12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Юлия655 Россия, Московская обл., Реутов Материал размещён в группе «Исследовательская деятельность учащихся» |
Программа метапредметного курса "Исследователь"
Программа метапредметного курса «Исследователь»
Терюкова Юлия Владимировна, учитель ОБЖ МОУ СШ №3, г. Тутаев
Количество часов: 17
Учащиеся: 7 класс
Пояснительная записка
Научно – исследовательская деятельность позволяет учащимся испытать, выявить и актуализировать свои академические способности. Занимаясь научно – исследовательской деятельностью, учащиеся осваивают аналитические, поисковые, синтезирующие навыки научной работы. Таким образом, у них формируется объективная самооценка, активизируется самостоятельность, развиваются творческие способности.
Во время исследовательской деятельности учащимися решается творческая, исследовательская задача, где определяются основные этапы, характерные для научного исследования.
Во время выполнения научно – исследовательской работы юные исследователи придерживаются следующих этапов:
Этап | Формируемые метапредметные умения |
мотивация научно-исследовательской работы | |
выбор направления и темы исследования | способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях |
постановка цели, задач и гипотезы | постановка целей, планирование, самоконтроль, оценка результатов своей деятельности |
фиксирование и предварительная обработка данных | умение находить информацию в различных источниках |
обсуждение результатов исследования | умение работать в группе, выполняя различные социальные роли; представлять свои взгляды, убеждения, вести дискуссию |
результаты исследовательской деятельности | умение выражать свои мысли |
представление исследовательской работы | подготовка рефератов, участие в конкурсах, в научно-практических конференциях |
Гипотеза — это предположительное суждение, знание, требующее проверки.
Применение проектной деятельности в учебном процессе также формирует
метапредметные умения и навыки. Они включают в себя умение решать
постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать
предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному
взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся смогут развить умения, которые будут полезными и в жизни. Это:
· умение анализировать проблемные ситуации
· умение проектировать цели
· умение разрабатывать гипотезы
· умение проверять гипотезы
· умение планировать достижение целей
· умение оценивать решения и делать обоснованный выбор
· умения ставить и решать познавательные задачи
· умение эффективно работать в группе
Для формирования у учащихся соответственных умственных действий
необходимо обеспечить освоение ими метапредметных понятий: проект, проблема, результативность, решение проблем, цель, оценка и др.
Данная программа предназначена для учащихся 7 класса и является логическим продолжением программы 6 класса «введение в проектную деятельность». Программа рассчитана на 17 часов.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что, пройдя все этапы школьного обучения, ученик должен приобрести новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.
Основная цель. В результате изучения данного курса ученик будет обучен приемам исследовательской деятельности.
Теоретическая подготовка чередуется с практической деятельностью на занятиях и самостоятельной работой дома. Знания учащихся углубляются на индивидуальных консультациях.
Практическая часть курса представлена в виде работы над исследовательским проектом.
Построение курса позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Каждый ученик выбирает тему исследования, сообразуясь со своими интересами и возможностями. Темп работы определяется самостоятельно, объем и глубина исследования – индивидуальны. Все занятия носят тренировочный характер.
Курс предполагает контроль начального уровня психологической готовности в виде теста, промежуточный контроль осуществляется путем коррекции заданий занятий. Итоговый контроль – наличие реферата, исследовательской работы.
Итоговая работа по курсу должна быть представлена в печатном и электронном виде. Для защиты работы должна быть представлена презентация.
Содержание курса
№ | Тема | Теоретическая часть | Практическая часть | |
1 | Что такое наука? | Философия науки. Методология науки. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень научного исследования. Методы научного познания. | Знакомство и работа со словарем парадоксальных определений. | |
2 | Учебно-исследовательская деятельность. | Элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. | Формулировка темы исследования, целей и задач. Развитие лингвистических умений: построение связных высказываний, логичных и последовательных ответов. | |
3 | Учебно-исследовательская деятельность. | |||
4 | Составление плана исследования. | Личный план исследователя. Правила оформления реферата. Правила оформления записи воспоминания, статьи. Логическое содержание исследования. Гипотеза. Научность как главный критерий исследования. | Выбор методов сбора и обработки фактического материала к конкретной теме, составление личного плана исследования. Развитие наблюдательности, оригинальности мышления, ассоциативного мышления. | |
5 | Составление плана исследования. | |||
6 | Работа с научной литературой. | Учебники и монографии. Авторы. Как работать с содержанием. Как работать со ссылками. Расположение газетных статей. Иллюстрации. Библиография. | Составление библиографического списка по теме исследования. Составление личного каталога исследователя. Развитие умения размышлять и анализировать, делать собственные оригинальные выводы. | |
7 | Работа с научной литературой. | |||
8 | Работа с научной литературой. | |||
9 | Методы исследования. | Наблюдения. Эксперимент. Собеседование. Опрос. Архивы и музеи. Их классификация. Виды архивных документов. Музейные экспонаты. Информационное содержание музейных экспонатов. | Применение методов исследования на практике целесообразно выбранной теме. Развитие дикции, произношения и речевых умений. | |
10 | Методы исследования. | |||
11 | Формы представления проектов. | Научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы. | Создание личного проектного пилота. Развитие внутренней речи учащихся | |
12 | Оформление результатов исследования общепринятым языком. | Соответствие собранного материала теме и целям исследования. Научная речь. | Редактирование текста. | |
13 | Оформление результатов исследования общепринятым языком. | |||
14 | Содержание исследования. | Индивидуальные консультации по содержанию исследования. | ||
15 | Содержание исследования. | Индивидуальные консультации по содержанию исследования. | ||
16 | Пробная защита исследовательской работы. | Оппоненты. Правила дискуссии. | Защита своей исследовательской работы. | |
17 | Пробная защита исследовательской работы. | |||
Всего: | 17 часов |
В результате изучения курса у обучающихся развиваются метопредметные и общеинтеллектуальные умения: обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, рефлексия.
Обучающийся будет иметь представление:
- о научно – исследовательской деятельности,
- об эмпирическом и теоретическом уровне научного познания,
- об эмпирическом и теоретическом уровне научного познания,
- о межпредметных связях.
Обучающийся будет знать:
- понятия ''гипотеза'', ''реферат'', ''монография'', ''научный доклад'', ''оппонент'', ''дискуссия'';
- методы исследования, структуру архивов, музеев, библиотек;
- правила оформления реферата, научной статьи.
Обучающийся будет уметь:
- формулировать гипотезу;
- планировать свою деятельность;
- систематизировать факты, явления, объекты;
- составлять план исследователя и вести по нему исследовательскую
деятельность;
- работать со средствами коммуникации.
Обучающийся будет иметь опыт:
- проведения эксперимента (естественно - научного либо социального);
- публичного выступления.
Описание учебно – методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса: ФГОС основного общего образования
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса: учебный кабинет, проектор, набор карандашей, ПК, принтер, цветная бумага, ножницы фотоаппарат.
Литература.
1. Дереклеева Н. И. ''Научно – исследовательская работа в школе''. – М.: Вербум –М, 2001г
2.Обухов А. ''Развитие исследовательской деятельности учащихся''. – ''Народное образование'' №2 2004 год стр. 146-148
3.''Исследовательская работа школьников'' №1 2002 год
4. Л. Ф. Фомина ''О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников''.
5. А. В. Леонтович ''Исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология''. – ''Исследовательская деятельность учащихся'' (сборник статей). М. 2003г.
6. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Комментарии (1)
