Программа элективного курса информатики «Индивидуальный проект» (9–11 класс)
Пояснительная записка к курсу «Индивидуальный проект».
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.
Компетентность как результат образования выражается в способности и готовности обучающихся самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе системы знаний, умений и навыков.
Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов, базирующийся на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Метод проектов понимается как технология организации образовательных ситуаций через решение возникших проблем, а также как технология сопровождения его самостоятельной деятельности.
Необходимо отметить, что проектная и исследовательская деятельность коренным образом отличаются от учебной (если под учебной деятельностью понимать не все ситуации учения, а лишь те, которые обеспечивают формирование понятийного мышления). Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т.е. по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче.
Тематическое планирование курса
«Индивидуальный проект» (34 часа):
№ п/п |
Содержание материала (тема занятия) |
Планируемые результаты |
Количество часов |
В том числе на: |
||||
знать/понимать |
уметь |
занятие |
практическую работу |
диагностические процедуры |
развивающую работу |
|||
|
Введение в исследовательскую деятельность и метод проектов обучающихся. Виды исследовательских работ. |
Понятия: «проектная деятельность», «исследовательская работа», «доклад», «проект»; Основные понятия исследовательской работы; Виды исследовательских работ. |
Пользоваться основными понятиями темы; Анализировать, конкретизировать, логически мыслить, и организовать себя на выполнение поставленной задачи. |
2 |
1 |
1 |
||
|
Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика. |
Понимание логики научного исследования; Владение научной терминологией; Понятия: «цель», «задача исследования», «объект», «предмет», «гипотеза»; Целесообразность выбора темы исследования. |
Разделять исследовательскую деятельность на этапы; Определять предмет и объект исследования; Формулировать цель и гипотезу исследования. |
2 |
1 |
1 |
||
|
Виды информации. Методики поиска информации. |
Виды информации. Методики поиска информации; Организацию работы с научной литературой; Виды справочной литературы; Понятия: «научные документы и издания», «архивы и их структура», «каталог»; Информацию с титульного листа. |
Работать с библиотечными каталогами, справочными материалами, энциклопедиями, книгами, периодическими изданиями, Интернетом; Собирать информацию по проблеме исследования; Обрабатывать полученную информацию. |
8 |
4 |
3 |
1 |
|
|
Методы и методика исследования. |
Понятия: «наблюдение», «эксперимент», «план эксперимента»; Отличие метода исследования от методики. |
Составлять план эксперимента; Прогнозировать результаты эксперимента; Представлять результаты в форме отчёта. |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Оформление работы. |
Общие требования по оформлению исследовательских работ (рефератов, проектов, научно-исследовательских работ и др.) Правила оформления исследовательской работы; Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. |
Пользоваться основными понятиями темы; Пользоваться информацией о структуре исследовательской работы; Планировать (составлять план своей деятельности). |
5 |
2 |
2 |
1 |
|
|
Правила индивидуальной работы. |
Как работать индивидуально; Виды конфликтных ситуаций; Способы разрешения конфликта; Способы индивидуального взаимодействия. |
Индивидуальная работа; Создавать ситуации комфортного межличностного взаимодействия. |
2 |
1 |
1 |
||
|
Подготовка к защите исследовательской работы. |
Требования к докладу; Критерии оценки своего проекта; Способы оценки; Что такое экспертиза; Секреты успешного выступления; Культуру выступления. |
Пользоваться основными понятиями темы; Составить текст доклада; Проводить экспертизу своей и чужой деятельности. |
10 |
5 |
3 |
1 |
1 |
|
Защита проектно-исследовательской работы |
Доказательность принятых решений в ходе работы над проектом; Перспективу доработки (потенциал); Соответствие оформления проекта стандартным требованиям. |
Научно аргументировать свои заключения; Пользоваться навыками публичного выступления; Вести научную дискуссию по теме. Умение отвечать на вопросы; Использовать наглядные средства; Анализировать достигнутые результаты. |
2 |
1 |
1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Вид контроля |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
||||
1 |
Понятие проектно-исследовательской работы |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
2 |
Виды исследовательских и проектных работ |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
3 |
Работа в Интернете |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
4 |
Основные понятия проектно-исследовательской работы |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
5 |
Общая схема научного исследования |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
6 |
Методы научного познания |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
7 |
Способы применения логических законов и правил |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
8 |
Методы поиска информации |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
9 |
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
10 |
Анализ потребностей |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
11 |
Выбор темы проекта |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
12 |
Составление плана проектно-исследовательской деятельности |
Практикум |
Текущий |
||
13 |
Защита составленного плана |
Практикум |
Текущий |
||
14 |
Изучение литературы по избранной теме |
Практикум |
Текущий |
||
15 |
Изучение литературы по избранной теме |
Практикум |
Текущий |
||
16 |
Изучение литературы по избранной теме |
Практикум |
Текущий |
||
17 |
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках |
Практикум |
Текущий |
||
18 |
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках |
Практикум |
Текущий |
||
19 |
Работа в библиотеке, Интернет-библиотеках |
Практикум |
Текущий |
||
20 |
Работа с понятийным аппаратом |
Практикум |
Текущий |
||
21 |
Работа с понятийным аппаратом |
Практикум |
Текущий |
||
22 |
Работа с понятийным аппаратом |
Практикум |
Текущий |
||
23 |
Опытно -экспериментальная деятельность |
Практикум |
Текущий |
||
24 |
Опытно -экспериментальная деятельность |
Практикум |
Текущий |
||
25 |
Обработка полученного материала |
Практикум |
Текущий |
||
26 |
Обработка полученного материала |
Практикум |
Текущий |
||
27 |
Структура содержания исследовательской работы |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
28 |
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы |
Изучение нового материала |
Текущий |
||
29 |
Черновик исследования |
Практикум |
Текущий |
||
30 |
Ошибки в исследованиях |
Практикум |
Текущий |
||
31 |
Психологический аспект готовности к выступлению |
Практикум |
|||
32 |
Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии |
Практикум |
|||
33 |
Защита проектно-исследовательской работы |
Практикум |
Итоговый |
||
34 |
Защита проектно-исследовательской работы |
Практикум |
Итоговый |
Приложение 1
проектировочные |
исследовательские |
информационные |
кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. |
Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. |
Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. |
Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные |
экспериментальные |
рефлексивные |
презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. |
Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. |
Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. |
Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
Приложение 2
Диагностика исследовательских умений учащихся 9—11 классов.
Критерии оценивания |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
1 |
Умение сформировать тему. |
Исходя из проблемы, может сформулировать тему. |
Недостаточно верная (точная) формулировка темы. |
Не может сформулировать тему. |
2 |
Умение обосновать актуальность. |
Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность. |
Недостаточно полно представлена актуальность темы. |
Выдвигает несущественные варианты. |
3 |
Умение грамотно обосновать научный аппарат. |
Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает, |
Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата. |
Не умеют выделить и обосновать научный аппарат. |
4 |
Новизна. Практическая значимость. |
Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается. |
Выполняет частично. |
Не справляется с данным заданием. |
Диагностика исследовательских умений учащихся 5—8 классов.
Критерии оценивания |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
1 |
Умение сформулировать тему. |
Выбранная тема должна содержать в себе определенную проблему, иметь чёткие рамки рассмотрения (не слишком широкие или узкие). |
Недостаточно верная (точная) формулировка темы. |
Не может сформулировать тему. |
2 |
Умение обосновать актуальность. |
Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (чёткие), обосновывающие актуальность. |
Выделяет некоторые или неважные предложения, характеризующие важность темы. |
Не обосновывает актуальность темы. |
3 |
Полнота и глубина раскрытия темы в реферате. |
Полно и глубоко раскрывается тема. |
Недостаточно полно и глубоко. |
Поверхностное раскрытие темы. |
4 |
Структура научного реферата. |
Выдержаны все структурные элементы: оглавление (вступительная), основная, заключительная часть, список литературы. |
Отсутствуют некоторые структурные элементы. |
Имеется один- два структурных компонента. |
Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.
Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.
Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.
Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – с. 24-29.
Ресурсы Интернета:
http://portfolio.1september.ru/