Программа по самообразованию учителя истории и обществознания
МБОУ «Желябовская СОШ»
ПРОГРАММА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя истории и обществознания
Автор: Колупаева Марина Валериевна
Две-три мысли, два-три впечатления
поглубже выжитые в детстве, собственным
усилием (а если хотите, так и страданием),
проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,
чем самая облегченная школа…
Ф.М. Достоевский.
Информационная справка об авторе программы самообразования
1. Фамилия, имя, отчество: Колупаева Марина Валериевна
2. Число, месяц, год рождения:06.08.1987г
3. Образование: высшее
4. Должность: учитель истории, обществознания
5. Стаж педагогической деятельности: 3 года
6. Стаж работы в данном образовательном учреждении: 2 года
8. Прохождение курсов повышения квалификации:
Курсы повышения квалификации учителей истории и обществознания ФИРО (2014г.)
Основания для разработки программы
Образовательная программа школы
Воспитательная программа школы
Цели программы:
Обеспечение непрерывного повышения квалификации как условия роста уровня профессиональной компетентности педагога;
выявление и развитие способностей каждого ученика,
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
введение в учебно - воспитательный процесс современных технологий обучения;
Задачи программы:
• Приобретение учителем новых педагогических знаний;
• изучение и использование учителем в своей профессиональной деятельности современных педагогических технологий;
• изучение и использование учителем на практике современных способов диагностики ученической успешности;
• дальнейшее внедрение в практику работы педагога научной организации труда, активное использование возможностей компьютерной техники и ИКТ;
• участие учителя в исследовательской и инновационной деятельности; стимулирование участия в конкурсах и проектах, творческой авторской деятельности;
• обобщение и распространение своего педагогического опыта
Срок реализации программы: 2017 - 2019гг
Обоснование программы
«Потребность в образовании лежит в каждом человеке»
Л.Н. Толстой
«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования
хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания…считайте
бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
К.С. Станиславский
Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивают школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственнее, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Решение этой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, которая должна ориентироваться не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Воспитание нового человека, формирование его личности - краеугольный камень педагогической работы. Продукт школы — личность. Стать личностью — значит осознать себя человеком, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом, вовлечь эти ценности в трудовую, социально значимую деятельность, в общественную жизнь, в человеческие отношения, в повседневный быт.
Особая роль в процессе формирования личности отводится школе. Именно в ней закладывается фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. Поэтому учитель в ответе за каждого своего ученика, за то, каким он станет человеком. От духовной культуры учителя, от силы его убежденности, от его педагогического мастерства, человеческого таланта зависит то, что определяет направленность мыслей, интересов, стремлений его воспитан никое. Это обязывает учителя работать над собой беспрестанно и многосторонне, повышать свое педагогическое мастерство, постоянно учиться. То есть непрерывное образование педагога, систематическое повышение его квалификации становятся важнейшими условиями решения задач, стоящих перед современной школой.
Обеспечение постоянного и непрерывного обучения педагогов — главная цель методической работы, осуществляемой на разных уровнях. Системообразующим элементом методической работы является самообразование учителя.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.
Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Устойчивая потребность в самообразовании, изучении новой информации и опыта, самостоятельном приобретении знаний, самоанализе и самооценке своей деятельности — важнейшее требование, которое предъявляется к работнику в современных условиях. Повышение квалификации характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.
Принято выделять четыре уровня самообразования:
• высший — самообразование становится постоянной жизненной потребностью человека, непрерывным процессом исследовательского характера;
• высокий — систематическое, целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности;
• средний — ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности;
• низкий — спонтанное (внесистемное) самообразование, часто под воздействием внешних обстоятельств при отсутствии развитой должным образом познавательной культуры.
Продвижение учителя вверх по этой лестнице характеризует эффективность процесса его самообразования, является залогом успеха осуществления педагогической деятельности.
Становление профессионализма — процесс длительный. На протяжении всей своей педагогической деятельности учителю приходится постоянно учиться, повышать квалификацию, совершенствовать свою методическую базу. Достижение высокого уровня педагогического мастерства, педагогической культуры возможно только в результате упорного труда. Однако этот процесс должен носить не стихийный и ситуативный, а непрерывный и планомерный характер. Для успешной работы в этом направлении необходимо применение системного подхода, реализация которого предусматривает создание и осуществление долгосрочной программы самообразования, определяющей его цели, задачи и основные направления. Применение такого подхода способствует осознанию учителем перспектив дальнейшей деятельности, концентрации усилий для достижения поставленных целей, повышению эффективности работы.
План работы на 2017-2018 учебный год.
Информационное обеспечение. Работа с документами.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки проведения |
|
1. |
Планирование работы на новый учебный год. |
август |
|
2. |
Тема самообразования: «Способствовать формированию и систематизировать знания об истории и прошлом, повышение уровня владения ИКТ» |
сентябрь |
|
3. |
Отчет по теме самообразования: «Способствовать формированию и систематизировать знания об истории и прошлом, повышение уровня владения ИКТ» |
декабрь |
|
4. |
Изучение методических рекомендаций учителями на 2015-2016 учебный год. |
в течение года |
|
5. |
Утверждение календарно-тематического планирования в соответствии с программно-методическим обеспечением |
август |
|
6. |
Работа над портфолио профессиональных достижений. |
в течение года |
|
7. |
Отчёт об участии учащихся в школьном этапе олимпиад. |
Октябрь - ноябрь |
|
8. |
Знакомство с новой учебно-методической литературой по предметам. |
в течение года |
|
9. |
Составление материалов для промежуточного и итогового контроля. |
в течение года |
|
10. |
Повышение квалификации на курсах для учителей истории. |
По графику |
|
11. |
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
регулярно |
Научно-методическая.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки проведения |
1. |
Продолжить изучение основных направлений ФГОС второго поколения. |
В течение года |
2. |
Взаимное посещение уроков. |
В течение года |
3. |
Проведение открытых уроков. |
В течение года |
4. |
Участие в заседаниях метод советов. |
В течение года |
Работа с учащимися.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки проведения |
1. |
Создание программы работы с «Одарёнными детьми» |
сентябрь |
2. |
Подготовка учащихся к олимпиадам. |
Октябрь-декабрь |
3. |
Подготовка учащихся к Предметным конкурсам и викторинам |
март |
5. |
Оформление стендов. |
Декабрь,январь |
6. |
Подготовка учащихся к мероприятию посвящённому дню Конституции. |
декабрь |
7. |
Подготовка и проведение школьной предметной недели по истории. |
февраль |
8. |
Подготовка и проведение мероприятий посвящённых ВОВ |
май |
Направления самообразования:
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Сроки реализации |
Профессиональное |
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории (+ ФГОС). |
2017- 2018 регулярно |
Психолого-педагогические |
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
регулярно |
Методические |
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания 3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района 10. Выступать с докладами по теме самообразования. 11.Выступить с творческим отчётом о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории. |
регулярно регулярно регулярно ежегодно
регулярно регулярно 2017-2018
|
Информационно-технологические технологии |
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии. 3. Мастер-класс «Использование дидактических игр на уроках истории» |
регулярно регулярно |
Охрана здоровья |
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. |
регулярно регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Диагностический |
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта |
2017-2018 |
1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла
3.Изучение литературы: |
Прогностический |
1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. |
2017 |
1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по темам: «Определение уровня гуманитарных знаний знаний выпускников средних школ». |
Практический |
1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4. ЕГЭ. -Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ. - Разработка памятки для учащихся средней школы «Как писать эссе по истории » |
2017-2018 |
1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках истории для учебного успеха». 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками |
Обобщающий |
1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. |
2017-2018 |
1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме «Обновление исторического образования в контексте перехода на новый учебный план». 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках истории» 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. |
Внедренческий |
Распространение опыта работы. |
2017 |
1.Принять участие в открытом форуме учителей истории по проблеме 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
4. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
5. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории»
6. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителями информатики по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета до 70%.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном и школьном сайтах.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте