12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заблоцкая Юлия Владимировна688
Россия, Смоленская обл., Смоленск
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области











Программа организации летнего отдыха детей

«Путешествие по Золотому кольцу»

Возраст детей: 6–17 лет

Срок реализации: одна смена (21 день)
















Разработчик:

Заблоцкая Юлия Владимировна

Заместитель директора по ВР












Смоленск, 2023

I.Пояснительная записка


Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не достаточно осознаны им, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Путешествие по золотому кольцу России – это уникальная возможность познакомиться с разными городами, с их историей и достопримечательностями. В каждом городе своя природа, свои традиции и свой быт, что позволит каждому ребенку расширить свой кругозор и обогатить свои представления о городах России.

Программа отвечает современным задачам образования и воспитания подрастающего поколения, в то числе и таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности.

Создание условий для формирования и совершенствования личности, неравнодушной к судьбе Отечества, воспитание духовно – нравственного начала, любви к родине, патриотизма, чувства гордости за свою страну, формирование личности, возвращение к истокам – приоритеты воспитательной работы, особенно актуальные на современном этапе.

Духовно – нравственным и патриотическим воспитанием необходимо заниматься с раннего детства: воспитывать в ребенке такие качества, как уважение, любовь и гордость к своей Родине, прививать знания о культуре, истории, традициях и обычаях своего народа, его ремеслам.

Программа «Путешествие по Золотому кольцу России» направлена на решение данных задач. Механизм реализации программы предусматривает создание условий не только для восстановления физического и психического здоровья детей в летнее время, но и ознакомление в увлекательной, ненавязчивой форме с применением современных интерактивных технологий с историей и культурой своего народа, страны; позволяет детям проявить себя, свою инициативу, активность, самореализоваться.

Программа рассчитана на одну смену в период с 1 июня по 22 июня 2023 года (21 день).

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает комплексный подход к решению проблем организации отдыха и оздоровления, разработана с использованием традиций наставничества, включает проектную деятельность, ориентирована на требования времени и интересы обучающихся, учитывает их потребности, помогает реализовать возможности, стимулирует социальную и гражданскую активность, что позволяет отвлечь детей от негативных поступков и мотивировать на развитие необходимых навыков.


Концептуальные основы

Нормативно-правовое обеспечение

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

«Конвенция о правах ребенка» от 20.11.1989;

Конституция РФ от 25 декабря 1993 г.;

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ;

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. №996-р;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации «Концепции развития дополнительного образования детей»;

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (с Изменением №1, с изменениями от 10.04.2018);

«Типовое положение о детском оздоровительном лагере» от 07.12.2011 АЖ-П12-

8693;

Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 N 196 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2014 г. №09-613 «О направлении методических рекомендаций»;

Устав МБОУ Богородицкой СШ.


При разработке программы учитывались следующие принципы организации и содержания деятельности:

принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интересы и потребности (интеллектуальные, творческие, организаторские);

принцип свободы и творчества, предполагающий право выбора вида деятельности в рамках программы, форм и способов участия в досуговых мероприятиях и оздоровительных программах;

принцип социальной активности через включение обучающихся в социально значимую деятельность;

принцип регионального подхода к воспитанию и обучению, предполагающий изучение истории, культуры, традиций родного края.

Программа разработана также с учётом принципов гуманистической педагогики.


Методы, применяемые при организации досуговой деятельности обучающихся:

методы формирования сознания личности;

методы организации деятельности и опыта общественного поведения;

методы стимулирования, мотивирования и коррегирования поведения и деятельности обучающихся.


Содержание программы предполагает включение обучающихся в следующие виды деятельности:

коммуникативно-игровая;

познавательная;

творческая;

проектная;

спортивно-оздоровительная.


Понятийный аппарат программы:

коммуникативно-игровая деятельность деятельность, которая позволяет обучающимся попробовать себя в разных социальных ролях и предполагает конструктивное общение в процессе подготовки к мероприятиям, участия в них, обсуждения итогов, рефлексии;

познавательная деятельность деятельность, направленная на расширение кругозора в различных областях;

творческая деятельность деятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей;

проектная деятельность совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата создание проекта;

спортивно-оздоровительная деятельность целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника;

наставничество «дети учат детей» – отношения, в которых социально активные подростки помогают младшим освоить определённые компетенции, как по теме смены, так и личностные; готовы понять, принять и помочь детям с девиациями поведения.


Краткая характеристика участников программы


По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение одной лагерной смены (21 день). Количество обучающихся: 61 человек. Возраст обучающихся: 7–17 лет. Дополнительные критерии отбора обучающихся отсутствуют.


Целевой блок программы


В каждый этап программы включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков ребенка, а также всестороннего развития его личности. Таким образом, дети смогут проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере.

Цель программы - создание социально-значимой, воспитательной среды, способствующей полноценному отдыху, оздоровлению, развитию творческих способностей детей через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность.

Исходя из целевой установки, сформулированы программные задачи:

обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период;

создать условия для самореализации детей и подростков в различных видах игровой деятельности;

способствовать формированию у детей гражданских качеств; развитию их интеллектуальных, организаторских способностей и коммуникативной культуры через коллективно-творческие дела смены;

организовать сотрудничество детей и взрослых на основе соуправления.


Ожидаемые результаты:

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Расширение кругозора детей.

Повышение общей культуры, привитие им социально-нравственных норм.

Личностный рост участников смены.

Для преподавателей:

Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период через изучение культурного наследия народов России.

Повышение уровня педагогического мастерства.

Для родителей:

Удовлетворённость родителей летним отдыхом детей


Критерии и способы оценки качества реализации программы

Качественные критерии (методы оценки результатов: наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, беседа):

степень удовлетворённости родителей и обучающихся формами организации досуга в лагере (мониторинг);

сохранение и развитие устойчивого интереса к участию в жизни лагеря, занятиям в объединениях дополнительного образования;

трансляция приобретённых знаний и опыта;

проявление ответственности обучающихся за себя и товарищей, за порученное дело;

психологически комфортное положение всех участников смены;

степень включённости в активную жизнь лагеря;

участие обучающихся в организации и проведении отрядных и общелагерных мероприятий;

мотивация к здоровому образу жизни.


Количественные критерии:

количество участников смены, вновь стремящихся попасть в лагерь (анкетирование);

выраженный оздоровительный эффект (мониторинг эффективности оздоровления);

количество обучающихся, охваченных организованными формами досуга;

количество обучающихся, занимающихся в студиях и секциях (анализ документации);

количество обучающихся, повысивших показатели физической подготовленности (тесты ОФП в начале и конце смены);

количество успешных выступлений на конкурсах и соревнованиях (грамоты победителям и призёрам).


II.Содержание программы

Этапы реализации программы


Подготовительный этап (январь–февраль)

Цель: планирование работы.

Содержание:

разработка образовательной программы лагеря, планирование тематической смены;

подбор методического материала, разработка отдельных мероприятий, проектов.

Формы работы: сбор информации, написание программы.


Организационный этап (март–май)

Цель: подготовка к реализации программы.

Содержание:

создание нормативно-правовой базы;

подготовка материально-технической базы;

решение кадрового вопроса;

подготовка пакета диагностик;

налаживание внешних контактов с целью привлечения партнёров к участию в реализации программы;

разработка наглядного оформления смены (информационный стенд, материал к отдельным мероприятиям), подбор костюмов.

Формы работы: семинар, работа с документацией, переговоры.


Практический этап (период смены: 21 день)

Цель: реализация программы.

Содержание:

проведение инструктажей, мероприятия на сплочение коллектива, первичная диагностика здоровья и физической подготовленности, анкетирование, подготовка к открытию смены (1–3-й дни смены);

открытие смены, работа кружков и секций, мастер-классы, мероприятия в рамках программы, участие в проекте (4–18-й дни смены);

итоговая диагностика здоровья и физической подготовленности, анкетирование обучающихся и родителей, закрытие смены, награждение участников (19–21-й дни).

Формы работы: анкетирование, диагностика, различные формы мероприятий смены, работа кружков, ведение дневника смены, создание видеофильмов, слайд-альбомов.


Аналитический этап (июль)

Цель: оценка эффективности реализации программы.

Содержание:

анализ данных анкетирования;

анализ мониторинга качества предоставляемых услуг;

составление отчёта по итогам работы;

обмен мнениями: впечатления от проведённой работы, предложения, пожелания;

определение задач на следующий период.

Формы работы: педагогический совет, работа с документами.




Содержание программы по направлениям работы


Основные направления работы по программе: гражданско-патриотическое, духовно- нравственное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое.


Гражданско-патриотическое направление

Цель:. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение территории России. Приобщение школьников к истории и культуре родной страны – России, ее достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родной стране на примере городов, которые входят в состав Золотого кольца России.


Мероприятия: викторина «Дело мастера боится», конкурс частушек «Есть умельцы на Руси», конкурс рисунка «Золотое кольцо России глазами детей», проект оформление альбома «Золотое кольцо России – глазами школьника»,

Ожидаемый результат: личность, любящая своё Отечество, готовая отстаивать его интересы, участие обучающихся в мероприятиях по сохранению культурного наследия нашей страны, проявление творческих способностей.


Духовно-нравственное направление

Цель: духовно-нравственное развитие личности, формирование стремления к духовно-нравственному самосовершенствованию, социальному самоутверждению на основе общечеловеческих норм и ценностей православной культуры.

Мероприятия: Интерактивное упражнение «Достопримечательности городов Золотого кольца», онлайн-квест на образовательной платформе joiteka (по сюжету «выход из комнаты») «В путешествие вместе», остров экономической игры «Кто ты мой компаньон».

Ожидаемый результат: социально активная личность, обладающая духовно- нравственными качествами, способная проявить инициативу, прийти на помощь.


Спортивно-оздоровительное направление

Цель: формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, обеспечение высокой двигательной активности и физическое развитие обучающихся.

Мероприятия: комплексная программа «Время рекордов» (Международный Олимпийский день), тематическое занятие «Вперед во Владимир», «Славянские народные игры: «Кулачный бой», «Салки»

Ожидаемый результат: массовое участие в спортивных мероприятиях, устойчивая мотивация к здоровому образу жизни.


Художественно-эстетическое направление

Цель: обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта обучающихся; развитие творческого восприятия произведений искусства и способностей к художественному творчеству; развитие творческого сотрудничества.

Мероприятия: торжественное открытие и закрытие смен, день фотографа «Природа вокруг нас», шоу «Лучший город на Земле », шоу-церемония «Русская красавица».

Ожидаемый результат: массовое участие в культурном досуге, умение выразить себя в творчестве, развитое чувство прекрасного.


Проектная деятельность

Цель: развитие навыков коллективной творческой деятельности обучающихся посредством создания практических информационных продуктов.

Мероприятия: проект оформление альбома «Золотое кольцо России – глазами школьника».

Ожидаемый результат: создание альбома «Золотое кольцо России – глазами школьника», наполненного информационными материалам

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по направленностям:

художественная: «Изостудия», «Фото и видео съемка», «Театральная студия Экспромт»;

физкультурно-спортивная: «Футбол », «Спортивное попурри»;

техническая: «Робототехника»;

туристско-краеведческая: «Махаон»;

социально-педагогическая: «Хочу все знать», «Тропинка в профессию».


Примерный список мастер-классов*


Название мастер-класса

Руководитель

«Это голубое чудо - Гжель»

Батяй О.М.

«Загорская матрешка»

Бессарабова С.М.

«Волшебный мир Палеха»

Гращенкова Т.А.

«Стряпуха»

Батяй О.М.

«Мыло – своими руками»

Моисеева Е.Ю.

*Расписание мастер-классов составляется за один день до начала смены


Примерный список мероприятий* с участием партнёров


Название мероприятия

Организатор

Интерактивное упражнение «Достопримечательности городов Золотого кольца России»

Смоленский педагогический колледж

Игра-путешествие «Москва – великая»

Духовская Е.Л., Бабахова Ю.А.

Тематическая выставка книг «С книгой по России»

Библиотека Козинского сельского поселения

Виртуальный квест «Золотое кольцо России - ремесла»

Козинский ДК

Весёлые состязания «Бегом по Золотому кольцу»

Студенты Смоленского государственного университета спорта

Мероприятие «Классная встреча»

Козлов Д., руководитель проекта «Чистая Смоленщина»

Квест

Актив РДДМ Богородицкой школы, рук. Антонова А.А.

Практикум «Оказание первой доврачебной медицинской помощи»


Медицинский персонал Богородицкого фельдшерско-акушерского пункта 

*Расписание мероприятий составляется за один день до начала смены

Мероприятия профилактического характера


Дата

Профилактика

Мероприятие

5.06

Профилактика дорожно-транспортных происшествий и детского травматизма

Онлайн квест «Наша дорожная грамотность»


9.06

Пожарная безопасность

Беседа «Повелители огня» о работе

сотрудников МЧС

15.06

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных

привычек

Профилактическая беседа «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

14.06

Предупреждение детского травматизма

Беседа «Травматизм летом.»

19.06

Правовое воспитание

Путешествие в страну правовых знаний


Распорядок дня (фрагмент)


Временной

промежуток

Мероприятие

Примечание

08:30–09:00

Утренняя зарядка


Проводится учителями физической культуры на

центральной площадке школы для всех обучающихся одновременно

09:00–09:15

Утренняя линейка

Итоги соревнований, мероприятий предыдущего дня, награждение, мини-аукцион знаний по теме предыдущего дня, новости, объявления, анонсы событий, поздравление именинников, введение в тему в дни важных государственных праздников, ответы на вопросы,

танцевальная пауза

10:00–12.00

Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и спортивных секций, мастер- классы

Занятия проводятся в кабинетах и актовом зале, на спортивных площадках. Расписание работы кружков и секций, расписание мастер-классов прилагаются в 1-й день каждой смены.

12:00–13:00

Спортивные и образовательные мероприятия

Проводятся согласно программе спортивной и образовательной работы.

Отрядные мероприятия

Проводятся вожатыми и воспитателями по плану работы отряда. План работы отряда составляется в соответствии с тематикой смены, возрастом обучающихся, их интересами и прилагается в 1-й день смены. В план могут

вноситься изменения в соответствии с пожеланиями обучающихся или событиями в отряде


Механизм реализации смены


Логика построения смены.

Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, а также осознавая значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы - сюжетно - ролевая игра как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство. Ведущей технологией по программе «Путешествие по Золотому кольцу России» является игровая технология. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие). Эти технологии обеспечат достижение поставленных целей. Процесс занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр. Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, диалогический, эвристический, проблемно-исследовательский.


Легенда и реализация смены

Сюжет: отряды отправляются в путешествие по Золотому кольцу России – Ярославль, Ростов-на-Дону, Переславль, Сергиев Посад, Иваново, Суздаль, Владимир, Кострома, Москва. В начале каждого дня вожатый получает QR-код, отсканировав который можно узнать в какой город отряду предстоит отправится в текущий день. Задача отряда как можно больше выполнить заданий за день, заработав на этапах монеты с изображением города. После путешествия отряды прикрепляют свои заработанные монеты на общий стенд и становится видно, кто где был силен.

Подготовительная работа - отряды придумывают название экспедиции - берут реальное или вымышленное (из литературы, фильмов), указывают транспортное средство, готовятся ответить на вопросы об этом путешествии. Отряды регистрируются на общем информационном стенде.

Девиз Путешествия - «Пробуй! Дерзай! Твори! Сияй!».

С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Дети погружаются в легенду о том, что территория лагеря - это карта Российской Федерации с городами, морями и реками, в которой все ребята - туристы, путешествующие по России, и являются туристическими группами из разных городов, как реальных, так и вымышленных (временными детскими коллективами - объединение 15 детей по возрастному признаку, количество делегаций равно количеству отрядов). Каждый отряд имеет тематическое название, девиз и законы своего отряда помимо законов, действующих в путешествия.



ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СМЕНЫ

День

Мероприятия*

*Администрация оставляет за собой право вносить изменения в план смены, обусловленные погодными условиями, экскурсионными поездками и другими факторами.


01.06

чт

Город Знакомств. День открытия смены. «Путешествие по стране за 21 день» Участие в программе посвящённой «Неделя детства», в рамках «Дня защиты детей»

02.06

пт

Страна Спорта. Весёлые старты «Золото-версиада».

03.06

сб

Остров экономической игры «Кто ты мой компаньон»

05.06

пн

Конкурсная программа «Орёл и решка» по Золотому кольцу

06.06

вт

Конкурс рисунка «Золотое кольцо России глазами детей

07.06

ср

Трэвэл батл между отрядами

Комплексная программа: викторина, весёлые старты, конкурс рисунка на асфальте

08.06

чт

Королевство Волшебных сказок. «Удивительный мир сказок А. С. Пушкина»

09.06

пт

Интерактивная викторина с использованием образовательной платформы «Дело мастера боится»

10.06

сб

Конкурс частушек «Есть умельцы на Руси»

12.06

пн

Конкурсная программа «Всему миру по секрету»

13.06

вт

Поле чудес на тему «Ремесло Золотого кольца России»

14.06

ср

онлайн-квест на образовательной платформе joiteka (по сюжету «выход из комнаты») «В путешествие вместе»

15.06

чт

Весёлые состязания «Бегом по Золотому кольцу»

16.06

пт

Виртуальный квест «Золотое кольцо России - ремесла»

Тематическая выставка книг «С книгой по России»

17.06

сб

День фотографа «Природа вокруг нас»

19.06

пн

шоу «Лучший город на Земле »

20.06

вт

шоу-церемония «Русская красавица»

21.06

ср

Мероприятие «Классная встреча»

Квест игра – путешествие «Игрушка гжельская удивляет – поиграть нас приглашает»

22.06

чт

Конкурс «Русская матрешка - символ и загадка»

23.06

пт

Клуб кинопутешественников по Золотому кольцу России

24.06

сб

Город «До Новых встреч!». Мероприятие по окончанию смены «Расстаются друзья» Подведение итогов смены. Презентация проект альбома «Золотое кольцо России – глазами школьника»


Кадровое обеспечение

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы принимают участие:

Координаторы смены:

начальник лагеря, заместитель директора по ВР;

педагог-психолог;

педагог-организатор.

Кураторы отрядов:

воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

вожатые (из числа учащихся МБОУ Богородицкой СШ )

Все педагоги имеют среднее или высшее специальное образование и опыт работы с детским коллективом.


Финансовое обеспечение: бюджетные и спонсорские средства Смоленского района.

Материально-технические ресурсы:

культурно-бытовая зона: игровая площадка, актовый зал, библиотека, отрядные кабинеты;

физкультурно-оздоровительная зона: спортивный зал, спортивная площадка;

столовая;

техническое оборудование: ноутбуки, музыкальная аппаратура, мультимедийное оборудование;

спортивное оборудование;

игровое оборудование: настольные игры и др.;

наградная продукция: грамоты, дипломы, сертификаты, призы.

Организационные ресурсы:

проведение ежедневных планёрок по вопросам организации деятельности в отрядах и лагере, обмену опытом;

проведение общего собрания в начале смены и педагогического совета по итогам реализации программы смены.

Методические ресурсы:

наличие образовательной программы, программы «Одарённые дети», плана работы лагеря, планов работы отрядов, дополнительных общеразвивающих программ, плана работы психолога;

методические разработки сценариев мероприятий в соответствии с планом работы;

наличие системы мониторинга.

Информационные ресурсы:

виртуальное зеркало (отражение событий смены в Сети):

ведение дневника на официальной странице лагеря в социальной сети ВК https://vk.com/public202638260 (МБОУ Богородицкая СШ: отчёт о событиях дня с приложением фотографий; размещение анонсов событий;

освещение деятельности на официальном сайте учреждения http://school-bogorod.ru/ (МБОУ Богородицкая СШ);

создание фотоальбома смены на странице в социальной сети, с ежедневным обновлением;

создание видеофильмов, демонстрирующих наиболее интересные моменты из жизни лагеря;

создание информационного стенда (условия зачисления в лагерь, правила предоставления путёвок, памятка для родителей и обучающихся, план смены, расписание работы кружков, расписание мастер-классов и др.);

формирование методических папок с материалами программы.

Аналитическая работа

Анализ деятельности важнейший этап в организации смены, позволяющий соотнести задачи, определяемые в процессе целеполагания, с результатом дела, наметить перспективы на будущее. Включение обучающихся в анализ деятельности, формирование у них навыков рефлексии одно из важнейших условий развития личности. (Материалы диагностики представлены в приложении).

Проведение мониторингов, анкетирований; систематизация результатов;

совещание по итогам реализации программы;

посещение и анализ проведения отрядных мероприятий, рекомендации по организации;

анализ проведения общелагерных мероприятий;

выявление возможных рисков по реализации программы и поиски способов их преодоления.

Риски и способы преодоления

Риск: погодные условия.

Способы преодоления: наличие запасного пакета мероприятий, ориентированных на проведение в закрытых помещениях (актовый и спортивный зал), изменение времени начала мероприятия (на более позднее, в случае аномальной жары), изменение места проведения мероприятия (площадка в тени).


Риск: сниженный жизненный тонус детей, их отказ от участия в жизни лагеря, отсутствие интереса к мероприятиям патриотической направленности, стремление заниматься компьютерными играми и виртуальным общением.

Способы преодоления: включение в план смены нестандартных по форме и содержанию мероприятий; мотивация на занятия в кружках и секциях по интересам; система внутренней «валюты» («золотики»), позволяющая принять активное и результативное участие в аукционе достижений; аукцион знаний.


Риск: неблагоприятный психологический климат внутри отряда.

Способы преодоления: мероприятия, направленные на сплочение коллектива отряда, ежедневная «свечка» (обсуждение итогов дня на общем сборе отряда), проведение воспитательных мероприятий, психологическое сопровождение.


Риск: заболевание детей.

Способы преодоления: медицинский контроль, ежедневный медицинский контроль, медицинское обслуживание, контроль качества питания, размещение на стенде информации о запрещённых в детском учреждении продуктах.


Риск: снижение активности детей к концу смены.

Способы преодоления: планирование смены, предполагающее отсутствие в последней её трети мероприятий, требующих подготовки обучающихся; проведение в конце смены мероприятий, воздействующих на эмоциональную сферу (конкурсных, игровых программ).


Риск: наличие детей с девиантным поведением.

Способы преодоления: психологическое сопровождение, воспитательная работа, привлечение к проведению мероприятий с целью повышения самооценки, выявление интересов подростка и разработка индивидуального маршрута.


Система мотивации и стимулирования участников программы:

использование в работе с обучающимися метода создания ситуации успеха;

наличие дипломов и сувениров для награждения победителей конкурсов и соревнований;

наличие внутренней «валюты» («золотики»);

проведение аукциона знаний и аукциона достижений;

наличие традиций, символики, формы.

Мотивация развивается по двум направлениям: индивидуальному и коллективному. На уровне отрядов участники смены получают «золотики», на уровне лагеря – грамоты и дипломы. Без участия каждого обучающегося в коллективном деле отряд не сможет добиться высоких результатов, а высокий результат отряда мотивирует обучающегося на дальнейшее саморазвитие.

Знаково-символическое оформление смены

Знаково-символическое оформление включает девиз лагеряПробуй! Дерзай! Твори! Сияй!».), название смены, логотип, легенду смены, информационный стенд, на котором размещена государственная символика и символика смены, анонсы, афиши мероприятий, материалы обратной связи и т.д. Отряды придумывают название и девиз, оформляют информационный уголок, исходя из тематики смены. Знаково-символическое оформление обеспечивает процесс идентификации участников со сменой и процессами, разворачивающимися в её пределах.


Список источников

1. Воронкова, Л.В. Как  организовать воспитательную работу в отряде / Л.В. Воронкова. – М., 2007.

2. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю.Н. Григоренко. – М., 2003.

3. Гримоть, А.А. Педагогика летнего отдыха / А.А. Гримоть,  Т.М. Степанова, С.А. Рачков. – Минск, 1996.

5. Дронь, М.И. Технологии воспитательной работы в условиях летнего отдыха детей и подростков / М.И. Дронь, Е.В. Луцевич, О.Л. Митрош. – Минск, 1996. − С. 52−55.

6. Летний детский отдых / авт.-сост. Г.Л. Шереш. – Мозырь, 2008.

7. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия / сост. Л.И.Трепетунова [и др.]. – Волгоград, 2007.

8. Мастерская вожатого / под ред. Е.А. Левановой. – М., 2003.

9. Организация летне-оздоровительного отдыха / сост. Т.Е. Заводова. –  Минск, 2006.

10. Работа с начинающими вожатыми / Б.В. Куприянов, Л.С. Ручко. – М., 2006.

11. Семенова, И.В. Охрана природы школьниками в каникулярное время / И.В. Семенова. – М., 1981.

12. Тартышная, М.А. 20 тематических смен для пришкольного и загородного лагеря / М.А. Тартышная. – Ростов н/Д, 2007.

13. Тин ЛЕТО’98: Временные детские объединения в системе летнего обучения и оздоровления: сборник материалов научно-практической конференции / под ред. А.А. Кардабнева. – Гродно, 1998.

14. Учебник для вожатого / автор-сост. М.П. Кулаченко. – Ростов н/Д, 2008.

15. Юзефавичус, Т.А. Советы бывалого вожатого. КИПАРИС – 9 / Т.А. Юзефавичус.  – М., 2005.

Приложение 1

Диагностический материал работы по программе (перечень)


Диагностика комфортности «Экран настроения» (ежедневно в отряде)

Диагностика уровня развития отряда (методика А. Лутошкина «Какой у нас коллектив») начале и в конце основного периода смены)

Анкетирование удовлетворённости обучающихся организацией отдыха и досуга

«Твоя летняя жизнь» (итоговый период смены)

Мониторинг эффективности оздоровления (измерение роста, веса, динамометрия, спирометрия)

Статистика «Участие в мероприятиях» (ежедневно в отряде)

Приложение 2

Анкета

Твоя летняя жизнь


Дорогой друг! Спасибо, что ты провёл эту смену в нашем лагере. Поделись с нами своими впечатлениями, и мы постараемся их учесть, чтобы в следующем году тебе тоже было здесь интересно.


Какое у тебя было самое яркое впечатление за смену?


Какие мероприятия тебе особенно понравились?


В чём ты сам принимал активное участие?


Что нового узнал за смену?


Чему научился?

Кому в лагере ты хотел бы сказать «спасибо» и за что?


Твои пожелания вожатым и воспитателям.



Отряд: 1, 2, 3, 4, 5

Фамилия, имя (по желанию)


Спасибо! До новых встреч!



Отряд


Статистика «Участие в мероприятиях»

Приложение 3


Фамилия, имя

Дата, участие (+)

1.

06

2.

06

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

+



+


+

+






+



+




+


+

+


+


+


+

+


+



+


+




+


+


+





+




+





+

+


+













































Воспитатель

Вожатый













































Приложение 4

Материалы и интерактивные занятия

t1680459363aa.png


t1680459363ab.png

Интерактивное упражнение «Достопримечательности городов Золотого кольца России»






Приложение 5

Маршрутные листы городов Золотого кольца России

t1680459363ac.pngt1680459363ad.pngt1680459363ae.pngt1680459363af.pngt1680459363ag.pngt1680459363ah.png
t1680459363ai.pngt1680459363aj.pngt1680459363ak.png














Приложение 6

Сценарии мероприятий в летнем лагере

t1680459363al.pngt1680459363am.jpg




t1680459363an.pngt1680459363ao.png




Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.