Программа летнего профильного лагеря «Юный эколог»
Программа летнего профильного лагеря «Юный эколог»
Пояснительная записка
Экологическое образование занимает все более прочные позиции в нашей стране. Важно, чтобы все школьники получили элементарные экологические знания. Самое главное в работе учителя – воспитать уважение учащихся ко всему живому. Это связано с умением правильно оценивать роль живых организмов и человека в поддержании экологического равновесия.
Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения, требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыков по оценке качеств окружающей среды, экологически оправданного поведения.
Для достижения наилучшего результата, изучение экологии должно быть разносторонним – в теории по книгам и учебникам, на практических занятиях путем проведения реальных исследований. Городские школьники имеют мало возможностей на практике применять свои знания, овладевать необходимыми способами действий по охране и сбережению природы, поэтому мы решили провести часть учебных занятий в естественной природной лаборатории. Кроме того, когда изучение природы происходит в процессе практической деятельности и с использованием собственной побудительной мотивации, знания закрепляются прочнее и есть надежда, что они останутся на всю жизнь.
Наиболее важным условием в привитии учащимся экологической культуры, любви и уважения к окружающей природе является сочетание познавательной деятельности с трудовой, художественной, пропагандистской. На этом и была основана деятельность летнего экологического лагеря.
Экологический профильный лагерь позволил не только заниматься научными проблемами, но и создать отличные условия для оздоровления ребят: прекрасная природа, чистый воздух и непринужденная обстановка дали возможность учащимся утвердиться как личностям. Плавание, экскурсии, спортивные занятия укрепляли не только физическое здоровье, но и волю, уверенность в себе.
Программа лагеря рассчитана на ребят в возрасте 10-13 лет (учащихся 5-7 классов).
Цель: развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле.
Задачи:
Познавательные:
Изучение отдельных видов загрязнений окружающей среды.
Выяснение особенностей строения и жизнедеятельности различных экологических групп живых организмов.
Приобретение знаний по дизайну кабинета и пришкольного участка.
Формирование основных умений ухода за растениями в классе и на улице.
Получение навыков элементарной исследовательской деятельности.
Формирование умений наблюдения природных объектов и процессов, оценивания способов природопользования.
Знакомство с методами проведения и анализа научного эксперимента.
Развитие коммуникативных и презентационных навыков.
Воспитательные:
Воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами близкого окружения.
Воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, живущим рядом.
Усиление контактов школьников с природой.
Формирование навыков групповой работы.
Развивающие:
Развитие умения учащихся оценивать состояние городской среды и местных экосистем.
Развитие памяти, внимания, мышления, речи и воображения.
Формирование умений работы с литературой, живыми растениями, инвентарем.
Совершенствование умений работы с кистью, красками, бумагой, природными материалами, необходимыми для творческой работы ребят.
Совершенствование навыков коллективной работы.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Девиз работы: «Узнал сам – научи других!»
Направления работы:
Научно – исследовательское
Практическое
Содержание программы
1. Введение |
Рассказ о целях и задачах экологии, методах исследования. Техника безопасности при проведении работ на пришкольном участке, проведении пешеходных экскурсий, правила поведения в общественных местах, ПДД. |
2. Воздух |
Экскурсии по изучению воздуха и путей его загрязнения. Проведение исследований запыленности воздуха по пылевым отпечаткам листьев, взятых в различных местах и шумового загрязнения территории. Беседа о роли зеленых насаждений в защите от пыли и шума. Определение степени загрязненности воздуха по сосне. Экскурсия на метеостанцию. Игры и конкурсы. |
3. Вода |
Экскурсия по теме: «Вода. Ее значение, виды и пути загрязнения. Виды водоемов». Сбор проб воды из различных источников и определение качества воды. Знакомство с гидробионтами. Формирование умений работы с определителями. Экскурсия на городские очистные сооружения. Игры и конкурсы. |
4. Почва |
Экскурсии по изучению состава и типов почв. Практикумы по определению типа почв в микрорайоне школы и по определению организмов, обитающих в почве. Игры и конкурсы, сбор фотографий о мусорных свалках. Проведение экологического десанта по уборке мусора. |
5. Загрязнение окружающей среды |
Экскурсии в природу. Изучение и определение основных видов загрязнения территории. Изучение естественных и антропогенных ландшафтов. Выставка фотографий и рисунков по теме. |
6. Животные и растения города. |
Знакомство с основными животными и растениями города, проведение социологического опроса среди учеников о домашних животных, проведение экскурсий по изучению птиц города. Проведение викторины и конкурса листовок. |
Во время работы лагеря проводятся работы по благоустройству пришкольного цветника и территории города: цветник в парке «Текстильщик», пляж «Капустник», стадион. Ребята сажают цветы, формируют клумбы, поливают, пропалывают, уничтожают сорняки, проводят экологический десант по уборке территории от мусора.
План работы
День |
Дата |
Содержание |
1 |
1.06 |
День защиты детей. Экскурсия в природу. Вводная беседа о целях и задачах экологии, методах исследования. Сбор природного материала. Экологические игры в природе. ПДД, правила поведения на экскурсии и в общественных местах. Игра «Красный, желтый, зеленый». Поделки из природного материала. Игры на свежем воздухе. Мероприятие «Мир детства» (ГДК) «Сад Текстильщик» |
2 |
2.06 |
Экскурсия по теме «Воздух: состав, значение, виды и пути загрязнения». Практикум «Сбор пылевых отпечатков с листьев растений, взятых в различных местах». Конкурс «Внимание! Экологические ошибки». Сбор материала для исследовательских работ. Работа на пришкольной территории. |
3 |
3.06 |
День Здоровья. Беседа о факторах, влияющих на здоровье человека «Я и мое здоровье» Практикум «До приезда скорой помощи», «Оценка уровня своего здоровья» Оформление выставки рисунков «Я выбираю здоровье!» Спортивные соревнования «Веселые старты». |
4 |
4.06 |
День охраны окружающей среды. Интеллектуальная игра «Знатоки природы» Беседа о роли зеленых насаждений в защите от пыли, о вредном влиянии пыли на организм человека. Практикум «Определение степени запыленности территории по пылевым отпечаткам». Рассматривание пыли под микроскопом. Сбор материала для исследовательских работ |
5 |
6.06 |
День А.С. Пушкина. Викторина «Сказки Пушкина». Читаем стихи у памятника А.С. Пушкина. Участие в мероприятиях Городской библиотеки. Экскурсия в парк. Практикум «Оценка загрязненности воздуха по угарному газу и асимметрии листьев березы». Сбор материала для исследовательских работ. Пушкинская эстафета (ЦГБ) сад «Текстильщик» |
6 |
7.06 |
Экскурсия по теме: «Определение шумового загрязнения городской среды». Беседа о влиянии шума на здоровье человека и о роли зеленых насаждений в защите от шума. Сбор материала для исследовательских работ. Работа на пришкольной территории |
7 |
8.06 |
День воды. Всемирный день океанов. Экскурсия на городские очистные сооружения. Игра – конкурс «Зеленая школа». Работа на пришкольном участке. «Мы гуляем по планете» (ЦГБ) |
8 |
9.06 |
Экскурсия по теме: «Вода. Ее значение, виды и пути загрязнения. Виды водоемов». Сбор проб воды из различных источников. Сбор материала для исследовательских работ Практикум «Определение качества воды различными методиками». Спортивные соревнования по волейболу. |
9 |
10.06 |
Экскурсия на реку. Практикум: «Изучение гидробионтов реки». Работа с определителями. Сбор материала для исследовательских работ. Муниципальный конкурс «Экологическая тропа» (ЦДЮТ) |
10 |
11.06 |
Беседа о влиянии воды на здоровье человека. Практикум «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета». Правила закаливания. Сбор материала для исследовательских работ. Игра «Кто хочет стать отличником». «Витамины в природе» (ЦГБ) |
11 |
13.06 |
День Зеленого огонька. Игра «Светофор» Экскурсия в природу. Экологический десант по уборке «Пляжа «Капустник». Подготовка конкурса фотографий и рисунков «Мой любимый уголок природы». «Путешествие в страну дорожных знаков» игра – викторина (ЦДЮТ) |
12 |
14.06 |
Экскурсия по теме «Почва, ее состав, типы почв» Практикум «Определение типа почв в микрорайоне школы». Игра «Природа и я» |
13 |
15.06 |
Всемирный день ветра. Экскурсия на метеостанцию Практикум по определению организмов, обитающих в почве. Игра «Экологический калейдоскоп» Сбор материала для исследовательских работ. |
14 |
16.06 |
День Экологии. Экскурсия по теме «Виды и пути загрязнения почвы». Фотокомандировка «Мусор – боль природы». Экологический десант по уборке мусора в микрорайоне школы. Практикум «Я- пешеход» |
15 |
17.06 |
Экскурсия по теме «Загрязнение окружающей среды. Антропогенные и естественные ландшафты». Игра «Экокросс». Сбор материала для исследовательских работ «Травка зеленеет, солнышко блестит» (ЦГБ) |
16 |
18.06 |
День борьбы с наркоманией. Интеллект – шоу «Я и мои привычки» Экскурсия «Птицы города». Изучение птиц города, работа с определителями. Конкурс листовок и плакатов «Проходите мимо!» (сохранение гнездовий птиц). Сбор материала для исследовательских работ. |
17 |
20.06 |
Игра по биологии «Своя игра». Прогулка по городу, посещение зоомагазина «Фауна» Викторина «Эти забавные животные». Игры на свежем воздухе. Работа на пришкольном участке |
18 |
21.06 |
День защиты животных. Игра «Братья наши меньшие» Животные и растения города. Знакомство с гербариями и коллекциями. Игра «Я – велосипедист». Сбор материала для исследовательских работ. Работа на пришкольном участке |
19 |
22.06 |
День Памяти. Участие в митинге и возложение цветов у Обелиска славы Оформление выставки «А природа горько плачет». Спортивные соревнования. |
20 |
23.06 |
День защитника природы. Игра «Этот удивительный мир» Оформление выставки фотографий и рисунков «Как прекрасен этот мир». Конкурс загадок о природе. Экологический десант по уборке мусора на пришкольной территории. |
21 |
24.06 |
Подведение итогов работы лагеря. Награждение победителей конкурсов. |
Формы и методы реализации программы
В работе с учащимися используются различные формы и методы реализации поставленных задач, что позволяет сделать пребывание детей в экологическом лагере наиболее эффективным и интересным.
На занятиях используются индивидуальные и коллективные формы работы. Занятия проходят в виде лекций, бесед, практикумов, игр, дискуссий, защиты творческих работ, экскурсий, соревнований. Применяются элементы проблемного, дифференцированного и индивидуального обучения, наглядный и словесный методы.
В своей работе я использую следующие технологии:
1. Технология исследовательского (проблемного) обучения позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
2. Метод проектов способствует развитию познавательных интересов учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического мышления, формированию коммуникативных и презентационных навыков.
3. Игровые технологии позволяют активно включить ребенка в деятельность, улучшить его позиции в коллективе, создать доверительные отношения. Кроме того, они позволяют детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.
Учащиеся должны знать:
Основные экологические понятия и термины;
Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
Особенности птиц, обитающих в городе;
Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
Работать с определителями растений и животных;
Ухаживать за растениями в классе и на клумбе; пользоваться садовым инструментом.
Представлять результаты своей работы.
Формы контроля
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений и навыков в ходе бесед, практических работ;
Промежуточный контроль – анализ и самоанализ выполненной работы; проверка знаний, умений и навыков в виде кроссворда, игры, викторины, теста.
Итоговый контроль – защита творческих и проектных работ, оформление выставок рисунков, творческих работ.
Список литературы для преподавателя
Еременко Н.И., «Профилактика вредных привычек» издательство «Панорама», Москва 2007.
Захлебный А.Н., «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, «Просвещение», 1984.
Кулькевич С.В., «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
Литвиненко Л.С., «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
Сорокина Л.В., «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005
Тяглова Е.В., «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.
Список литературы для детей
«Определитель обитающих в почве личинок насекомых», п/р М. С. Гилярова, Москва, «Наука», 1964.
«Птицы европейской России. Полевой определитель», Москва, Союз охраны птиц России, «Алгоритм», 2001.
1. Коробейникова Л.А., «Практическая экология для школьников», Иваново, 1995.
Балашов Н.Б., «Определитель водорослей», Лениздат, 1989.
Корнелио М.П., «Школьный определитель бабочек», Москва, «Просвещение», 1986.
Лаптев Ю. П., «Растения от А до Я», Москва, «Колос», 1992.
Никишина Е., «В мире насекомых», Верхнее-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1981.
Новикова В.С., Губанов И.А., «Атлас – определитель высших растений», Москва, Просвещение, 1991.
Пашканга К. В., «Охрана природы», Москва, «Просвещение», 1990.
Плавильщиков Н.Н., «Юным любителям природы», Москва, «Детская литература», 1975
Чертопруд М.В., «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России»
Юдин А.В., «Большой определитель грибов», Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.