Программа летней досуговой площадки «Путешествие в мир профессий»
Программа летней досуговой площадки
при МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1»
города Смоленска
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Авторы:
Конюхова Клавдия Олеговна,
педагог-психолог МБУ ДО «ЦДО № 1»
Лебедева Наталья Николаевна,
заместитель директора МБУ ДО «ЦДО № 1»
Смоленск, 2021
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Летняя досуговая площадка – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Поэтому важнейшей задачей педагогов в условиях летней досуговой площадки является вовлечение детей в продуктивную совместную деятельность.
Данная программа по своей направленности является профориентационной, но включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях летней досуговой площадки.
Летняя досуговая площадка размещается на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования № 1» города Смоленска.
Концепция программы
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня профессионализма его граждан, от сформированности трудовой мотивации, гражданской ответственности и активной жизненной позиции у подрастающего поколения, потребности в созидательном, творческом труде, постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, уважения к профессии и трудовой деятельности.
В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности, требований предъявляемых ею к работнику и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены профессии и общей неудовлетворенностью жизнью.
Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности.
В младшем школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять его представления о различных профессиях. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Для детей 11-14 лет (5-7 классы) характерен поисково-зондирующий этап. В этот период происходит формирование у подростков профессиональных намерений, профессиональной направленности, осознание своих интересов, способностей, возможностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Этому способствует включение учащихся в профессиональные пробы, в разнообразные виды деятельности, близкие к профессиональным действиям.
Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, личностного и профессионального роста. Как выяснили социально-психологические исследования, современные подростки плохо ориентируются в содержании труда разных специальностях и имеют слабое представление о тех требованиях, которые профессии предъявляют к качествам человека. Необходимость организации эффективного профессионального просвещения и развития, направленного на помощь подрастающему поколению в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает профориентационную работу актуальной и необходимой.
Представленная программа летней досуговой площадки призвана частично решить ведущую задачу профориентации – оказание помощи в самостоятельном и осознанном выборе профессии, соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда – через улучшение ориентации учащихся в мире существующих профессий. Программа дает реальную возможность школьникам расширить и активировать свои знания о мире профессий, изучить себя в мире профессиональных деятельностей, продемонстрировать свое творчество, находчивость и талант.
Основная деятельность летней досуговой площадки направлена на развитие личности ребенка, его профессионального и жизненного самоопределения и включение его в разнообразие человеческих отношений и профессиональной деятельности. Досуговая деятельность на площадке направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Цель программы: создание необходимых условий для летнего отдыха, занятости, оздоровительной, досуговой и профориентационной работы с детьми и одновременного социального развития личности ребенка, развития его творческих, интеллектуальных и профессионально ориентированных знаний и умений.
Задачи:
Создание благоприятных условий для творческого, интеллектуального, физического развития, реализации досуговой деятельности детей.
Реализация потребности детей в общении, удовлетворение познавательных интересов, развитие их практических трудовых умений.
Расширение и углубление знаний о профессиональном мире и трудовой деятельности.
Формирование уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий.
Воспитание активности, повышение позитивного самооотношения и трудолюбия.
Сроки реализации программы: 01 июня – 09 июля 2021 года.
Режим работ летней досуговой площадки:
10.00-10.15 – «Мы Вам рады!» (сбор и организация детей, инструктаж)
10.15-12.15 – Познавательно-развлекательная программа (профориентационные, игровые, спортивно-оздоровительные и др. мероприятия, мастер-классы)
12.15 – Спасибо за прекрасный день!» (подведение итогов, обмен впечатлениями, уход домой)
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 18 лет различных социальных групп. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Ожидаемые результаты работы летней досуговой площадки:
сформированное представление о мире профессий, о практических умениях специалистов определенных профессий и специальностей;
умение применить полученные практические умения в ходе профессиональных проб в реальной действительности;
развитие любознательности, активности и заинтересованности к познанию окружающего мира;
владение навыками сотрудничества и взаимодействия;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве площадки;
укрепление связей между разновозрастными группами детей;
развитие интеллектуально-творческого потенциала детей.
Формы и методы работы.
Индивидуальные и групповые формы работы летней досуговой площадки осуществляются с использованием следующих методов:
беседа, рассказ, дискуссия;
наблюдение;
игровые методы;
метод театрализации;
метод демонстрации;
методы состязательности, викторины;
метод коллективной творческой деятельности;
методы арт-терапии;
практический метод мастер-классы, практические пробы;
экскурсии, встречи, акции.
Механизм реализации летней досуговой площадки.
Этапы реализации программы:
Подготовительный:
подбор кадров;
работа по рекламе площадки;
подготовка методических материалов;
подготовка материально-технической базы.
Организационный:
знакомство;
формирование состава воспитанников;
знакомство с режимом работы летней досуговой площадки и правилами.
Основной: включает следующие направления деятельности
Направления деятельности | Мероприятия в рамках программы |
Физкультурно-оздоровительное Решение задач физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие, участие в спортивных мероприятиях. Данные мероприятия прежде всего направлены на пропаганду здорового образа жизни. | Ежедневные физкультминутки, подвижные игры. Беседы и викторины о ЗОЖ; мероприятие посвященное Дню борьбы с наркоманией. Большое значение уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности (правила дорожного движения, пожарной безопасности, правила поведения в летний период). Проводится работа по сохранению эмоционального и психического здоровья детей. |
Профориентационное Решение профориентационных задач: знакомство с различными профессиями, пробы и мастер-классы по профессиям. Данное направление ориентирует школьников на выбор профессии, помогает расставить жизненные и профессиональные приоритеты. | Беседы о различных профессиях, необходимых качествах для каждой профессии. Игры, викторины, практические задания, эстафеты по профессиям. Встречи с людьми различных профессий, мастер-классы, практические пробы. |
Нравственно-патриотическое Воспитание у школьников патриотизма, любви к родному краю, чувства гордости за свою страну, «малую родину», за ее историю и культуру, уважения к старшему поколению, к родителям, педагогам, к людям различных национальностей. Направление включает мероприятия патриотического, исторического и культурологического характера. | Встречи с интересными людьми. Минута молчания. Возложение цветов к памятникам героям Великой отечественной. Празднование Дня России (конкурс рисунков, беседы, викторины) и Дня защиты детей. Мероприятия, связанные с историей родного края. |
Культурно-досуговое Досуговая деятельность помогает детям и подросткам найти дело по душе, развить свои таланты и способности, проявить лидерские качества. | Участие в мастер-классах по: - декоративно-прикладному искусству; - изобразительному искусству; - рукоделию и др. Культурно-развлекательный блок представлен большим количеством игр: коммуникативных, творческих подвижных, развивающих, настольных. |
Заключительный:
закрытие смены (последний день смены);
сбор отчетного материала;
анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Материально-техническое обеспечение программы.
помещения для занятий творческих объединений;
материалы для оформления и творчества;
канцелярские принадлежности;
настольные игры;
спортивный инвентарь;
призы, грамоты для стимулирования;
мультимедийная аппаратура;
компьютер.
План мероприятий летней досуговой площадки при МБУ ДО «Центр дополнительного образования № 1» города Смоленска в 2021 году
Дата | Мероприятия | База | Ответственные |
1.06.2021 | Организационная работа Знакомство с детьми Мероприятие посвященное «Дню защиты детей» | МБУ ДО «ЦДО № 1» | Иванова И.Б. |
02.06.2021- 04.06.2021 | Профориентационное мероприятие «Что я знаю о профессиях» Минутка безопасности «Знаем правила движения как таблицу умножения» Мастер-классы: «Основы изобразительного искусства. Основы рисования и живописи» Игровая программа «Общаться – это легко» Мастер-класс «Веселое рукоделие» Экономическая игра «Менеджер» Игровая программа: «Танцуем вместе!» Нравственно-патриотическое мероприятие «Защищаем Родину» | МБУ ДО «ЦДО № 1» | Иванова И.Б. |
07.06.2021-08.06.2021 | Профориентационное мероприятие «Ярмарка профессий» Мероприятие, посвященное всемирному дню защиты окружающей среды. Игровая программа «Самый внимательный и наблюдательный» Минутка безопасности «Правила пожарной безопасности» Мастер-классы: «Волшебный квадратик» «Успешный бизнесмен» Нравственно-патриотическое мероприятие «Через прошлое к будущему» | МБУ ДО «ЦДО №1» | Лебедева Н.Н. |
09.06.2021- | Профориентационное мероприятие «Путешествие в мир профессий» Минутка безопасности «Правила поведения на летних каникулах» Мастер-классы: «Основы изобразительного искусства. Основы рисования и живописи» «Волшебный квадратик» Ориентирование на местности и защита от оружия массового поражения (тактико-стратегическая игра) | МБУ ДО «ЦДО № 1» | Лебедева Н.Н. |
10.06.2021 | Профориентационное мероприятие «Путешествие в мир профессий» Минутка безопасности «Правила поведения в быту» Турнир по настольным играм Нравственно-патриотическое мероприятие «Через прошлое к будущему» Огневая подготовка (практическое занятие) Тактико-стратегическая игра: «Основы общевойскового боя» | МБУ ДО «ЦДО № 1» | Лебедева Н.Н. |
11.06.2021 | Нравственно-патриотическое мероприятие посвященное Дню России | МБУ ДО «ЦДО № 1» | Лебедева Н.Н. |
14.06.2021-15.06.2021 . | Профориентационное мероприятие «Что я знаю о профессиях» Минутка безопасности «Правила поведения на воде» Мероприятие посвященное киностудии Союзмультфильм «Путешествие по мультфильмам» Игровая программа «Общаться – это легко» Нравственно-патриотическое мероприятие «Через прошлое к будущему» Мероприятие посвященное ЗОЖ | МБУ ДО «ЦДО №1» | Лебедева Н.Н. |
16.06.2021-18.06.2021 | Профориентационное мероприятие «Ярмарка профессий» Минутка безопасности «Как вести себя с незнакомыми» Познавательно-развлекательное мероприятие «Путешествие в город мастеров» | МБУ ДО «ЦДО № 1» | Лебедева Н.Н. |
21.06.2021-25.06.2021 | Профориентационное мероприятие «Путешествие в мир профессий» Минутка безопасности «Как вести себя при обнаружении подозрительного предмета» Познавательно-развлекательное мероприятие «Цветик-семицветик» Мастер-классы: «Волшебный клубок» Экономическая игра «Менеджер» Мероприятие посвященное ЗОЖ | МБУ ДО «ЦДО № 1» | Лебедева Н.Н. |
28.06.2021-30.06.2021 | Профориентационное мероприятие «Путешествие в мир профессий» Минутка безопасности «Правила при поездках в автотранспорте» Игровая программа «Самый внимательный и наблюдательный» Игровая программа «Вооброжарий» | МБУ ДО «ЦДО № 1» | Лебедева Н.Н. |
01.07.2021-02.07.2021 | Профориентационное мероприятие «Путешествие в мир профессий» Минутка безопасности «Что делать если попал в беду» Игровая программа «Пускай смеются дети!» | МБУ ДО «ЦДО № 1» | Лебедева Н.Н. |
05.07.2021-08.07.2021 | Познавательно-развлекательное мероприятие «Экскурсия в город мастеров» Игровая программа «Общаться – это легко» Мастер-классы: «Основы рисования и живописи» «Изготовление самодельной декоративной куклы» Интеллектуально-познавательная игра «Рынок» | МБУ ДО «ЦДО №1» | Лебедева Н.Н. |
09.07.2021 | Мероприятие «Закрытие летней площадки» Эстафета «Весёлые профессии» Подведение итогов. | МБУ ДО «ЦДО №1» | Лебедева Н.Н. |
Используемая литература
Афанасьев С.П. Триста творческих конкурсов. Кострома: РЦ НИТ «Эврика-М», 1999.
Бетехтина О.Ф. Организация детского досуга.// Досуг в школе.- 2009.
Бякова Н.В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56
Все профессии важны: урок-игра, 2 класс // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сентября".- 2007.- № 22. - С. 21-27
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2010.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми/ авт.сост. А.П. Красичкова, Д.Н. Зимин. - Волгоград: Учитель, 2007.
Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников. Методические рекомендации / Е. В. Попова. – Сыктывкар, 2011
Профессии XXI века // Клѐпа.- 2009.- № 10.- С. 2-3
Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005.
Заявление для родителей на площадку
DOCX / 13.04 Кб
План-график организации досуговой площадки
PDF / 320 Кб
Положение об организации летней досуговой площадки
PDF / 1.53 Мб
Пролубщикова Наталья Владимировна