12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вера Викторовна Кудряшова393
В ГОУ РК "Школа-интернат№3" работаю воспитателем с 1983 г. Моя работа мне очень нравиться. Поведение детей, чистота, организация досуга, коррекционная работа - вот неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя в специальной школе-интернате.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат №3

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Сыктывкара

«Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы 3 №-а

торъя (коррекционнӧй) школа-интернат» Сыктывкарын Коми Республикаса

канму общеобразовательнӧй учреждение»

Утверждаю:

Директор ГОУ РК «Школа – интернат №3»

________________________В.В.Орловский

 

«01»сентября 2015г

Перспективное тематическое планирование

на 2015 – 2016 учебный год

Составлено на основе

Худенко Е.Д и др.

Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме – М:АРК ТН, 2005-312с.;

Справочник воспитателя (классного руководителя) авт.-сост. Е.М. Матвеева, Волгоград: Учитель, 2003,-137с.

Воспитатель:

Кудряшова В.В.

Класс

2,3

Сыктывкар, 2015

Пояснительная записка.

Воспитание детей - очень сложное, тонкое и ответственное дело. Перед педагогами класса встает масса вопросов: как научить детей учиться, как воспитать любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу, сформировать потребность в труде на собственное благо и благо общества. Факторов, влияющих на развитие ребенка, много, и все их необходимо учитывать в каждодневной работе, постоянно анализировать, как развивается ребенок, каковы причины его поступков.

Все направления воспитательной работы во 2 -3 классе основаны на личностно ориентированном подходе:

внушение уверенности в собственных силах и возможностях ребенка;

признание за воспитанником не только статуса ученика, но и всех прав человека-гражданина;

опора на положительные качества ребенка.

Теоретической основой программы во 2 – 3 классе являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давы-довым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым и другими, об общности основных законномерностей психического развития в норме и патологии, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития.

Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности, что обеспечивает повторность в обучении детей и позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения. Система работы направлена на коррекцию и максимальное сглаживание определенных недостатков в развитии, проявляющихся в различных психофизических процессах и сторонах личности воспитанников с ОВЗ, и предполагает решение следующих задач:

Осуществление тесной взаимосвязи классного руководителя и педагогов, рабо-

тающих с детьми данного класса.

Сплочение детского коллектива, воспитание взаимовыручки и взаимопомощи по-

средством воспитательных занятий, бесед, праздников, коллективных дел, экскурсий, занятий в кружке «В гостях у сказки». Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Привития детям трудовых навыков в выполнении поручений и обязанностей, в

процессе дежурства.

Формирование предпосылок трудовой деятельности. Коррекция двигательной ак-

тивности и моторики, психофизических недостатков средствами труда.

Знакомство с правилами этикета. Формирование навыков культурного поведения в

повседневной жизни.

Продолжение работы по формированию нравственных знаний, умений и навыков.

Регуляция отклоняющего поведения.

Формирование познавательной потребности и положительной мотивации к позна-

нию нового.


 

Памятка воспитателя.

Ф.И.О.

Дата

рождения

Поручения

I четверть

Поручения

II четверть

Поручения

III четверть

Поручения

IV четверть

Суконкин Никита Николаевич

17.04. 2004 г.

физкультурник

санитар

трудовичок

книжник

Суконкин Максим Николаевич

17.04. 2004 г.

трудовичок

книжник

санитар

цветовод

Киселев Валентин Сергеевич

20.07. 2005 г.

книжник

санитар

физкультурник

трудовичок

Бельчаускас Савелий Эдуардович

03.02. 2005 г.

санитар

цветовод

книжник

санитар

Тетерин Анатолий Николаевич

21.08.2006 г.

цветовод

трудовичок

санитар

физкультурник

Палев Максим Владимирович

21.07 2008 г.

книжник

выбыл

выбыл

выбыл

Королев Серафим Сергеевеч

03.09.2006 г.

прибыл 01.10.2015г.

физкультурник

цветовод

санитар


 

Командир класса – Киселев Валентин

3. Циклограмма (содержание)

воспитательной работы.

Понедельник

Личностное и творческое развитие

Вторник

Культура здоровья

Среда

Основы гражданского самосознания

Четверг

Основы социализации и межличностного общения

Пятница

Основы безопасности и жизнеобеспечения

Суббота

Трудовое воспитание и экономическое просвещение

Воскресенье

Досуговая деятельность и эстетическое воспитание

Приоритетные направления

воспитательного процесса

Направления

Целевые установки воспитательной работы

Личностное и творческое развитие

а) Диагностика уровня воспитанности;

б) формирование навыков общения, анализа, самоанализа

Основы гражданского самосознания

а) Осмысление статуса ученика;

б) основы правового просвещения, экономической грамотности

Культура здоровья

а) Формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков; здоровье сберегающего поведения;

б). развитие убежденности в ответственности за свое здоровье

Основы социализации и межличностного общения

а) Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях;

б) закладывание основ межличностных отношений

Основы безопасности и жизнеобеспечения

а) Развитие навыков самосохранения;

б) отработка моделей безопасного поведения

Трудовое воспитание и экономическое просвещение

Формирование основ навыков самообслуживающего труда

Досуговая деятельность и эстетическое воспитание

Развитие чувства прекрасного на основе восприятия окружающего мира, эмоциональной отзывчивости к искусству

5. Целеполагание на учебный год

Цель:

Формирование потребностно – мотивационного отношения к трудовой деятельности через освоение нравственных ценностей.

Задачи:

Дать знания о нравственных ценностях: культуре поведения, культуре

труда, культуре общения;

Формировать ценностное отношение к самообслуживающему труду, бы-

товому труду и личной гигиены;

Формировать коммуникативные навыки, активизировать познаватель-

ные процессы;

Коррекция двигательной активности, моторики, психофизических не-

достатков, посредством труда;

Приобретение трудового опыта в выполнение дежурства и поручений;

Раскрытие творческого потенциала детей через кружок «В гостях у сказ-

ки»;

Развитие умения жить в коллективе, повышения уверенности в своих

силах;

Приучать детей к здоровому образу жизни.

6. Анализ воспитательной работы

1-2 класса за 2014 -2015 учебный год.

Психолого-педагогическая характеристика класса.

Формирование детского коллектива.

На начало учебного года в нашем классе обучалось 6 человек. Из них мальчиков – 6. В марте к нам поступил еще один мальчик – Палев Максим. На конец учебного года в нашем классе обучается 7 человек.

Дети познакомились со школьными обязанностями и адаптировались к школьной жизни. Класс активно участвует в жизнедеятельности школы. Почти все дети (исключение Гуров Егор и Бельчаускас Савелий) принимают участие в различных конкурсах, мероприятиях, понимая, что тем самым они отстаивают честь класса.

Все учащиеся класса с охотой участвуют в коллективных делах класса и общешкольных мероприятиях. Мальчики больше и охотнее участвуют в спор-тивных соревнованиях за честь класса, хотя физическое развитие детей не поз-воляет им в полной мере выложиться. Дети не остаются в стороне и при подго-товке и проведении коллективных школьных мероприятий. Нужно отметить, что дети пока еще мало проявляют инициативность, творчество, стремление к самостоятельности. Все мероприятия проводятся под руководством педагогов.

Анализ психофизического здоровья учащихся.

Особенностью обучения в классе является то, что дети с неодинаковым социальным опытом, отличиями в возрасте и психофизиологическом развитии. Так Максиму Палеву – 6 лет, Тетерину Анатолию – 8 лет, Савелию Бельчаускас и Киселеву Валентину – 9 лет, Максиму и Никите Суконкиным – 11 лет, Егору Гурову – 18 лет. У всех детей группа здоровья – IV.

В 1 классе обучаются 4 человека: Тетерин Анатолий, Бельчаускас Савелий, Палев Максим и Гуров Егор. У троих сильное недоразвитие речи: Савелия, Максима П., Егора. У Толика Т. – системное недоразвитие речи.

Во 2 классе обучаются 3 человека: Суконкин Максим, Суконкин Никита, Киселев Валентин. Системное недоразвитие речи у всех троих.

У всех детей наблюдается нарушение двигательной активности,, плохо развита мелкая моторика рук.

В классе постоянно проводится работа по развитию речи на занятиях кружка «Художественное слово» и системообразующих занятиях ( творческая мастерская, информационный час, индивидуальная работа, час общения, занятие - упражнение, УДО, ОБЖ). Коррекция двигательной активности, моторики, психофизических недостатков проводится посредством трудовой деятельности, ежедневного выполнения утренней зарядки, игровой деятельности, творческой деятельности. На конец учебного года можно отметит, что у Киселева Валентина, Суконкина Никиты, Тетерина Анатолия появилась положительная динамика в развитие речи и двигательной активности. Дети могут выразительно читать стихи, выполнять трудовые поручения, правильно выполнять упражнения ут-ренней зарядки, соблюдая их очередность. У остальных детей динамика развития речи, двигательной активности на низком уровне.

Характеристика интересов учащихся.

В 1 классе сформирована стойкая учебная мотивация у Тетерина Анатолия. Бельчаускас Савелий находится на повторном обучении в первом классе, но у него мало положительных результатов в обучении. Он не усвоил ни одной бук-вы, не знает цифр, не умеет писать. Палев Максим пришел в первый класс сов-сем не подготовленный к обучению, да и по возрасту еще мал, ему только 6 лет. У Гурова Егора атипичный аутизм с умственной отсталостью. У Егора наруше-но звукопроизношение. Речь невнятная, односложная. В основном повторяет последние слова из вопроса взрослого человека. Словарный запас беден. Не развита устная связная речь. Интересов никаких у Егора нет. В основном он находится в своем мире. Только у Толика проявляется активность на уроках, занятиях, стремление получить хорошую отметку, похвалу.

Во 2 классе сформирована стойкая учебная мотивация у Киселева Валентина и Суконкина Никиты. Эти мальчики активны на уроках и занятиях, стремятся получить хорошую оценку, похвалу. Максим учебный материал усваивает в меру своих способностей. Работоспособность низкая, необходима обязательная мотивация на любую деятельность. Наблюдается недостаточность функции восприятия: узкий объем, неточность.

Все дети посещают кружки: «Музыкальная радуга», «Умелые ручки», «Бусинка», «Художественное слово». Но познавательный интерес проявляют только Тетерин Анатолий, Киселев Валентин и Суконкин Никита. Эти мальчики принимают участие в конкурсах чтецов. Киселев Валентин занимает призовые места.

Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния дет-

ского коллектива.

Для всех детей в классе характерно неустойчивое поведение, неумение контролировать себя, свои действия, конфликтность, драчливость, обман. В классе микрогрупп не наблюдается, дети пока каждый сам по себе, сегодня может дружить с одним, завтра с другим, нет стойких привязанностей, кроме Никиты и Максима. У них проявляются родственные связи, больше со стороны Максима. В основном дети доброжелательные, открытые. Не умеют переживать за своих товарищей, оказывают посильную помощь друг другу только по просьбе взрослого. Коллектив в классе на начальной стадии формирования. Лидером в классе стремиться быть Киселев Валентин. Мальчик может стать командиром класса, но с ним надо еще проводить индивидуальную воспита-тельную работу по формированию положительных лидерских качеств.

Выводы:

Дети активно участвовали в запланированных воспитательных мероприятиях, что, в сою очередь, положительно отразилось на детях.

Коллектив на стадии формирования, но все же, можно отметить, что дети стали проявлять дружеские отношения друг к другу, могут оказывать помощь друг другу (правда, в большинстве случаев по просьбе взрослого). Предстоит много поработать в этом направлении и совместными усилиями (педагогов и самих детей) мы добьемся желаемого результата.

Ожидаемые проблемы:

Классный коллектив на стадии формировании;

Системное недоразвитие речи (плохо говорят), плохая память;

Плохо развита эмоциональная сфера, игровая деятельность;

Плохо развита мелкая моторика рук, координация движений;

Плохо сформированы трудовые навыки, коллективная трудовая деятельность, потребности трудиться самостоятельно;

Конфликтность между детьми, неумение уступать друг другу, драчливость, обзы-

вание и др.;

На стадии формирования потребность в здоровом образе жизни, ответственность

за свое здоровье (наличие плохих привычек: брать пальцы в рот, раскачивание, кружение).

Решение:

Наряду с системообразуещими занятиями проводить общие мероприятия, экскурсии, больше коллективных дел, приучать детей к спорту, к здоровому образу жизни.

Продолжить занятия в кружке «Художественное слово», организовать работу кружка «В гостях у сказки».

Целью воспитательной работы в 3 классе является:

Формирование потребностно – мотивационного отношения к трудовой деятельности через освоение нравственных ценностей.

Задачи на новый учебный год:

Дать знания о нравственных ценностях: культуре поведения, культуре

труда, культуре общения;

Формировать ценностное отношение к самообслуживающему труду,

бытовому труду и личной гигиене;

Формировать коммуникативные навыки, активизировать познавателные

процессы;

Коррекция двигательной активности, моторики, психофизических недостатков

посредством труда;

Приобретение трудового опыта в выполнение дежурства и поручений;

Раскрытие творческого потенциала детей через кружки «Художествное

слово», «В гостях у сказки»;

Развитие умения жить в коллективе, повышение уверенности в свои силы;

Приучать детей к здоровому образу жизни.

Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

Перед воспитателями 1-2 класса на 2014 – 2015 учебный год были поставлены следующие воспитательные задачи:

воспитательная работа по отработке умений и навыков культурного по-

ведения через проведения различных мероприятий: бесед, часов общения, экскурсий, творческих мастерских, индивидуальной работы, занятий-упражнений, проектов, организации свободного времени, собраний, выступлений, концертов, используя различные методы воспитания такие как: педагогические требова-ния, приучение, создание воспитывающих ситуаций, пример;

воспитательная работа по отработке умений и навыков самообслужи-

вающего труда через формирования начальных навыков мытья полов, посуды вытирания пыли, ухода за цветами, одеждой, обувью, ремонтом одежды (пришивание пуговиц), выполнение временных трудовых поручений, применяя методы чередования совместной работы и индивидуальной с постоянной проверкой и оценкой результатов;

развитие познавательной деятельности детей через сюжетно-ролевые

игры, творческие работы, разучивание стихов, песен, танцев, используя педагогическую поддержку творческих устремлений и действий каждого ребенка, ориентацию не только и не столько на результат творческого поиска, сколько на сам процесс творчества;

воспитательная работа по формированию коллектива в классе через

общие коллективные дела, самоуправление (учимся самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы), создании в классе своих законов, традиций, улучшение окружающей жизни, борьбы с недостатками в ней.

Практика показала правильность выбора основных направлений воспитательной работы, ее содержания, формы работы, средств педагогических влияний, примеров, включение учащихся в деятельность и общение. Главным систематизирующим фактором механизма построения и функционирования воспитательной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: день именинника, новогодний праздник, день рождение школы, открытые занятия, участие в конкурсах, праздники 23 февраля, 8 марта и т.д.

У воспитанников класса в течение всего года формировались навыки самообслуживающего труда. Можно отметить положительный результат у Тетерина Анатолия и Киселева Валентина. Эти мальчики научились:

самостоятельно правильно заправлять кровати, при необходимости оказывать по-

мощь нуждающимся;

содержать свои вещи в порядке (складывание вещей в бытовом шкафчике, раскла-

дывание игрушек на свои места, придерживаются принципа «каждой вещи – свое место»);

знают алгоритм выполнения генеральной уборки, могут самостоятельно выпол-

нять часть работы, требуется контроль взрослых.

У остальных детей навыки самообслуживающего труда на стадии формирования.

На протяжении всего года велась работа над развитием самоконтроля, самостоятельности, дисциплинированности; продолжалась работа по привитию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Умение обратиться с просьбой к взрослому. Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. С октября по январь в младшем звене был проведен проект «Мы лучшие на свете – воспитанные дети». В группе была создана папка «Правила поведения для воспитанных детей», мини-проект «Ромашка вежливых слов». Проводились акции по выполнению правил поведения: «Самый вежливый», «Наше поведение», «Мои добрые дела», «Каждой вещи – свое место» и другие. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.

Ребята умеют включиться в игру, играть, согласно правилам и контролировать их выполнение. Хорошо включаются в игру Анатолий, Валентин, Никита. Эти ребята могут внести в игру творческий элемент, самостоятельно организовать несложную игру. Для Максима С., Максима П., Савелия и Егора игра остается на простейшем уровне: без содержания и сюжета.

В этом году проводились различные беседы о культуре поведения, здоровом образе жизни, о семье, профессиях, о государственной символике, изучались правила поведения на улице, прогулке, экскурсии, театре.

В ходе самоподготовки решались образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Закреплялись знания, полученные на уроках. Большое значение имеет постоянная работа по развитию интереса к чтению. Для этого в группе проводились занятия кружка «Художественное слово», на которых мы читали сказки, книги на различные тематики, учили стихи, разгадывали загадки, рисовали рисунки о прочитанном.

Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается. Главным направлением воспитательной ра-боты прошлого года оказалось продолжение работы над самоуправлением –распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь воспитателю в работе. Обязанности менялись по учебным четвертям.

Первая и важная  задача была направлена на оздоровление детей и формирование навыков здорового образа жизни, которая осуществлялась совместно с медицинскими работниками,  психологом,  логопедом. В группе ежедневно проводится утренняя зарядка, где особое внимание отводится на правильное выполнение упражнений и соблюдение очередности выполнения упражнений. По утрам и во время самоподготовки, проведения занятий проводятся пальчиковая гимнастика, а также энергизаторы и упражнения на развития внимания. Дети занимаются два раза в неделю лечебной физкультурой. Еженедельно с ребятами проводятся различные занятия (индивидуальная работа, объяснение – разъяснение, практикум, занятия-упражнения, беседы) по здоровому образу жизни. Дети научились самостоятельно правильно умываться по утрам, чистить зубы. В марте месяце проводился проект «Здоровье – это здорово». Все ребята принимали активное участие в проведение проекта. Был создан мини-проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Важность данного направления требует продолжения в новом учебном году

Ребята также принимали активное участие в праздниках, концертах, конкурсах , выставках, за что получали грамоты. В этом году мы часто ходили в библиотеку «Капелька солнца». Ребята активно участвовали в мероприятиях, проводимые в библиотеке.

В феврале был проведен проект «В гостях у сказки». В нашей группе была создана папка «В гостях у сказки «Колобок»» и мини-проект «Колобок». Также мы участвовали в создании большой книги сказок для детей младшего звена.

В апреле месяце мы участвовали в проекте «Царица вода». Дети много нового узнали о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, о ее применении в домашних условиях и на производстве. В классе был создан проект «Вода в нашем доме».

Ребята посещали кружки «Бисер», «Умелые ручки», «Музыкальная радуга», «Экологический». Дети участвовали в проведение праздников, конкурсов, выставках.

Можно отметить правильность выбора основных направлений, содержа-

ния, форм и методов воспитательной работы, средств педагогического влияния, приемов включения воспитанников в деятельность и общение. Использованные формы воспитательной работы: часы общения, УДО, экскурсии, коллективные творческие дела, проекты и т.д. Все дети были включены в проведение различных школьных, классных мероприятий. В воспитательной работе были использованы методы: личный пример, убеждение, требование, стимулирование, поручение, беседа, разъяснение, игра, соревнование, постановка перспективы, упражнения, приучение и т.д. Практика показала правильность выбора этих методов.

7. Основные критерии сформированности

навыков адаптивного поведения

у воспитанников 2-3 класса.

В ходе реализации программы у воспитанников 2 -3 класса должны следующие навыки и умения адаптивного поведения:

общеучебные навыки и умения;

навыки коммуникативного поведения: владение навыками речевого обращения в

различных ситуациях; понимание того, что такое «хвастовство, упрямство, стыд»; осознание своей полезности другу, взрослому;

навыки гигиены, необходимые в повседневной жизни;

знает названия органов чувств, внутренних органов; устанавливает связи между от-

ношением к своему здоровью и заболеванием;

имеет четкую позицию укрепления собственного здоровья, владеет отдельными на-

выками тренировки своего организма и закаливания;

знает и соблюдает правила поведения в различных ситуациях согласно этическим и

нравственным нормам;

знает, что поступки взрослых и детей могут быть положительными и негативными;

устанавливает связи меду поступками и настроением людей, на которых он был на-

правлен;

умеет элементарно управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не

плакать и другое);

умеет оказывать помощь другому человеку;

умеет договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками;

знает о Декларации прав ребенка;

расширяет свои представления об окружающем мире;

владеет простейшими приемами ухода за комнатными цветами;

испытывает интерес к школе, к проводимым занятиям и мероприятиям;

содержит в чистоте свое тело, одежду, моет руки перед едой, после прогулки, по-

сещения туалета, по мере загрязнения;

определяет и исправляет непорядок в своем внешнем виде; организует свое рабочее

место; владеет навыками уборки классной комнаты, игровой, спальни;

проявляет внимание к взрослым, одноклассникам, оказывает им услуги (выполняет

просьбы, помогает в совместной деятельности);

соблюдает и выполняет Правила дорожного движения;

повышает уровень развития высших психических функций: внимания, памяти,

мышления;

сформирована система учебных и элементарных трудовых навыков и умений;

знает и понимает, что взрослые и дети должны заботиться друг о друге, что нужно

бережно относиться к старым людям, уважать их, помогать им;

знает и понимает, что деятельность человека разнообразна (трудится, занимается

спортом, воспитывает детей, отдыхает и т.д.);

знает и понимает, что для овладения профессии необходимо учиться;

умеет с пользой проводить свободное время;

проявляет гуманизм, обладает элементарным чувством патриотизма.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.