Статья «Формирование патриотизма на уроках изобразительного искусства как компонента нравственного воспитания младших школьников»
Формирование патриотизма на уроках изобразительного искусства как компонента нравственного воспитания младших школьников
Поповкина Ольга Петровна, старший преподаватель
кафедры начального и дошкольного образования
Медведева Е.В., студентка
ГБОУ ВО Филиала «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске
Аннотация: В статье раскрыты основные аспекты формирования патриотизма на уроках изобразительного искусства как компонента нравственного воспитания младших школьников и особенности развития чувства патриотизма в период обучения детей в начальной школе.
Ключевые слова: патриотизм, патриот, Родина, изобразительное искусство, урок, нравственное воспитание, младшие школьники.
Содержание образования занимает ведущее место в процессе становления патриотического сознания школьников.
Ведь понятие патриотизм включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос человек, гордость за исторические свершения народа.
Чувство патриотизма начинает закладывается в дошкольном возрасте.
В школу ребенок и ходит с небольшим запасом, полученных в семье и дошкольном учреждении, знаний из этой области.
Базовые знания он получает в процессе школьного обучения.
Именно в школе у обучающихся формируются представления об истории нашей страны и культуре населяющих ее народов.
Погружая учеников в национальный быт, литературу, песни, мы создаем естественную среду для знакомства с народами традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к Родине.
Работа по патриотическому воспитанию ведется не только во внеурочное время, но и на уроках.
С этой целью ученики слушают и разучивают песни, инсценируют стихотворения, выполняют коллективные работы.
Одной из дисциплин, позволяющих познакомить школьников с культурным разнообразием страны, воспитать патриотизм, является предмет "Изобразительное искусство".
Б.М. Теплон писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимися, на и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения... Художественное воспитание является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности".
Согласно ФГОС НОО, результатом освоения содержания предмета "изобразительное искусство" является сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, патриотического отношения к Родине.
Развиваемость чувства патриотизма осуществляется на занятиях изобразительного искусства в процессе художественно-творческой деятельности обучающихся. На уроках изобразительного искусства они рисуют пейзажи, отображая тем самым любовь к своей родине. «Исследования по проблеме детского художественного творчества показывают, что освоение детьми различных видов искусства стимулирует формирование их художественно-творческой деятельности». На уроках-беседах обучающиеся изучают историю и культуру своего народа, затем выполняют задания на тематические сюжеты, такие как «Великая Отечественная война», «День космонавтике», «День Матери», «Масленица», «День победы».
«Военно-патриотическая тематика, наиболее ярко проявилась в композициях В.В. Верещагина, М.Б. Грекова, В.И. Сурикова, А.А. Дайнеки, П.Д. Корина, Кукрыниксы (известное творческое содружество трех художников: М.В. Куприянова, П.Н. Крылова и Н.А. Соколова)».
Декоративно-прикладное искусство — учит сохранять и приумножать информацию, переданную предыдущими поколениями. Народные художественные промыслы — неотъемлемая часть Отечественной культуры каждой из стран.
На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями классического и современного декоративно-прикладного искусства, учатся различать стили известных видов декоративной живописи: гжели, хохломской, жостовской и др., понимать характерные особенности изделий различных народных промыслов. Ученики работают над созданием орнаментов и украшений предметов, изделий по мотивам народных промыслов. Процесс приобщения обучающихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития, т.е. во всех классах начальной школы [2, с. 17, 20, 23].
Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Патриотическая система воспитания в школе направлена на:
а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;
б) формирование духовно-нравственных качеств личности;
в) воспитание патриотов земли России;
г) разносторонне развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
д) формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
е) формирование трудолюбия;
ж) формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков изобразительного искусства;
з) воспитание бережного отношения к природе.
Воспитание будет успешным, если в образовательном учреждении создана и постоянно совершенствуется воспитательная среда. Городской историко-краеведческий музей, школьные музеи, залы трудовой и боевой славы должны быть максимально использованы для гражданского патриотического воспитания школьников. Школьники участвуют в создании "Книги памяти", благоустраивают мемориальные памятники и могилы погибших, заботятся о ветеранах и их семьях. Экскурсии в музеи, на выставки, на заводы, в театр способствуют углублению знаний и пониманию обучающихся о том, как основывался их город, как образовалась страна[2].
Любовь к родному городу (поселку, селу) и гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач уроков изобразительного искусства. Для этого подойдут уроки рисования на темы, освещающие быт, историю и культуру народа; уроки декоративно- прикладного народного искусства; уроки рисования с натуры пейзажей родного края, портретов земляков, предметов быта народов региона; беседы с обучающимися о крае, его природе, о художниках, ученых и деятелях культуры, об истории и культуре народов края. Сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом (родная история) через изучение этнографии, народных героев, народных песен, искусства должно способствовать воспитанию ребенка как будущего гражданина русского государства. Задача - вызвать у детей интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине; познакомить с понятиями "государство", "гражданин", "законы страны", "государственные символы: флаг, герб, гимн", "права и обязанности гражданина"[2,63].
На уроке рекомендуется использовать изображение Государственного герба и Государственного флага России, картин природы родного края, нашей Родины, запись Государственного гимна российской Федерации, музыкальные записи народных песен, плясовых и хороводных мелодий. Для создания эмоционального настроя на уроке можно начать его с прослушивания песни "С чего начинается Родина" (слова М.Матусовского, музыка П.Баснера).
На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, россияне. Для этого целесообразно начать знакомство детей с малой Родины - города (села), где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России - граждане страны. Гражданин -житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордиться. На уроке возможен небольшой рассказ о земляке - жителе родного города (села) - прославившем свой край успехами в труде или в бою, в науке или искусстве.
Ведущая роль в воспитании у обучающихся любви к родному краю отводится педагогу. Поэтому очень важен личный пример учителя, его отношение к культурно-историческому наследию.
Среди важнейших направлений по патриотическому воспитанию на уроках изобразительного искусства необходимо выделить следующие:
планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов;
развитие национального самосознания;
изучение и углубление знаний родного языка;
изучение основ этнокультуры, в том числе изучение национальных игр, семейных традиций, прикладного искусства, национального эпоса, национальной истории, национальной музыки, как органической части общечеловеческого опыта;
ознакомление с мировой художественной литературой;
изучение художественной культуры своего края;
развитие интереса, уважения к другой культуре;
воспитание мужества, чувство локтя, любви к Отчизне[1,27].
Для того чтобы в учебном процессе эффективно реализовывались функции по формированию у обучающихся патриотизма, на уроках должны найти место мировоззренческие идеи, знания, умения и навыки. Вместе с тем следует отметить, что патриотическое воспитание в учебном процессе должно быть направлено не только на мыслительную деятельность обучающихся, но и на их эмоциональную сферу.
Особенно большой силой эмоционального воздействия на обучающихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе урока целесообразно использовать репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы; яркие примеры верности долгу, Родине, партии из художественной, исторической, мемуарной литературы, материалы поисковой деятельности.
Важнейшим условием "проникновения" всех этих ценностей в сознание и чувства обучающихся является создание на уроках атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и обучающихся, психологического микроклимата коллектива (общественное мнение, межличностные отношения и т. д.), направленных на реализацию запланированных целей урока. Метод обучения выступает как инструмент вовлечения обучающихся в деятельность, формирования положительного к ней отношения. От того, что будет предметом деятельности школьников на уроке, какие идеи попадут в поле их сознания и какое отношение к этим идеям удастся сформировать учителю, зависит и конечном счете воспитательный эффект обучения[3,57].
При выборе методов обучения необходимо учитывать функции содержания предмета, дидактические цели обучения, познавательные возможности обучающихся, уровень методической подготовки учителя, место данного урока в системе уроков. Патриотическая направленность методов обучения предполагает проявление в деятельности обучающихся таких мотивов и психических состояний, которые отражают структуру готовности к защите Родины.
При анализе возможностей урока в патриотическом воспитании обучающихся целесообразно учитывать следующие критерии:
Связь урока со всей системой патриотического воспитания обучающихся данного класса. Для выполнения этого требования необходимо, чтобы учитель продумал возможности и место своего предмета, данной темы в военно-патриотическом воспитании обучающихся, учел этапы формирования у них готовности к защите Родины, уже имеющийся у школьников опыт военно-патриотической деятельности, обеспечил преемственную связь с ранее изученным материалом, другими предметами.
Педагогически обоснованная постановка конкретной цели перед уроком. Учителю следует решить, достаточно ли раскрываются в объяснительной записке к программе вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием, нужно ли их дополнить, чтобы обеспечить влияние обучения на личность обучающегося как патриота.
Знания, получаемые обучающимися, должны обладать:
. идейно-нравственным содержанием;
. осознаваться как необходимый изучаемый материал;
. патриотической направленностью, т. е. школьникам важно осознать естественнонаучные основы многих профессий [4,15].
Таким образом, искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, и позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа.
Список литературы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.