Программа наставничества учителя истории и обществознания

0
0
Материал опубликован 27 July
Программа наставничества учителя истории и обществознания


 на 2023 – 2024 учебный год.









































Пояснительная записка

Проблема профессионального становления личности приобретает все большую значимость. Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которого начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством опытного педагога.

Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-3 года работы).

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

И как показывает действительность и социально-педагогические исследования, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно, а чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать.

Опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества. Поэтому оказание постоянной методической помощи наставником молодому специалисту в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих работы общеобразовательного учреждения.

Целью индивидуального сопровождения молодого учителя в системе методической работы школы является обеспечение роста его профессионального мастерства.

Задачи индивидуального сопровождения:

обеспечение непрерывности профессионального образования молодого педагога, повышение его теоретико-методического уровня и квалификации;

актуализация сильных сторон деятельности педагога, обучение уверенному преодолению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;

создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха";

использование механизмов морального и материального поощрения молодого педагога, организация "праздников успеха".

Ожидаемые результаты: систематически проводится разносторонняя целенаправленная методическая работа с молодым учителем, молодой учитель проходит адаптационный период уверенно, повышает уровень профессиональной подготовки, убеждается в правильном выборе своей профессии.

Практическая значимость реализации программы:

В ходе выполнения программы будут созданы условия для роста профессионального мастерства молодого специалиста. Через постоянную, систематическую, профессиональную учёбу на месте работы будет формироваться мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени, позволит улучшить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма.

Таким образом, программа поможет и молодому учителю, и руководителю школы решать целый ряд проблем, стоящих перед молодым учителем, будет способствовать поиску и проявлению учителем своего педагогического кредо.

По данной программе любой наставник может организовать работу в повышении квалификации с молодыми учителями.


II. Содержание и структура программы


Содержание пункта программы

Срок

Деятельность

сопровождаемого

сопровождающего

1.Создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога.

октябрь

Изучить положение об индивидуальном сопровождении молодых специалистов в ОУ


Провести собеседование о целях и задачах индивидуального самообразования педагога;

2.Оказание учителю всесторонней (педагогической, психологической, методической, социальной и др.) помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы.


В течение года

Организованное посещение, анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий опытных педагогов и наставника.


Составить план самообразования



Выбор литературы.
Работа с литературой.
Изучение передового опыта по теме.



Проведение диагностики и самодиагностики по итогам четверти, полугодия, года

Оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки;

Оказание помощи в выборе темы самообразования.

Оказание помощи в составлении плана самообразования.

оказание помощи при заполнении школьной документации


Диагностика затруднений (проблем) молодого педагога:

собеседование с учителем;

анализ
– уроков;
– журналов;
– поурочного планирования.

3.Привлечение учителя к решению задач развития школы, реализации программ, проектов и т. п. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества.

В течение года

Разработка рабочих программ по истории и обществознанию программ элективных курсов и кружков по предмету.


Содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям, олимпиадам.

4. Обеспечение условий профессионального роста учителя.

По плану школы и самого педагога

Организация внеклассной работы по предмету:
Декада истории и обществознания;

Участие в конкурсах, выставках и олимпиадах;

 Проведение открытых уроков.
Проведение открытых внеклассных мероприятий.

Оказание практической помощи в повышении уровня методической подготовленности педагога

Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности молодого педагога с учителями- стажистами школы.

Оказание психолого – педагогической поддержки.

План работы



Дата проведения

Тема

Вопросы для обсуждения

Форма проведения

Результат

Задание

сентябрь


Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

Изучение:

- “Закона об образовании в РФ”,

- Устава ОУ,

-правил внутреннего распорядка ОУ;

-Составление ПВР.

-Составление программы внеурочной деятельности.

Выработка рекомендаций по планированию деятельности

Изучить методические рекомендации об особенностях воспитательной работы с учащимися в условиях ОУ



октябрь

Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога

- Педагогическое самообразование

- Участие в  работе методического объединения учителей гуманитарного цикла.


Просветительское занятие

Создание накопительной папки практических материалов по теме урока

Подобрать литературу для самообразования,

изучить образовательные ресурсы Интернета


ноябрь


Помощь в составлении   поурочных планов. Функция общения.

-Структура поурочного плана

-Изучение задач и целей уроков

Просветительское занятие

Выработка рекомендаций

Самостоятельное составление целей и задач

декабрь


Как эффективно провести мероприятие. Секреты мастерства

Общие вопросы методики проведения  внеклассных мероприятий с учащимися.


Обмен опытом

Выработка рекомендаций по разработке сценария мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений

Разработка сценария мероприятия

январь

февраль


Имидж педагога

Открытые уроки для молодого специалиста

- Педагогическая этика, риторика, культура поведения


Интерактивные уроки

Выработка рекомендаций

Изучить правила педагогической этики

Посещение уроков

март

апрель


Портфолио достижений педагога

Открытые уроки молодого специалиста

- Общие положения  портфолио педагога

- Структура содержания и порядок ведения портфолио

- Оценивание материалов портфолио

Обучающее занятие

Выработка рекомендаций

Самоанализ уроков

Изучить портфолио педагога-наставника

май


Самообразование учителя

- Выбор методической темы

Обучающее занятие

Выработка рекомендаций

Написание плана самообразования учителя на новый учебный год

III. Система оценивания результатов программы

3.1.Ожидания

Реализации программы позволит:

Молодым специалистам:

адаптироваться в новых условиях практической деятельности;

пополнять и конкретизировать свои знания;

совершенствовать профессиональные умения, компетенции;

осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе ситуаций, находить ответы на сложные вопросы;

постоянно пополнять педагогическую копилку;

формировать гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;

раскрывать свой творческий потенциал и иметь возможность демонстрировать профессиональные достижения с опорой на опыт наставников;

3.2.Формы контроля

Формы промежуточного контроля:

1. Анкетирование молодого специалиста.

2. Рецензия или оценка наставником занятия, выполненного молодым специалистом

Форма итогового контроля:

1. Открытый урок молодого специалиста для педагогов.

2. Заполнения листа оценки наставником и самооценки профессиональной деятельности и личности молодого специалиста.

п/п

Качества

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

1

Результат профессиональной деятельности







Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по истории и обществознанию




4



Сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории и обществознанию, способности к самообразованию



3




Наличие у учащихся прочных умений и навыков в самостоятельном использовании знаний по истории и обществознанию в различных жизненных ситуациях, во внеурочной деятельности



3




Сформированность творческих способностей учащихся



3




Развитие волевых качеств учащихся, способности к самовоспитанию




4


2

Уровень предметных знаний молодого специалиста




4



Знание требований ФГОС нового поколения





5


Знание истории и обществознания





5


Общая эрудиция





5


Знание методики преподавания истории и обществознания





5


Знание истории и теории педагогики





5


Знание особенностей педагогической деятельности




4


3

Гностические умения







Умение систематически пополнять свои знания по истории




4



Умение изучать личность учащихся в плане развития ученических компетенций




4



Умение изучать достоинства и недостатки своей личности и педагогической деятельности




4



Умение методически анализировать и критически оценивать учебный материал, пособия, средства обучения





5

4

Умения проектировать







Планирование урока и системы уроков согласно новым ФГОС




4



Определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся





5


Нахождение наиболее эффективных методов и приёмов ведения современного урока




4



Умение грамотно использовать средства обучения





5


Конструктивные умения





5

5

Организаторские умения







Управление детским коллективом



3




Рациональная организация коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся




4



Согласованность деятельности с запланированной




4



Использование инновационных приёмов обучения




4


6

Коммуникативные умения







Умение устанавливать целесообразные контакты: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик



3




Внушать учащимся уверенность в успехе




4



Внушать учащимся уверенность в себе




4



Общительность





5


Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает учащегося, коллектив в целом, педагогический опыт других учителей.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.