка.

Планируемые результаты проектной деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные.

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметныеа Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

б) Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование

область;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

в) Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные.

Учащиеся будут:

Уметь извлекать пользу из опыта;

организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

организовывать свои собственные приемы изучения;

уметь решать проблемы;

самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

запрашивать различные базы данных;

опрашивать окружение;

консультироваться у эксперта;

получать информацию;

уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

уметь сотрудничать и работать в группе;

принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

уметь договариваться;

уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

включаться в проект;

нести ответственность;

входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

доказывать солидарность;

уметь организовывать свою работу;

уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

показывать стойкость перед трудностями;

уметь находить новые решения.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

готовность обучающегося целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета информатики; способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из логических заданий информатики могут быть им успешно решены; познавательный интерес к информатике как науке. Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.

Знать основные функции ученика и учителя на занятии.

Знать основные правила общения, уметь их применять.

Знать правила поведения на занятии, уметь их применять.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия.

Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.

Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.

Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.

Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.

Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

проводит классификацию по заданным критериям

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

устанавливать последовательность событий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

кодировать и декодировать предложенную информацию

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Использовать при решении задач, их обосновании и проверке найденного решения умений: выделять форму предметов; определять размеры предметов; располагать предметы, объекты, цифры по возрастанию, убыванию; выделять, отображать, сравнивать множества и его элементы; располагать предметы, объекты симметрично; находить лишний предмет в группе однородных; давать название группе однородных предметов; находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.); находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака; называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

2. Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

теория

практика

1.

Проект «Буклет»

1

5

1

Знакомство с программой Microsoft Office Publisher . Процесс создания буклета

1

4

2

Макет буклета в Microsoft Office Publisher

3

Вставка картинки, текста в буклет

4

Добавление в буклет таблиц, графиков

5

Выполнение итоговой работы в Microsoft Office Publisher

6

Защита проектной работы.

 

1

2.

Проект «Анимационная картинка»

2

6

7

Знакомство с программой GIMP . Процесс создания рисунка в GIMP.

2

5

8

Создание коллажа и плаката в GIMP

9

Рисование картинки в GIMP

10

Маски, слои в GIMP

11

Виды анимации в GIMP

12

Создание анимационной картинки

13

Выполнение итоговой работы в GIMP

14

Защита проектной работы.

 

1

3.

Проект «Сайт своими руками»

3

5

15

Моя Web-страничка.

3

4

16

Виды сайтов.

17

Основы HTML.

18

Редакторы сайтов.

19

Основы Web –дизайна.

20

Размещение, “раскрутка” и поддержка сайта в сети.

21

Проектирование сайта.

22

Защита проектной работы.

 

1

4.

Проект «Видеофильм»

5

7

23

Знакомство с программами Windows Movie Maker и Pinnасle Studio. Процесс создания видеофильма

5

5

24

Захват видеофрагментов с камеры

25

Разрезание видеофрагментов

26

Монтаж видеофрагментов встык

27

Использование «шторок» (плавных переходов) при монтаже

28

Использование статичных картинок в фильме

29

Запись в фильм комментариев с микрофона

30

Добавление в фильм музыки

31

Создание титров

32

Вывод фильма

33

Сохранение проекта

34

Подготовка и защита творческого проекта

 

2

ВСЕГО

34

3. Методическое обеспечение

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентации, ЦОРы, электронные учебники и пособия, наглядные средства обучения, обучающие программы и др.

Список литературы

Литература для учащихся и родителей

Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. –№ 2. –С. 52-60.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

В. Гамалей "Moй пepвый видeoфильм oт A дo Я" М.: Просвещение, 1998. - 412 с.

Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.

Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 - 87.

И.Кyзнeцoв, B.Пoзин "Coздaниe фильмa нa кoмпьютepe. Texнoлoгия и Tвopчecтвo"

Столяров А.М.,Столярова Е.С. Уроки по видеомонтажу Издательство:   НТ ПРЕСС ООО МОСКВА, 2008г, 256 с

Компакт-диск «Как сделать цифровой видеофильм … на компьютере», 2004, ООО «Медиахаус»

http://www.svcd.ru

http://www. vmstudio.narod.ru

http://comp-science.narod.ru/

http://www.infoznaika.ru/

http://www.computer-museum.ru/index.php

http://informatika.na.by/

http://informatikaplus.narod.ru/

Литература для учителя

В. Белунцов. Новейший самоучитель по видеомонтажу на компьютере издательство "ТехБук", 2004 г., 496 стр.

Буковецкая О.А. Видео на вашем компьютере. НТ ПРЕСС ООО МОСКВА, 2006г, 312 стр.

Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики.- М: Просвещение, 1991.

Кирьянов, Кирьянова. Pinnacle Studio, 11. Самоучитель. Издательство: BHV 2007г., 352стр.

Столяров А.М., Столярова Е.С. Уроки по видеомонтажу Издательство:   НТ ПРЕСС ООО МОСКВА, 2008г, 256 стр.

Компакт-диск «Как сделать цифровой видеофильм … на компьютере», 2004, ООО «Медиахаус».

Материально-технические средства:

Мультимедийный компьютер;

Цифровая видеокамера;

Цифровой фотоаппарат;

Программа Movie Maker

Компакт-диск «Как сделать цифровой видеофильм … на компьютере», 2004, ООО «Медиахаус».

1Интернет- ресурсы:

1. www.fipi.ru

2. www.kpolakov.narod.ru3. http://pedsovet.su

4. http://planeta.tspu.ru

5. www.1september.ru

6. http://www.klyaksa.net

7. http://www.uroki.net

8. http://www.edu.rin.ru

9. http://www.scholl-collection.ru

10.http://www.infoznaika.ru/

11. iso.ntf.ru

12. school-collection.edu.ru

13. metodist.lbz.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации