Программа патриотического воспитания учащихся на 2016-2017 учебный год «Да не прервется память наша…»
МБОУ «Сергинская средняя школа»
Программа патриотического воспитания учащихся
на 2016-2017 уч. год
«Да не прервется память наша…»
2016 год
«Без прошлого нет будущего»
Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому необходимость возрождения гражданско-патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Гражданско-патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы. Программа определяет основные направления гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ “Сергинская СОШ ” на 2016-2017 гг.
Цель работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
- формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
- воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Модель “Гражданина - патриота России”.
Личность «Гражданина – патриота России»
Духовно и физически здоровая
Любящая свою Родину и народ.
Способность саморазвиваться.
Обладающая культурной мысли и речи.
Имеющая твердую социально-активную позицию гражданина.
Соблюдающая духовные, правовые и общечеловеческие качества.
Творчески мыслящая.
Знающая историю и культуру своей страны.
Задачи работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Содержание деятельности:
При организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
- последовательности;
- поэтапности.
Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
Моя Родина - Россия. Мой дом - Удмуртия. (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине – Удмуртии).
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Основные направления деятельности:
- формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
- воспитание общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
- воспитание правовой культуры, истории родной страны;
- формирование социально-активной позиции обучающихся;
- оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация),
- формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
- усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Заповеди, на основе которых строим работу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся:
- цени и оберегай свое Отечество;
- овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
- дорожи историей своего народа;
- береги красоту своего края.
Взаимодействие школы с субъектами воспитания по организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Школа – СМИ, музейная комната, труженики тыла, родители и выпускники – военнослужащие, администрация, учреждение культуры.
Эффективные формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
- деятельность школьной музейной комнаты;
- разработка и реализация социально-значимых проектов;
- встречи с тружениками тыла;
- встречи с воинами-интернационалистами и солдатами;
- историко-краеведческая деятельность;
- проведение внеклассных воспитательных мероприятий на гражданско-патриотическую тематику.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители.
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
|
Праздник “Здравствуй, школа!” Урок Мира. |
сентябрь |
Старшая вожатая, классные руководители |
|
День солидарности в борьбе с терроризмом. |
3 сентября по плану |
Классные руководители |
|
Всемирный День трезвости. |
11 сентября |
Классные руководители. |
|
Мультимедийный урок «25 годовщина создания МЧС России». |
сентябрь |
Макарова Е.И. , классные руководители |
|
Акция «Внимание, дети!». |
сентябрь |
Макарова Е.И. |
|
Школа безопасности. |
сентябрь, март |
Макарова Е.И. |
|
Заседание Совета по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий. |
октябрь |
Старшая вожатая, Макарова Е.И., Савина В.П. |
|
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. |
октябрь |
Селуков Н.В., Макарова Е.И., Савина В.П. |
|
Олимпиады по предметам (школьный и районный тур) |
октябрь |
Учителя-предметники |
|
День пожилых. |
1 октября |
Старшая вожатая, Классные руководители |
|
День ГО (урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций, посвященный 25 годовщине создания МЧС России). Проведение общешкольных тренировок по эвакуации из здания школы при сигнале «Угроза террористического акта». |
4 октября по плану |
Макарова Е.И. Учителя – предметники, классные руководители. |
|
Привлечение родителей обучающихся к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности. |
в течение года |
Старшая вожатая, Классные руководители |
|
День Государственности Удмуртии |
ноябрь |
Старшая вожатая, Классные руководители |
|
День Матери |
ноябрь |
Старшая вожатая, Классные руководители |
|
День Единства «Урок Гражданственности». |
ноябрь |
Старшая вожатая, Савина В.П. |
|
День Неизвестного солдата. |
3 декабря |
Савина В.П. |
|
День Героев России. |
9 декабря в течение года |
Классные руководители, Макарова Е. И. |
|
День Конституции РФ. |
12 декабря |
Классные руководители, Савина В.П. |
|
Научно-практическая конференция «Человек и общество» |
декабрь |
Школа № 3 |
|
Районный конкурс «Шаг к безопасности» |
до 29 января |
Макарова Е.И. |
|
День защитника Отечества. |
23 февраля |
Классные руководители |
|
Тематический классный час “Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать” |
февраль |
Классные руководители |
|
Акция «Во славу Отечества!»: - стрельба из пневматической винтовки; - биатлон; - разборка – сборка автомата; - оформление стенда «Служат наши земляки»; - поздравление солдат РА – наших земляков с 23 февраля; - агитбригада «В память Матросова»; - коммунарские сборы; - военно-патриотическая игра «Зарница». |
октябрь -февраль |
Старшая вожатая, классные руководители, Макарова Е.И., Савина В.П. |
|
Районная олимпиада «Я – избиратель». |
март |
Савина В.П. |
|
День воссоединения Крыма с Россией. |
18 марта |
Савина В.П. |
|
Научно-практическая конференция «Эрудит» |
март |
«Карсовайская СОШ» |
|
Проведение общешкольных тренировок по эвакуации из здания школы при сигнале «Пожар». |
1 раз в четверть |
Макарова Е. И. классные руководители, учителя – предметники. |
|
Районный конкурс творческих работ по противопожарной тематике. |
до 30 марта |
Макарова Е.И. |
|
Районный конкурс «Почему я хочу стать депутатом». |
до апреля |
Савина В.П. |
|
Научно-практическая конференция «Вечной памятью живой». |
апрель |
«Кестымская СОШ» |
|
Встреча с тружениками тыла. |
февраль |
Классные руководители |
|
Тематический классный час “День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».” |
май |
Классные руководители |
|
День Победы. Вахта Памяти. Митинг. Смотр песни и строя. |
май |
Старшая вожатая, Классные руководители, Макарова Е.И. |
|
Участие в районных и республиканских акциях и конкурсах. |
В течение года |
Макарова Е.И., Савина В.П. |
|
Оформление стенда «Памятные даты Балезинского района» |
К декабрю |
Савина В.П. |
|
Посещение музейной комнаты |
в течение года |
Некрасова О.В., классные руководители |
|
Посещение пожарной части. |
В течение года |
Макарова Е.И., классные руководители |
|
Инструктажи по правилам поведения в школе; по правилам пожарной безопасности; по правилам электробезопасности; по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте; по правилам поведения на водоемах в осенний, зимний, весенний, летний периоды; по оказанию первой помощи пострадавшему; по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома, в общественных местах; при проведении прогулок, экскурсий, походов; при обнаружении неизвестных пакетов; правила поведения в каникулярное время. |
течение года |
Преподаватель - организатор ОБЖ, зам. по безопасности, классные руководители |
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации школьной программы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
Филонова Надежда Владимировна
Савина Валентина Павловна