12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хлюпина Татьяна Леонидовна1360
Учитель географии с 38 летним стажем,учитель высшей категории,заслуженный учитель РФ, победитель ПНПО. Увлекаюсь краеведением, имею авторские разработки
Россия, Пермский край, город Кизел
Материал размещён в группе «Уроки географии»

 

Основы проектной деятельности

(Индивидуальный проект)

Пояснительная записка

Программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для 5 класса разработана на основании документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-ФГОС ООО (№ 1897 от 17.12.2010);

-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия».

- Положение об итоговом индивидуальном проекте учащихся гимназии.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС ООО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает ряд затруднений: выполнение индивидуального итогового проекта стало обязательным для каждого учащегося, занимающегося по новому ФГОС, а у обучающихся не сформированы инструментальные навыки необходимые для выполнения проектов; обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований, невысокий уровень развития у школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию.

Актуальность программы обусловлена и ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах школы.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы. Направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры проектной деятельности. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, преемственность, результативность.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся проектных умений и культуры проектной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта.

2. Обучать специальным знаниям, необходимым для выполнения проекта. (проблема, тема, цель, задачи, продукт проекта, планирование, презентация продукта).

3. Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение), навыки взаимодействия учитель-ученик.

4. Формировать умения сбора, обработки и представления информации.

5. Формировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности.

Планируемые результаты изучения курса

Ученик, освоивший курс, должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до презентации проекта. Освоение курса «Индивидуальный проект» с учётом общих требований Стандарта должно обеспечить успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Общая характеристика курса

Метапредметный курс «Индивидуальный проект» создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и подготовит их к выполнению итогового индивидуального проекта за 5 класс.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, конструкторская, социальная, художественно-творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата деятельности. Непременным проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Продуктом проектной деятельности может быть:

письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад);

художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации;

материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта.

Учебный проект, выполняемый учеником, максимально раскрывает его творческий потенциал, а учитель получает некое интегральное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования у обучающихся:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Организация деятельности учащихся в рамках «Индивидуального проекта» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка. Результатом работы над индивидуальным проектом являются не только сформированные предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное, развитие учащихся, рост их компетенции в выбранной для проекта сфере, сформированность познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Описание места курса в учебном плане

Программа курса «Индивидуальный проект» составлена в целях реализации требований ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов и в соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия». Курс разработан для учащихся 5класса продолжительностью 7часов, реализуется в течение одного учебного цикла. Посещают все ученики.

При реализации программы акцент ставится на применение активных методов обучения. Курс носит практико-ориентированный характер и позволяет не только получать знания, но и приобретать умения, которые являются необходимыми в будущей проектной и исследовательской деятельности в старшей школе. Основным активным методом обучения является игровая имитация деятельности, а также используются такие методы проведения занятий как беседа, игра, самостоятельная работа, защита заданий, консультация.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

 

Личностные результаты:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

Метапредметные результаты:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно;

формулировать и удерживать учебную задачу;

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей; 

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций;

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты:

учащиеся должны знать:

основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

понятия проблема, тема, цель, задачи, продукт проекта, планирование, презентация;

структуру проекта;

основные источники информации;

правила оформления списка использованной литературы;

правила оформления проекта.

учащиеся должны научиться:

формулировать проблему, тему, цель индивидуального проекта;

планировать деятельность;

оформлять паспорт проекта;

оформлять текст проекта.


 

Содержание курса

Тема 1. Мы узнаем, что такое «Учебный проект» (1ч.)

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность проектных умений в жизни современного человека. Презентация проектных работ учащихся гимназии.

Понятия: проект, проблема, информация.

Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (1ч.)

Типы проектов. Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».

Тема 3. Мы учимся определять проблему, тему, цель проекта (1ч.)

Понятие о проблеме. Упражнения на выявление проблемы и изменение собственной точки зрения.

Выбор темы проекта. Классификация тем. Правила выбора темы.

Цели и задачи проекта. Отличие цели от задач. Постановка цели по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме.

Тема 4. Мы планируем работу над проектом. Определяем источники информации. (1ч.)

Исходя из необходимой связи проблемы, цели и проектного продукта, знания основных этапов работы над проектом составляется развернутый план деятельности на каждом этапе и индивидуальный график реализации плана. Предварительное знакомство с методами исследования, которыми можно пользоваться при работе над проектом: подумать самостоятельно; посмотреть книги; спросить у взрослых; обратиться к компьютеру; понаблюдать; проконсультироваться со специалистом; провести эксперимент и другие.

Тема 5.Мы знакомимся с видами продуктов проекта, формами защиты проекта (1ч.)

Виды продуктов проекта: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Формы презентации проектов: мультимедийная презентация, стендовая презентация, слайд-шоу, концерт, спектакль, игра, реклама (антиреклама), радиопередача на школьном радио, демонстрация электронных пособий, газеты, виртуальная экскурсия.

Тема 6. Мы знакомимся с требованиями к оформлению проекта (1ч.)

Структура проектной работы: титульный лист, паспорт проекта, оглавление, введение, описание проекта, заключение, список источников, приложение. Требования к оформлению текста.

Тема 7. Мы учимся рефлексировать.

Понятие рефлексии. Оценка собственного результата деятельности по индивидуальному проекту. Рефлексия по содержанию курса, приобретенным знаниям и умениям.

Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятия

Содержание образования

Основные виды деятельности

Планируемый результат

Примечания

 

Мы узнаем, что такое «Учебный проект»

Понятие проекта и проектной деятельности.

Понятие: проблема

Работа в группе над проектом «Строим башню»

Включение в систему общих умений и навыков

знаний по изучаемой теме.

Ножницы, бумага, клей

 

Этапы работы над проектом

Типы проектов.

Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация

Знакомство с проектными работами гимназистов.

Практическая работа «Алгоритм работы над проектом»

Приобретение знаний о структуре проектной деятельности. Знание этапов проектной деятельности

Таблица «Эта-пы работы над проектом»

Таблички для логической цепочки с элементами алгоритма

 

Мы учимся определять проблему, тему, цель проекта

Что такое проблема?

Как сформулировать тему проекта?

Целеполагание. Определение продукта проекта.

Игровые ситуации на установление соответствия проблемы, темы, цели.

Анализ тем индивидуальных проектов.

Высказывание предположений о планируемом продукте проекта.

Умение видеть проблему, целеполагать.

Уточнение темы индивидуально-го проекта и продукта.

Консультации уч-ся с руко-водителями по формули-ровке пробле-мы, темы, цели и продукта проекта и запись в рабочей тетради по проекту.

 

Мы планируем работу над проектом. Определяем источники информации.

Планирование деятельности.

Виды источников информации. Правила сбора, фиксации информации

Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму.

Составят план работы над индивидуальным проектом

Смогут подобрать необходимые источниками информации

Приложение 2 «Планирование работы над проектом».

Составление плана реализации проекта с руководителями

 

Мы знакомимся с видами продуктов проекта, формами защиты проекта

Разнообразие видов продуктов проектов и форм защиты.

Представление продуктов проектов уч-ся гимназии.

Особенности защиты проекта

Озвучивание индивидуальных планов работы над проектом.

Активный просмотр презентации по теме.

Выбор наиболее соответствующей формы защиты проекта.

Знание видов продуктов и форм защиты проектов. Формирование умений по представлению результатов.

Памятки с видами продуктов и формами защиты.

Консультации с руководи-телями.

 

Мы знакомимся с требованиями к оформлению проекта

Требования к структуре проектной работы.

Паспорт проекта.

Требования к оформлению текста.

Имитационное оформление титульного листа, содержания проекта.

Знакомство с паспортом проекта.

Сумеют грамотно оформить проект, текст проекта, паспорт проекта.

Памятка о паспорте проекта. С руководи-телями про-писать содер-жание и паспорт проекта.

 

Итоговое занятие. Мы учимся рефлексировать

Оценка собственного результата деятельности по индивидуальному проекту.

Рефлексия по содержанию курса, приобретенным знаниям и умениям.

Индивидуальные выступления по собственным проектам.

Письменная рефлексия по результатам курса.

Сумеют соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Сумеют оформить свои мысли в устной и письменной речи с учётом ситуаций.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 

Учебно-методическое обеспечение:

1. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

2. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». // Практика административной работы. №5 /2004

3. Пахомова М. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. М., 2003.

4. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.

5. Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, 2009

Материально-техническое обеспечение:

1. Коллекция ЦОРов по проектной деятельности

2. Интернет

3. Мультимедийное оборудование

Приложения:

1.Этапы проектной деятельности

Этап

Задача

Начинание

(погружение в тему проекта)

Определение темы, уточнение целей, вы­бор рабочей группы

Планирование

Анализ проблемы, оп­ределение источников информации, поста­новка задач и выбор критериев оценки ре­зультатов, распреде­ление ролей в команде

Выполнение

Выполнение проекта

Защита проекта

Подготовка презентации, выступления, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

2. Планирование работы над проектом

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить

Цель проекта

данную проблему?

 

Что ты создашь, чтобы цель была

Образ проектного продукта (ожи-

достигнута?

даемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт,

Существует ли необходимая связь

достигнешь ли ты цели проекта и

между проблемой, целью и проект-

Будет ли в этом случае решена его

ным продуктом

проблема?

 

Какие шаги ты должен проделать от

Перечисление основных этапов

проблемы проекта до реализации

работы

цели проекта?

 

Все ли у тебя есть, чтобы проделать

Развернутый план работы

эти шаги (информация, оборудование

 

и прочее для проведения исследо-

 

ваний, материалы для изготовления

 

продукта, чего не хватает, где это

 

найти, что ты уже умеешь делать и

 

чему придется научиться)?

 

Когда ты будешь осуществлять все

Индивидуальный график проектной

необходимое?

работы

3.Виды итогового продукта и формы презентации индивидуального проекта

Итоговый продукт

индивидуального проекта:

презентация PowerPoint

стендовый доклад

видеоролик или видеофильм

виртуальная экскурсия

Web-сайт

газета, журнал (статья)

социальный плакат

научно-исследовательская работа

папка с информационными материалами

анализ данных социологического опроса

коллекция

сценарий мероприятия, игры

буклет

книжная выставка

радиолинейка

другое

Форма презентация индивидуального проекта:

мультимедийная презентация

защита научно-исследовательской работы

доклад

стендовая презентация

слайд-шоу

концерт

спектакль

игра

реклама (антиреклама)

радиопередача на школьном радио

демонстрация электронных пособий, газеты

виртуальная экскурсия

иное

4. Паспорт индивидуального проекта:

тема индивидуального проекта

тип проекта

направление, в рамках которого проводится работа по проекту

учебные дисциплины, близкие к теме проекта

возраст обучающихся (класс), на который рассчитан проект

сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, класс, ОУ)

сведения о педагоге-тьюторе (фамилия, имя, отчество, должность, место работы)

проблема (проблемный вопрос)

цель

задачи (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах)

аннотация (актуальность, значимость, краткое содержание)

форма презентации проекта

итоговый продукт

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.