12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Архипова Ольга Владимировна66

Курс «Основы проектной деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми, в том числе и в образовании. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения основ проектирования учащимися 5 классов основной школы. Курс построен на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений. Обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации учебной деятельности в средней школе, колледжах, техникумах и вузах.

По своей структуре курс представляет собой отдельный модуль, изучается в начале обучения в средней школе (5 класс) и реализуется в течение 34 часов (1 час в неделю). Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени.

Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.

 

Задачи курса:

Познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов проектных продуктов (познавательные УУД);

Способствовать развитию навыков работы с информацией: сбор, обработка, хранение (познавательные УУД);

Дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки информации (познавательные УУД);

Создать условия для развития коммуникативных навыков (коммуникативные УУД).

Способствовать формированию опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).

Способствовать развитию навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Методы проведения занятий и контроля

Беседа, игра, наблюдение, коллективные и индивидуальные практические работы, защита проектных работ, консультации.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобится при дальнейшем обучении, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе, приобретут навыки использования ИКТ (работа с программами: Microsoft Word, Power Point, Movie Maker).

Ожидаемые результаты формирования УУД

(Прямой шрифт – обучающийся научится, курсив – обучающийся получит возможность научиться)

В области личностных учебных действий обучающийся научится:

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их, понимать эмоциональное состояние других людей

Осознавать свои интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

Осознавать и проявлять себя гражданином страны – объяснять взаимные интересы и ценности, свои и своего общества, страны;

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

В области регулятивных учебных действий обучающийся научится:

Определять цель и проблему в проектной деятельности (в том числе в своих индивидуальных проектах)

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Планировать свою деятельность при выполнении проекта

Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ

Оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки

В области познавательных учебных действий обучающийся научится:

Находить (в различных источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения задач

Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям, в том числе используя ИКТ

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ.

В области коммуникативных учебных действий обучающийся научится:

Излагать свое мнение , аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение в проектную деятельность

Что такое проект. Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности. Этапы проектной деятельности: проблематизация, планирование, поиск и обработка информации, реализация проекта, защита проекта и его оценка.

Учащиеся должны знать:

понятие проекта;

понятие проектный продукт;

типы проектов и их проектные продукты;

понятие презентация проекта, ее назначение;

этапы выполнения проекта;

структуру проекта;

критерии оценки проекта.

Учащиеся должны уметь:

определять проблему и вытекающие из неё задачи;

ставить цель;

составлять план проекта;

отбирать материал из информационных источников;

искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;

искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем;

анализировать полученные данные, делать выводы;

работать в парах и в группах.

Издательское дело в среде текстового процессора Microsoft Word

Обработка текстовой информации. Основные приемы ввода текста. Редактирования текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование символов, абзацев, текста. Работа с иллюстрациями и надписями в среде текстового редактора. Работа с таблицами в среде текстового редактора. Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов. Буквица. Оформление титульного листа. Макетирование страниц. Колонки. Подготовка к печати.

Учащиеся должны знать:

основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

возможности текстового редактора Microsoft Word для создания печатных публикаций

Учащиеся должны уметь:

набирать текст на клавиатуре;

сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;

копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.

вставлять изображения в печатную публикацию;

создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.

красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии и таблицы

проводить рефлексию своей деятельности.

Создание презентаций с использованием программы Power Point

Возможности программы Power Point. Настройка окна программы Power Point. Задание эффектов анимации. Смена слайдов. Добавление гиперссылок. Диаграммы. Звук.

Учащиеся должны знать:

основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях

возможности программы Power Point для создания презентаций

Учащиеся должны уметь:

создавать в среде типовой программы презентацию, содержащую изображение, звук, анимацию и текст

Создание фильмов в программе Windows Movie Maker.

Возможности программы Movie Maker. Импорт существующих файлов мультимедиа. Монтаж клипов. Использование видеопереходов, видеоэффектов и названий. Работа со звуком. Сохранение и отправка фильмов.

Учащиеся должны знать:

возможности программы Movie Maker для создания видеофильмов

Учащиеся должны уметь:

создавать несложный видеофильм, содержащий изображение, звук, анимацию, текст и видео.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

в курсе

занятия в теме

Тема

Задачи занятия

Теория

Практика

УУД

Введение в проектную деятельность (8 часов)

1

1

Что такое проект. ТБ при работе в компьютерном классе.

Дать учащимся представление о понятии «проект».

Способствовать развитию интереса к проектной деятельности через знакомство с работами учащихся.

Что такое учебный проект.

 

Смыслообразование (Л)

Формулирование познавательной цели (П)

2

2

Виды проектов.

Дать учащимся представление о видах проектов (по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности)

Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности

Знакомство с ОС Windows. Работа с файлами и папками.

Классификация объектов (П)

Выбор оснований и критериев для сравнения; доказательство (П)

3

3

Этапы проектной деятельности: Проблематизация.

Дать учащимся представление о понятии «проблема». Способствовать формированию умения видеть проблему, развитию умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Знакомство с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Игры «Посмотри на мир чужими глазами», «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».

Подведение под понятие, выведение следствий (П) выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Постановка вопросов

( К)

4

4

Этапы проектной деятельности: Планирование.

 

Значение планирования в проектной деятельности

Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов.

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия (К), (Р)

Планирование (Р)

5

5

Этапы проектной деятельности: Поиск и обработка информации.

Дать учащимся представление об основных правилах составления анкет и опросов.

Способствовать формированию умения провести анкетирование, опрос, взять интервью.

Виды информации и способы ее получения

Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе.

Поиск и выделение информации ( П), постановка вопроса

(К)

6

6

Дать учащимся представление о понятии «источник информации».

Способствовать формированию умения работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта и составлять список литературы по теме исследования.

Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Работа с источниками информации.

Работа с книгой и электронным пособием.

Поиск и выделение информации ( П)

7

7

Дать учащимся представление о способах поиска информации в Интернете.

Способствовать формированию навыков учащихся по поиску информации в сети Интернет.

Способы поиска информации в сети Интернет.

Поиск информации в сети Интернет.

Поиск и выделение информации ( П),

8

8

Этапы проектной деятельности: Реализация проекта. Защита проекта

и его оценка.

Дать учащимся представление о требованиях к презентации проекта и общих принципах оценки проектов.

Значение графика работ для выполнения плана проекта.

Требования к презентации проекта.

Общие принципы оценки проектов

 

Планирование, контроль (Р)

Издательское дело в среде текстового процессора Ms Word. Проект «Журнал «Праздники России» (12 часов)

9

1

.

Выбор темы и задачи проекта «Журнал «Праздники России». Планирование проектного задания.

Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

Определить вид и форму конечного результата.

Определить необходимые умения и навыки для выполнения проекта.

 

Составление плана проекта.

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия (К), (Р)

Планирование (Р)

10

2

Обработка текстовой информации. Основные приемы ввода текста.

Дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах — текстовых редакторах и текстовых процессорах.

Общие сведения об интерфейсе программы Microsoft Word.

Работа с клавиатурным тренажёром.

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

11

3

Редактирования текста.

Работа с фрагментами текста.

Дать представление о фрагменте текстового документа.

Способствовать формированию навыков учащихся по редактированию текстовых документов в ТП Word .

 

Практические работы «Анаграммы», «Сказка»,

«Пословицы»,

«Бородино»,

«Алфавит»

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

12

4

Форматирование символов, абзацев, текста.

Дать представление об этапе форматирования при подготовке документа на компьютере.

Способствовать формированию навыков учащихся по форматированию текстовых документов в ТП Word .

 

Практическая работа «Форматирование текста»

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

13

5

Работа с иллюстрациями и надписями в среде ТР.

Способствовать формированию навыков работы с графическими объектами и надписями

в ТП Word .

 

Выполнение

проектной задачи

«Поздравительная открытка»

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П),

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П)

14

6

Работа с таблицами в среде ТР

Способствовать формированию навыков представления информации в табличной форме

в ТП Word .

 

Выполнение

проектной задачи

«Пригласительный билет»

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П),

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П)

15

7

Оформление заголовков и подзаголовков. Создание колонтитулов. Буквица.

Дать представление об основных правилах оформления заголовков и подзаголовков в тексте, о колонтитулах.

Способствовать формированию навыков оформления заголовков и навыком вставки колонтитулов в текст, оформлением буквицы.

 

Выполнение

проекта «Журнал «Праздники России»

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

16

8

Макетирование страниц. Колонки. Подготовка к печати

Дать представление о многоколоночной вёрстке. Способствовать формированию навыков выполнения многоколоночной вёрстки и вставки буквицы.

 

Выполнение

проекта «Журнал «Праздники России»

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

17

9

Оформление титульного листа.

Дать представление о том, какую информацию должен содержать титульный лист, какие существуют способы расположения иллюстраций на титульном листе.

 

Выполнение

проекта «Журнал «Праздники России»

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П)

18

10

Выполнение проектного задания «Журнал «Праздники России»

   

Работа в среде ТР Microsoft Word.

Выполнение

проекта

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П)

19

11

   

20

12

Защита проекта и его оценка.

Самооценка и рефлексия

     

Нравственно-этическое оценивание (Л).

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

Создание презентаций с использованием программы Power Point. Проект «День Победы» (8 часов)

21

1

Выбор темы и задачи проекта. Планирование проектного задания.

Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

Определить вид и форму конечного результата.

Определить необходимые умения и навыки для выполнения проекта.

 

Составление плана проекта.

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия (К), (Р)

Планирование (Р)

22

2

Знакомство с возможностями программы Power Point. Настройка окна программы

Дать учащимся представление о возможностях программы Power Point по подготовке презентаций.

Способствовать формированию навыков создания и оформления слайдов, вставки

на слайд различных объектов.

Общие сведения об интерфейсе программы Power Point.

 

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

23

3

Задание эффектов анимации. Смена слайдов

Познакомить с правилами вставки слайдов из других презентаций.

Познакомить с настройками анимации в программе.

   

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

24

4

Добавление гиперссылок. Диаграммы. Звук.

Познакомить учащихся с операцией вставки гиперссылок.

   

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

25

5

Выполнение проектного задания.

   

Создание презентации по собственному сценарию

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П)

26

6

   

Создание презентации по собственному сценарию

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П)

27

7

Защита проекта и его оценка.

Самооценка и рефлексия

     

Нравственно-этическое оценивание (Л).

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

28

8

     

Создание фильмов в программе Windows Movie Maker. Проект «Видеооткрытка» (7 часов)

29

1

Выбор темы и задачи проекта. Планирование проектного задания.

Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

Определить вид и форму конечного результата.

Определить необходимые умения и навыки для выполнения проекта.

 

Составление плана проекта.

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия (К), (Р)

Планирование (Р)

30

2

Знакомство с возможностями программы Movie Maker. Импорт существующих файлов мультимедиа. Монтаж клипов.

Дать учащимся представление о возможностях программы Movie Maker.

Познакомить с правилами импорта файлов мультимедиа и монтажа клипов.

Основные сведения об интерфейсе Windows Movie Maker.

 

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

31

3

Использование видеопереходов, видеоэффектов и названий.

Познакомить с правилами использования видеопереходов и видеоэффектов в программе Movie Maker.

   

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

32

4

Работа со звуком. Сохранение и отправка фильмов.

Познакомить с принципами работы со звуком, с правилами сохранения и отправки фильмов в программе Movie Maker.

   

Представление информации в разных формах с помощью ИКТ (П)

33

5

Выполнение проектного задания

     

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П)

34

6

Защита проекта и его оценка.

Самооценка и рефлексия

     

Нравственно-этическое оценивание (Л).

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли ( К)

35

7

ЛИТЕРАТУРА

Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М: «Просвещение», 2010. – 321с.

Полат Е. С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.