Программа по организации детского летнего отдыха в дополнительном образовании «Детские сказки»
Программа по организации детского летнего отдыха в дополнительном образовании
«Детские сказки»
Срок реализации: краткосрочная
Составитель:
Смирнова Виктория Юрьевна,
методист дополнительного образования
2023
1 | Полное название программы | Программа по организации детского летнего отдыха в дополнительном образовании «Детские сказки» |
2 | ФИО автора, разработчика программы с указанием занимаемой должности | Смирнова Виктория Юрьевна Методист дополнительного образования |
3 | Направленность программы | Данная программа по своей направленности является коммуникативно-досуговой, т.е. включает в себя разноплановую деятельность. |
4 | Сроки реализации программы | 2 смены: 1 смена – 21 день (включая выходные и праздничные дни) 2 смена – 21 день (включая выходные и праздничные дни) |
5 | Характеристика целевой группы | - дети от 7 до 14 лет - дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой - дети с ОВЗ |
6 | Краткая аннотация содержания программы | Программа ориентирована на развитие у детей навыков творческого потенциала, здорового образа жизни, воспитание нравственности, патриотизма. Популяризация отечественного культурного продукта (мультфильмов). |
7 | Обоснование актуальности программы | Дополнительное образование принимает активное участие в организации летнего отдыха детей. Этому способствует: наличие детей, требующих особого внимания, упадок интереса к отечественному культурному фонду, нежелание детей организовывать полезный и образовательный досуг. |
Пояснительная записка
Программа по организации детского летнего отдыха в дополнительном образовании «Детские сказки» (далее – Программа) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФЗ от 31.07.2020 №34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р);
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».
Цели и задачи программы
Цель: Cоздание оптимальных условий для развития личности ребенка в каникулярный период, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, физическую активность, воспитание патриотизма, обогащение кругозора, формирование культурной среды, развитие интереса к совместному творчеству.
Задачи программы:
- Развитие навыков проектной деятельности.
- Создание условий для самореализации.
- Развитие творческих способностей.
- Патриотическое воспитание.
- Развитие чувства коллективизма.
Содержание программы
Летний лагерь, 1 смена. «Чебурашка» Э. Успенский, Р. Качанов
№ п/п | Тема занятия | Задание |
1 | Встреча детей, распределение по командам. Знакомство, игра на командообразование. | Придумать название для команды, связанное с мультфильмом «Чебурашка». Принести из дома бросовый материал для поделок. |
2 | Тема утреннего приветствия «Как здороваются в других странах». Представление команды и девиза. | Изготовление плаката. Поделка из бросового материала. |
3 | Представление плакатов. | |
4 | Работа в командах над итоговым проектом. | |
5 | Мини игры: собери пазл, разгадай ребусы. | |
6 | Работа в командах над итоговым проектом. | |
7 | Игра «Угадай: что это?». Дети с закрытыми глазами отгадывают предметы. | |
8 | Работа в командах над итоговым проектом. | |
9 | Спортивные игры на воздухе. | |
10 | Просмотр мультфильма «Чебурашка». | |
11 | Защита проектов. Итоговая рефлексия. | |
Летний лагерь, 2 смена. «Буратино» А.Н. Толстой
№ п/п | Тема занятия | Задание |
1 | Встреча детей, распределение по командам. Знакомство, игра на командообразование. | Придумать название команды и девиз по теме «Буратино». |
2 | Встреча детей, представление команд. Квест. | Изготовление плакатов. |
3 | Встреча детей, представление плакатов. | |
4 | Работа в командах над итоговым проектом. | |
5 | Работа в командах над итоговым проектом. | |
6 | Работа в командах над итоговым проектом. | |
7 | Буратино-викторина (интелектуальная игра. | |
8 | Работа в командах над итоговым проектом. | |
9 | Спортивные игры на воздухе. | |
10 | Просмотр сказки «Буратино». | |
11 | Защита проектов. Итоговая рефлексия. | |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность к целенаправленной проектной деятельности;
- способность ставить цели;
- способность к раскрытию творческого потенциала.
Метапредметные результаты:
- уметь поставить задачу;
- умение работать с информацией;
- доказывать свои суждения;
- уметь сформулировать проблему и найти способ ее решения;
- умение вступать в диалог и вести его;
- умение работать с Интернет-ресурсами;
- уметь целеполагать, планировать, прогнозировать.
Предметные результаты:
- получение новых знаний.
Формы аттестации
Формы оценки уровня достижений обучающегося:
Для контроля и самоконтроля за эффективностью обучения применяются методы:
предварительные (наблюдение, устный опрос);
текущие (наблюдение);
тематические (вопросы, промежуточные задания);
итоговые (проект).
Формы фиксации образовательных результатов:
Для фиксации образовательных результатов в рамках курса используются:
- отзывы обучающихся по итогам занятий и итогам обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- защита проектов.
Формы подведения итогов реализации программы:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ выполнения обучающимися учебных заданий;
- защита проектов;
- активность обучающихся на занятиях.
Оценочные материалы
Основная форма аттестации–защита проектов.
Оценка результатов проектной деятельности производится по трём уровням:
«высокий»: проект носил творческий, самостоятельный характер и выполнен полностью в планируемые сроки; «средний»: учащийся выполнил основные цели проекта, но в проекте имеют место недоработки или отклонения по срокам; «низкий»: проект не закончен, большинство целей не достигнуты.
Мониторинг образовательных результатов
Цель мониторинга образовательных результатов – сбор сведений об этапах и уровне достижения обучающимися результатов освоения образовательной программы.
Предмет мониторинга – результаты обучающихся на разных этапах освоения программы и программы в целом.
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе имеет три основных критерия:
Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии, способов и типовых решений.
Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность ценностных ориентаций, отношения к выбранной деятельности, понимания ее значимости в обществе.
Критерий «Надежность знаний и умений» предусматривает определение начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся, текущий контроль в течение занятий, итоговый контроль.
Входной контроль осуществляется на первых занятиях с помощью наблюдения педагога за работой обучающихся.
Итоговый контроль проводится в конце каждого модуля или дисциплины развивающего блока. Итоговый контроль определяет фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному разделу и всей программе объединения. Формы подведения итогов обучения: защита индивидуального или группового проекта; выставка работ; соревнования; взаимооценка обучающимися работ друг друга.
Критерий «Сформированность личностных качеств» предполагает выявление и измерение социальных компетенций: осознанности деятельности, ценностного отношения к деятельности, интереса и удовлетворенности познавательных и духовных потребностей. Предусмотрена психологическая диагностика и психологическая поддержка, педагогическое и психологическое наблюдение, проведение тестирования, анкетирования и других способов изучения личности.
В качестве методов обучения по программе используются наглядно- практический, исследовательский проблемный, проектные методы.
На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса:
индивидуальная
индивидуально-групповая
групповая.
Формы организации учебного занятия:
- защита проектов;
- практическое занятие.
Педагогические технологии:
технология проблемного обучения;
технология проектной деятельности.
Список литературы
1. Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю., Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях. – Педагогическое общество России, 2002
2. Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет
духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных
технологий, 2001
3. Гончарова Е.И., Школьный летний лагерь: учебно-методическое пособие / Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. – Москва: ВАКО, 2004. – 193 с.
4. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г
5. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988
6. Кулаченко М.П. Учебник для вожатого. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
7. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г