Программа по дополнительному образованию "Юный техник", 6 класс

0
0
Материал опубликован 23 September в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Катайская средняя общеобразовательная школа №1




Программа рассмотрена

на заседании учителей

эстетического цикла

Протокол №______ от __________ 20 ___ г.


Согласована

Заместитель

директора по УВР:

______________________

_______________ 20 ___ г.


Утверждена экспертным советом МБОУ КСОШ №1 Протокол №___ от _______ 20 __ г.


Директор школы ____________

/Писарева Е.Ф./









Рабочая программа

«Юный техник»

6 класс

34 часа







Автор – составитель:

Корюкова Ирина Геннадьевна

учителя изобразительного

искусства и черчения

первой квалификационной категории










2025г




Пояснительная записка.

Данная программа опирается на основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

План мероприятий по развитию инженерного образования в Курганской области (приказ Департамента образования и науки Курганской области от 21.12.2023 года №1297) предусмотрена реализация в 5 – 7 классах обязательного курса «Юный техник».

Данная программа осуществляется в 6 классе, в количестве 34 учебных часов.

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях внеурочной деятельности начального технического моделирования.

Цель программы

Создание условий всестороннего развития личности, способной к техническому , творческому, художественному творчеству;

Задачи программы

Научить:

основам моделирования;

графической грамотности: читать технологические карты, чертежи, схемы, работать чертежным инструментом;

выработать навык планировать свои действия до начала создания модели;

способам практической деятельности и практическим умениям в процессе создания моделей;

владеть ручным инструментом;

экономно использовать поделочный материал;

использовать бросовый материал.

Развивать:

внимание, память;

логическое мышление;

пространственное и образное мышление;

воображение, наблюдательность, фантазию, умение видеть и отображать многообразный окружающий мир в моделях;

любознательность как основу расширения индивидуальных познавательных интересов и активности детей;

интерес к миру техники;

заинтересованность к практическому конструированию конкретных технических устройств;

различные навыки и умения в новой практической деятельности

социально-экономическую активность, направленную на формирование рационализаторской, изобретательской деятельности.

Воспитывать:

патриотизм, чувство гордости за Россию;

чувство коллективизма и сотрудничества;

уверенность в своих возможностях;

стремление к самообразованию, саморазвитию и самореализации;

чувство достоинства, самостоятельности;

ответственность, инициативу;

трудолюбие;

творческое отношения к труду.



Формировать:


первоначальные политехнические знания;

творческое мышление у учащихся;

умения ставить технологические задачи, разрабатывать модели на основе элементарного инженерного расчета;

эстетические и художественные качества личности;

основу, фундамент для адаптации ребенка в сложном мире техники и гармоничного развития члена общества;

дополнительные знания: по мировой истории, истории нашей страны, истории техники, математики физики, химии; по черчению, географии, биологии и др. школьным предметам;

знание классификации технических моделей и их прототипах;

знания о технологиях изготовления моделей.

Содержание курса

- Введение . Знакомство педагога с обучающимися. Цели и задачи творческого объединения. Расписание работы объединения. Организационные вопросы. Мини-выставка работ учащихся.

- Организация рабочего места. Элементарные понятия о бумаге и картоне; свойства, применение. Правила безопасности труда при использовании колющих и режущих инструментов, приспособлений, применяемых при обработке бумаги. (Ножницы, нож, шило, иглы, циркуль, клей, кисти для красок и т.д.).

Понятия о различных материалах: бумага, картон, проволока, ткань, бросовый материал…

- Знакомство с чертежными инструментами и принадлежностями: линейка, различные угольники, циркуль, карандаш, резинка, транспортир. Их назначение и правила пользования.

Введение понятий точки, прямой, отрезка, пересекающихся линий, различных видов многоугольников (треугольник, квадрат, пятиугольник..), окружности и круга. Знакомство с линиями чертежа.

- Моделирование поделок из бумаги «Оригами». Приемы работы с бумагой (сгибание и складывание). Линии чертежа: линия видимого контура, линия сгиба, линия невидимого конура, сплошная тонкая Понятия шаблона и трафарета. Приемы резания бумаги и картона. Совершенствование навыков резания. Развитие логического мышления, создание объемных поделок из плоских деталей.

- Знакомство с видами прикладного искусства

Виды аппликаций: плоскостная и объемная. Способы их

выполнения. Начальные основы композиции, форма, цвет,

пропорциональность.

Орнамент. Орнамент как основа украшения изделий из различных материалов. Правила составления орнамента в полосе, треугольнике, круге, прямоугольнике. Введение элементарных понятий о ритме, гармоничности цветовых сочетаний, равновесии.

- Плоскостное моделирование

Понятие о контуре и силуэте различных объектов: предметов, зверей, мебели, машин, подъемных кранов, картингов, кораблей, самолетов, космической техники и т.д. Техника безопасности при работе с ножницами, циркулем, клеем…

Обучение «видению» предмета: разделение целого объекта (силуэта) на части и формирование умений и навыков составления целого объекта (силуэта) из частей. Способы, виды соединений плоских деталей между собой: щелевидные соединения в «замок», соединения с помощью клея, на шипах, шпильках, подвижные проволочные соединения. Шаблон, развертка. Динамические игрушки.

- Объемное моделирование .Сравнение геометрических тел с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление ее с геометрическими телами.

Элементарные понятия о выкройках, развертках, простых геометрических тел. Шаблон. Приемы вычерчивания разверток геометрических тел при помощи шаблонов. Виды соединений деталей объемных геометрических тел на резинках, при помощи щелевидных соединений в «замок».

Тематическое планирование


Тема занятия

Содержание

Практическая работа

1

Вводное занятие

Материалы и инструменты, оборудование и организация рабочего места. Правила безопасности труда.

Знакомство с программой работы, материалы, инструменты, альбомы, папки подписать…

2-3

Декоративный шрифт.

- шрифты, применение, примеры;

-Виды, декоративный шрифт;

- работа с линейкой, циркулем

В альбоме - слова -декоративным шрифтом.

t1758983100aa.png

4-7

Модели самолета и кораблика- оригами.

-Оригами, история

-Технология работы, приемы

-приемы деления фигуры на части, сгибания бумаги.

-Техника оригами, упражнения

-украшение по замыслу.

t1758983100ab.png

8-9

Медузы-объемная аппликация

- работа с чертежными инструментами, циркулем

-декорирование

- аппликация на А4, сворачивание конуса из круга, декорирование по своему замыслу

t1758983100ac.jpg

10-13

Салон красоты-объемная аппликация

- работа с чертежными инструментами, бумагой

-декорирование: различные способы сгибания, формы бумаги.

-аппликация на картоне, ½ А4, различные способы обработки , сгибания бумаги…


t1758983100ad.jpg

14-17

Кораблик-динамическая игрушка

-моделирование, конструирование

-декорирование по замыслу.

-модель кораблика из гофрированного картона, объемная, динамическая

t1758983100ae.jpg

18-

23

Автомобили ВОВ, санитарная, грузовая, «Катюша»…

- история автомобилей, модели ВОВ;

-моделирование, конструирование

-декорирование по замыслу

-моделирование на основе коробков, пространственное мышление и воображение.

- модели автомобилей ВОВ по выбору

t1758983100af.jpg

24

25

Динамическая игрушка

по замыслу

-Динамические игрушки, примеры

-анализ, технология изготовления. Отработка навыков работы инструментами и приспособлениями



- игрушки по замыслу: дракон, лягушка…


t1758983100ag.jpg


26

27


«Журавль»- поделка из бумаги

- работа с бумагой, приемы…

-декорирование изделия


Поделка к празднику


t1758983100ah.png

28

31

Куклы на основе конусов по своему замыслу.

- работа с чертежными инструментами, бумагой

-декорирование

Кукла по замыслу: Пьеро, Снегурочка…


t1758983100ai.jpg

32-34

Итоговое занятие, выставка работ, задание на лето.






Результаты: выполняя данный курс по дополнительному образованию, обучающиеся получают навыки начального технического, конструктивного, художественного мышления. В работе дети получают практические навыки работы с чертежными инструментами, различными материалами, техниками работы. Учатся работать как индивидуально, так и на общий результат.

Общие правила учащихся


1. Работу начинай только с разрешения руководителя.

2. Не работай неисправным и тупым инструментом, используй

инструменты только по назначению.

3. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучил.

4. При работе держи инструмент так, как показал педагог.

5. Не носи в карманах инструменты (ножницы, шила, иглы и другие колющие и режущие инструменты).

6. Инструменты и оборудование храни только в предназначенном для этого месте.

7. Располагай инструменты и оборудование на рабочем месте в порядке, указанном руководителем.

8. Будь внимателен: не разговаривай, не отвлекайся посторонним делом.

9. Когда руководитель обращается к тебе, приостанови работу.

10. Во время работы содержи рабочее место в порядке и чистоте.


Как правильно работать


1. Не приступай к работе до тех пор, пока не усвоил правила безопасного труда.

2. Сначала подумай, потом приступай к работе.

3. Выполняя новую работу, остановись, подумай, проверь - правильно ли ты делаешь.

4. Если непонятен чертеж или описание, обратись к руководителю кружка или товарищу.

5. Если приступил к работе - трудись, не отвлекаясь.

6. Если устал, сделай перерыв, а потом вновь приступай к работе.

7. Если работа не получается, наберись терпения и начни сначала.

8. Вноси рацпредложения в конструкцию и технологию изготовления модели.

9. Старайся делать как можно лучше: точнее, аккуратнее, красивее.

10. По окончании работы прибери рабочее место.



Правила обращения с ножницами


1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край крышки стола.

3. Не работай тупыми ножницами и ножницами с ослабленным шарнирным креплением.

4. При работе внимательно следи за линией разреза.

5. Во время резания придерживай материал левой рукой гак, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

6. Не держи ножницы концами вверх.

7. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

8. Не режь ножницами на ходу.

9. Не подходи к товарищу во время резания.

10. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, держа их за рабочую часть.


Источники


- https://podelka.org/korablik-origami/

-https://leonardo.ru/mclasses/2757/master-klass-cvetnye-bumazhnye-fonariki-zverushki/

- https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-aplikaci-iz-bumagi-s-yelementami-risovanija-my-stroim-gorod-ko-dnyu-stroitelja-na-maam.html

- https://navigator.edu54.ru/program/12840-programma-dekorativnaya-grafika

- https://www.maam.ru/detskijsad/mashinka-s-pasazhirami-iz-brosovogo-materiala-master-klas.html


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.