Программа летнего интенсива по биологии в условиях проектной смены при школьном лагере в сотрудничестве с вузами г. Челябинска «Полипептид: перезагрузка» (5–8 классы)
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Муниципальное АВТОНОМНОЕ общеобразовательное учреждение
«Лицей № 67 г.Челябинска»
Ул. С.Кривой, д.40, г.Челябинск, 454080, тел./факс: (351) 8263-86-86, e-mail: chelmou-67@yandex.ru, http://www.chel67.ru
ОГРН 1027403887499, ИНН 7453057054, КПП 745301001, р/сч 40703810190004000994 в ОАО «Челябинвестбанк»,
БИК 047501779, кор/сч 30101810400000000779 в ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, г.Челябинск
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ИНТЕНСИВА ПО БИОЛОГИИ
в условиях школьного лагеря проектной смены при взаимодействии с ВУЗами г.Челябинска
«ПОЛИПЕПТИД: ПЕРЕЗАГРУЗКА»
Челябинск, 2024
Пояснительная записка
В июне 2022 в МАОУ «Лицей №67 г.Челябинска» в школьном лагере с дневным пребыванием детей «Бригантина» впервые была апробирована программа работы проектного отряда с профилем эколого-биологической направленности для обучающихся 5-8 классов. Программа была реализована на уровне лицея, получены положительные отзывы детей и родителей. Однако, по результатам программы, оформились важные предложения:
- Расширить и углубить знания детей и их практические навыки по профильным предметам и в проектной деятельности;
- Привлечь для участия в программе не только учащихся лицея №67, но и других детей, из разных образовательных учреждений г.Челябинска;
- Вывести программу профильной направленности на уровень взаимодействия с ВУЗ-ами г.Челябинска, преподавателями и студентами.
На сегодняшний день у подростков есть новые возможности – участие в конкурсах, фестивалях и программах «Движения Первых», проектных сменах в «Сириусе», профильных ВУЗ-овских олимпиадах по всей России. Но начальный, стартовый этап, безусловно, должен проходить на уровне образовательного учреждения, в котором учится ребёнок, где он укрепляет свои навыки soft skill, узнаёт о возможностях практического приложения своих знаний, получает профессиональные умения, общается в среде с такими же заинтересованными детьми, студентами, преподавателями, получает опыт командной работы по защите проектов, что обеспечивает некую специальную «драйвовую» среду для положительных эмоций и внутренней мотивации на достижение жизненных целей и погруженность в профессию.
Первый опыт взаимодействия с наставниками, преподавателями, студентами ВУЗ-ов (особенно выпускниками лицея), ценен и даёт широкие возможности для участия во многих программах общероссийского уровня.
В городе Челябинске, конечно, уже существуют подобные программы естественно-научной направленности (детский технопарк «Кванториум»). Там ребята в течение учебного года могут также написать проект, заниматься лабораторными и практическими занятиями с педагогами ВУЗ-ов, поучаствовать в общероссийском конкурсе, быть в дальнейшем направленными в «Сириус».
Но выигрышные моменты летнего интенсива в школьном лагере также весьма существенны. И индивидуальны для каждого участника:
- во время летней смены в школьном лагере ребёнок находится в привычных условиях, с одноклассниками, и в то же время знакомится с другими ребятами из разных школ, со студентами и преподавателями, получает полезный опыт общения;
- интенсив направлен на результат – в любом случае у участников появится если не сам уже написанный проект, то идея, которую можно реализовать в учебном году, представить на разных конкурсах;
- лето – время полевой практики. Видовое разнообразие растений и животных максимально, можно работать с живыми объектами, что повышает интерес к практической деятельности по предмету;
- лето – время отсутствия обязательной подготовки домашнего задания по урокам в школе, отсутствие занятий в дополнительном образовании, поэтому всё свободное время ребёнок может посвятить биологии, т.е. не будет думать о решении других задач;
- профессиональная ориентация и возможность пообщаться с людьми, добившимися успехов в разных направлениях биологии.
- в лагере есть 2 приёма пищи: завтрак и обед. Возможность поработать над проектом самостоятельно после обеда, т.к. есть вся необходимая техника и доступ в Интернет;
- родители не беспокоятся о том, что дети не у дел. А наоборот, довольны, что ребята проводят время с пользой для будущей учёбы.
Преимущество «Кванториума» же в более насыщенной, обеспеченной технически материальной базе. Есть более сложное лабораторное оборудование, чем на базе школьной лаборатории, поэтому и спектр научных работ может быть шире. Но это рабочий момент и в индивидуальном порядке в рамках работы над проектом, всегда можно договориться партнёрами. С лабораторией, ЧелГУ, например – факультетов биологии и фундаментальной медицины.
Необходимость проведения интенсива по биологическим наукам в формате точки роста:
Во-первых, необходимо выходить на новый уровень профессионального развития обучающимся и студентам – это появляется во время интенсивного общения;
Во-вторых, невозможно формировать научный, исследовательский и креативный тип мышления без создания условий для развития соответствующих умений и навыков;
В-третьих, профориентационная направленность обучающихся. Т.к. в обществе существует проблема узконаправленного суждения о применении биологических знаний в профессиях будущего, необходимо направить, показать широкий спектр применения этих знаний во многих отраслях деятельности человека, а не только, допустим в медицине или ветеринарии;
Из видимых проблем логично сформулировать Актуальность летнего интенсива по биологии для всех участников:
- возможность профессионального развития для всех участников мероприятия;
- школьники: определение в выборе профессии и отработке дальнейшего профессионального маршрута, получение представления о возможностях образования и карьеры в сфере биологии;
- закрепление навыков публичного выступления, доказательства гипотезы проекта и её аргументации, skill soft, социализация и активный отдых;
- ощущение атмосферы университетской жизни, знакомство со студентами и преподавателями ВУЗ-ов;
- студенты: взаимодействие с преподавателями и школьниками по проблемам экологии, биологии растений и животных. Студенты, которые хотят провести лето с пользой, развивая свои творческие навыки и социальные контакты;
- учителя-предметники: получение опыта работы в организации меропиятий и в проектнойдеятельности.
- ВУЗ - база профессионально ориентированных абитуриентов.
Целевая аудитория:
- школьники 5-8 классов лицея№67,;
- студенты ЧелГУ (факультет фундаментальной медицины), ЮУрГМУ – с разным уровнем подготовки и интересов в области биологии, что позволит создать разнообразную и динамичную обучающую среду, способствующую развитию каждого участника;
- учителя биологии и химии лицея №67 (руководители проектов, методисты, которые хотят принять участие в научных исследованиях в области биологии)
Эксперты:
1. Цейликман Ольга Борисовна, декан факультета фундаментальной медицины ЧелГУ, директор научно-образовательного центра «Биомедицинские технологии», ведущий научный сотрудник Лаборатории перспективных исследований молекулярных механизмов стресса, доктор медицинских наук, доцент
2. Малышева Евгения Викторовна, центр довузовской подготовки ЮУГМУ кандидат медицинских наук
3. Леонова Елена Анатольевна, доцент кафедры информатики информационных технологий и методики обучения информатики ЮУрГГПУ, кандидат педагогических наук
Цель программы летнего интенсива:
Поддержать интерес школьников к биологии, развивать их познавательные способности, а также содействовать профессиональному самоопределению в области биологии.
Задачи:
- определить площадку проведения и организовать взаимодействие организаторов с руководителями площадки;
- организовать набор обучающихся, преподавательского состава и студентов;
- организовать увлекательные и познавательные занятия по биологии: лекции, практические занятия, экскурсии и лабораторные работы;
- осуществить взаимодействие с преподавателями и студентами профильных факультетов ВУЗ-ов г.Челябинска, методистов Челябинского зоопарка, для организации мастер-классов, экскурсий, практических и лабораторных работ;
- провести итоговую презентацию проектов – хакатон, который позволит участникам показать применение полученных знаний на практике, продемонстрировать свои навыки;
- поддержать обучающую среду, способствующую формированию коллективного духа, творческого подхода к решению задач и развитию социальных навыков;
- организовать рефлексию для обеспечения тиражирования образовательного опыта.
Такой интенсивный курс по биологии в условиях школьного лагеря поможет воспитанникам раскрыть свой потенциал, углубить знания в области биологии и получить ценный опыт работы и общения с профессионалами в этой области.
Проблема – невозможность формировать проектный и исследовательский тип мышления без создания условий для развития соответствующих умений и навыков.
Проблема – шаблонность, узконаправленность, неинформированность, инерция школьников и родителей в выборе будущей профессии.
Ресурсы для реализации программы летнего интенсива:
Кадровый: руководитель и привлеченные специалисты;
Информационный: электронные или обычные документы, справочники, энциклопедии, материалы телеконференции, фотографии, видео;
Технический: канцелярия, микроскопы и оборудование для л.р. и пр.работ (сачки, ловушки, прессы)
Материальный: расходные материалы (сырьё, конструкции, комплектующие, электроэнергия, бумага, тонер для принтера), мести для проведения занятий, продукты питания для блюд в столовой;
Финансовый: финансы для материальной поддержки участников интенсива, для поощрения детей, для организации питания в столовой;
Временной: Часы подготовки, часы занятий.
Средства реализации программы летнего интенсива:
1. Профессиональные преподаватели и инструкторы для проведения лекций и мастер-классов: на образовательной смене могут присутствовать опытные преподаватели, специализирующиеся в различных областях биологии, что позволяет учащимся расширить свои знания и получить новые навыки;
2. Интерактивные учебные материалы: использование современных технологий, интерактивных учебных программ и оборудования помогает сделать обучение более увлекательным и эффективным;
3. Групповая работа и проекты: организация групповых проектов и заданий способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и решать проблемы совместно, участники будут разрабатывать собственные проекты по биологии, решать актуальные проблемы и предлагать инновационные решения;
4. Практические занятия и лабораторные работы: организация занятий, где участники смогут самостоятельно проводить эксперименты, анализировать данные под руководством преподавателей;
5. Экскурсии и полевые исследования: проведение экскурсий в парк, где участники смогут изучать биологическое разнообразие в естественной среде, проводить полевые исследования;
6. Научно-исследовательская деятельность: возможность участникам провести исследования, публиковать результаты и представлять их на конференциях разного уровня, в том числе, впоследствии для участия в движении «Юннаты Первых»;
7. Хакатон: организация хакатона по биологии, где участники будут решать задачи, соревноваться друг с другом, демонстрировать свои знания и умения;
Эти средства помогут создать интересную и образовательную программу летнего интенсива, которая будет способствовать развитию участников и расширению их знаний в области биологии и профессионального ориентирования.
1. Планирование программы «Полипептид. Перезагрузка»
Подготовительный этап – рассылка информационных писем по ВУЗ-ам, набор студентов, преподавателей, школьников в отряды. Размещение информации на сайте школы. Подготовка материально-технической базы, условий для работы отряда.
День 1. Знакомство участников. Лекция «Разнообразие живых организмов и их роль в экосистемах». Проведение практического занятия по сбору и классификации растений. Темы: «Урбанофлора», «Виды-эдификаторы», «Виды-интродуценты», «Сорные растсения». «Исторические фитоценозы территории парка им.Гагарина», «Модификации у растений», «Адаптации растений к окружающей среде»
День 2. Лекция по паразитологии. Практикум по гельминтологии. Экскурсия в ботанический сад ЧелГУ – «Паразиты растений их группы и особенности»
День 3. Экскурсия на пресный водоём (р.Миасс, карьер в парке) Проведение практикума по изучению биоразнообразия. Лекция о влиянии деятельности человека на природу и возможных способах её сохранения.
День 4. Мастер-класс по изучению микроорганизмов (бактериология и микология) - ЧелГУ (кафедра микробиологии). Круглый стол «Актуальные проблемы микробиологии и возможные пути их решения»
День 5. Экскурсия в Челябинский зоопарк. Лекция по этологии млекопитающих и птиц зоопарка. Круглый стол «Актуальные проблемы этологии млекопитающих и птиц в условиях искусственного содержания».
День 6. Хакатон по проблемам биологии и экологии.
День 7. Подведение итогов – выступление участников с презентациями своих работ. Награждение участников сертификатами и грамотами.
Такая программа поможет ученикам профильных классов погрузиться в мир биологии и экологии, расширить свои знания в этих областях науки, провести время с пользой и интересом.
Хакатон – событие, на котором команды решают проблему за ограниченное время, соревнуются между собой. Хакатон всегда сфокусирован на конкретной области знаний.
Цель: создать полноценную версию решения поставленной задачи.
Зачем: Атмосфера азарта., строчка в опыте – драйвит тех, кому не хватает опыта.
Роли в команде: Идейный генератор, практик, дизайнер, речевик, экономист для составления и представления продукта.
Задание для всех групп: «Исследовательский проект» - в общем. Командам предлагаются темы. Каждая команда разрабатывает план исследования, прогнозирует результат. В завершение хакатона команды представляют свои проекты жюри (преподаватели и учителя) и другим командам. Оценивается результат и формат решения, решение прикладных задач.
Хакатон по заданиям программы летнего интенсива помогает участникам развить свои знания и навыки в области биологии, а также научиться работать в команде, принимать решения и реализовывать свои идеи в практических проектах.
2. Дорожная карта
1. Подготовительный этап (март-апрель):
- определение целей и задач программы летнего интенсива по биологии;
- поиск и привлечение преподавателей-биологов и студентов из ВУЗ-ов Челябинска;
- составление учебных программ и планов занятий;
- поиск необходимого оборудования и учебных материалов;
- организация информационной поддержки и консультаций со стороны ВУЗ.
2. Организационный этап (май):
- согласование с руководством школьного лагеря проектной смены, условий проведения программы;
- определение дат и продолжительности интенсива;
- разработка графика занятий и распределения обязанностей между преподавателями и студентами;
- подготовка места для проведения интенсива (аудитории, лаборатории);
- обеспечение расчёта сметы – финансовых ресурсов и возможностей для оплаты расходов.
3. Реализационный этап (июнь):
- проведение интенсива согласно разработанному плану и программе;
- организация практических и лабораторных занятий, лекций, экскурсий, экспериментов;
- контроль качества обучения и участия;
-решение организационных вопросов в ходе проведения интенсива;
4. Завершающий этап (июнь):
- проведение анализа результатов программы и оценка эффективности;
-подготовка отчёта о реализации интенсива;
- проведение обратной связи с участием и преподавателями;
- планирование дальнейших шагов по усовершенствованию программы (создание канала);
- методический кейс.
3. Оценка результативности
- Развитие профессиональных навыков и опыта участников «Полипептид: Перезагрузка» (студенты ВУЗа и школьники) в области биологии, экологии и медицины;
- Летний интенсив по биологии стал площадкой для обсуждения актуальных проблем и тенденций в области биологии и экологии, что способствовало повышению общественного интереса к этим областям знаний;
- Участники могли получить обратную связь от опытных специалистов в области биологии, экологии и медицины, что помогло им улучшить свои исследовательские навыки и подготовку научных работ;
- Летний интенсив - стимул для дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности участников, а также для формирования интереса к карьере в области биологических наук;
- Создание базы проектов участников интенсива;
- Отработка навыков публичной защиты проекта у каждого выступающего (хакатон или подведение итогов);
- «Полипептид: Перезагрузка» позволила создать сильное сообщество школьников и студентов, заинтересованных в научных исследованиях, что способствует развитию научной культуры и сотрудничества между образовательными учреждениями г.Челябинска.
Рефлексия:
- проведение опроса для всех участников на Гугл-формах;
- интерес к мероприятию в других ВУЗах и ОУ г.Челябинска.