Программа воспитания и социализации обучающихся 5а класса на 2017 / 2018 учебный год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Салаватская коррекционная школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Программа воспитания и социализации воспитанников
в государственном бюджетном образовательном учреждении
Салаватская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Воспитатель: Андреева Ирина Никоноровна
2017
Пояснительная записка.
Программа воспитания и социализации составлена для воспитанников 5 А класса государственного бюджетного образовательного учреждения Салаватская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида с учетом особенностей их развития.
Программа разработана в соответствии:
•с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Конституция РФ,
Конвенция о правах ребёнка,
Конвенция о правах инвалидов
Проектом - Концепцией федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
с Уставом государственного бюджетного образовательного учреждения Салаватская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида;
В условиях современной социально-экономической ситуации в России и регионе все большую остроту приобретает вопрос роли специального (коррекционного) образования и воспитания в подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации детей и подростков.
Основное назначение данной программы – быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива совместно с родителями (законными представителями) обучающихся на достижение поставленных целей.
Цель воспитательной деятельности:
воспитание социально адаптированной и гуманистически ориентированной личности
Задачи:
1. Формировать общую культуру обучающихся, обеспечивающую разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
2. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для достижения базовых и личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающимися умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Совершенствовать систему формирования умений и привычек социально-нормативного поведения у обучающихся через интеграцию деятельности школы, семьи, учреждений и органов системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, включение обучающихся в активную деятельность. Обязательным условием является практическая направленность, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей ребенка.
В основе программы лежат ценностные ориентиры, ориентированные на базовые национальные ценности
• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине);
• социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
• гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
• семья (любовь и верность, здоровье, почитание родителей, уважение и помощь старшим и младшим);
• труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
• искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
• природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
• человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество);
• здоровье человека и здоровый образ жизни.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г. приоритетными направлениями в воспитательной работе являются:
духовно-нравственное направление (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)
общекультурное направление (гражданско-патриотическое воспитание, экологическое воспитание)
спортивно-оздоровительное направление (физкультурно-оздоровительное воспитание)
социальное направление (самоуправление, трудовое)
коррекционно-развивающее направление.
Способы реализации программного содержания ВП:
беседы, объяснения
- практические занятия, упражнения
- дежурство
- экскурсии
- выставки рисунков
- игры (сюжетно-ролевые, спортивные и др.)
- просмотры фильмов
- творческие работы
- викторины
- соревнования
- поощрения, убеждения, личный пример
Исходя из этого, внеурочная деятельность в ГБОУ Салаватская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида спланирована таким образом, чтобы можно было решить проблемы:
I. Личностного развития.
При работе по данному направлению сконцентрированы усилия:
на входящей, промежуточной и итоговой диагностике уровня воспитанности; самооценке черт характера школьников (доброта, щедрость, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие...);
формировании навыков общения в коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребёнка: ученик, успешный ученик;
развитии умения играть;
создании условий для развития соуправленческих начал в коллективе класса; культурно-нравственной ориентации.
II.Охраны здоровья и физического развития.
Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их подверженности дурному влиянию и асоциальному воспитанию в семье, данному направлению уделяется пристальное внимание.
Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно- гигиенических навыков до автоматизма - вот далеко не полный перечень аспектов работы классного руководителя и воспитателя по данному направлению. Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.
III. Трудового воспитания.
Отработка навыков и умений учебного поведения;
формирование навыков учебной деятельности как ведущего вида деятельности;
формирование первоначальных представлений о личной гигиене;
привитие навыков самообслуживания;
выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом;
формирование навыков коллективной трудовой деятельности;
формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда;
развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.
Социализации и общения.
Так как большинство детей с ограниченными возможностями здоровья воспитываются в неблагополучных семьях, имеют отрицательный опыт общения, особое внимание и усилия концентрируются:
на знакомстве с нормами поведения: в школе, столовой, спальне, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии;
практической отработке этических норм и правил;
определении сущности нравственных понятий;
формировании понятия смысла человеческого существования, ценности существования других людей;
воспитании доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к окружающим;
анализе своих поступков;
реализации опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности;
экологическом воспитании.
IV.Развития творческого воображения.
Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.
V.Основ гражданского и патриотического воспитания.
Основной целью работы по данному направлению является: формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей:
VI.Достижение этой цели реализуется благодаря:
воспитанию чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительному отношению к языку своего народа;
гордости за социальные и культурные достижения своей страны;
уважительному отношению к историческому прошлому Родины;
воспитанию милосердия, гуманизма, общечеловеческих ценностей.
VII. Досуговой деятельности.
Досуговая и рекреационная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья играют значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, в реализации потребности в содержательном и продуктивном использовании свободного времени.
Деятельность человека прежде всего связана с рекреацией (от англ. — восстановление сил). Полноценный отдых играет огромную роль в восстановлении физических, психических и духовных сил детей, поскольку создаёт в их жизни необходимый баланс и гармонию. Отдых - состояние покоя, либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности, а досуг — средство восстановления сил человека в процессе его деятельности (например, любительские занятия), то есть досуг является частью отдыха.
От того, как будет организован досуг, зависит морально-психологический климат коллективе воспитанников.
В структуре свободного времени выделяют:
активную деятельность: учёбу, самообразование (самоподготовка);
культурное (духовное) потребление - чтение газет, книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, походы, праздники, путешествия, походы выходного дня; спортивные соревнования, эстафеты, спартакиады; конкурсы, тематические дни, ярмарки, дискотеки; экскурсии, лекции, викторины, различные гостиные и пр.
Формы , содержание внеурочной деятельности соответствуют общим целям, задачам и результатам воспитания.
Ожидаемый результат:
- приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Цели и задачи
режимных моментов работы в группе.
Режимные моменты |
Основные воспитательные задачи и направления деятельности |
Прием детей в группу |
Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Обеспечение психологического комфорта. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков. |
Обед |
Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды. |
Отдых и деятельность на воздухе |
Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю, формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях. |
Переключение на умственную деятельность |
Развитие познавательных потребностей, интереса к политическим знаниям, событиям культурной и экономической жизни страны. |
Самоподготовка |
Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы, развитие работоспособности, познавательных потребностей, умения рационально использовать свободное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, формирование нравственных взаимоотношений в процессе совместной работы и взаимопомощи. |
Клубно-кружковая работа |
Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека. |
Подведение итогов дня |
Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться. |
Индивидуальная работа с дежурными |
Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности. |
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности вопитанников
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов— получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.
У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты личные определенные воспитательные результаты.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей; ― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Ресурсное обеспечение программы:
Нормативно – правовая база (план воспитательной работы на
год, положение о программах воспитания и социализации воспитанников в государственном бюджетном образовательном учреждении Салаватская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида)
Финансирование программы (финансирование за счёт
бюджетных и внебюджетных средств)
Информационно – методическое (информационные стенды, сайт
школы)
Кадровое (подготовка педагогов, связанная с освоением новых
воспитательных технологий, ориентированных на педагогику успеха)
Материально – техническое (улучшение материально-
технической базы дополнительного образования).
Мотивационный (разработка положения о стимулировании
деятельности учащихся и педагогов)
Учебно-методическое обеспечение программы
Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.)
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ
Семейный кодекс РФ от 29. 12.1995 №223 - ФЗ.
Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» от 27.07.1996 №124-ФЗ
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08. 2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 года.( с последующими изменениями)
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1996 № 120-ФЗ ( с изменениями)
Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования»
Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2020 г.»
Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03. 1997г.
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»
1.Азбука нравственного взросления/ под ред. Петрова В.И., Трофимова Н.М, Хомякова И.С, Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007.
2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребёнка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.
3.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М: Просвещение, 1983. - 104 с.
4.Гладкая В.В. «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2006.
5.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М: Просвещение, 1983. - 104 с.
6.Хиврич, Е.В. Программа воспитательной работы [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.49 – 60.
7. Худенко Е. Д., Г. Ф.Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006
8.https://infourok.ru/
11. http://lit.na5bal.ru
Направление |
Сентябрь |
Срок исполнения |
Духовно-нравственное направление |
1.Праздник « 1 сентября – День Знаний»: - торжественная линейка |
01.09.17 |
2 Дни инспектора в школе «Ты и закон» |
4-8.09.17. |
|
3. Кл. час. ПДД «Улицы и движения в нашем городе» |
4.09.17. |
|
4. Кл. час « Мы за здоровый образ жизни» |
11.09.17. |
|
5. Кл.час «Что такое доброта» |
18.09.17. |
|
6.ОБЖ «Причины возникновения пожаров» |
25.09.17 |
|
Общекультурное направление |
КТД « Краски осени» |
4-8.09.17. |
Уроки этикета |
20.09.17 |
|
4 .Составление плана маршрута.« Безопасная дорога в школу» |
сентябрь |
|
5.Подготовка и участие и в городском Дне цветов. |
Сентябрь |
|
6. Кружок по ДПИ «Мастерята» |
4,11,18,25 09.17 |
|
7.Оформление школьного уголка. |
Сентябрь |
|
Спортивно – оздоровительное направление |
1. Проведение экскурсий и прогулок по окрестностям школы и улицам города: «Осень в парке» |
Сентябрь |
2. Веселые старты. День здоровья. |
Сентябрь |
|
3. Подвижные игры на свежем воздухе. |
Сентябрь |
|
Социальное направление |
1. Месячник осеннего сада: - операция листопад (уборка закрепленной территории) - операция «Уют» (благоустройство классных комнат) |
Сентябрь |
2. Генеральная уборка класса. |
Каждую пятницу |
|
3.Трудовой десант. |
Сентябрь |
|
Коррекционно - развивающее |
Изучение условий воспитания в семье: а) беседы с родителями (законными представителями) б) анкетирование (по необходимости) в) педпатронаж, составление актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних (далее – ЖБУ) |
Сентябрь |
Изучение личности обучающихся в различных сферах жизнедеятельности и характера взаимоотношений в классном коллективе: а) наблюдение б) анкетирование (по необходимости) в) беседа |
Сентябрь |
|
Составление социального паспорта класса |
Сентябрь |
|
Работа с семьёй |
Классное родительское собрание. |
Сентябрь |
Деятельность общешкольного и классного совета родителей |
Сентябрь |
Направление |
Октябрь |
Срок исполнения |
I. Духовно-нравственное направление |
Классные часы по темам: |
|
- «Край родной, навек любимый» (Дню суверенитета Республики Башкортостан) |
16.10.17 |
|
Изучение ПДД «Где и как переходить улицу» |
2.10.17 |
|
Азбука правовой грамотности. |
17.10.17 |
|
27.10.17 |
||
II.Общекультурное направление |
Уроки Светофора. Встреча с инспектором по пропаганде БДД |
2-6.10.17 |
Кружок по ДПИ «Оч.умелые ручки» |
2,16,23.30.10.17 |
|
Уроки этикета |
24.10.17 |
|
Проведение конкурсов-выставок детского рисунка и творчества и участие в городских, республиканских, всероссийских и международных мероприятиях |
7.10.17 |
|
III.Спортивно – оздоровительное направление |
Проведение экскурсий и прогулок по окрестностям школы и улицам города: |
|
- «Осень в парке» |
23-27.10.17 |
|
IV.Социальное направление |
Экологическая акция «Чистый город» |
23-27.10.17 |
Операция «Уют» (благоустройство класса) |
6,20,27.10.17 |
|
V. Коррекционно-развивающее направление |
Изучение условий воспитания в семье: |
|
а) беседы с родителями (законными представителями) |
Октябрь |
|
Изучение личности обучающихся в различных сферах жизнедеятельности и характера взаимоотношений в классном коллективе: |
||
а) наблюдение |
Октябрь |
|
в) беседа |
Октябрь |
|