12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Виктория Александровна2259
Стаж работы учителем информатики 7 лет. В апреле 2019 года получила первую квалификационную категорию.
Россия, Оренбургская обл., Сакмарский район, с. Григорьевка
Материал размещён в группе «Современная информатика»

Пояснительная записка к курсу «Индивидуальный проект».

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.

Компетентность как результат образования выражается в способности и готовности обучающихся самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе системы знаний, умений и навыков.

Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов, базирующийся на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Метод проектов понимается как технология организации образовательных ситуаций через решение возникших проблем, а также как технология сопровождения его самостоятельной деятельности.

Необходимо отметить, что проектная и исследовательская деятельность коренным образом отличаются от учебной (если под учебной деятельностью понимать не все ситуации учения, а лишь те, которые обеспечивают формирование понятийного мышления). Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т.е. по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче.

Тематическое планирование курса

«Индивидуальный проект» (34 часа):

 

п/п

Содержание материала (тема занятия)

Планируемые результаты

Количество часов

В том числе на:

знать/понимать

уметь

занятие

практическую работу

диагностические процедуры

развивающую работу

 

Введение в исследовательскую деятельность и метод проектов обучающихся. Виды исследовательских работ.

Понятия: «проектная деятельность», «исследовательская работа», «доклад», «проект»;

Основные понятия исследовательской работы;

Виды исследовательских работ.

Пользоваться основными понятиями темы;

Анализировать, конкретизировать, логически мыслить, и организовать себя на выполнение поставленной задачи.

2

1

   

1

 

Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика.

Понимание логики научного исследования;

Владение научной терминологией;

Понятия: «цель», «задача исследования», «объект», «предмет», «гипотеза»;

Целесообразность выбора темы исследования.

Разделять исследовательскую деятельность на этапы;

Определять предмет и объект исследования;

Формулировать цель и гипотезу исследования.

2

1

   

1

 

Виды информации. Методики поиска информации.

Виды информации. Методики поиска информации;

Организацию работы с научной литературой;

Виды справочной литературы;

Понятия: «научные документы и издания», «архивы и их структура», «каталог»;

Информацию с титульного листа.

Работать с библиотечными каталогами, справочными материалами, энциклопедиями, книгами, периодическими изданиями, Интернетом;

Собирать информацию по проблеме исследования;

Обрабатывать полученную информацию.

8

4

3

 

1

 

Методы и методика исследования.

Понятия: «наблюдение», «эксперимент», «план эксперимента»;

Отличие метода исследования от методики.

Составлять план эксперимента; Прогнозировать результаты эксперимента;

Представлять результаты в форме отчёта.

3

1

1

 

1

 

Оформление работы.

Общие требования по оформлению исследовательских работ (рефератов, проектов, научно-исследовательских работ и др.)

Правила оформления исследовательской работы;

Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.

Пользоваться основными понятиями темы;

Пользоваться информацией о структуре исследовательской работы;

Планировать (составлять план своей деятельности).

5

2

2

 

1

 

Правила индивидуальной работы.

Как работать индивидуально;

Виды конфликтных ситуаций;

Способы разрешения конфликта;

Способы индивидуального взаимодействия.

Индивидуальная работа;

Создавать ситуации комфортного межличностного взаимодействия.

2

1

 

1

 

 

Подготовка к защите исследовательской работы.

Требования к докладу;

Критерии оценки своего проекта;

Способы оценки;

Что такое экспертиза;

Секреты успешного выступления;

Культуру выступления.

Пользоваться основными понятиями темы;

Составить текст доклада;

Проводить экспертизу своей и чужой деятельности.

10

5

3

1

1

 

Защита проектно-исследовательской работы

Доказательность принятых решений в ходе работы над проектом;

Перспективу доработки (потенциал);

Соответствие оформления проекта стандартным требованиям.

Научно аргументировать свои заключения;

Пользоваться навыками публичного выступления;

Вести научную дискуссию по теме. Умение отвечать на вопросы;

Использовать наглядные средства;

Анализировать достигнутые результаты.

2

 

1

 

1

 

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Вид

контроля

Дата проведения

По плану

По

факту

1

Понятие проектно-исследовательской работы

Изучение нового материала

Текущий

   

2

Виды исследовательских и проектных работ

Изучение нового материала

Текущий

   

3

Работа в Интернете

Изучение нового материала

Текущий

   

4

Основные понятия  проектно-исследовательской работы

Изучение нового материала

Текущий

   

5

Общая схема научного исследования

Изучение нового материала

Текущий

   

6

Методы научного познания

Изучение нового материала

Текущий

   

7

Способы применения логических законов и правил

Изучение нового материала

Текущий

   

8

Методы поиска информации

Изучение нового материала

Текущий

   

9

Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках

Изучение нового материала

Текущий

   

10

Анализ потребностей

Изучение нового материала

Текущий

   

11

Выбор темы проекта

Изучение нового материала

Текущий

   

12

Составление плана проектно-исследовательской деятельности

Практикум

Текущий

   

13

Защита составленного плана

Практикум

Текущий

   

14

Изучение литературы по избранной теме

Практикум

Текущий

   

15

Изучение литературы по избранной теме

Практикум

Текущий

   

16

Изучение литературы по избранной теме

Практикум

Текущий

   

17

Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках

Практикум

Текущий

   

18

Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках

Практикум

Текущий

   

19

Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках

Практикум

Текущий

   

20

Работа с понятийным аппаратом

Практикум

Текущий

   

21

Работа с понятийным аппаратом

Практикум

Текущий

   

22

Работа с понятийным аппаратом

Практикум

Текущий

   

23

Опытно -экспериментальная деятельность

Практикум

Текущий

   

24

Опытно -экспериментальная деятельность

Практикум

Текущий

   

25

Обработка полученного материала

Практикум

Текущий

   

26

Обработка полученного материала

Практикум

Текущий

   

27

Структура содержания исследовательской работы

Изучение нового материала

Текущий

   

28

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы

Изучение нового материала

Текущий

   

29

Черновик исследования

Практикум

Текущий

   

30

Ошибки в исследованиях

Практикум

Текущий

   

31

Психологический аспект готовности к выступлению

Практикум

     

32

Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии

Практикум

     

33

Защита проектно-исследовательской работы

Практикум

Итоговый

   

34

Защита проектно-исследовательской работы

Практикум

Итоговый

   

Приложение 1

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.


 


 

Приложение 2

Диагностика исследовательских умений учащихся 9—11 классов.

 

Критерии оценивания

Высокий

Средний

Низкий

1

Умение сформировать тему.

Исходя из проблемы, может сформулировать тему.

Недостаточно верная (точная) формулировка темы.

Не может сформулировать тему.

2

Умение обосновать актуальность.

Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность.

Недостаточно полно представлена актуальность темы.

Выдвигает несущественные варианты.

3

Умение грамотно обосновать научный аппарат.

Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает,

Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата.

Не умеют выделить и обосновать научный аппарат.

4

Новизна. Практическая значимость.

Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается.

Выполняет частично.

Не справляется с данным заданием.

Диагностика исследовательских умений учащихся 5—8 классов.

 

Критерии оценивания

Высокий

Средний

Низкий

1

Умение сформулировать тему.

Выбранная тема должна содержать в себе определенную проблему, иметь чёткие рамки рассмотрения (не слишком широкие или узкие).

Недостаточно верная (точная) формулировка темы.

Не может сформулировать тему.

2

Умение обосновать актуальность.

Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (чёткие), обосновывающие актуальность.

Выделяет некоторые или неважные предложения, характеризующие важность темы.

Не обосновывает актуальность темы.

3

Полнота и глубина раскрытия темы в реферате.

Полно и глубоко раскрывается тема.

Недостаточно полно и глубоко.

Поверхностное раскрытие темы.

4

Структура научного реферата.

Выдержаны все структурные элементы: оглавление (вступительная), основная, заключительная часть, список литературы.

Отсутствуют некоторые структурные элементы.

Имеется один- два структурных компонента.

Перечень учебно-методического обеспечения

Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.

Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.

Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.

Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.

Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.

Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.

Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .

Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.

Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.

Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.

Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – с. 24-29.

Ресурсы Интернета:

http://psylab.info

http://www.researcher.ru/

http://irsh.redu.ru/

http://portfolio.1september.ru/

Опубликовано в группе «Современная информатика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.