Программа «Орлята России» –- инструмент воспитания гражданско-патриотической личности
Программа «Орлята России» - инструмент воспитания
гражданско-патриотической личности
ГБОУ «СШ№59 Г.О.МАКЕЕВКА»,
Иванова А.И
Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент - это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависти морально-нравственный климат в обществе в целом
В.В.Путин
Воспитание гражданско-патриотической личности крайне важно в условиях постоянно меняющегося мира. Оно помогает молодым людям осознать свою роль в обществе, развивать чувство ответственности и уважения к истории своей страны. Патриотизм не просто любовь к родине, но и готовность защищать её интересы, принимать участие в её развитии. И, на мой взгляд, младший школьный возраст – наиболее важный и подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. И надо не упустить момент и вовлечь каждого ребенка в насыщенную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближних, любви к Родине.
Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала могучей державой. И каждому из нас надо уметь ей быть полезным. А для этого надо много знать и уметь. С детства совершать дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»
Основная идея программы заключается в том, чтобы вовлечь детей в активное изучение своей страны, её традиций и обычаев, что позволяет им осознать свою принадлежность к великой истории и культуре России. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ценность в контексте общественной жизни и истории. Это создает у детей основы для формирования гражданской позиции и ответственности за свою страну.
Программа «Орлята России» направлена, в первую очередь, на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей, таких как:
Родина - формирует у детей чувство гордости и любви к своей
стране, помогает им понимать свою принадлежность и важность того, что они могут внести в развитие своей страны.
Семья - это первое общество, где ребенок учится ценить
отношения и заботиться о близких. Укрепление семейных ценностей помогает детям понять, что они не одни, и что поддержка друг друга — это очень важно.
Природа - Знание о природе и уважение к ней помогают детям
понять ее значимость. Это важно, чтобы будущие поколения заботились об окружающей среде и сохраняли планету для себя и других.
Команда - Умение работать в команде — это важный навык в
жизни. Когда дети учатся сотрудничать, они становятся более открытыми, учатся решать конфликты и помогают друг другу достигать общих целей. Спорт - развивает физическую силу, выносливость и командный дух.
Спорт также учит детей важности здорового образа жизни и
умению справляться с трудностями.
Познание - Стремление к знаниям и изучению нового помогает
детям развивать любознательность и справляться с любыми задачами, что пригодится им в будущем в учебе и работе.
В рамках программы были установлены определенные принципы и "Законы Орлят". Они направлены на воспитание дружбы, взаимопомощи, уважения к старшим и любви к Родине.
Орлята гордятся своей Родиной.
А это значит: уважать прошлое, хранить историческое наледие своего Отечества, знать историю своей страны, родного края и государственные символы России, ценить и беречь свою родную землю, её богатства, быть верным своей стране, быть готовым её защищать.
Орлята дружно, вместе и сообща делают добрые дела
А это значит: помогать людям, которые особо в этом нуждаются, совершать добрые поступки совершенно бескорыстно, любить своих близких и родных людей, заботиться о них, быть готовым прийти на выручку окружающим людям, оказавшимся в трудной ситуации. Когда делаешь добрые дела, жизнь вокруг становится светлее и радостнее!
Орлята уважают старших и заботятся о младших
А это значит: заботливо, уважительно, бережно, с любовью и
чуткостью относится к старшим и младшим, прислушиваться к советам старших, выражать внимание и любовь к бабушке и дедушке; советовать и помогать младшим, не давать никому их обижать.
Орлята всегда стремятся учиться новому
А это значит: изучать этот удивительный мир, приобретать новые знания обо всём, что нас окружает, совершать открытия, быть любознательным.
Орлята держат слово
А это значит: выполнять обещания, не нарушать данное кому- то слово, быть надёжным и честным человеком, на которого можно положиться в любых ситуациях.
Вся программа предполагает совместную деятельность старших и младших
Сотрудничество между родителями, советником директора, учителями и детьми в программе "Орлята России" является важным аспектом, который позволяет эффективно реализовывать цели программы и достигать высоких результатов в патриотическом воспитании. Каждый из участников процесса вносит свой вклад:
1. Родители:
- Поддержка: Родители играют ключевую роль в патриотическом воспитании своих детей. Они могут поддерживать программу, участвуя в мероприятиях, обсуждая с детьми значимость патриотизма и исторического наследия.
- Участие в мероприятиях: Многие активности "Орлят" предполагают вовлечение родителей, что позволяет создать общую атмосферу единства и совместного участия в развитии патриотических ценностей.
- Обратная связь: Родители могут предоставлять обратную связь о мероприятиях, помогать организовать дополнительные активные формы вовлечения и вносить предложения для улучшения программы.
2. Советник директора:
- Координация программ: Советник директора играет важную роль в координации и реализации программы в образовательном учреждении, организуя мероприятия и осуществляя контроль за их проведением.
- Связь с общественностью: Он может представлять программу "Орлята России" на уровне школы и за её пределами, привлекая внимание местной общественности и СМИ.
3. Учителя:
- Образование и воспитание: Учителя непосредственно взаимодействуют с детьми, формируя у них интерес к истории, культуре и традициям страны через различные учебные программы и внеклассные мероприятия.
- Вовлечение в проекты: Учителя инициируют и организуют проекты, конкурсы и мероприятия, которые способствуют укреплению патриотических чувств у детей.
- Мотивация: учителя могут мотивировать детей участвовать в программе, делать акцент на важности этой деятельности для их личностного роста и развития.
4. Дети:
- Активное участие: Дети становятся активными участниками программы, участвуя в мероприятиях, конкурсах, проектах и акциях, направленных на патриотическое воспитание.
- Лидерство: В рамках программы дети могут развивать лидерские качества, становясь организаторами мероприятий или членами молодежных объединений.
- Обмен опытом: Дети могут делиться своими идеями и находками, участвуя в обсуждениях и проектах, что усиливает их чувство ответственности и вовлеченности.
Таким образом, сотрудничество всех участников программы "Орлята России" создает комплексный и многогранный подход к патриотическому воспитанию, формируя у детей уважение к своей стране, истории и культуре.
Педагоги начальных классов совместно с советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями проводят занятия в рамках семи треков программы (направлений деятельности).
Каждый трек – это как отдельное путешествие, полное увлекательных заданий и интересных открытий! Совместно с друзьями дети научатся многому и смогут создать много интересного!
Орлёнок - лидер. В этом треке ребята станут настоящими
капитанами! Здесь их ждут задания, где нужно принимать решения и вести свою команду к победе. Например, они смогут организовать игру на площадке или придумать новый способ весёлого времяпрепровождения.
Орлёнок – эрудит: Здесь ребята будут разгадывать загадки,
участвовать в викторинах, узнавать много нового о мире, животных и даже звёздах!
Орлёнок - спортсмен: В этом треке ребят ждут разные
спортивные игры и конкурсы: бег, эстафеты, футбольные матчи и даже танцы! Здесь смогут показать свои навыки, завести новых друзей и, конечно, получить много ярких эмоций!
Орлёнок - мастер: Здесь каждый сможет создать что-то
уникальное своими руками: поделки, картины, украшения. Мы будем заниматься разными видами искусства и делать наш мир чуть красивее.
Орлёнок - доброволец: В этом треке мы будем помогать другим!
Мы будем заботиться о животных в приютах, участвовать в акциях по уборке улиц и просто делать добрые дела.
Орлёнок - эколог: В этом треке мы будем заботиться о нашей
планете, научимся беречь природу, собирать мусор в парках и сажать деревья. Ребята узнают, как важно сохранять природу, чтобы животные и растения могли жить счастливо!
Орлёнок – хранитель исторической памяти: В этом треке ребята
станут настоящими искателями приключений в мире истории! Им придётся изучать прошлое: узнавать о важных событиях, великих людях и традициях своей страны.
Но в основе каждого содержательного блока - коллективное творческое воспитание. Общение в процессе коллективной деятельности - это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения. Именно на этих принципах построены содержательные блоки программы «Орлята России».
Программа предлагает разнообразные формы работы:
Экскурсии и путешествия по историческим местам нашей страны,
посещение музеев, участие в конкурсах и фестивалях, посвященных значимым событиям и личностям в истории России. Такие мероприятия не только развивают интерес к истории, но и формируют у детей уважение к своему прошлому, понимание значения патриотизма и его важности в жизни общества
Экологические акции
Дети учатся любить и беречь природу своей страны, осознавая, что экология — это важная составляющая культурного и исторического наследия. Проведение акций по очистке природных территорий, высадке деревьев и уходу за памятниками природы способствует формированию у детей не только заботы о природе, но и чувства ответственности за её сохранение для будущих поколений.
Спортивные мероприятия, развивают командный дух, физическую
силу и навыки работы в коллективе, дети учатся достигать общих целей. Спорт помогает социализироваться, знакомиться и налаживать контакт с ровесниками. Участие в спортивных мероприятиях формируют привычку к активному образу жизни, дает возможность детям проявить свои лидерские качества и ответственность, развивает стрессоустойчивость, учит справляться с победами и поражениями. Что очень важно для гармоничного развития личности.
Творческая деятельность, включая конкурсы, фестивали и выставки. В
рамках мероприятий дети могут участвовать в создании проектов, посвященных патриотическим темам. Это могут быть рисунки, поделки, литературные произведения, которые отражают их видение Родины, её традиций и культуры. Здесь дети могут проявить свои таланты и креативность, что способствует развитию их уверенности в себе и осознанию значимости своего вклада в общее дело.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что программа "Орлята России" поистине является важным инструментом в воспитании гражданско-патриотической личности. Она помогает не только развивать навыки и умения, но и формирует у детей основные ценности, такие как уважение, ответственность и любовь к Родине.
Давайте поддерживать и развивать такие инициативы, чтобы наше молодое поколение росло гордым и сильным, готовым к вызовам будущего.