Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Школа – интернат № 4"


Утверждаю: Директор

МКОУ «Школа-интернат №4» _________/Володина Т. О./

Приказ №________

«____»________________202___г




Дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ


«АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»


Учитель: Гришкова Ольга Алексеевна






Осинниковский городской округ


I. Пояснительная записка

Рабочая программа «Адаптивная физкультура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1,2) МКОУ «Школа – интернат №4».


Цель программы:

- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

- повышение двигательной активности и коррекции общей и мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.



II. Общая характеристика программы

Одним из важных направлений работы с особым ребенком является его физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Через использование спортивных тренажеров и тренировочных устройств в спортивном зале, являются хорошим дополнением к адаптивной  физкультуре, делая процесс каждодневных занятий гимнастикой, бегом и другими видами эмоциональнее и разнообразнее. Они избирательно воздействуют на заданную группу мышц, тем самым, ускоряя процесс ее развития. Удовлетворяют тренажеры и другому требованию – не формальности занятий физической культурой, спортом. На занятиях - тренировках использовать их просто необходимо, особенно на круговых тренировках, и тренировках направленных на развитие каких либо двигательных качеств. Тренажеры позволяют уплотнить занятия Физкультурой, и за более короткий срок достичь желаемых результатов, на что прежде времени требовалось в два – три раза больше.

Тренажеры и тренировочные устройства в зале могут быть совершенно простыми, например изготовленные из брусьев и резиновых амортизаторов. Комплексы упражнений на них выполняются без контроля интенсивности нагрузки, так как противодействующее усилие здесь создается за счет веса занимающегося.

Другую группу составляют тренажеры, оборудованные средствами активного контроля и управления, системами пружин и противовесов, создающими принудительную нагрузку на определенные группы мышц.



Перечень физических упражнений


1. Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве: ходьба, прыжки, ползание.

2. Общеразвивающие упражнения:

а) без предметов;

б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками,

обручами, малыми и большими мячами);

в) на снарядах (гимнастической стенке, гимнастической скамейке).

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

4.Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; ориентировки в пространстве, равновесия.

5. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.


III. Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ « Школа – интернат №4» общий объём учебного времени внеурочных занятий составляет:

в 1б классе составляет 33 часа в год (1 час в неделю), 2б-12б классы- 34 часа в год (1час в неделю).




IV. Возможные результаты АФК:


По окончанию обучения учащиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями овладевают:

- способностью доступным способом контролировать положение собственного тела;

- согласованными, последовательными движениями,

- произвольными движениями;

- координацией движений (рук, ног, тела) на тренажерах, со спортивными снарядами и при выполнении упражнений;

- зрительно-моторной координацией;

- целенаправленными движениями;

- активные движения с предметами;

- игре в мяч: бросками, передачей, киданием;


Все упражнения выполняются под контролем учителя, соблюдая технику безопасности и правила поведения.

Упражнения чередуются с дыханием.

Комплекс следует начинать по принципу: «От наименьшего к наибольшему».

Минимальное количество повторений 5-10 раз (в зависимости от степени подготовки и возраста учащихся).



Взаимодействие взрослых с детьми

 

Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.

Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения так и на внешней территории (горки, качели), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений.

Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, заниматься другими видами двигательной активности.

 

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

 



Формы организации взаимодействия:

 

- Родительские собрания (различные формы: круглый стол, игра, тренинг)

- Индивидуальные консультации

- Индивидуальные практикумы (родители, ребёнок, педагог)

- Участие родителей в творческих проектах

- Участие родителей в праздниках

- Дни открытых дверей







V. Содержание программы «Адаптивная физкультура» 1б-12б класс

1) ЗАНЯТИЯ НА ТРЕНАЖЕРАХ:


«Колибри» – беговая дорожка, которая очень нравится детям. Она представляет собой раму с плотно нанизанными на поперечные спицы пластмассовыми вращающимися колесиками, напоминающими, бухгалтерские счеты. При беге обе ноги легко скользят по роликовой плоскости. Если изменить угол наклона, усилие увеличивается, как если бежать в гору. На таком устройстве детям полезно бежать босиком – массаж рецепторных точек на стопе оказывает благотворное действие на общее функциональное состояние организма.

«Напольный диск» – Предназначен для совершенствования функций вестибулярного аппарата. Он состоит из двух металлических дисков, соединенных между собой центральной осью с шайбой. Для занятий диск кладется на пол. На верхнюю сторону  его становятся обеими ногами и вращаются по кругу. При этом нижняя часть диска не вращается, а верхняя двигается вместе с находящимся на ней ребенком.

«Пружинный эспандер» – Универсальный спортивный аппарат, создающий нагрузку в ходе выполнения упражнений. Состоит из двух ручек, соединенных несколькими резиновыми жгутами  или пружинами. Перед занятием с эспандером следует сделать несколько разминочных упражнений, после занятия упражнения на растягивание, расслабление и бег на месте. Между подходами делается небольшая пауза (1 – 2 мин) для успокоения дыхания.

«Бегунок» - Детский тренажер предназначен для тренировки вестибулярного аппарата, координации движений, укрепления мышц ног и брюшного пресса, улучшения функций суставов, а также для использования в практике лечебной физкультуры, а так же для общефизической подготовки детей в домашних, оздоровительных и лечебных учреждений и различных спортивных сооружений.

«Роллер или гимнастический каток» - Представляет собой колесо диаметром 20 см, свободно вращающимся на оси с ручками. Развивает мышцы верхних конечностей, груди, спины, брюшного пресса.

«Мини – батут» - Это тренажер используется для развития ловкости, быстроты, координации движений, активизации аэробного  и анаэробного обмена.

«Эспандер» – Универсальный спортивный аппарат, создающий нагрузку в ходе выполнения упражнений. Состоит из двух ручек, соединенных резиновым жгутом. Перед занятием с эспандером следует сделать несколько разминочных упражнений, после занятия упражнения на растягивание, расслабление. Между подходами делается небольшая пауза (1 – 2 мин) для успокоения дыхания.

«Штанга» – это отягощение, весом не более 1 кг. Для детей младшей и средней группы весом не более 500 грамм. Состоит из деревянной палки с деревянными или пластмассовыми отягощениями на концах. Используется этот тренажер для развития силы мышц рук, груди, спины. Перед занятием со штангой следует сделать несколько разминочных упражнений, после занятия упражнения на растягивание, расслабление. Перед занятием с эспандером следует сделать несколько разминочных упражнений, после занятия упражнения на растягивание, расслабление. Между подходами делается небольшая пауза (1 – 2 мин) для успокоения дыхания.

 «Бодибар» – спортивный тренажер, создающий нагрузку в ходе выполнения упражнений. Состоит из деревянной или пластмассовой палки, с прикрепленным к ней с двух сторон резиновым жгутом или резиновыми лентами. Резиновый жгут прикреплен так, чтобы на палке, с двух ее концов оставалось место для ручек. Используется этот тренажер для развития силы мышц рук, ног, груди, брюшного пресса, спины. Перед занятием с бодибаром следует сделать несколько разминочных упражнений, после занятия упражнения на растягивание, расслабление. Между подходами делается небольшая пауза (1 – 2 мин) для успокоения дыхания.

«Манон» – это платформа, напоминающая высокий мат.  Ширина и длина его не более 50 см, а высота не более 40 см. Это тренировочное устройство используется для активизации аэробного и анаэробного обмена, для развития быстроты, координации движений, развития силы всех мышечных групп.

«Фитболл» – это большой прыгающий мяч, диаметром 50 см, со специальными ручками – ушками сверху. Сидя на нем, держась за ручки,  можно выполнять прыжки на месте и в движении. На таком мяче также выполняют комплекс упражнений на развитие силы мышц спины и брюшного пресса, а также упражнения на гибкость.

Гантели» - это отягощение, каждая весом не более 500 грамм.  Рекомендуется использовать для детей со средней группы.  В младшей и средней  группе можно также использовать гантели – пирамидки. Они почти ничего не весят, но учат детей правильному хвату и выполнению упражнений. Используется этот тренажер для развития силы мышц рук, груди, спины. Перед занятием с гантелями следует сделать несколько разминочных упражнений, после занятия упражнения на растягивание, расслабление. Между подходами делается небольшая пауза (1 – 2 мин) для успокоения дыхания.

Примерные комплексы упражнений со спортивными снарядами


Штанга

И.П. – о. с ноги врозь, хват штанги руками  сверху на ширине плеч. Сгибать и разгибать руки в локтевых суставах.

И.П. – о. с ноги врозь, хват штанги руками  снизу на ширине плеч. Сгибать и разгибать руки в локтевых суставах.

И.П. - – о. с ноги врозь, хват штанги руками  сверху на ширине плеч. Поднять руки вверх, опустить в и.п.

И.П.- о.с. ноги врозь, хват штанги руками  сверху на ширине плеч. Поднять руки вперед, подтянуть руки к груди, сгибая их в локтевых суставах. Выпрямить руки, опустить вниз.

И.П.- о. с. ноги врозь, штанга в руках сзади. Руки на ширине плеч. Поднимать и опускать руки со штангой, не наклоняясь вперед.

И.П.- о. с. ноги врозь, штанга в руках сзади. Руки на ширине плеч. Сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, поднимая кисти рук до лопаток.

Бодибар

И. П. – стоя на резиновой ленте, пальцы удерживают ручки бодибара. Поднимание прямых рук вперед.

И. П. – стоя на резиновой ленте, пальцы удерживают ручки бодибара. Сгибание разгибание рук в локтевых суставах.

И.П. – стоя на резиновой ленте, бодибар сзади. Поднимание и опускание прямых рук.

 И.П. – лежа, лента под спиной, руки согнуты в локтевых суставах, пальцы удерживают ручки бодибара. Выпрямить руки вперед, вернуться в И.П.

И.П. – лежа на спине, руки вытянуты вперед, пальцы удерживают ручки бодибара, ноги, согнутые в коленных и тазобедренных суставах на ленте. Выпрямить ноги, вернуться в и.п.

И.П. – сидя, лента на стопах,  руки согнуты в локтевых суставах, пальцы удерживают ручки бодибара. Наклонится назад, как можно дальше. Вернуться в и. п.

Манон

Подниматься на манон лицом, спиной, боком. Спускаться с манона  лицом, спиной, боком.

Запрыгивать на манон лицом и боком. Спрыгивать с него лицом, спиной, боком.

И.П. - лежа на маноне  на животе, руки, на полу. Выполнять сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.

И.П.- лежа на маноне  на животе, руки, на полу. Выполнять одновременные и поочередные движения  прямыми ногами вверх вниз.

И.П.- лежа на маноне  на животе, ноги, на полу. Выполнять движения руками, имитируя  плавание брассом.

И.П. – лежа на спине, голова на маноне. Садиться, и возвращаться в и.п.

И.П. – лежа на спине, голова на маноне. Поднимать и опускать прямые ноги.


Фитболл

Выполнять прыжки на мяче на месте, в движении по прямой, змейкой между предметами.

И.П.- сидя на мяче, ноги выпрямлены в коленных суставах. Поднять руки через стороны вверх, вернуть в и.п.

И.П.- сидя на мяче, ноги выпрямлены в коленных суставах. Потянуться руками вниз, касаясь пальцами стоп.

И.П.- лежа на мяче, на животе, кисти рук касаются пола.  Поочередно поднимать и опускать левую и правую ногу.

И.П.- лежа на мяче, на животе, кисти рук касаются пола. Сгибать, разгибать руки в локтевых суставах, отрывая ноги от пола.

И.П. – стоя на коленях, обхватить мяч руками. Медленно выпрямится так, чтобы голова, спина, таз образовали прямую линию, отвести руки назад. Вернуться в и.п.



Гантели

И.п. – ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. Разведение прямых рук в стороны.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Подъем прямых рук в стороны.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Сгибать руки в локтях, гантели к плечам.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднять руки к плечам, вверх, к плечам, вниз.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Отведение рук назад.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки вперед. Скрестные движения руками.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднять прямые руки вперед.



Напольный диск

И. П. – стоя на диске двумя ногами. Повороты туловища влево, вправо с одновременным отведением рук в противоположную сторону.

И.П. – стоя на одной ногой на диске. Поворачивать ногу вокруг вертикальной оси.

И.П. – диск  на стуле, сесть на диск, руки на поясе. Повороты туловища влево, вправо, вращая диск. Отталкиваться ногами, помогать активному скручиванию туловища.

И.П.- сесть на диск, ногами  и руками упереться в пол. Выполнять движение, вращающее диск,  вправо, влево.

И.П.- сидя на стуле, одна нога на диске. Повороты диска правой и левой ногой.

И. П.- стоя на диске. Наклониться и взяться руками за опору. Выполнять движения ногами вправо, влево.

И.П. – стоя на двух дисках, держась за руки. Вращение влево и вправо (выполнять в парах).



Пружинный эспандер

И.п. – ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед, пальцы удерживают ручки эспандера. Разведение прямых рук в стороны.

И.П.-  стоя, ноги на ширине плеч, эспандер в руках сзади. Наклон вперед, прогнуться, руки назад – вверх.

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. Разведение рук в стороны.

И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, правая рука согнутая в локтевом суставе, вверх, держит одну  ручку эспандера, левая рука согнутая в локтевом суставе, кисть на уровне лопаток держит другую ручку. Выпрямлять руки в локтевых суставах.

И. П. – стоя. Ноги на ширине плеч, руки вперед. Кисти рук удерживают эспандер в вертикальном положении. Растягивать эспандер вверх вниз.





Бегунок

И.п. – стоя на «Бегунке». Продвижение вперед-назад.

И.п. – то же. С грузом в руках на голове продвижение вперед-назад.

Роллер

    1.И.п. – стоя на коленнях, упор на роллер: прокатить роллер     вперед, перейти в сед на пятках; прокатить роллер вперед, перейти   в положение лежа на груди.

    2.И.п. – сидя на коленях. Роллер справа. Прокатить роллер вправо. То же в левую сторону.

    3.И. п. – упор присев. Роллер сзади. Прокатить назад, перейти в положение сидя.

И. п. – упор присев. Прокатить роллер вперед, перейти в положение лежа на бедрах.

Мини- батут

И.п. – стоя в центре батута, руки в стороны. Небольшие раскачивания вверх  и вниз.

И. п. – стоя в центре батута, руки на поясе. Выполнять небольшие подскоки.

И. п. – то же. Прыжки с поднятием рук вверх через стороны.


Основные упражнения на батуте

1.Прямые прыжки

2.С продвижением вперед

3.Спиной вперед

4.Звездочка

5.«Лыжник»

6.Прыжки в перед с поворотом на 90,180, 360

7.Напрыгивание на батут

8.Спрыгивание с батута.

2)УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

1. УПРАЖНЕНИЯ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

1.1. СТОЯ

1) И.п. - ноги врозь, гимнастическая палка в руках внизу спереди.

1 - руки вверх;

2 - наклон вправо;

3 – руки вверх;

4 - И.п. То же влево

М.З.- выпрямить осанку, линия плеч и гимнастическая палка должны быть параллельны полу. Выполнить 10-12 раз.

2) И.п. - О.с. 1 - перешагивая через гимнастическую палку, правой ногой коснуться пола (рис. 1, а, б);

2 - И.п. То же левой. Перешивание через гимнастическую палку

3) И.п. - О.с. 1 - наклон вперѐд, перекатываясь на стопе, пронести гимнастическую палку под носками, пятками;

2 - И.п. (гимнастическая палка за спиной);

3 - наклон вперѐд, гимнастическую палку пронести под стопой через пятки-носки;

4 - И.п.

4) И.п. - ноги в шаге на правую, руки вперѐд.

1 - полуприсед, поворот туловища вправо вместе с руками и гимнастической палкой;

2 - И.п. То же влево.

5) Правая рука держит гимнастическую палку в вертикальном положении (гимнастическая палка упирается в пол). Мах правой ногой наружу через гимнастическую палку. М.З. - во время перемахивания ноги рука отпускается от гимнастической палки и снова хватается за нее, гимнастическая палка не должна упасть. Мах правой ногой внутрь через гимнастическую палку. То же левой.

6) И.п. - руки в стороны, гимнастическая палка в правой руке (рука с гимнастической палкой составляют одну прямую линию).

1 - поднять согнутую правую ногу (статическое удержание 8 сек.) через вверх перекладываем гимнастическую палку в другую руку (статическое удержание 8 сек.). То же левая.

7) И.п. - О.с. 1 - выпад влево, руки вперѐд (рис. 2);

2 - И.п.; 3 - выпад вправо;

4 - И.п. М.З. - плечи должны быть на одной линии, линия гимнастической палки параллельно полу, гимнастическая палка поднимается не выше уровня глаз, голова и позвоночник составляют одну вертикальную линию, колено согнутой ноги не должно выходить за стопу.

2.Выпад влево

7.1) И.п. - О.с. 1 - выпад в сторону, руки вверх;

2 - И.п.; 3 – 4 – то же в другую сторону.

8) И.п. - руки вперѐд.

1 - выпад влево, поворачивая гимнастическую палку левой рукой вверх, правой вниз (рис. 3);

2 - И.п.;

3 - выпад вправо, поворачивая гимнастическую палку правой рукой вверх, левой вниз;

4 - И.п. Модификация: выпад вперѐд, руки выполняют.

3. Выпад влево, поворачивая гимнастическую палку вертикально.

9) Гимнастическая палка вертикально. Перехваты гимнастической палки пальцами правой и левой руки поочерѐдно вверх-вниз.

10) И.п. - ноги врозь, упор руками в вертикальную гимнастическую палку.

1-3 – 3 покачивания туловища в наклоне вперѐд (упор на гимнастическую палку);

4 - И.п.

11) Перекаты на стопе по гимнастической палке.

12) Растирание ладоней гимнастической палкой.

13) И.п. - О.с., руки согнуты, гимнастическая палка на плечах.

1 - поднять руки вверх, левое колено вперѐд (рис. 4);

2 - И.п.;

3 - поднять руки вверх, правое колено вперѐд.

4. Поднимание рук и колена (ноги) вверх Модификация: колено вперѐд и руки вперѐд.

14) И.п. - ноги врозь, гимнастическая палка сзади на поясе в согнутых руках. Приседы. Полуприседы.

15) И.п. - ноги на ширине 1 м.

1 - выпад вправо, руки вперѐд;

2 - выпад влево, руки вверх;

3 – повторить счет «1»;

4 - И.п.

16) Прокручивание гимнастической палки пальцами одной руки по часовой стрелке и обратно (рис. 5, а, б). 10 а б Рис. 5. Прокручивание гимнастической палки по часовой стрелке.

17) И.п. – О.с. 1 – присед руки вперѐд; 2 - И.п.

18) И.п. - глубокий присед на правой ноге, левая в сторону, гимнастическая палка на плечах.

1 - 2 - перенести вес тела на левую ногу;

3 - 4 - И.п. М.З. - туловище не наклонять.

19) И.п. – О.с.

1 - выпад вперѐд, руки вверх;

2 - И.п.

20) Равновесие. Наклон вперѐд на правой ноге, руки вверху с гимнастической палкой. М.З. - руки с гимнастической палкой, туловище и нога составляют прямую линию, которая должна быть параллельно полу.

20.1) Модификация: гимнастическая палка в одной руке, другая прижата к туловищу. М.З. - те же. 11

21) И.п. - О.с.

1 - наклон вперѐд, перекатываясь на стопе, пронести гимнастическую палку под стопами, носками, пятками;

2 - И.п., гимнастическая палка за спиной;

3 - наклон вперѐд, руки назад-вверх;

4 – И.п., гимнастическая палка за спиной;

5 - наклон вперѐд, пронести гимнастическую палку обратно под пятками, носками;

6 - И.п.;

7 – приседание руки вперѐд;

8 - И.п.

22) Правая нога впереди в шаге (гимнастическая палка на полу между ног). Прыжки со сменой ног.

23) Ноги врозь, гимнастическая палка на полу между ног. Прыжки ноги скрестно. М.З. - правая нога перед левой и наоборот. На гимнастическую палку не наступать.

24) Ноги в шаге, гимнастическая палка на полу между ног. Полуприсед вперед.

25) Ноги врозь, полуприсед в сторону (гимнастическая палка на полу).

26) И.п. – левая нога впереди в шаге, руки внизу.

1 – руки, правая нога, согнутая в колене, вверх;

2 - И.п.;

3 - наклон вперед к левой ноге;

4 – И.п. То же на другую ногу. М.З. - при наклоне вперед гимнастической палкой коснуться стопы.

27) И.п. - О.с., руки вперед (хват гимнастической палки сверху). Сгибание и разгибание кистей. Модификация: то же, хват гимнастической палки снизу. Хват гимнастической палки сзади.

28) Прокаты стопами по гимнастической палке.

29) И.п. - О.с., руки вперед. Круг гимнастической палкой вперед и в обратную сторону. 12 М.З. - руки опускаются вниз, сгибаются до груди и в И.п.

30) И.п.- О.с. ноги врозь, широкий хват за концы гимнастической палки. Поочередно поднимая и опуская правую и левую руки с небольшим скручиванием туловища вперед (как гребля). То же в другую сторону.

31) И.п. – О.с., руки вверх. Поднимание плеч до мочек ушей и опускание (руки прямые).

32) И.п. - О.с., широкий хват.

1 - поднимание правой руки вверх (голова между рукой и гимнастической палкой);

2 - опускание правой руки вниз - назад, кисть развернута вверх;

3 – поднимание правой руки вверх (голова между рукой и гимнастической палкой);

4 - И.п.;

5 - левая рука вверх (голова между рукой и гимнастической палкой);

6 - левая вниз - назад, кисть развернута вверх;

7 – левая рука вверх (голова между рукой и гимнастической палкой);

8 - И.п.

33) И.п. – то же. Поднять одну руку вверх, опустить назад, поднять другую руку сзади вверх, опустить вперед (гимнастическая палка двигается по кругу). Тоже в другую сторону.

34) И.п. - О.с., широкий хват за концы гимнастической палки. 1 – поднять руки вверх, разворачивая плечи опустить назад. 2 – развернуть обратно в И.п.

35) И.п. - О.с. Руки поднимаются снизу вперед до груди и выше по кругу в одну и в другую стороны.

36) И.п. – О.с., гимнастическая палка сзади. Отведение рук назад.

37) И.п. - то же. Сгибание рук в локтях, гимнастическая палка касается лопаток.

38) И.п. – гимнастическая палка за спиной вертикально, правая рука вверху, согнута в локте хватом за конец гимнастической палки. Левая – внизу прямая хватом за гимнастическую палку.

1 – Разгибание правой руки в локте, сгибание - левой в локте.

2 – И.п. То же с левой.

39) И. п – О.с., хват за концы гимнастической палки сзади.

1 - Поднять правую руку вверх (через сторону), левая - внизу за спиной;

2 – Опустить правую руку вниз, подняв левую руку вверх (гимнастическая палка движется по дуге сзади).

40) И.п. – О.с., хват за концы палки спереди.

1 – подъем правой руки через сторону вверх до уха, (левая чуть впереди);

2- опускание правой руки вниз;

3,4 – то же в другую сторону (гимнастическая палка движется по дуге спереди).

41) И.п. – хват палки за спиной, согнутыми руками в локтевых суставах. Повороты вправо-влево (гимнастическая палка на талии).

Модификация:

а) повороты, гимнастическая палка сзади на лопатках;

б) повороты, гимнастическая палка на плечах;

в) повороты, руки прямые вверх.

42) И.п. – руки согнуты в локтях, хват гимнастической палки за спиной ладошками вверх за концы гимнастической палки. Поднимать руку вверх, поочередно раскачиваясь туловищем с небольшим наклоном в сторону. 14

43) И.п. – стойка ноги врозь с небольшим поворотом туловища вправо (гимнастическая палка спереди).

1 – поднять руки вверх, поворот туловища влево, опустить руки;

2 – И.п. То же вправо.

44) И.п. – О.с.

1 – руки вверх;

2 – опустить руки влево, правая рука согнута в локтевом суставе, гимнастическая палка находится за спиной вертикально;

3 – руки вверх;

4 – опустить руки вправо, левая рука согнута в локтевом суставе, гимнастическая палка вертикально.

45) И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты, гимнастическая палка на плечах.

1 - наклон вперед на угол 90°;

2 - И.п.;

3 - поворот вправо;

4 - И.п.; 5-8 – то же влево.

46) И.п. - то же. Повороты вправо-влево в наклоне, вперед на угол 90°.

47) И.п. - ноги в шаге на правую, гимнастическая палка за спиной в локтевых сгибах.

1 – полуприсед;

2 - И.п. То же на левую.


1.2. СТОЯ В ПАРАХ

1) И.п. - стоя спиной друг к другу, ноги врозь, руки впереди держат гимнастическую палку вертикально. Передача гимнастической палки партнѐру прямыми руками, поворачивая туловище (гимнастическая палка передаѐтся по кругу в одну сторону и в другую) (рис. 6). Рис. 6.

Повороты туловища с палкой

2) И.п. - спиной друг к другу, ноги врозь, гимнастическая палка за спиной.

1 - поднять руки назад, передать гимнастическую палку партнѐру;

2 - И.п.

3) И.п. – ноги врозь, лицом друг к другу, на расстоянии 3 шагов (гимнастическая палка внизу).

1 - наклон вперѐд на угол 90°, передача гимнастической палки партнѐру прямыми руками; 2 - И.п.

4) И.п. - спиной друг к другу, ноги врозь.

1 - наклон вперѐд (гимнастической палкой коснуться пола),

2-й партнер касается пола руками;

16 2 - встать, поднять руки вверх, передать гимнастическую палку партнѐру;

3 – наклон вперѐд (гимнастической палкой коснуться пола),

2-й партнер касается пола руками;

4 – И.п.

5) 2 гимнастические палки. И.п. - стоя, ноги врозь, лицом друг к другу, руки согнуты, держат концы гимнастической палки на плечах (в каждой руке по 1-й гимнастической палке).

1 - выпрямить (разогнуть) руки вверх;

2 - И.п. Модификация: выпрямить руки вверх поочередно, сначала 1-й партнер потом 2-й. 6) И.п. – то же 1 - наклон вправо, 2-й партнер – влево;

2 - И.п. То же в другую сторону.

7) И.п. - упр. №.5.

1 - выпрямить руки вверх;

2 - И.п.;

3 - наклон вправо (влево);

4 - И.п.; 5-8 - в другую сторону.

8) И п. - то же.

1 - выпрямить руки вверх, одновременно делая полуприсед;

2 - И.п.

9) И.п. - упр. №5.

1 - полуприсед;

2 – И.п.;

3 - выпрямить руки вверх

4 - И.п.;

5 - наклон вправо (влево);

6 - И.п.;

7 - в другую сторону.

10) И.п. - пара стоит друг за другом, дистанция 1-2 шага, 1 гимнастическая палка в правой руке внизу, 2-я гимнастическая палка в левой руке на левом плече.

17 1 - поднять правую руку в сторону;

2 - И.п.;

3 - выпрямить левую руку вверх;

4 - И.п. То же в другую сторону.

11) И.п. - упр. №10. 1 - одновременно поднять правую руку в сторону, левую – вверх; 2 - И.п. То же в другую сторону.

12) И.п. - упр. №10.

1 - одновременно делать полуприсед и поднять правую руку в сторону, левую - вверх;

2 - И.п.;

3 - левую руку выпрямить вниз;

4 - правую руку согнуть к правому плечу.

5-8 - в другую сторону.

13) И.п. - стоя друг за другом (либо лицом друг к другу), в обеих руках по гимнастической палке (держаться за концы).

1 - поднять руки в стороны;

2 - И.п. Модификация: а) поднять руки с полуприседом;

б) поднять руки с глубоким приседанием.


1.3. СИДЯ

1) И.п. - сидя на коврике, спина прямая, гимнастическая палка спереди. Наклон вперѐд с покачиванием или удержание положения от 30 сек. до 1 мин.

2) И.п. - то же, ноги врозь.

3) Наклон вперѐд к правой ноге, в середину между ног, к левой (с покачиванием или удержание положения).

4) И.п. - ноги поднять так, чтобы голень была параллельно полу, руки упираются в пол, гимнастическая палка лежит на голеностопных суставах. Удержание положения от 30 сек. до 1 мин.

18 Модификация: то же

а) руки в стороны;

б) руки вверху с гимнастической палкой;

в) руки в стороны, гимнастическая палка в правой (левой) руке.

5) И.п. - ноги вместе, руки вверх. 1 - откинуть туловище назад, поднять правую ногу вперѐд, руки опустить вперѐд до касания гимнастической палкой голеностопа;

2 - И.п.;

3 – то же левой;

4 - И.п.

6) И.п. - ноги вместе, в правой руке гимнастическая палка параллельно полу.

1 - поднять ногу и передать под ней гимнастическую палку в другую руку;

2 - И.п. То же другой ногой. Модификация: выполнять упражнение с согнутой ногой.

7) И.п. - стоя на коленях, руки с гимнастической палкой свободно. Перенести вес тела и сесть на правое бедро, руки влево. То же вправо.

8) И.п. - стоя на левом колене, правая нога прямая в сторону, левая рука с гимнастической палкой в сторону. Наклон вправо, гимнастической палкой коснуться пола. То же влево.

9) Сидя по-турецки (поза лотоса), руки вверх. Наклон вперѐд, наклон вправо, наклон влево (по возможности коснуться гимнастической палкой пола). Гимнастическую палку перевести за спину, наклон вперѐд, руки вверх.

10) Сидя по-лягушачьи, гимнастическая палка за спиной, наклон вперѐд, руки вверх.

11) Сидя на копчике, ноги согнутые, руки с гимнастической палкой на голени (или на голеностопе). Приподнять ноги от пола, перенести гимнастическую палку под колени и обратно.

19 Модификация: то же, перенести гимнастическую палку 1-й ногой затем другой.


1.4. СИДЯ В ПАРАХ

И.п. - сидя спиной в шаге друг от друга.

1 – 1-й - поворот вправо, гимнастическую палку кладет на пол;

2-й - поворот влево, берѐт гимнастическую палку;

2 – то же, поворачиваясь в другую сторону.

2) И.п. - ноги врозь, гимнастическая палка в руках спереди. 1-й - наклон вперѐд; 2-й - надавливает на спину партнеру в область лопаток.

3) То же, ноги вместе.


1.5. НА БОКУ

1) И.п. - лѐжа на левом боку, левая рука согнута в локтевом суставе на угол 90°, правая – с гимнастической палкой прижата к боку.

1-2 - поднять туловище, правая рука поднимается к голове (прямую линию составляют: ноги, туловище, голова, рука, гимнастическая палка);

3-4 - И.п.

Модификация:

а) поднять туловище без поднимания руки (облегченное упр.);

б) 1 - поднять туловище, рука в сторону;

2 - рука вверх;

3 - рука вперѐд;

4 - опустить туловище и руку;

5- 8 – обратно - рука вперѐд, вверх, в сторону, И.п.

20 2) И.п. - лѐжа на левом боку, голова опущена на левую руку, которая направлена вверх, правая – вперѐд (гимнастическую палку держать посередине). Поворачивая туловище на спину, отвести руку вправо на пол и обратно.


1.6. ЛЕЖА

1) И.п. - лѐжа на животе, руки за спиной (гимнастическая палка в руках).

1 - поднять руки;

2 - И.п. Модификации:

а) поднять туловище и руки;

б) поднять туловище, руки, ноги;

в) поднять руки и ноги.

2) И.п. - лѐжа на животе, руки вверх (гимнастическая палка в руках).

1 - поднять руки;

2 - И.п. Модификации:

а) поднять руки и туловище;

б) поднять руки и ноги;

в) поднять руки, туловище, ноги.

3) И.п. – лежа на животе, руки вверх. Поднять туловище с руками и ногами. Правая рука с гимнастической палкой опускается за спину, передача гимнастической палки в левую и в И.п. (движение гимнастической палки по кругу в одном направлении и в другом).

4) И.п. - лѐжа на спине, руки вверх.

1 - поднять туловище и правую ногу вперѐд (точка опоры - копчик), гимнастической палкой коснуться носка (рис. 7);

2 - И.п.;

3 – то же левой;

4 - И.п. М.З. - нога поднимается прямая, гимнастическая палка касается голеностопного сустава или носка.

21 Рис. 7. Поднимание туловища и ноги

5) И.п. – то же. Поднять руки, туловище, ноги, гимнастической палкой коснуться носков (складка вверх на копчике).

Модификация: поднимать только руки и ноги (облегченное упр. - туловище остается на полу).

6). И.п. – лѐжа на спине, руки за голову, ноги поднять вперѐд, гимнастическая палка удерживается на стопе. М.З. - поднимать и опускать верхний плечевой пояс (ноги с гимнастической палкой фиксировать неподвижно.

1.7. В ДВИЖЕНИИ

Дистанция 10 - 20 - 25м.

1). И.п. - руки согнуты, гимнастическая палка за головой. Ходьба на носках.

2) Ходьба на пятках.

3) Ходьба с подниманием бедра и выпрямлением рук вверх.

4) И.п. – гимнастическая палка за спиной в локтевых суставах. Ходьба в полуприседе. 5) Ходьба в полуприседе спиной вперѐд.

22 6) И.п. - руки вверх. Махи ногами вперѐд, руки опускаются, нога касается гимнастической палки.

7) И.п. – гимнастическая палка на плечах. Ходьба в глубоком приседе.

8) Ходьба с подниманием вперѐд рук и согнутой в колене ноги.

9) Ходьба с подниманием рук вперед, вверх, вперед, вниз на каждый шаг.

10) Шаг мах правой ногой вперѐд, руки вперѐд.

11) Шаг мах правой ногой в сторону, руки вперед.

12) Шаг мах правой ногой назад, руки вперед.

13) Шаг мах левой ногой вперед, руки вперед.

14) Шаг мах левой ногой в сторону, руки вперед.

15) Шаг мах левой ногой назад, руки вперед.

16) Шаг мах правой ногой вперед, шаг мах левой ногой вперед, шаг мах правой ногой в сторону, левой ногой в сторону, шаг мах правой ногой назад, левой – назад, руки поднимаются вперед на каждом шаге.

17) Наклон вперѐд на каждый шаг, коснуться гимнастической палкой стопы.


1.8. С ДВИЖЕНИЕМ ЧЕРЕЗ ГИМНАСТИЧЕСКУЮ ПАЛКУ (БЕГ, ПРЫЖКИ)

Гимнастические палки равномерно разложены на полу 1-1,5м.

бег через гимнастические палки;

бег змейкой, огибая концы гимнастической палки;

прыжками на правой;

прыжками на левой;

прыжками на двух, ноги вместе;

прыжками на двух, ноги вместе, врозь, вместе через гимнастическую палку;

прыжками ноги врозь на ширине плеч;

ноги в шаге, смена ног;

правым боком к гимнастическим палкам, бег вперѐд

назад, оббегая гимнастическую палку;

23 то же левым;

приставными шагами правым боком;

приставными шагами левым боком;

бег с захлѐстом голени;

бег с подниманием бедра;

прыжки правым боком с поочередным подниманием согнутой правой, левой ноги;

прыжки левым боком с поочередным подниманием левой, правой ноги;

прыжки правым боком на двух ногах;

прыжки левым боком на двух ногах;

выпад в сторону правым боком;

выпад в сторону левым боком;

выпад вперед правой ногой;

выпад вперед левой ногой;

выпад вперед поочередно правой, левой ногой; выпад назад (продвижение спиной вперѐд).


Общеразвивающие упражнения с мячом

«Мяч вверх». И.п.: ноги на ширине ступни, мяч внизу. 1 - мяч вверх, посмотреть на него - вдох; 2 - опустить мяч на лопатки - выдох; 3 - снова мяч вверх; 4 - и.п. 7 раз.

«Повернись». И.п.: ноги врозь, мяч внизу. 1 - поворот вправо, одновременно ударить мячом о землю у пятки правой ноги, поймать отскочивший мяч; 2 - и.п.; 3-4 - то же в другую сторону. 4-5 раз в каждую сторону.

«Наклонись». И.п.: ноги на ширине ступни, руки с мячом внизу. 1- 3 - наклон вперед, постучать мячом о землю между ног подальше - выдох; 4 - и.п. - вдох. Ноги при наклоне не сгибать. 4-5 раз.

«Мяч к колену». И.п.: о.с. руки вверх. 1-2 - опустить мяч на поднятое правое (левое) колено ноги - выдох; 3-4 - и.п. - вдох. 4-5 раз.

«Отбей мяч». И.п.: ноги на ширине ступни, мяч в одной руке. Отбивать мяч о землю то правой, то левой рукой. 10-12 раз.

«Перепрыгни через мяч». И.п.: стоять боком к мячу, руки внизу. 1 - одновременно 2-мя ногами перепрыгнуть через мяч боком; 2- то же, в другую сторону 8-10 раз.

«Подбрось - поймай». И.п.: ноги на ширине ступни, мяч в одной руке впереди. Слегка подбрасывать мяч по дуге, перебрасывать его в другую руку. 8-10 раз.

Ходьба в колонне по одному с мячом в руках.



Общеразвивающие упражнения с малым мячом


Ходьба в колонне по одному, ходьба и бег в рассыпную.  Перестроение в три колонны

1.        И.п.: узкая стойка, мяч в правой руке.

1-руки в стороны; 2-руки вверх, передать мяч в лев. руку; 3-руки в стороны; 4-вернуться в и.п. Повторить 8 раз.

2.        И.п.: широкая стойка, руки в стороны, мяч в правой руке.

1-поворот в правую сторону, передать мяч в левую руку; 2-вернуться в и.п.; 3-4-то же в левую сторону. Повторить по 4 раза в каждую сторону.

3.        И.п.: узкая стойка, мяч в опущенных руках.

1-присесть, вынести руки с мячом вперед; 2-вернуться в и.п. Повторить 7-8 раз в среднем темпе.

4.        И.п.: сидя на полу, мяч зажат между ступнями ног.

1-согнуть ноги в коленях, удерживая мяч ступнями; 2-вернуться в и.п. Повторить 7-8 раз.

5.        И.п.: сед на полу ноги врозь, руки с мячом над головой.

1-наклониться к правой ноге; 2-вернуться в и.п.; 3-4-то же к левой ноге. Повторить по 3-4раза.

6.        И.п.: лежа на полу, на животе, мяч в вытянутых руках.

1-поднять руки с мячом и ноги вверх, прогнуть спину; 2-вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

7.        И.п.: узкая стойка, руки на поясе, мяч на полу.

Прыжки на правой (левой) ноге вокруг мяча, прыжки на двух ногах.  По 14-16 прыжков.

Ходьба в колонне по одному.

 

Общеразвивающие упражнения с большими мячами


«Мяч вверх, носок назад»

и.п.: ноги на ширине плеч, мяч впереди в опущенных руках.

1- мяч поднять вверх, правую ногу отвести назад на носок;

2- в и.п. (4-5 раз каждой ногой)

«Вертушка»

и.п.: то же, мяч в руках перед грудью, локти в стороны;

1- поворот туловища вправо,

2- поворот влево. (8-10 раз)

«Потягушечки»

и.п.: сидя на пятках, мяч за головой (держим пальцами, голова прямо, локти в стороны).

1- встать на колени, руки с мячом — вверх;

2- сесть вправо от ног, руками с мячом потянуться влево;

3- вернуться на колени, мяч — вверх,

4- в и.п. (4-5 раз в каждую сторону)

«Рыбка»

и.п.: лежа на животе, ноги вместе, руки с мячом впереди.

1- приподнять ноги и плечевой пояс вверх,

2-3- держим, смотрим на мяч;

4- в и.п. (8-10 раз)

«Ноги вверх»

и.п.: лежа на спине, мяч между ступнями ног, руки за головой.

1- поднять ноги вверх,

2- в и.п. (8-10 раз)

Приседания «Мяч вперед»

и.п.: пятки вместе, носки врозь, мяч в опущенных руках.

1- присесть, мяч вперед;

2- в и.п. (8-10 раз)

Прыжки ноги вместе, ноги врозь.

(30 прыжков по 3 раза), усложнение - ноги скрестно.


Общеразвивающие упражнения с колючими мячами


«Крепкий орешек»

И.п.: ноги на ширине плеч, мяч у груди, пальцы вверх, локти в стороны.

1-3- давим на мяч ладонями; 4- в и.п. (4 раза).        

«Мяч по кругу» И.п.: то же, мяч в руке.

1- передать мяч спереди в другую руку (на уровне груди, руки прямые);  2- передать мяч за спиной в другую руку (8-10 раз).

«Наклон 3 раза до мяча» И.п.: руки на пояс, мяч между ступнями.

1-3- пружинистые наклоны вперед, стараясь дотронуться до мяча; 4- в и.п. (8-10 раз).

«Мяч на пятки по кругу» И.п.: стоя на коленях, пятки и колени вместе, руки с мячом за головой.

1- поворот на право, прогнув спину назад, положить мяч правой рукой на пятки,

2- в и.п.,

3- поворот налево, левой рукой забрать мяч;

4- в и.п. (4-5 раз в каждую сторону)

«Играем лежа» И.п.: лежа на животе, руки — вдоль тела, ноги вместе.1- приподнять плечевой пояс, разводим руки в стороны и передаем мяч прямыми руками из руки в руку 3 раза, на 4- в и.п. (8 раз).

«Передай мяч за ногой». И.п.: лежа на спине, руки в стороны, мяч — в левой руке, ноги вместе.

поднять вверх правую ногу и плечевой пояс, передать мяч в правую руку за ногой;

2- в и.п.,

3- поднять вверх левую ногу и плечевой пояс, передать мяч в левую руку за ногой;

4- в и.п. (8-10 раз).

«Приседания мяч вверх» И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки с мячом за головой.

1- присесть, руки с мячом поднять вверх, 2- в и.п. (8-10 раз)

Прыжки на одной ноге. По 15 прыжков на каждой ноге. (30 прыжков по 2 раза), третий раз 30 прыжков на творчество.



Упражнения для детей с ОВЗ с балансирующей доской.

 

Для детей балансирование — процесс абсолютно естественный — на улице они ходят по бордюрчикам, по тоненьким дощечкам, по бревнышкам.

Весы

Для знакомства малыша с балансиром можно предложить ему сначала просто бессистемно накладывать на балансир разные предметы, игрушки и смотреть, как они балансируют и падают при перевесе. Усложнить игру можно подбором предметов для уравновешивания “весов”.  

Катаемся на черепахе  

Здесь работают мышцы спины и пресса. Ребенок садится на середину плоскости балансира и делает вращательные движения тазом, описывая круг. Размяли мышцы, теперь исходное положение — руки вытянуть вперед на уровне груди и медленно оторвать ноги перед собой.  

Кораблик плывет по волнам  

Укрепляются мышцы спины и пресса, массажируются внутренние органы. Ребенок ложится животом на середину плоскости балансира, руки в стороны, голову держит и смотрит вперед. Медленно отрывает ноги от пола, немного прогнувшись в спине. Балансирует на животе, помогая удерживать равновесие положением рук и ног.  

Лягушки - попрыгушки  

Работают мышцы ног и стоп. Ребенок встает на плоскость балансира, ноги на ширине плеч. Лягушки попрыгали — поочередно медленно переносим вес то на одну, то на другую ногу, как бы переминаясь с ноги на ногу. Самое сложное — это стараться, чтобы край плоскости балансира не стукался об пол.  

Яблочко  

Работают мышцы поясницы, пресса и ног. Ребенок встает на середину плоскости балансира. Катаем яблочко по тарелочке — движением таза плавно описывает в воздухе круг, как будто крутит обруч.  

Кузнечик  

Работают мышцы ягодиц, спины и пресса. Ребенок встает на плоскость балансира, ноги на ширине плеч. Стоя на балансире, лицом к шведской стенке, руками держится за перекладину на уровне груди. Кузнечик прыгает — медленно плавно делать приседания, удерживая равновесие на балансире.

Усложнение — делать приседания, не держась за шведскую стенку.  

 

Простые         упражнения:

1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон. 2. Ребенок в положении сидя «по-турецки» . Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой. 4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете.

Круговое         вращение         головой.

Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается

вперед-назад. Лучше выполнять под музыку. Положение то же. Круговые вращения руками:



Упражнения с отягощениями (гантели)

 

Упражнения для дельтовидных мышц

 

1. Разведение рук с гантелями в стороны

И.П. – стойка ноги врозь, гантели внизу

1 – гантели в стороны

2 – И.П.

МУ – можно выполнять в положении сидя, в наклоне, в седе с наклоном

                              

2. Подъемы гантелей перед собой

И.П. – стойка ноги врозь, гантели внизу

1 – гантели вперед

2 – И.П.

МУ – подъемы можно выполнять посменно, попеременно, одновременно

 

3. Жимы гантелями

И.П. – стойка ноги врозь, гантели в руках, согнутых в стороны

1 – гантели вверх

2 – И.П.

МУ – жим можно выполнять в И.П. – сидя на скамье; одновременно, посменно и попеременно

 

Упражнения для трапециевидных мышц

 

4. Шраги с гантелями

И.П. – стойка ноги врозь, гантели внизу

1 – поднять плечи

2 – И.П.

МУ – подбородок прижат к груди

5. Разведение рук с гантелями в наклоне

И.П. – наклон в стойке ноги врозь, гантели вперед в полусогнутых руках

1 – гантели в стороны

2 – И.П.

МУ – разведение можно выполнять в И.П. – сед с наклоном

 


Упражнения для мышц рук

 

       Двуглавая мышца плеча

 

6. Сгибание рук с гантелями

И.П. – узкая стойка ноги врозь, гантели внизу (ладонь направлена вперед)

1 -  согнуть руки

2 - И.П.

МУ – упражнение можно выполнять сидя на скамье; одновременно, посменно и попеременно

 

·         Трехглавая мышца плеча


7. Выпрямление рук с гантелями

И.П. – стойка ноги врозь, гантели вверх

1 – согнуть руки за голову

2 – И.П.

МУ – упражнение можно выполнять сидя; одновременно, попеременно, поочередно и последовательно

 

Упражнения для мышц спины

 

8. Разведение рук с гантелями в стороны в наклоне

И.П. – наклон в широкой стойке ноги врозь, гантели вперед в согнутых руках

1 – разведение рук

2 – И.П.

МУ – спина прямая, ноги не сгибать

 

Упражнения для мышц груди

 

9. Жим гантелями лежа на скамье

И.П. – лежа на скамье, гантели в согнутых в стороны руках (предплечья вперед)

1 – гантели вперед

2 – И.П.

МУ – ладонь книзу

 

10. Разведение рук с гантелями лежа

И.П. – лежа на скамье, гантели в полусогнутых руках вперед

1 – гантели в стороны

МУ – при разведении мизинец книзу

 

Упражнения для мышц ног

 

11. Наклоны с гантелями

И.П. – стойка гантели внизу

1 – наклон гантели вперед

2 – И.П.

МУ – ноги не сгибать

 

12. Выпады с гантелями

И.П. – стойка, гантели внизу

1 – выпад правой

2 – И.П.

3-4 – тоже левой

МУ – нога сзади остается полусогнутой; упражнение можно выполнять попеременно и поочередно

 

13. И.П. – стойка, гантели в согнутых руках перед грудью

1 – выпад вправо, гантели вперед

2 - И.П.

3-4 – тоже влево

МУ – возвращаясь в И.П. активно отталкивается опорная нога, туловище вперед не наклонять

 

14. Приседания с гантелями

И.П. – стойка ноги врозь, гантели внизу

1 – присед гантели вперед

2 – И.П.

МУ – на носки не подниматься

 

15. Подъемы на носки

И.П. – стойка, гантели внизу

1 – подняться на носки

2 – И.П.

МУ – подниматься на носки максимально, можно выполнять упражнение поочередно у опоры, удерживая гантель в одноименной руке

Упражнения на фитболах


Упражнения стоя:

Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз)

Стоя на коврике мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди)

"Маятник". Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх

Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить по кругу, а можно "змейкой", постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп.

Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.

Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.

Катание мяча друг другу.

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево.

Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые

Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше. Упражнения, сидя на мяче:

Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.

Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны

Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч. Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад Упражнения, лежа на коврике, на спине:

Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги

Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.

Лежа на коврике, на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.

Лежа на коврике, на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза. Упражнения, лежа на коврике, на животе:

Лежа на коврике, на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд. Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

"Качалочка". Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени.

Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.

Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно. Ноги не касаются пола .

Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.

"Самолёт". Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд. Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

"Звёздочка". Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд.

Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.

"Мостик" на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка. Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол. Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.



 Физические упражнения для коррекции ходьбы

 

Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.

Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи.

 Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.

Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами.

Ходьба скользящим шагом

Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа движения: быстро, медленно.

Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно).

 Ходьба по наклонной доске (или скамейке) руки в стороны.

Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки с заданиями)

Ходьба спиной вперед

Ходьба на носках, на пятках

Ходьба по массажной дорожке

Ходьба с остановками по сигналу

Ходьба вдоль по канату, руки в стороны




Физические упражнения для коррекции бега

 

 

Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу

Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)

Бег змейкой, не задевая предметов

Бег по прямой по узкому (30—35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками)

Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки

Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик)

Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей)

Бег за обручем

Бег с грузом в руках

 




Физические упражнения для коррекции прыжков

 

Подскоки на двух ногах с продвижением вперед,

Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40—50 см

Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик)

Прыжки на месте на двух ногах

 

Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания

 

Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой

Перелезание через рейку лестницы-стремянки

Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки

Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно.

Лазание по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон

Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, го одной рейке

начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть)

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами

Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом

Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках.

Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов)

Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом на спине (кубик, резиновое кольцо)

 

Подготовительные упражнения для метания,

освоение предметных действий с мячом

 

С большими мячами (волейбольный, баскетбольный, пляжный)

1) Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя,

2) Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя

3) Катание мяча вдоль гимнастической скамейки

4) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.

5) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол

6) Бросок мяча в стену и ловля его.

7) То же, но ловля после отскока от пола.

8)Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками

9) Перекатывание мяча руками в парах сидя на полу, ноги врозь

10) Прокатить мяч так, чтобы с расстояния 2—3 м сбить кеглю

 

Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук

 

С малыми мячами (резиновый, теннисный)

Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую,

Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя.

Подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя.

Удары мяча об пол и ловля его двумя руками.

То же, но ловля правой (левой) рукой

Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя,

Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в

обеих руках,

Метание в горизонтальную цель (обруч)







VI. Тематическое планирование

Разделы

часы

1

Занятия на тренажерах и на спортивных снарядах

10

2

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

- с гимнастической палкой,

- с мячом

2

3

Общеразвивающие упражнения с колючими мячами

2

4

Упражнения для детей с ОВЗ с балансирующей доской

2

5

Упражнения с отягощениями (гантели)

2

6

Упражнения на фитболах

4

7

Упражнения для коррекции ходьбы

Упражнения для коррекции бега

Упражнения для коррекции прыжков

Упражнения для коррекции лазанья и перелезания

2

2

2

2

8

Подготовительные упражнения для метания,

освоение предметных действий с мячом

1.Упражнения с большими мячами,

2.Упражнения с малыми мячами

4

итого


34













VII. Материально – техническое обеспечение

Тренажеры и спортивные снаряды:


«Колибри» – беговая дорожка

«Напольный диск»

«Пружинный эспандер»

«Бегунок» - Детский тренажер предназначен для тренировки вестибулярного аппарата

«Роллер или гимнастический каток» - развивает мышцы верхних конечностей, груди, спины, брюшного пресса.

«Мини – батут» - тренажер используется для развития координации движений, активизации аэробного  и анаэробного обмена.

«Эспандер» – универсальный спортивный аппарат, создающий нагрузку в ходе выполнения упражнений.

«Штанга» – это отягощение, весом не более 1 кг.

«Бодибар» – спортивный тренажер, создающий нагрузку в ходе выполнения упражнений.

«Манон» – это платформа, напоминающая высокий мат.

«Фитболл» – это большой прыгающий мяч, диаметром 50 см, со специальными ручками – ушками сверху.

«Гантели» - это отягощение, каждая весом не более 500 грамм.  

Спортивные деревянные скамейки

«Шведская стенка»



Спортивные предметы:

- гимнастические палки,

- резиновые мячи,

- колючие мячи,

- кубики,

- обручи,

- скакалки

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.