Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности. Индивидуальный проект» (5 класс)
Основы проектной деятельности
(Индивидуальный проект)
Пояснительная записка
Программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» для 5 класса разработана на основании документов:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-ФГОС ООО (№ 1897 от 17.12.2010);
-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия».
- Положение об итоговом индивидуальном проекте учащихся гимназии.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС ООО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает ряд затруднений: выполнение индивидуального итогового проекта стало обязательным для каждого учащегося, занимающегося по новому ФГОС, а у обучающихся не сформированы инструментальные навыки необходимые для выполнения проектов; обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований, невысокий уровень развития у школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию.
Актуальность программы обусловлена и ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах школы.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы. Направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры проектной деятельности. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, преемственность, результативность.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся проектных умений и культуры проектной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта.
2. Обучать специальным знаниям, необходимым для выполнения проекта. (проблема, тема, цель, задачи, продукт проекта, планирование, презентация продукта).
3. Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение), навыки взаимодействия учитель-ученик.
4. Формировать умения сбора, обработки и представления информации.
5. Формировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности.
Планируемые результаты изучения курса
Ученик, освоивший курс, должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до презентации проекта. Освоение курса «Индивидуальный проект» с учётом общих требований Стандарта должно обеспечить успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Общая характеристика курса
Метапредметный курс «Индивидуальный проект» создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и подготовит их к выполнению итогового индивидуального проекта за 5 класс.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
Проектная деятельность – это учебно-познавательная, конструкторская, социальная, художественно-творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата деятельности. Непременным проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Продуктом проектной деятельности может быть:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта.
Учебный проект, выполняемый учеником, максимально раскрывает его творческий потенциал, а учитель получает некое интегральное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования у обучающихся:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Организация деятельности учащихся в рамках «Индивидуального проекта» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребёнка. Результатом работы над индивидуальным проектом являются не только сформированные предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное, развитие учащихся, рост их компетенции в выбранной для проекта сфере, сформированность познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Описание места курса в учебном плане
Программа курса «Индивидуальный проект» составлена в целях реализации требований ФГОС ООО к достижению метапредметных результатов и в соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия». Курс разработан для учащихся 5класса продолжительностью 7часов, реализуется в течение одного учебного цикла. Посещают все ученики.
При реализации программы акцент ставится на применение активных методов обучения. Курс носит практико-ориентированный характер и позволяет не только получать знания, но и приобретать умения, которые являются необходимыми в будущей проектной и исследовательской деятельности в старшей школе. Основным активным методом обучения является игровая имитация деятельности, а также используются такие методы проведения занятий как беседа, игра, самостоятельная работа, защита заданий, консультация.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
Метапредметные результаты:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно;
формулировать и удерживать учебную задачу;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Предметные результаты:
учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия проблема, тема, цель, задачи, продукт проекта, планирование, презентация;
структуру проекта;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила оформления проекта.
учащиеся должны научиться:
формулировать проблему, тему, цель индивидуального проекта;
планировать деятельность;
оформлять паспорт проекта;
оформлять текст проекта.
Содержание курса
Тема 1. Мы узнаем, что такое «Учебный проект» (1ч.)
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность проектных умений в жизни современного человека. Презентация проектных работ учащихся гимназии.
Понятия: проект, проблема, информация.
Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (1ч.)
Типы проектов. Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».
Тема 3. Мы учимся определять проблему, тему, цель проекта (1ч.)
Понятие о проблеме. Упражнения на выявление проблемы и изменение собственной точки зрения.
Выбор темы проекта. Классификация тем. Правила выбора темы.
Цели и задачи проекта. Отличие цели от задач. Постановка цели по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме.
Тема 4. Мы планируем работу над проектом. Определяем источники информации. (1ч.)
Исходя из необходимой связи проблемы, цели и проектного продукта, знания основных этапов работы над проектом составляется развернутый план деятельности на каждом этапе и индивидуальный график реализации плана. Предварительное знакомство с методами исследования, которыми можно пользоваться при работе над проектом: подумать самостоятельно; посмотреть книги; спросить у взрослых; обратиться к компьютеру; понаблюдать; проконсультироваться со специалистом; провести эксперимент и другие.
Тема 5.Мы знакомимся с видами продуктов проекта, формами защиты проекта (1ч.)
Виды продуктов проекта: письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Формы презентации проектов: мультимедийная презентация, стендовая презентация, слайд-шоу, концерт, спектакль, игра, реклама (антиреклама), радиопередача на школьном радио, демонстрация электронных пособий, газеты, виртуальная экскурсия.
Тема 6. Мы знакомимся с требованиями к оформлению проекта (1ч.)
Структура проектной работы: титульный лист, паспорт проекта, оглавление, введение, описание проекта, заключение, список источников, приложение. Требования к оформлению текста.
Тема 7. Мы учимся рефлексировать.
Понятие рефлексии. Оценка собственного результата деятельности по индивидуальному проекту. Рефлексия по содержанию курса, приобретенным знаниям и умениям.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема занятия |
Содержание образования |
Основные виды деятельности |
Планируемый результат |
Примечания |
|
Мы узнаем, что такое «Учебный проект» |
Понятие проекта и проектной деятельности. Понятие: проблема |
Работа в группе над проектом «Строим башню» |
Включение в систему общих умений и навыков знаний по изучаемой теме. |
Ножницы, бумага, клей |
|
Этапы работы над проектом |
Типы проектов. Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация |
Знакомство с проектными работами гимназистов. Практическая работа «Алгоритм работы над проектом» |
Приобретение знаний о структуре проектной деятельности. Знание этапов проектной деятельности |
Таблица «Эта-пы работы над проектом» Таблички для логической цепочки с элементами алгоритма |
|
Мы учимся определять проблему, тему, цель проекта |
Что такое проблема? Как сформулировать тему проекта? Целеполагание. Определение продукта проекта. |
Игровые ситуации на установление соответствия проблемы, темы, цели. Анализ тем индивидуальных проектов. Высказывание предположений о планируемом продукте проекта. |
Умение видеть проблему, целеполагать. Уточнение темы индивидуально-го проекта и продукта. |
Консультации уч-ся с руко-водителями по формули-ровке пробле-мы, темы, цели и продукта проекта и запись в рабочей тетради по проекту. |
|
Мы планируем работу над проектом. Определяем источники информации. |
Планирование деятельности. Виды источников информации. Правила сбора, фиксации информации |
Активное слушание, выполнение действий по заданному алгоритму. |
Составят план работы над индивидуальным проектом Смогут подобрать необходимые источниками информации |
Приложение 2 «Планирование работы над проектом». Составление плана реализации проекта с руководителями |
|
Мы знакомимся с видами продуктов проекта, формами защиты проекта |
Разнообразие видов продуктов проектов и форм защиты. Представление продуктов проектов уч-ся гимназии. Особенности защиты проекта |
Озвучивание индивидуальных планов работы над проектом. Активный просмотр презентации по теме. Выбор наиболее соответствующей формы защиты проекта. |
Знание видов продуктов и форм защиты проектов. Формирование умений по представлению результатов. |
Памятки с видами продуктов и формами защиты. Консультации с руководи-телями. |
|
Мы знакомимся с требованиями к оформлению проекта |
Требования к структуре проектной работы. Паспорт проекта. Требования к оформлению текста. |
Имитационное оформление титульного листа, содержания проекта. Знакомство с паспортом проекта. |
Сумеют грамотно оформить проект, текст проекта, паспорт проекта. |
Памятка о паспорте проекта. С руководи-телями про-писать содер-жание и паспорт проекта. |
|
Итоговое занятие. Мы учимся рефлексировать |
Оценка собственного результата деятельности по индивидуальному проекту. Рефлексия по содержанию курса, приобретенным знаниям и умениям. |
Индивидуальные выступления по собственным проектам. Письменная рефлексия по результатам курса. |
Сумеют соотносить свои действия с планируемыми результатами. Сумеют оформить свои мысли в устной и письменной речи с учётом ситуаций. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
1. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
2. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». // Практика административной работы. №5 /2004
3. Пахомова М. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. М., 2003.
4. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. – 44 с.
5. Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, 2009
Материально-техническое обеспечение:
1. Коллекция ЦОРов по проектной деятельности
2. Интернет
3. Мультимедийное оборудование
Приложения:
1.Этапы проектной деятельности
Этап |
Задача |
Начинание (погружение в тему проекта) |
Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы |
Планирование |
Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде |
Выполнение |
Выполнение проекта |
Защита проекта |
Подготовка презентации, выступления, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка |
2. Планирование работы над проектом
Вопрос |
Ответ |
Почему выбрана эта тема проекта? |
Проблема проекта |
Что надо сделать, чтобы решить |
Цель проекта |
данную проблему? |
|
Что ты создашь, чтобы цель была |
Образ проектного продукта (ожи- |
достигнута? |
даемый результат) |
Если ты сделаешь такой продукт, |
Существует ли необходимая связь |
достигнешь ли ты цели проекта и |
между проблемой, целью и проект- |
Будет ли в этом случае решена его |
ным продуктом |
проблема? |
|
Какие шаги ты должен проделать от |
Перечисление основных этапов |
проблемы проекта до реализации |
работы |
цели проекта? |
|
Все ли у тебя есть, чтобы проделать |
Развернутый план работы |
эти шаги (информация, оборудование |
|
и прочее для проведения исследо- |
|
ваний, материалы для изготовления |
|
продукта, чего не хватает, где это |
|
найти, что ты уже умеешь делать и |
|
чему придется научиться)? |
|
Когда ты будешь осуществлять все |
Индивидуальный график проектной |
необходимое? |
работы |
3.Виды итогового продукта и формы презентации индивидуального проекта
Итоговый продукт индивидуального проекта: презентация PowerPoint стендовый доклад видеоролик или видеофильм виртуальная экскурсия Web-сайт газета, журнал (статья) социальный плакат научно-исследовательская работа папка с информационными материалами анализ данных социологического опроса коллекция сценарий мероприятия, игры буклет книжная выставка радиолинейка другое |
Форма презентация индивидуального проекта: мультимедийная презентация защита научно-исследовательской работы доклад стендовая презентация слайд-шоу концерт спектакль игра реклама (антиреклама) радиопередача на школьном радио демонстрация электронных пособий, газеты виртуальная экскурсия иное |
4. Паспорт индивидуального проекта:
тема индивидуального проекта
тип проекта
направление, в рамках которого проводится работа по проекту
учебные дисциплины, близкие к теме проекта
возраст обучающихся (класс), на который рассчитан проект
сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, класс, ОУ)
сведения о педагоге-тьюторе (фамилия, имя, отчество, должность, место работы)
проблема (проблемный вопрос)
цель
задачи (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах)
аннотация (актуальность, значимость, краткое содержание)
форма презентации проекта
итоговый продукт