Перспективное тематическое планирование на 2015–2016 учебный год
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат №3
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Сыктывкара
«Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы 3 №-а
торъя (коррекционнӧй) школа-интернат» Сыктывкарын Коми Республикаса
канму общеобразовательнӧй учреждение»
Утверждаю:
Директор ГОУ РК «Школа – интернат №3»
________________________В.В.Орловский
«01»сентября 2015г
Перспективное тематическое планирование
на 2015 – 2016 учебный год
Составлено на основе |
Худенко Е.Д и др. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме – М:АРК ТН, 2005-312с.; Справочник воспитателя (классного руководителя) авт.-сост. Е.М. Матвеева, Волгоград: Учитель, 2003,-137с. |
Воспитатель: |
Кудряшова В.В. |
Класс |
2,3 |
Сыктывкар, 2015
Пояснительная записка.
Воспитание детей - очень сложное, тонкое и ответственное дело. Перед педагогами класса встает масса вопросов: как научить детей учиться, как воспитать любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу, сформировать потребность в труде на собственное благо и благо общества. Факторов, влияющих на развитие ребенка, много, и все их необходимо учитывать в каждодневной работе, постоянно анализировать, как развивается ребенок, каковы причины его поступков.
Все направления воспитательной работы во 2 -3 классе основаны на личностно ориентированном подходе:
внушение уверенности в собственных силах и возможностях ребенка;
признание за воспитанником не только статуса ученика, но и всех прав человека-гражданина;
опора на положительные качества ребенка.
Теоретической основой программы во 2 – 3 классе являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давы-довым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым и другими, об общности основных законномерностей психического развития в норме и патологии, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития.
Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности, что обеспечивает повторность в обучении детей и позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения. Система работы направлена на коррекцию и максимальное сглаживание определенных недостатков в развитии, проявляющихся в различных психофизических процессах и сторонах личности воспитанников с ОВЗ, и предполагает решение следующих задач:
Осуществление тесной взаимосвязи классного руководителя и педагогов, рабо-
тающих с детьми данного класса.
Сплочение детского коллектива, воспитание взаимовыручки и взаимопомощи по-
средством воспитательных занятий, бесед, праздников, коллективных дел, экскурсий, занятий в кружке «В гостях у сказки». Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Привития детям трудовых навыков в выполнении поручений и обязанностей, в
процессе дежурства.
Формирование предпосылок трудовой деятельности. Коррекция двигательной ак-
тивности и моторики, психофизических недостатков средствами труда.
Знакомство с правилами этикета. Формирование навыков культурного поведения в
повседневной жизни.
Продолжение работы по формированию нравственных знаний, умений и навыков.
Регуляция отклоняющего поведения.
Формирование познавательной потребности и положительной мотивации к позна-
нию нового.
Памятка воспитателя.
Ф.И.О. |
Дата рождения |
Поручения I четверть |
Поручения II четверть |
Поручения III четверть |
Поручения IV четверть |
Суконкин Никита Николаевич |
17.04. 2004 г. |
физкультурник |
санитар |
трудовичок |
книжник |
Суконкин Максим Николаевич |
17.04. 2004 г. |
трудовичок |
книжник |
санитар |
цветовод |
Киселев Валентин Сергеевич |
20.07. 2005 г. |
книжник |
санитар |
физкультурник |
трудовичок |
Бельчаускас Савелий Эдуардович |
03.02. 2005 г. |
санитар |
цветовод |
книжник |
санитар |
Тетерин Анатолий Николаевич |
21.08.2006 г. |
цветовод |
трудовичок |
санитар |
физкультурник |
Палев Максим Владимирович |
21.07 2008 г. |
книжник |
выбыл |
выбыл |
выбыл |
Королев Серафим Сергеевеч |
03.09.2006 г. |
прибыл 01.10.2015г. |
физкультурник |
цветовод |
санитар |
Командир класса – Киселев Валентин
3. Циклограмма (содержание)
воспитательной работы.
Понедельник |
Личностное и творческое развитие |
Вторник |
Культура здоровья |
Среда |
Основы гражданского самосознания |
Четверг |
Основы социализации и межличностного общения |
Пятница |
Основы безопасности и жизнеобеспечения |
Суббота |
Трудовое воспитание и экономическое просвещение |
Воскресенье |
Досуговая деятельность и эстетическое воспитание |
Приоритетные направления
воспитательного процесса
Направления |
Целевые установки воспитательной работы |
Личностное и творческое развитие |
а) Диагностика уровня воспитанности; б) формирование навыков общения, анализа, самоанализа |
Основы гражданского самосознания |
а) Осмысление статуса ученика; б) основы правового просвещения, экономической грамотности |
Культура здоровья |
а) Формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков; здоровье сберегающего поведения; б). развитие убежденности в ответственности за свое здоровье |
Основы социализации и межличностного общения |
а) Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях; б) закладывание основ межличностных отношений |
Основы безопасности и жизнеобеспечения |
а) Развитие навыков самосохранения; б) отработка моделей безопасного поведения |
Трудовое воспитание и экономическое просвещение |
Формирование основ навыков самообслуживающего труда |
Досуговая деятельность и эстетическое воспитание |
Развитие чувства прекрасного на основе восприятия окружающего мира, эмоциональной отзывчивости к искусству |
5. Целеполагание на учебный год
Цель:
Формирование потребностно – мотивационного отношения к трудовой деятельности через освоение нравственных ценностей.
Задачи:
Дать знания о нравственных ценностях: культуре поведения, культуре
труда, культуре общения;
Формировать ценностное отношение к самообслуживающему труду, бы-
товому труду и личной гигиены;
Формировать коммуникативные навыки, активизировать познаватель-
ные процессы;
Коррекция двигательной активности, моторики, психофизических не-
достатков, посредством труда;
Приобретение трудового опыта в выполнение дежурства и поручений;
Раскрытие творческого потенциала детей через кружок «В гостях у сказ-
ки»;
Развитие умения жить в коллективе, повышения уверенности в своих
силах;
Приучать детей к здоровому образу жизни.
6. Анализ воспитательной работы
1-2 класса за 2014 -2015 учебный год.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
Формирование детского коллектива.
На начало учебного года в нашем классе обучалось 6 человек. Из них мальчиков – 6. В марте к нам поступил еще один мальчик – Палев Максим. На конец учебного года в нашем классе обучается 7 человек.
Дети познакомились со школьными обязанностями и адаптировались к школьной жизни. Класс активно участвует в жизнедеятельности школы. Почти все дети (исключение Гуров Егор и Бельчаускас Савелий) принимают участие в различных конкурсах, мероприятиях, понимая, что тем самым они отстаивают честь класса.
Все учащиеся класса с охотой участвуют в коллективных делах класса и общешкольных мероприятиях. Мальчики больше и охотнее участвуют в спор-тивных соревнованиях за честь класса, хотя физическое развитие детей не поз-воляет им в полной мере выложиться. Дети не остаются в стороне и при подго-товке и проведении коллективных школьных мероприятий. Нужно отметить, что дети пока еще мало проявляют инициативность, творчество, стремление к самостоятельности. Все мероприятия проводятся под руководством педагогов.
Анализ психофизического здоровья учащихся.
Особенностью обучения в классе является то, что дети с неодинаковым социальным опытом, отличиями в возрасте и психофизиологическом развитии. Так Максиму Палеву – 6 лет, Тетерину Анатолию – 8 лет, Савелию Бельчаускас и Киселеву Валентину – 9 лет, Максиму и Никите Суконкиным – 11 лет, Егору Гурову – 18 лет. У всех детей группа здоровья – IV.
В 1 классе обучаются 4 человека: Тетерин Анатолий, Бельчаускас Савелий, Палев Максим и Гуров Егор. У троих сильное недоразвитие речи: Савелия, Максима П., Егора. У Толика Т. – системное недоразвитие речи.
Во 2 классе обучаются 3 человека: Суконкин Максим, Суконкин Никита, Киселев Валентин. Системное недоразвитие речи у всех троих.
У всех детей наблюдается нарушение двигательной активности,, плохо развита мелкая моторика рук.
В классе постоянно проводится работа по развитию речи на занятиях кружка «Художественное слово» и системообразующих занятиях ( творческая мастерская, информационный час, индивидуальная работа, час общения, занятие - упражнение, УДО, ОБЖ). Коррекция двигательной активности, моторики, психофизических недостатков проводится посредством трудовой деятельности, ежедневного выполнения утренней зарядки, игровой деятельности, творческой деятельности. На конец учебного года можно отметит, что у Киселева Валентина, Суконкина Никиты, Тетерина Анатолия появилась положительная динамика в развитие речи и двигательной активности. Дети могут выразительно читать стихи, выполнять трудовые поручения, правильно выполнять упражнения ут-ренней зарядки, соблюдая их очередность. У остальных детей динамика развития речи, двигательной активности на низком уровне.
Характеристика интересов учащихся.
В 1 классе сформирована стойкая учебная мотивация у Тетерина Анатолия. Бельчаускас Савелий находится на повторном обучении в первом классе, но у него мало положительных результатов в обучении. Он не усвоил ни одной бук-вы, не знает цифр, не умеет писать. Палев Максим пришел в первый класс сов-сем не подготовленный к обучению, да и по возрасту еще мал, ему только 6 лет. У Гурова Егора атипичный аутизм с умственной отсталостью. У Егора наруше-но звукопроизношение. Речь невнятная, односложная. В основном повторяет последние слова из вопроса взрослого человека. Словарный запас беден. Не развита устная связная речь. Интересов никаких у Егора нет. В основном он находится в своем мире. Только у Толика проявляется активность на уроках, занятиях, стремление получить хорошую отметку, похвалу.
Во 2 классе сформирована стойкая учебная мотивация у Киселева Валентина и Суконкина Никиты. Эти мальчики активны на уроках и занятиях, стремятся получить хорошую оценку, похвалу. Максим учебный материал усваивает в меру своих способностей. Работоспособность низкая, необходима обязательная мотивация на любую деятельность. Наблюдается недостаточность функции восприятия: узкий объем, неточность.
Все дети посещают кружки: «Музыкальная радуга», «Умелые ручки», «Бусинка», «Художественное слово». Но познавательный интерес проявляют только Тетерин Анатолий, Киселев Валентин и Суконкин Никита. Эти мальчики принимают участие в конкурсах чтецов. Киселев Валентин занимает призовые места.
Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния дет-
ского коллектива.
Для всех детей в классе характерно неустойчивое поведение, неумение контролировать себя, свои действия, конфликтность, драчливость, обман. В классе микрогрупп не наблюдается, дети пока каждый сам по себе, сегодня может дружить с одним, завтра с другим, нет стойких привязанностей, кроме Никиты и Максима. У них проявляются родственные связи, больше со стороны Максима. В основном дети доброжелательные, открытые. Не умеют переживать за своих товарищей, оказывают посильную помощь друг другу только по просьбе взрослого. Коллектив в классе на начальной стадии формирования. Лидером в классе стремиться быть Киселев Валентин. Мальчик может стать командиром класса, но с ним надо еще проводить индивидуальную воспита-тельную работу по формированию положительных лидерских качеств.
Выводы:
Дети активно участвовали в запланированных воспитательных мероприятиях, что, в сою очередь, положительно отразилось на детях.
Коллектив на стадии формирования, но все же, можно отметить, что дети стали проявлять дружеские отношения друг к другу, могут оказывать помощь друг другу (правда, в большинстве случаев по просьбе взрослого). Предстоит много поработать в этом направлении и совместными усилиями (педагогов и самих детей) мы добьемся желаемого результата.
Ожидаемые проблемы:
Классный коллектив на стадии формировании;
Системное недоразвитие речи (плохо говорят), плохая память;
Плохо развита эмоциональная сфера, игровая деятельность;
Плохо развита мелкая моторика рук, координация движений;
Плохо сформированы трудовые навыки, коллективная трудовая деятельность, потребности трудиться самостоятельно;
Конфликтность между детьми, неумение уступать друг другу, драчливость, обзы-
вание и др.;
На стадии формирования потребность в здоровом образе жизни, ответственность
за свое здоровье (наличие плохих привычек: брать пальцы в рот, раскачивание, кружение).
Решение:
Наряду с системообразуещими занятиями проводить общие мероприятия, экскурсии, больше коллективных дел, приучать детей к спорту, к здоровому образу жизни.
Продолжить занятия в кружке «Художественное слово», организовать работу кружка «В гостях у сказки».
Целью воспитательной работы в 3 классе является:
Формирование потребностно – мотивационного отношения к трудовой деятельности через освоение нравственных ценностей.
Задачи на новый учебный год:
Дать знания о нравственных ценностях: культуре поведения, культуре
труда, культуре общения;
Формировать ценностное отношение к самообслуживающему труду,
бытовому труду и личной гигиене;
Формировать коммуникативные навыки, активизировать познавателные
процессы;
Коррекция двигательной активности, моторики, психофизических недостатков
посредством труда;
Приобретение трудового опыта в выполнение дежурства и поручений;
Раскрытие творческого потенциала детей через кружки «Художествное
слово», «В гостях у сказки»;
Развитие умения жить в коллективе, повышение уверенности в свои силы;
Приучать детей к здоровому образу жизни.
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.
Перед воспитателями 1-2 класса на 2014 – 2015 учебный год были поставлены следующие воспитательные задачи:
воспитательная работа по отработке умений и навыков культурного по-
ведения через проведения различных мероприятий: бесед, часов общения, экскурсий, творческих мастерских, индивидуальной работы, занятий-упражнений, проектов, организации свободного времени, собраний, выступлений, концертов, используя различные методы воспитания такие как: педагогические требова-ния, приучение, создание воспитывающих ситуаций, пример;
воспитательная работа по отработке умений и навыков самообслужи-
вающего труда через формирования начальных навыков мытья полов, посуды вытирания пыли, ухода за цветами, одеждой, обувью, ремонтом одежды (пришивание пуговиц), выполнение временных трудовых поручений, применяя методы чередования совместной работы и индивидуальной с постоянной проверкой и оценкой результатов;
развитие познавательной деятельности детей через сюжетно-ролевые
игры, творческие работы, разучивание стихов, песен, танцев, используя педагогическую поддержку творческих устремлений и действий каждого ребенка, ориентацию не только и не столько на результат творческого поиска, сколько на сам процесс творчества;
воспитательная работа по формированию коллектива в классе через
общие коллективные дела, самоуправление (учимся самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы), создании в классе своих законов, традиций, улучшение окружающей жизни, борьбы с недостатками в ней.
Практика показала правильность выбора основных направлений воспитательной работы, ее содержания, формы работы, средств педагогических влияний, примеров, включение учащихся в деятельность и общение. Главным систематизирующим фактором механизма построения и функционирования воспитательной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: день именинника, новогодний праздник, день рождение школы, открытые занятия, участие в конкурсах, праздники 23 февраля, 8 марта и т.д.
У воспитанников класса в течение всего года формировались навыки самообслуживающего труда. Можно отметить положительный результат у Тетерина Анатолия и Киселева Валентина. Эти мальчики научились:
самостоятельно правильно заправлять кровати, при необходимости оказывать по-
мощь нуждающимся;
содержать свои вещи в порядке (складывание вещей в бытовом шкафчике, раскла-
дывание игрушек на свои места, придерживаются принципа «каждой вещи – свое место»);
знают алгоритм выполнения генеральной уборки, могут самостоятельно выпол-
нять часть работы, требуется контроль взрослых.
У остальных детей навыки самообслуживающего труда на стадии формирования.
На протяжении всего года велась работа над развитием самоконтроля, самостоятельности, дисциплинированности; продолжалась работа по привитию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Умение обратиться с просьбой к взрослому. Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. С октября по январь в младшем звене был проведен проект «Мы лучшие на свете – воспитанные дети». В группе была создана папка «Правила поведения для воспитанных детей», мини-проект «Ромашка вежливых слов». Проводились акции по выполнению правил поведения: «Самый вежливый», «Наше поведение», «Мои добрые дела», «Каждой вещи – свое место» и другие. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.
Ребята умеют включиться в игру, играть, согласно правилам и контролировать их выполнение. Хорошо включаются в игру Анатолий, Валентин, Никита. Эти ребята могут внести в игру творческий элемент, самостоятельно организовать несложную игру. Для Максима С., Максима П., Савелия и Егора игра остается на простейшем уровне: без содержания и сюжета.
В этом году проводились различные беседы о культуре поведения, здоровом образе жизни, о семье, профессиях, о государственной символике, изучались правила поведения на улице, прогулке, экскурсии, театре.
В ходе самоподготовки решались образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Закреплялись знания, полученные на уроках. Большое значение имеет постоянная работа по развитию интереса к чтению. Для этого в группе проводились занятия кружка «Художественное слово», на которых мы читали сказки, книги на различные тематики, учили стихи, разгадывали загадки, рисовали рисунки о прочитанном.
Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается. Главным направлением воспитательной ра-боты прошлого года оказалось продолжение работы над самоуправлением –распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь воспитателю в работе. Обязанности менялись по учебным четвертям.
Первая и важная задача была направлена на оздоровление детей и формирование навыков здорового образа жизни, которая осуществлялась совместно с медицинскими работниками, психологом, логопедом. В группе ежедневно проводится утренняя зарядка, где особое внимание отводится на правильное выполнение упражнений и соблюдение очередности выполнения упражнений. По утрам и во время самоподготовки, проведения занятий проводятся пальчиковая гимнастика, а также энергизаторы и упражнения на развития внимания. Дети занимаются два раза в неделю лечебной физкультурой. Еженедельно с ребятами проводятся различные занятия (индивидуальная работа, объяснение – разъяснение, практикум, занятия-упражнения, беседы) по здоровому образу жизни. Дети научились самостоятельно правильно умываться по утрам, чистить зубы. В марте месяце проводился проект «Здоровье – это здорово». Все ребята принимали активное участие в проведение проекта. Был создан мини-проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Важность данного направления требует продолжения в новом учебном году
Ребята также принимали активное участие в праздниках, концертах, конкурсах , выставках, за что получали грамоты. В этом году мы часто ходили в библиотеку «Капелька солнца». Ребята активно участвовали в мероприятиях, проводимые в библиотеке.
В феврале был проведен проект «В гостях у сказки». В нашей группе была создана папка «В гостях у сказки «Колобок»» и мини-проект «Колобок». Также мы участвовали в создании большой книги сказок для детей младшего звена.
В апреле месяце мы участвовали в проекте «Царица вода». Дети много нового узнали о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, о ее применении в домашних условиях и на производстве. В классе был создан проект «Вода в нашем доме».
Ребята посещали кружки «Бисер», «Умелые ручки», «Музыкальная радуга», «Экологический». Дети участвовали в проведение праздников, конкурсов, выставках.
Можно отметить правильность выбора основных направлений, содержа-
ния, форм и методов воспитательной работы, средств педагогического влияния, приемов включения воспитанников в деятельность и общение. Использованные формы воспитательной работы: часы общения, УДО, экскурсии, коллективные творческие дела, проекты и т.д. Все дети были включены в проведение различных школьных, классных мероприятий. В воспитательной работе были использованы методы: личный пример, убеждение, требование, стимулирование, поручение, беседа, разъяснение, игра, соревнование, постановка перспективы, упражнения, приучение и т.д. Практика показала правильность выбора этих методов.
7. Основные критерии сформированности
навыков адаптивного поведения
у воспитанников 2-3 класса.
В ходе реализации программы у воспитанников 2 -3 класса должны следующие навыки и умения адаптивного поведения:
общеучебные навыки и умения;
навыки коммуникативного поведения: владение навыками речевого обращения в
различных ситуациях; понимание того, что такое «хвастовство, упрямство, стыд»; осознание своей полезности другу, взрослому;
навыки гигиены, необходимые в повседневной жизни;
знает названия органов чувств, внутренних органов; устанавливает связи между от-
ношением к своему здоровью и заболеванием;
имеет четкую позицию укрепления собственного здоровья, владеет отдельными на-
выками тренировки своего организма и закаливания;
знает и соблюдает правила поведения в различных ситуациях согласно этическим и
нравственным нормам;
знает, что поступки взрослых и детей могут быть положительными и негативными;
устанавливает связи меду поступками и настроением людей, на которых он был на-
правлен;
умеет элементарно управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не
плакать и другое);
умеет оказывать помощь другому человеку;
умеет договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками;
знает о Декларации прав ребенка;
расширяет свои представления об окружающем мире;
владеет простейшими приемами ухода за комнатными цветами;
испытывает интерес к школе, к проводимым занятиям и мероприятиям;
содержит в чистоте свое тело, одежду, моет руки перед едой, после прогулки, по-
сещения туалета, по мере загрязнения;
определяет и исправляет непорядок в своем внешнем виде; организует свое рабочее
место; владеет навыками уборки классной комнаты, игровой, спальни;
проявляет внимание к взрослым, одноклассникам, оказывает им услуги (выполняет
просьбы, помогает в совместной деятельности);
соблюдает и выполняет Правила дорожного движения;
повышает уровень развития высших психических функций: внимания, памяти,
мышления;
сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений;
знает и понимает, что взрослые и дети должны заботиться друг о друге, что нужно
бережно относиться к старым людям, уважать их, помогать им;
знает и понимает, что деятельность человека разнообразна (трудится, занимается
спортом, воспитывает детей, отдыхает и т.д.);
знает и понимает, что для овладения профессии необходимо учиться;
умеет с пользой проводить свободное время;
проявляет гуманизм, обладает элементарным чувством патриотизма.