Программа воспитания и социализации обучающихся 5а класса на 2017 / 2018 учебный год

2
0
Материал опубликован 15 November 2017 в группе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Салаватская коррекционная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


 


 


 


 


 


 

 

Программа воспитания и социализации воспитанников

в государственном бюджетном образовательном учреждении

Салаватская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

 

Воспитатель: Андреева Ирина Никоноровна

 2017

Пояснительная записка.

Программа воспитания и социализации составлена для воспитанников 5 А класса государственного бюджетного образовательного учреждения Салаватская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида с учетом особенностей их развития.

Программа разработана в соответствии:

с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

Конституция РФ,

Конвенция о правах ребёнка,

Конвенция о правах инвалидов

Проектом - Концепцией федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

с Уставом государственного бюджетного образовательного учреждения Салаватская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида;

В условиях современной социально-экономической ситуации в России и регионе все большую остроту приобретает вопрос роли специального (коррекционного) образования и воспитания в подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации детей и подростков.

Основное назначение данной программы – быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива совместно с родителями (законными представителями) обучающихся на достижение поставленных целей.

Цель воспитательной деятельности:

воспитание социально адаптированной и гуманистически ориентированной личности

Задачи:

1. Формировать общую культуру обучающихся, обеспечивающую разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

2. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для достижения базовых и личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающимися умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3. Совершенствовать систему формирования умений и привычек социально-нормативного поведения у обучающихся через интеграцию деятельности школы, семьи, учреждений и органов системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, включение обучающихся в активную деятельность. Обязательным условием является практическая направленность, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей ребенка.

В основе программы лежат ценностные ориентиры, ориентированные на базовые национальные ценности

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, почитание родителей, уважение и помощь старшим и младшим);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество);

здоровье человека и здоровый образ жизни.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г. приоритетными направлениями в воспитательной работе являются:

духовно-нравственное направление (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

общекультурное направление (гражданско-патриотическое воспитание, экологическое воспитание)

спортивно-оздоровительное направление (физкультурно-оздоровительное воспитание)

социальное направление (самоуправление, трудовое)

коррекционно-развивающее направление.

Способы реализации программного содержания ВП:

беседы, объяснения

- практические занятия, упражнения

- дежурство

- экскурсии

- выставки рисунков

- игры (сюжетно-ролевые, спортивные и др.)

- просмотры фильмов

- творческие работы

- викторины

- соревнования

- поощрения, убеждения, личный пример

Исходя из этого, внеурочная деятельность в ГБОУ Салаватская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида спланирована таким образом, чтобы можно было решить проблемы:

I. Личностного развития.

При работе по данному направлению сконцентрированы усилия:

на входящей, промежуточной и итоговой диагностике уровня воспитанности; самооценке черт характера школьников (доброта, щедрость, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие...);

формировании навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребёнка: ученик, успешный ученик;

развитии умения играть;

создании условий для развития соуправленческих начал в коллективе класса; культурно-нравственной ориентации.

II.Охраны здоровья и физического развития.

Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их подверженности дурному влиянию и асоциальному воспитанию в семье, данному направлению уделяется пристальное внимание.

Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно- гигиенических навыков до автоматизма - вот далеко не полный перечень аспектов работы классного руководителя и воспитателя по данному направлению. Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.

III. Трудового воспитания.

Отработка навыков и умений учебного поведения;

формирование навыков учебной деятельности как ведущего вида деятельности;

формирование первоначальных представлений о личной гигиене;

привитие навыков самообслуживания;

выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом;

формирование навыков коллективной трудовой деятельности;

формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда;

развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.

Социализации и общения.

Так как большинство детей с ограниченными возможностями здоровья воспитываются в неблагополучных семьях, имеют отрицательный опыт общения, особое внимание и усилия концентрируются:

на знакомстве с нормами поведения: в школе, столовой, спальне, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии;

практической отработке этических норм и правил;

определении сущности нравственных понятий;

формировании понятия смысла человеческого существования, ценности существования других людей;

воспитании доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к окружающим;

анализе своих поступков;

реализации опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности;

экологическом воспитании.

IV.Развития творческого воображения.

Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.

V.Основ гражданского и патриотического воспитания.

Основной целью работы по данному направлению является: формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей:

VI.Достижение этой цели реализуется благодаря:

воспитанию чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

уважительному отношению к языку своего народа;

гордости за социальные и культурные достижения своей страны;

уважительному отношению к историческому прошлому Родины;

воспитанию милосердия, гуманизма, общечеловеческих ценностей.

VII. Досуговой деятельности.

Досуговая и рекреационная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья играют значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, в реализации потребности в содержательном и продуктивном использовании свободного времени.

Деятельность человека прежде всего связана с рекреацией (от англ. — восстановление сил). Полноценный отдых играет огромную роль в восстановлении физических, психических и духовных сил детей, поскольку создаёт в их жизни необходимый баланс и гармонию. Отдых - состояние покоя, либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности, а досуг — средство восстановления сил человека в процессе его деятельности (например, любительские занятия), то есть досуг является частью отдыха.

От того, как будет организован досуг, зависит морально-психологический климат коллективе воспитанников.

В структуре свободного времени выделяют:

активную деятельность: учёбу, самообразование (самоподготовка);

культурное (духовное) потребление - чтение газет, книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, походы, праздники, путешествия, походы выходного дня; спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады; конкурсы, тематические дни, ярмарки, дискотеки; экскурсии, лекции, викторины, различные гостиные и пр.

Формы , содержание внеурочной деятельности соответствуют общим целям, задачам и результатам воспитания.

Ожидаемый результат:

- приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Цели и задачи

режимных моментов работы в группе.

 

Режимные     моменты                  

       Основные воспитательные задачи и направления деятельности

Прием детей в   группу

   Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.

Обед

   Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.

Отдых и деятельность на воздухе

   Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.

Переключение на умственную деятельность

   Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны.

Самоподготовка

   Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи.

Клубно-кружковая работа

   Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека.

Подведение итогов дня

   Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться.

Индивидуальная работа с дежурными

Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.

 

 

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Воспитательные результаты внеурочной деятельности вопитанников

Первый уровень результатов— приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов— получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.

У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты личные определенные воспитательные результаты.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей; ― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Ресурсное обеспечение программы:

Нормативно – правовая база (план воспитательной работы на

год, положение о программах воспитания и социализации воспитанников в государственном бюджетном образовательном учреждении Салаватская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида)

Финансирование программы (финансирование за счёт

бюджетных и внебюджетных средств)

Информационно – методическое (информационные стенды, сайт

школы)

Кадровое (подготовка педагогов, связанная с освоением новых

воспитательных технологий, ориентированных на педагогику успеха)

Материально – техническое (улучшение материально-

технической базы дополнительного образования).

Мотивационный (разработка положения о стимулировании

деятельности учащихся и педагогов)

Учебно-методическое обеспечение программы

Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ

Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ.

Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года.( с последующими изменениями)

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ ( с изменениями)

Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»

Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2020 г.»

Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997г.

Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»

1.Азбука нравственного взросления/ под ред. Петрова В.И., Трофимова Н.М, Хомякова И.С, Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007.

2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребёнка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.

3.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М: Просвещение, 1983. - 104 с.

4.Гладкая В.В. «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2006.

5.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М: Просвещение, 1983. - 104 с.

6.Хиврич, Е.В. Программа воспитательной работы [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.49 – 60.

7. Худенко Е. Д., Г. Ф.Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006

8.https://infourok.ru/

9. https://kopilkaurokov.ru

10. https://nsportal.ru

11. http://lit.na5bal.ru

Направление

Сентябрь

Срок исполнения

Духовно-нравственное

направление

1.Праздник « 1 сентября – День Знаний»:

- торжественная линейка

01.09.17

2 Дни инспектора в школе «Ты и закон»

4-8.09.17.

3. Кл. час. ПДД «Улицы и движения в нашем городе»

4.09.17.

4. Кл. час « Мы за здоровый образ жизни»

11.09.17.

5. Кл.час «Что такое доброта»

18.09.17.

6.ОБЖ «Причины возникновения пожаров»

25.09.17

   

Общекультурное направление

КТД « Краски осени»

4-8.09.17.

Уроки этикета

20.09.17

4 .Составление плана маршрута.« Безопасная дорога в школу»

сентябрь

5.Подготовка и участие и в городском Дне цветов.

Сентябрь

6. Кружок по ДПИ «Мастерята»

4,11,18,25

09.17

7.Оформление школьного уголка.

Сентябрь

Спортивно –

оздоровительное

направление

1. Проведение экскурсий и прогулок по окрестностям школы и улицам города: «Осень в парке»

Сентябрь

2. Веселые старты. День здоровья.

Сентябрь

3. Подвижные игры на свежем воздухе.

Сентябрь

Социальное

направление

1. Месячник осеннего сада:

- операция листопад (уборка закрепленной территории)

- операция «Уют» (благоустройство классных комнат)

Сентябрь

2. Генеральная уборка класса.

Каждую пятницу

3.Трудовой десант.

Сентябрь

Коррекционно - развивающее

Изучение условий воспитания в семье:

а) беседы с родителями (законными представителями)

б) анкетирование (по необходимости)

в) педпатронаж, составление актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних (далее – ЖБУ)

Сентябрь

Изучение личности обучающихся в различных сферах жизнедеятельности и характера взаимоотношений в классном коллективе:

а) наблюдение

б) анкетирование (по необходимости)

в) беседа

Сентябрь

Составление социального паспорта класса

Сентябрь

Работа с семьёй

Классное родительское собрание.

Сентябрь

Деятельность общешкольного и классного совета родителей

Сентябрь

Направление

Октябрь

Срок исполнения

I. Духовно-нравственное направление

Классные часы по темам:

 

- «Край родной, навек любимый» (Дню суверенитета Республики Башкортостан)

16.10.17

Изучение ПДД «Где и как переходить улицу»

2.10.17

Азбука правовой грамотности.

17.10.17

 

27.10.17

II.Общекультурное направление

Уроки Светофора. Встреча с инспектором по пропаганде БДД

2-6.10.17

Кружок по ДПИ «Оч.умелые ручки»

2,16,23.30.10.17

Уроки этикета

24.10.17

   
 

Проведение конкурсов-выставок детского рисунка и творчества и участие в городских, республиканских, всероссийских и международных мероприятиях

7.10.17

III.Спортивно –

оздоровительное

направление

Проведение экскурсий и прогулок по окрестностям школы и улицам города:

 

- «Осень в парке»

23-27.10.17

   

IV.Социальное

направление

Экологическая акция «Чистый город»

23-27.10.17

Операция «Уют» (благоустройство класса)

6,20,27.10.17

   

V. Коррекционно-развивающее направление

Изучение условий воспитания в семье:

 

а) беседы с родителями (законными представителями)

Октябрь

Изучение личности обучающихся в различных сферах жизнедеятельности и характера взаимоотношений в классном коллективе:

 

а) наблюдение

Октябрь

в) беседа

Октябрь

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.