Статья «Педагогические возможности народной музыки в духовно-нравственном воспитании младших школьников»

3
0
Материал опубликован 31 May 2017

 В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в осуществлении нравственного воспитания возрастает роль учебно-воспитательного процесса. Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [13], отмечая, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [13].

Ученые-педагоги выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет духовно-нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях [9].

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, в формировании личности младшего школьника, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [10].

Усвоение духовно-нравственных норм, подчинение своего поведения им, является не легкой задачей для взрослого человека, еще труднее оно представляется для ребенка.

Педагогическая культура всегда питалась от народных корней. В произведениях устного народного творчества содержится, по мнению исследователя Г.Н. Волкова, полный нравственный кодекс человека: в них говорится о любви к родителям, верности и справедливости, о любви к труду и презрении к лентяям и бездельникам, о ненависти к угнетателям, о бесстрашии перед врагами и силами природы, о любознательности, чутком отношении к старым и старшим.

Отечественная педагогическая наука складывалась под влиянием народных знаний о воспитании и обучении детей, народной мудрости, отраженной в фольклоре, религии, семейном и общинном укладе, быте, традициях. Ее основоположник, К.Д. Ушинский, положил в основу своей педагогической системы идею народности, опираясь на принцип «народ без народности – тело без души», согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине [14].

Высоко оценивая воспитательный потенциал народной педагогики, другого народа, К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [14].

Вслед за К.Д. Ушинским принцип народности как опора в педагогическом творчестве на житейскую мудрость, «обыкновенный здравый смысл», последовательно проводился в системах воспитания А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского [4]. По мнению А.С. Макаренко народное воспитание осуществляется «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и различных проявлениях [4].

Педагогические знания народа до возникновения письменности являлись частью совокупных знаний о природе и обществе, входили в состав сведений о трудовой жизни и окружающей действительности, выступали, по выражению А.С. Макаренко сплошь и рядом в незаметных и неощутимых выражениях. Воспитывали не только люди, но и посредством людей вся окружающая действительность, все прямо или косвенно связывалось с педагогическими явлениями. Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества.

Смысл народного воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням. Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум - доброта - трудолюбие».

Традиционность педагогической культуры, внимательное отношение народа к сохранившимся и широко бытующим древним традициям воспитания – признак высокой культуры народа. На ранних ступенях воспитатели из народа опирались на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость. Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта. В процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются, но и перерабатываются, совершенствуются и обогащаются. Воспитанием обеспечивается преемственная связь поколений, с народностью в воспитании связана национальная преемственность. Педагогический прогресс означает одновременно духовный прогресс народа в целом.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Пряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели. Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика. Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности, облегчая свою участь, делая ее полнокровней.

Источники педагогической культуры - не только в самом процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа. Народная педагогика ставила задачи нравственного воспитания, которое проходило в труде и борьбе, и умственного, заботясь об интеллектуальном развитии подрастающих поколений. Не обходила вопроса и о физическом развитии детей. Народное воспитание - это богатейший коллективный опыт народа, «педагогика общества».

Конечная цель народного воспитания и самовоспитания личности – народный идеал совершенного человека. Способность к самосовершенствованию – высшая ценность человеческой природы. Совершенствование индивида обусловлено наследственностью и культурой – материальной и духовной. Идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания, занимает одно из основных мест среди сокровищ народной мудрости.

Идея «всестороннего совершенствования личности» близка всем народам. Главное в личностном идеале всех народов, замечает Г.Н. Волков, не национальные, а общечеловеческие начала, такие ценные человеческие качества как ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность [15]. Естественное стремление к счастью не мыслилось без стремления к совершенству. Многим народам свойственно стремление к совершенству семьи, рода, племени, которое вело к совершенству народа.

Идеалы воспитания проводились в жизнь не только с помощью слов, но и в конкретной деятельности, в общей организации детско-взрослой жизни. Единство слова и дела – одна из самых сильных сторон национальной педагогической системы, живой практики воспитания, которое трудящиеся рассматривали в совокупности всех его частей и проводили как целостный процесс. Подход к воспитанию как к целостному процессу проявлялся в использовании комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации их жизни и деятельности.

Наиболее эффективные средства воздействия на личность ребенка выкристаллизовались в результате тысячелетнего опыта народной педагогики. Загадки, пословицы, песни, сказки, игры, праздники дифференцированы народом, связаны с формированием определенных черт личности. Так, загадки призваны содействовать умственному воспитанию, пословицы и песни – нравственному и эстетическому. Сказка, как синтетическое средство, использовалась для совокупного решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания. Празднично-игровая культура являлась педагогикой в действии, где все средства использовались в гармоническом единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра, по определению Г.Н. Волкова, - «самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка» [15].

Определяя черты совершенной личности, народная педагогика параллельно проявляла заботу о реализации идеала совершенного человека, свидетельство тому - многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц. Дифференцированный подход к приемам, способам и формам воспитания обеспечивал конкретность и целеустремленность работы по формированию черт совершенства. Программа воспитания была распределена по годам, месяцам, дням недели, и была тесно связана с годовыми трудовыми циклами. Совершенствование человека представлялось народом конкретно и определенно в формировании конкретных качеств личности. Главное место в совершенствовании человека отводилось труду, важны были образцы в области нравственности и идея о физическом совершенствовании человека. Важным условием совершенствования личности ребенка была связь каждого человека с себе подобными. Народная педагогика призывала к единству действий, к солидарности, к объединению усилий трудящихся.

Своеобразными формами эстетического воспитания и самовоспитания, средством проверки уровня и результатов этого воспитания были многочисленные праздники. Характер ежедневных весенних и летних «певческих фестивалей» носили девичьи хороводы. Осенние вечорки преследовали цель развития и проверки эстетических вкусов в рукоделии. Народные спортивные праздники преследовали цели общественного смотра физического развития подрастающего поколения.

Комплексные меры воздействия на детей и комплексные формы организации их деятельности объединяла природа. Представление о гармоническом совершенстве природы, полагает исследователь, послужило первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями, они развивают в крестьянских детях привычку и любовь к труду. В результате долгого наблюдения какого-нибудь одного явления на лоне природы в ребенке воспитываются сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями, способствуя всестороннему росту интеллектуальных сил детей, положительно влияя на умственное развитие. Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, созерцание красот природы играет эстетическую роль.

Из всего сказанного можно сделать вывод: природа содействует формированию всех сторон личности ребенка, и при условии сознательной педагогической деятельности взрослых является мощным педагогическим фактором. Смысл гуманистической природы человеческого совершенства в гармонии Человека – «малой вселенной» и Природы – великой вселенной.

Программа воспитания совершенного человека многогранна и обширна, многообразны средства ее реализации. Воспитание было самой жизнью народа: все воспитывали, все воспитывало, всех воспитывали. Субъективно то или иное явление жизни служило определенной цели, выполняло конкретную задачу. Например, народные песни служили средством развлечения и отдыха, но одновременно выполняли многостороннюю воспитательную функцию. Система детского воспитания не изобретается, а усваивается. Ее вырабатывает весь народ и передает последующим поколениям.

Основные виды музыкального фольклора песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания) [3].

Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро и счастье человека. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному в слове и мелодии, выработать эстетические взгляды и вкусы, т.е. эстетическое воспитание. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно учило прекрасному и доброму. Но песня осуществляла и другие стороны формирования личности, песни - комплексное средство воздействия на личность ребенка.

Основными критериями при определении жанра той или иной песни выступает его функциональное назначение в общинной жизни. Традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными.

Кроме красоты стиха и красоты мелодии сильными сторонами народных песен являются красота мыслей и красота содержания. Слова песен, условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. Детские и молодежные песни редко исполняются в помещении, они поются на лугу или опушке леса во время хороводов, сопровождаются танцами, плавными движениями, поются во время подвижных игр на улице. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие.

Народные песни не столько забавляли, потешали и развлекали, сколько учили уму-разуму. В песнях содержатся призывы в труде создавать прекрасное и красиво выполнять любую работу. В песнях прекрасное - цель, а сам труд – средство. Через труд, который в народном воспитании занимает главенствующую позицию, устанавливается связь эстетического с нравственным, умственным и физическим воспитанием. Благодаря труду укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обогащается ум [4].

Песни неоценимы в умственном воспитании: они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся и представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности.

Немало народных песен оживляются танцевальными движениями и игровыми действиями, характеризующими забавные качества предметов и явлений. Детские песни, сопровождающие игры – веселые, задорные, шуточные. Народ оберегал детей от горестных раздумий, держал подальше от общественных бедствий и социального зла, считая их непонятными и недоступными детскому сознанию. Песни с серьезным содержанием прививали детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде.

Воспитывали детей песни родителей, не прямо, а мелодией, мыслью, чувствами, примером воспеваемых героев, событиями из народной жизни. В песнях – образность, высшая поэзия Картины родной природы, тонкие нравственные движения души, вековые традиции, сберегающие народ - все находит в народной песне поэтическую, высокохудожественную форму.

Народные воспитатели стихийно культивировали наиболее эффективные в воспитательном отношении произведения устного народного творчества, осуществляли в веках педагогический отбор. Бестолковое, случайное отбрасывается, в народной педагогике все дифференцировано и тщательно продумано. Народные игры несут символический смысл, в них – оптимизм народа, его надежды на будущее. В играх и народных празднествах реализуются идеальные представления о человеке.

Возрождение традиций русской народной культуры и в частности, богатого наследия музыкальной народно-инструментальной культуры как никогда актуально в наше время. Носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа являются народные музыкальные инструменты.

Еще в глубокой древности музыкальные инструменты применялись в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки – трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы. Они развивали у детей координацию движения, чувство ритма, формировали интерес к музыкальной деятельности. Эти игрушки-инструменты были своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка в условиях традиционной культуры.

Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры формы, звуки, тембры, орнаменты, мелодии и жесты «пронизывают» его жизнь с раннего детства. Ребенок начинает чувствовать, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Таким образом, народная музыка и народные инструменты способствуют процессу социализации детей.

В русской народной культуре есть особые области, где использование инструментов было принято испокон веков - это скоморошья, смеховая культура и детский фольклор. В ходу у скоморохов были гусли, гудки, свирели, рожки, сопели, погремушки, трещотки, колокольчики, дровы (шуточная разновидность ксилофона из полуполеньев). Инструментальная музыка звучала в их исполнении как самостоятельно, так и была сопровождением пляскам и хороводам, театральным представлениям. Рядом со скоморохами всегда были дети, которых не могли не привлекать красочность и веселая абсурдность, перевернутость жизни в действах скоморохов. Здесь многое было близко некоторым детским жанрам фольклора — потешкам, дразнилкам, чепуховым считалкам, игровым припевам, в которых фантазия и реальность меняются местами, веселье и смех существуют как выражение радости бытия [8].

В детском фольклоре существует специальные инструментальные жанры: наигрыша и сигнала. Детские музыкальные инструменты преимущественно духовые, сделанные в сезон из природного материала: всевозможные разновидности свистулек, дудочек. Играли дети также «на деревянке» - полом стволе дерева или сухом полене. Исполнялись как затейливые ритмические наигрыши, так и простейшие сигнальные фигуры. Функция инструментальной детской музыки лежит в игровой развлекательной практике и выражается в импровизационном и звукоподражательном музицировании [8].

Из всего объема народной музыкальной культуры младшему школьнику наиболее доступно изучение особой области народного творчества, называемой детским фольклором. Детский фольклор – это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного творчества. Это целый мир, наполненный жизненной силой и красотой [33]. Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г.С. Виноградов, М.Н. Мельников, Г.Н. Науменко [5].

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. В детском фольклоре представлено все жанровое многообразие. Он представляет собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки, пестушки), и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни) и песенки, сочинявшиеся самими детьми.

Согласно выводу М.Н. Мельникова, «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров» [5].

Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Каждый из этих жанров имеет свою оригинальную систему поэтических средств, свою форму воздействия на детей, свое определенное бытовое значение.

«Рассматривая жанр как функцию, выраженную в художественной структуре - писал М.Н. Мельников, - представляется целесообразным выделить по совокупности признаков следующие жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки» [5].

Поэтика колыбельной песни находится в прямой зависимости от ее функции, в тесной связи с ее содержанием, с народной психологией, с народной жизнью. М.Н. Мельников обращает внимание на то, что в первые годы жизни детский организм занят главным образом собственным созиданием, поэтому колыбельная песня вызвана необходимостью безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон, так как спокойный сон - непременное условие быстрого роста и развития [5]. Начиная с момента рождения, с помощью колыбельной песни детям даются первые представления о богатстве и гибкости русского языка.

В поэзии пестования закреплены многие приемы воспитания. Через колыбельную песню ребенок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развитие мышления. Структура колыбельной песни определяет познавательную и мнемоническую функции.

Пестушка закрепила в народном сознании очень важный как для физического развития ребенка, так и для развития второй сигнальной системы педагогический прием. В пестушках заложены знания по физическому воспитанию детей.

Потешки - это песенки - приговорки, сопровождающие особые забавы взрослых с детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешка призвана развеселить, позабавить ребенка, поэтому в ней заложена необходимая информация (познавательный материал) для этого. Потешки не только готовят ребенка к игре, раскрывают перед ним эстетическую суть игры, но и воспитывают эстетические потребности, которые можно удовлетворить только в игре. Таким образом, появилась прибаутка, как игра взрослых с детьми на уровне слов, понятий. Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

К потешному фольклору относятся произведения детской устной поэзии, назначение которых повеселить и позабавить себя и сверстников. Это поддевки, скороговорки, загадки, небылицы - перевертыши, словесные игры, молчанки.

Игровой фольклор включает в себя разнообразные игры (с игровыми припевами, с игровыми приговорами, без поэтически организованного текста, игры - импровизации), жеребьевые сговорки и считалки.

Бытовым в широком смысле этого слова являются все жанры детского фольклора, так как они теснейшим образом связаны с детским бытом. Но так как мы придерживаемся классификации по функциональному признаку, то к бытовому фольклору можно отнести те жанры, для которых характерна многофункциональность. Это детские народные песни, заклички и приговорки, прозвища и дразнилки, детские сказки и страшилки.

Заклички - это обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы. Приговорки - стихотворные обращения к живым существам.

Г.С. Виноградов объединял заклички и приговорки их в календарный детский фольклор, объясняя это тем, что они имеют связь с определенным временем года, погодой, праздниками.

Детские народные песенки чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения. В последние годы в детский песенный репертуар все интенсивней проникают произведения художественной литературы. Большое распространение получили песенки, созданные под воздействием сказок.

Художественная структура малых фольклорных форм стала универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей. М.Н. Мельников отмечает, что «народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей» [5].

В исследованиях многих авторов рассматривается проблема ориентации школьников на народную культуру. Так, В.Н. Соколова выделяет следующие направления работы со школьниками по приобщению их к народной музыкальной культуре:

просветительско-ознакомительное;

поисково-собирательное;

исполнительско-репродуктивное;

креативно-созидательное [12].

Просветительско-ознакомительным направлением охватываются всевозможные виды деятельности, связанные с ознакомлением учащихся с основами народной музыкальной культуры. При таком подходе у младших школьников преобладают в основном пассивные виды деятельности – слушание, восприятие, сопереживание, эмоциональный отклик. Поэтому народная музыка, звучащая как музыкальный фон, может присутствовать в школьной жизни детей в самых разных ситуациях. Одной из самых распространенных форм этого направления работы являются беседы. Большой интерес вызывают у школьников беседы по темам.

Наглядно-агитационная работа может быть широко представлена в виде специально оборудованного уголка (этнографического музея), стилизованного под русскую горницу с тематически подобранными выставками. С интересом воспринимаются всевозможные стенды с фотографиями местных фольклорных коллективов, музыкантов-исполнителей, участников самодеятельности, лауреатов региональных смотров.

Поисково-собирательная деятельность направлена на активное участие детей в получении знаний о народной музыкальной культуре. При этом используются формы работы, обеспечивающие интерес детей к различным видам поисково-собирательной деятельности, связанной с записыванием фольклорных образцов.

Исполнительско-репродуктивное направление охватывает всевозможные виды деятельности по приобщению школьников к использованию образцов музыкального фольклора. Оно может быть реализовано посредством развития разнообразных форм художественной самодеятельности, вовлечения детей в музыкальные кружки.

Исходя из синкретической природы музыкального фольклора, в котором неразрывно связаны – музыка, пение, движение, игра на доступных народных инструментах, для занятий с младшими школьниками можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

а) народная песня;

б) народная хореография;

в) народные игры;

г) народные музыкальные инструменты.

В настоящее время народная музыка при определенных условиях может образовать несравненное по своей духовной ценности основание для начального музыкального воспитания. Источник следует искать, прежде всего, в песенных образцах с ярко выраженным игровым началом, разыгрыванием сюжета, танцем, пляской, шуткой. Эти фольклорные жанры общеизвестны: потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, игровые песенные припевы, хороводы, а также богатейший раздел древних календарных песен, дошедших до нас со времен язычества. Все перечисленные жанры составляют своеобразную детскую «модель мира», где есть рай и ад, дом и чужбина, Земля и Солнце, привидение и Кикимора, вера в единство с природой и сжигание соломенных кукол, ряжение и катание с ледяных горок.

Исследователь детского музыкального фольклора Г.Н. Науменко обращает внимание на интонационную и содержательную схожесть многих жанров детского фольклора [8]. Почти всеми фольклористами, отмечается также интонационная формульность календарно-обрядовых песен, позволяющая детям быстро запоминать и долго хранить их в памяти. Мелодика календарных песен - одна из древнейших, архаичных, раннефольклорных форм звуковыражения, напевы по звуковому объему не велики, обычно построены на многократных повторах секундовых, терцовых или квартовых попевок.

Особенности жанров русского детского фольклора: ритмо-мелодическая и структурная остинатность, их преимущественное одноголосие или спонтантанная гетерофония (часто с использованием верхнего или нижнего бурдона), неразрывная связь с речью, движением и игрой, - образуют тот органичный, естественный фундамент, на котором будут закладываться основы освоения народной культуры.

Следовательно, народное музыкальное творчество - величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения. Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах. Игра на них стимулирует художественно-эстетическое восприятие детей, побуждает к творческой музыкальной деятельности, раскрывает детские индивидуальные возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болдова, И. Я – народ – человечество. Воспитание на традициях народной культуры [Текст] / И. Болдова // Искусство в школе. – 2010. - №1. С. 49-51.

Герасимова, Э. П. Музыкальный фольклор как средство воспитания [Текст] / Э. П. Герасимова // Воспитание школьников. – 2008. - №6. – С. 43-47.

Куликова, Л. Н. Русское народное музыкальное творчество / Л. Н. Куликова. – СПб. : Союз художников ,2008. – 174 с.

Макаренко, А. С. Опыт методики работы детской трудовой колонии // А. С. Макаренко // Педагогические сочинения : В 8 т., Т.1 – М. : Педагогика, 1983. – 559 с.

Мельников, М. Н. Русский детский фольклор : учебное пособие для вузов / М. Н.Мельников. - М. : Просвещение, 1987. – 236 с.

Музыкальный фольклор и дети: Научно-методическое пособие / сост. Шамина Л. В.. – М. : РАН, 1992. – 100 с..

Народное искусство в воспитании дошкольников (для педагогов дошкольных учреждений и гимназий, руководителей студий) / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 1996. - 144 с.

Науменко, Г. М. Детский музыкальный фольклор / Г. М. Науменко. - М. , 1999. – 552 с.

Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, [и др.] ; под ред. Ю. К. Бабанского. – М. : Просвещение, 1988. – 479 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л.Рубинштейн. – СПб. : Питер, 1989. – 720 с.

Рытов, Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей / Д. А. Рытов. М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с.

Соколова, В. Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре [Текст] / В. Н. Соколова // Начальная школа – 2002. - №9 – С. 87-91.

Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский – М : Просвещение, 1980. – 258 с.

Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С. Ф. Егоров. – М. : Педагогика, 1990. - 416 с.

Этнопедагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. – М. : Академия, 2007. – 240 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.