Программа по физике для СПО
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ФУРМАНОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУдп.08. физика
для профессий среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена
технического профиля
23.02.23 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Срок обучения: 3года 10 месяцев
Разработчик:
ОГБПОУ Фурмановский технический колледж
Преподаватель Е. И. Цветкова
Введен в действие с « 01» сентября 2015 года
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка ……………………………………………………2
2.Общая характеристика учебной дисциплины
«Физика»……………………………………………………………………. . 3
3.Место учебной дисциплины в учебном плане …………………………..6
4.Результаты освоения учебной дисциплины……………………………...7
5.Содержание учебной дисциплины……………………………………… 10
6.Тематическое планирование……………………………………………. 16
6.1. Тематический план учебных занятий по учебной дисциплине
6.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
6.3. Поурочное планирование по учебной дисциплине
7.Характеристика основных видов деятельности студентов…………… 29
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
«Физика»…………………………………………………………………… 35
9.Рекомендуемая литература………………………………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»
предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных
организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и
специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «Физика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),
одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(Протокол № 2 от 26.03. 2015)
Содержание программы «Физика» направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и
принципах, лежащих в основе современной физической картины мира;
наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее
влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания
природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и
выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять
полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических
явлений и свойств веществ; практического использования физических
знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по
физике с использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов
природы; использования достижений физики на благо развития человеческой
цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного
выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при
обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, чувства
ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности
собственной жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды и возможностями применения знаний при решении
задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование
у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования – программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС,
ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на
формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и
представлений о современной физической картине мира, а также выработка
умений применять физические знания как в профессиональной деятельности,
так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа
создания и использования информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации.
Физика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов
окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии,
экономике, языке, литературе и др.) В физике формируются многие виды
деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую
очередь относятся моделирование объектов и процессов, применение
основных методов познания, системно-информационный анализ,
формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов,
управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет
познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать
гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всё возрастающее число
междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата,
так и на уровне инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику
как «метадиспиплину», которая предоставляет междисциплинарный язык для
описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для
естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы
лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и
специальных дисциплин (техническая механика, электротехника,
электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную
базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин,
закладывая фундамент последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные
факты учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно
научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном
мире и решает проблемы этого мира.
Изучение физики в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет
свои особенности в зависимости от профиля профессионального
образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов,
выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения
студентами, через объем и характер практических занятий, виды
внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО
естественнонаучного профиля профессионального образования физика
изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при
освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля
профессионального образования физика изучается более углубленно, как
профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых
профессий или специальностей.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-
экономического и гуманитарного профилей профессионального образования
физика изучается в составе интегрированной учебной дисциплины
«Естествознание» обязательной предметной области «Естественные науки»
ФГОС среднего общего образования.
В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке
обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля
профессионального образования, профильной составляющей является
раздел «Электродинамика», т.к. большинство профессий и специальностей,
относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Содержание учебной дисциплины, реализуемое при подготовке
обучающихся по профессиям и специальностям естественнонаучного
профиля профессионального образования, не имеет явно выраженной
профильной составляющей, т.к. профессии и специальности, относящиеся к
этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или
иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии
СПО или специальности СПО в рамках естественнонаучного профиля
профессионального образования повышенное внимание может быть уделено
изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем
раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания,
присутствующих почти в каждом разделе.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и
лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»
завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по
выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС
среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного
плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины
«Физика» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего
профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика», обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной физической науки; физически грамотное поведение в
профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и
устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения
квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное
осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки
и физических технологий для повышения собственного интеллектуального
развития в выбранной профессиональной деятельности;
самостоятельно добывать новые для себя физические знания,
используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в
команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью,
проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
метапредметных:
использовать различные виды познавательной деятельности для
решения физических задач, применять основные методы познания
(наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных
сторон окружающей действительности;
использовать основные интеллектуальные операции: постановка
задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов,
формулирование выводов для изучения различных сторон физических
объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми
возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые
для их реализации;
использовать различные источники для получения физической
информации, умение оценить её достоверность;
анализировать и представлять информацию в различных видах;
публично представлять результаты собственного исследования,
вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы
представляемой информации.
предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики
в современной научной картине мира; понимание физической сущности
наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики
в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями,
закономерностями, законами и теориями; уверенное использование
физической терминологии и символики;
владение основными методами научного познания,
используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать
зависимость между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для
объяснения условий протекания физических явлений в природе, в
профессиональной сфере и для принятия практических решений
в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению
к физической информации, получаемой из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Физика – фундаментальная наука о природе.
Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы
применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы
Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и
теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности
измерений физических величин Физические законы. Границы применимости
физических законов Понятие о физической картине мира. Значение физики
при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Механика
Кинематика.
Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость.
Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное
прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного
под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.
Законы механики Ньютона.
Первый закон Ньютона. Сила. Масса.
Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики.
Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле.
Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.
Законы сохранения в механике.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность.
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения
механической энергии. Применение законов сохранения.
Демонстрации:
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Виды механического движения. Зависимость ускорения тела от его массы и
силы, действующей на тело. Сложение сил. Равенство и противоположность
направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости
от деформации. Силы трения. Невесомость. Реактивное движение. Переход
потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Основы молекулярной физики и термодинамики
Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса
молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия
межмолекулярного взаимодействия. Строении газообразных, жидких и
твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ.
Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль
температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния
идеального газа. Молярная газовая постоянная.
Основы термодинамики.
Основные понятия и определения.
Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и
теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость.
Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный
процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя.
Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур.
Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.
Свойства паров.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его
свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы.
Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и
его использование в технике.
Свойства жидкостей.
Характеристика жидкого состояния вещества.
Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на
границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
Свойства твердых тел.
Характеристика твердого состояния вещества.
Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых
тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и
кристаллизация.
Демонстрации:
Движение броуновских частиц. Диффузия. Изменение
давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изотермический и изобарный процессы. Изменение внутренней энергии тел
при совершении работы. Модели тепловых двигателей. Кипение воды при
пониженном давлении. Психрометр и гигрометр. Явления поверхностного
натяжения и смачивания. Кристаллы, аморфные вещества,
жидкокристаллические тела.
Электродинамика
Электрическое поле.
Электрические заряды. Закон сохранения заряда.
Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля.
Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. По-
тенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь
между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля.
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники
в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею.
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
Законы постоянного тока.
Условия, необходимые для возникновения
и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закона Ома
для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от
материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость
электрического сопротивления проводников от температуры.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи .Со-
единение проводников. Соединение источников электрической энергии в
батарею. Закон Джоуля — Ленца. Работа и мощность электрического тока.
Тепловое действие тока.
Электрический ток в полупроводниках.
Собственная проводимость
полупроводников. Полупроводниковые приборы.
Магнитное поле.
Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля.
Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон
Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению
проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на
движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда.
Ускорители заряженных частиц.
Электромагнитная индукция.
Электромагнитная индукция. Вихревое
электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Демонстрации:
Взаимодействие заряженных тел. Проводники в
электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.
Тепловое действие электрического тока. Собственная и примесная
проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Транзистор.
Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с токами. Отклонение
электронного пучка магнитным полем. Электродвигатель.
Электроизмерительные приборы. Электромагнитная индукция. Опыты
Фарадея. Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока
и индуктивности проводника. Работа электрогенератора. Трансформатор.
Колебания и волны
Механические колебания.
Колебательное движение. Гармонические
колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические
колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении.
Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные ме-
ханические колебания.
Упругие волны.
Поперечные и продольные волны. Характеристики
волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о
дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.
Электромагнитные колебания.
Свободные электромагнитные
колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие
электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных
колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток.
Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления
переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока.
Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы.
Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение
электроэнергии.
Электромагнитные волны.
Электромагнитное поле как особый вид
материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый
колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о
радиосвязи. Применение электромагнитных волн.
Демонстрации:
Свободные и вынужденные механические колебания.
Резонанс. Образование и распространение упругих волн. Частота колебаний
и высота тона звука. Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в
последовательной цепи переменного тока. Излучение и прием
электромагнитных волн. Радиосвязь.
Оптика
Природа света.
Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система.
Оптические приборы.
Волновые свойства света.
Интерференция света. Когерентность
световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины.
Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.
Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах.
Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных
волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия
света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения.
Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их
природа и свойства.
Демонстрации:
Законы отражения и преломления света. Полное
внутреннее отражение. Оптические приборы. Интерференция света.
Дифракция света. Поляризация света. Получение спектра с помощью
призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Спектроскоп.
Элементы квантовой физики
Квантовая оптика.
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний
фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
Физика атома.
Развитие взглядов на строение вещества.
Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома.
Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Квантовые
генераторы.
Физика атомного ядра.
Естественная радиоактивность. Закон
радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных
частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект
массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции.
Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная
реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение
радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие
радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Демонстрации:
Фотоэффект. Линейчатые спектры различных веществ.
Излучение лазера (квантового генератора). Счетчик ионизирующих
излучений.
Эволюция Вселенной
Строение и развитие Вселенной.
Наша звездная система —
Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о
космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной.
Строение и происхождение Галактик.
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.
Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца
и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.
Демонстрации:
Солнечная система (модель). Фотографии планет,
сделанные с космических зондов. Карта Луны и планет. Строение и
эволюция Вселенной.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Акустические свойства полупроводников.
Альтернативная энергетика.
Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики.
Асинхронный двигатель.
Астероиды.
Астрономия наших дней.
Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
Безконтактные методы контроля температуры.
Биполярные транзисторы.
Величайшие открытия физики.
Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе
человека.
Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
Вселенная и темная материя.
Галилео Галилей – основатель точного естествознания
Голография и ее применение.
Движение тела переменной массы.
Дифракция в нашей жизни.
Жидкие кристаллы.
Законы Кирхгофа для электрической цепи.
Законы сохранения в механике.
Значение открытий Галилея.
Исаак Ньютон – создатель классической физики.
Использование электроэнергии в транспорте.
Классификация и характеристики элементарных частиц.
Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
Конструкция и виды лазеров.
Королев Сергей Павлович - конструктор и организатор производства
ракетно-космической техники.
Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
Курчатов Игорь Васильевич – физик, организатор атомной науки и
техники.
Лазерные технологии и их использование.
Леонардо да Винчи – ученый и изобретатель.
Ленц Эмилий Христианович – русский физик.
Ломоносов Михаил Васильевич – ученый энциклопедист.
Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы
измерения магнитного потока, магнитной индукции).
Макс Планк.
Метод меченых атомов.
Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и
частиц.
Методы определения плотности.
Модели атома. Опыт Резерфорда.
Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
Молния - газовый разряд в природных условиях.
Нанотехнология – междисциплинарная область фундаментальной и
прикладной науки и техники.
Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
Николай Коперник – создатель гелиоцентрической системы мира.
Нильс Бор – один из создателей современной физики.
Нуклеосинтез во Вселенной.
Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
Оптические явления в природе.
Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости .
Переменный электрический ток и его применение.
Плазма – четвертое состояние вещества.
Планеты Солнечной системы.
Полупроводниковые датчики температуры.
Попов Александр Степанович – русский ученый, изобретатель радио.
Применение жидких кристаллов в промышленности.
Применение ядерных реакторов
Природа ферромагнетизма.
Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
Производство, передача и использование электроэнергии.
Происхождение Солнечной Системы.
Пьезоэлектрический эффект его применение.
Развитие средств связи и радио.
Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
Реликтовое излучение.
Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
Рождение и эволюция звезд.
Роль Циолковского в развитии космонавтики.
Свет - электромагнитная волна.
Силы трения.
Современная спутниковая связь.
Современная физическая картина мира.
Современные средства связи.
Солнце – источник жизни на Земле.
Столетов Александр Григорьевич – русский физик.
Трансформаторы.
Ультразвук. (Получение, свойства, применение).
Управляемый термоядерный синтез.
Ускорители заряженных частиц.
Фарадей Майкл – создатель учения об электромагнитном поле.
Физика и музыка.
Физические свойства атмосферы.
Фотоэлементы.
Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.
Черные дыры.
Шкала электромагнитных волн.
Экологические проблемы и возможные пути их решения.
Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
Эрстед Ханс Кристиан – основоположник электромагнетизма.
Якоби Борис Семенович – физик и изобретатель.
Тематическое планирование
-
Тематический план учебных занятий по учебной дисциплине
УДП.03. ФИЗИКА
ИНДЕКС |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|||
1 КУРС |
80 |
||||
ОУДп.08.01 |
Введение. |
2 |
|||
ОУДп.08.02 |
Механика. |
28 |
|||
ОУДп.08.03 |
Молекулярная физика. Термодинамика. |
21 |
|||
ОУДп.08.04 |
Электродинамика. |
29 |
|||
2 КУРС |
41 |
||||
ОУДп.08.05 |
Колебания и волны. |
16 |
|||
ОУДп.08.06 |
Оптика. |
10 |
|||
ОУДп.08.07 |
Элементы квантовой Физики. |
11 |
|||
ОУДп.08.08 |
Эволюция Вселенной |
4 |
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа: |
Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. |
60 |
|||
Всего: |
181 |
||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
-
Поурочное планирование по учебной дисциплине
УДп.03. ФИЗИКА
Индекс |
Название разделов и тем учебных занятий |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
||||||
1 курс |
80 час |
|||||||||
ОУДп.08.01 |
ВВЕДЕНИЕ |
2 |
||||||||
Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. |
1 |
|||||||||
Физическая величина. Погрешности измерений физических величин Физические законы. Границы применимости физических законов Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО |
2 |
|||||||||
ОУДп.08.02 |
МЕХАНИКА |
28 |
||||||||
Материальная точка и её координаты. |
3 |
|||||||||
Механическое движение. Системы отсчёта. |
4 |
|||||||||
Перемещение. Путь. Скорость. |
5 |
|||||||||
Равномерное прямолинейное движение. |
6 |
|||||||||
Лабораторная работа №1 Равноускоренное движение. Ускорение. |
7 |
|||||||||
Практическая работа №1 Равнопеременное прямолинейное движение. |
8 |
|||||||||
Лабораторная работа №2Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. |
9 |
|||||||||
Решение задач |
10-11 |
|||||||||
Обобщающее повторение. |
12 |
|||||||||
Контрольная работа по теме: «Основы кинематики». |
13 |
|||||||||
Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. |
14 |
|||||||||
Сила. Принцип суперпозиции сил. |
15 |
|||||||||
Масса. Импульс. |
16 |
|||||||||
Второй закон Ньютона. |
17 |
|||||||||
Основной закон классической динамики. |
18 |
|||||||||
Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. |
19 |
|||||||||
Практическая работа №2 Гравитационное поле. |
20 |
|||||||||
Сила тяжести. Принцип суперпозиции сил. |
21 |
|||||||||
Практическая работа №3 Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике. |
22 |
|||||||||
Решение задач. |
23 |
|||||||||
Импульс точки. |
24 |
|||||||||
Закон сохранения импульса. |
25 |
|||||||||
Реактивное движение. |
26 |
|||||||||
Работа и мощность. |
27 |
|||||||||
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия |
28 |
|||||||||
Законы сохранения в механике. Решение задач |
29 |
|||||||||
Контрольная работа по теме: «Основы динамики» |
30 |
|||||||||
ОУДп.08.03 |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА. |
21 |
||||||||
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Количество вещества. |
31 |
|||||||||
Практическая работа №4 Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. |
32 |
|||||||||
Лабораторная работа №3.Строении газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. |
33 |
|||||||||
Практическая работа №5 Идеальный газ. Давление газа. |
34 |
|||||||||
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. |
35 |
|||||||||
Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. |
36 |
|||||||||
Практическая работа №6 Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. |
37 |
|||||||||
Контрольная работа по теме: «Основы МКТ» |
38 |
|||||||||
Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. |
39 |
|||||||||
Практическая работа№7 Работа и теплота как формы передачи энергии. |
40 |
|||||||||
Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. |
41 |
|||||||||
Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. |
42 |
|||||||||
Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. |
43 |
|||||||||
Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. |
44 |
|||||||||
Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. |
45 |
|||||||||
Практическая работа №8 Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. |
46 |
|||||||||
Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. |
47 |
|||||||||
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. |
48 |
|||||||||
Практическая работа №9 Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. |
49 |
|||||||||
Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. Решение задач. |
50 |
|||||||||
Контрольная работа по теме: «Основы термодинамики» |
51 |
|||||||||
ОУДп.08.04 |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА |
29 |
||||||||
Электрические заряды. Закон сохранения заряда. |
52 |
|||||||||
Закон Кулона. Электрическое поле. |
53 |
|||||||||
Напряженность электрического поля. |
54 |
|||||||||
Принцип суперпозиции полей. |
55 |
|||||||||
Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. |
56 |
|||||||||
Практическая работа №10 Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. |
57 |
|||||||||
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. |
58 |
|||||||||
Практическая работа №11 Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. |
59 |
|||||||||
Практическая работа№12 Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. |
60 |
|||||||||
Сила тока и плотность тока. |
61 |
|||||||||
Решение задач |
62 |
|||||||||
Закона Ома для участка цепи без ЭДС. |
63 |
|||||||||
Практическая работа №13 Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. |
64 |
|||||||||
Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. |
65 |
|||||||||
Электродвижущая сила источника тока. |
66 |
|||||||||
Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. |
67 |
|||||||||
Последовательное и параллельное соединение проводников. |
68 |
|||||||||
Закон Джоуля — Ленца. |
69 |
|||||||||
Практическая работа№14 Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. |
70 |
|||||||||
Собственная проводимость полупроводников. |
71 |
|||||||||
Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля |
72 |
|||||||||
Закон Ампера. Магнитный поток. |
73 |
|||||||||
Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. |
74 |
|||||||||
Лабораторная работа №4 Действие магнитного поля на движущийся заряд. |
75 |
|||||||||
Сила Лоренца. |
76 |
|||||||||
Определение удельного заряда. |
77 |
|||||||||
Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Энергия магнитного поля. |
78 |
|||||||||
Проблемы энергосбережения. |
79 |
|||||||||
Контрольная работа по теме: « Электрическое поле и постоянный ток» |
80 |
|||||||||
2 курс 41 час |
||||||||||
ОУДп.08.05 |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ |
16 |
||||||||
Колебательное движение. Гармонические колебания. |
1 |
|||||||||
Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. |
2 |
|||||||||
Лабораторная работа №5 Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. |
3 |
|||||||||
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. |
4 |
|||||||||
Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. |
5 |
|||||||||
Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. |
6 |
|||||||||
Звуковые волны. Ультразвук и его применение. |
7 |
|||||||||
Практическая работа№15 Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. |
8 |
|||||||||
Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. |
9 |
|||||||||
Переменный ток. Генератор переменного тока. |
10 |
|||||||||
Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. |
11 |
|||||||||
Практическая работа№16 Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. |
12 |
|||||||||
Электромагнитное поле как особый вид материи. |
13 |
|||||||||
Лабораторная работа 6 Открытый колебательный контур. |
14 |
|||||||||
Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. |
15 |
|||||||||
Контрольная работа по теме: «Колебания и волны» |
16 |
|||||||||
ОУДп.08.06 |
ОПТИКА |
10 |
||||||||
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. |
17 |
|||||||||
Полное отражение. Линзы. |
18 |
|||||||||
Практическая работа №17 Глаз как оптическая система. Оптические приборы. |
19 |
|||||||||
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. |
20 |
|||||||||
Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. |
21 |
|||||||||
Практическая работа №18 Дифракция света. Дифракционная решетка |
22 |
|||||||||
Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Дисперсия света. |
23 |
|||||||||
Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. |
24 |
|||||||||
Лабораторная работа №7 Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. |
25 |
|||||||||
Контрольная работа по теме: «Оптика». |
26 |
|||||||||
ОУДп.08.07 |
ЭЛЕМЕНТЫ КВАНОВОЙ ФИЗИКИ |
11 |
||||||||
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. |
27 |
|||||||||
Лабораторная работа №8 Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. |
28 |
|||||||||
Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. |
29 |
|||||||||
Квантовые генераторы. |
30 |
|||||||||
Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. |
31 |
|||||||||
Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Решение задач. |
32 |
|||||||||
Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. |
33 |
|||||||||
Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Решение задач. |
34 |
|||||||||
Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. |
35 |
|||||||||
Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. |
36 |
|||||||||
Контрольная работа по теме: «Элементы квантовой физики» |
37 |
|||||||||
ОУДп.08.08 |
ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ |
4 |
||||||||
Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. |
38 |
|||||||||
Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. |
39 |
|||||||||
Обобщающее повторение. Решение задач. |
40 |
|||||||||
Физический практикум. |
41 |
|||||||||
ИТОГО |
80 |
41 |
||||||||
ИТОГО |
121 |
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины Удп.03 ФИЗИКА
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
ОК |
УУ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Тема 1. Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||
Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин Физические законы. Границы применимости физических законов Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО |
ОК 01. – ОК 10 |
2,3 |
|||||
Тема 2. Механика |
Содержание учебного материала |
28 |
|||||
Материальная точка и её координаты. Механическое движение. Системы отсчёта. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Равноускоренное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Решение задач Обобщающее повторение. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Сила. Принцип суперпозиции сил. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Принцип суперпозиции сил. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике. Решение задач. Импульс точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа и мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия Законы сохранения в механике. Решение задач |
26 |
ОК 01. – ОК 10. |
2,3 |
||||
Контрольные работы |
2 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Основы кинематики. Основы динамики. |
|||||||
Самостоятельные работы 1.Подготовить презентации на одну из тем: «Механическое движение» «Законы Ньютона» 2.Составить опорный конспект по темам: «Криволинейное движение» «Силы упругости» |
10 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Тема 3. Молекулярная физика. Термодинамика. |
Содержание учебного материала |
21 |
|||||
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Количество вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. Решение задач. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. Решение задач. |
19 |
ОК 01. – ОК 10. |
2,3 |
||||
Контрольные работы |
2 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Основы МКТ Основы термодинамики |
|||||||
Самостоятельные работы 1. Решить задачи по одной из тем: «Масса и размер молекул» «Температура в молекулярно-кинетической теории газа» «Уравнение теплового баланса» «Насыщенные пары. Влажность воздуха» 2. Подготовить рефераты на одну из тем: «Измерение температуры» «Жидкие кристаллы в природе» «Изменение агрегатного состояния вещества» 3.Работа с графиками изопроцессов |
20 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Тема 4. Электродинамика. |
Содержание учебного материала |
29 |
|||||
Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закона Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. Закон Джоуля — Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Собственная проводимость полупроводников. Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля Закон Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Энергия магнитного поля. Проблемы энергосбережения. |
28 |
ОК 01. – ОК 10. |
2,3 |
||||
Контрольная работа |
1 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Электрическое поле и постоянный ток |
|||||||
Самостоятельные работы Решить задачи по теме: «Параметры электрического поля» 2.Составить опорный конспект по теме: «Поляризация диэлектриков» 3.Подготовить реферат на тему: «Применение теплового действия электрического тока» |
8 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Тема 5. Колебания и волны. |
Содержание учебного материала |
16 |
|||||
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. Решение задач. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Электромагнитное поле как особый вид материи. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. |
15 |
ОК 01. – ОК 10. |
2,3 |
||||
Контрольные работы |
1 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Колебания и волны |
|||||||
Самостоятельные работы 1.Составить опорный конспект по теме: «Механические колебания и волны» 2. Выполнение упражнений по теме: «Расчет цепей переменного тока». |
6 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Тема 6. Оптика. |
Содержание учебного материала |
10 |
|||||
Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракционная решетка Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. |
9 |
ОК 01. – ОК 10. |
2,3 |
||||
Контрольная работа |
1 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Оптика. |
|||||||
Самостоятельные работы Подготовить опорный конспект на одну из тем: «Кольца Ньютона» «Спектральный анализ в экспертизе». 2. Выполнение упражнений по теме: «Дифракционная решетка». |
10 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Тема 7. Элементы квантовой физики. . |
Содержание учебного материала |
11 |
|||||
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Квантовые генераторы. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Решение задач. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Решение задач. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. |
10 |
ОК 01. – ОК 10. |
2,3 |
||||
Контрольные работы |
1 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Элементы квантовой физики. |
|||||||
Самостоятельные работы Подготовить презентации на одну из тем: «Фотоэффект в автоматике» «История развития атомной теории строения вещества» «Применение лазеров в промышленности». |
4 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Тема 8. Эволюция Вселенной. |
Содержание учебного материала |
4 |
|||||
Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Обобщающее повторение. Решение задач. Физический практикум. |
4 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Самостоятельная работа Подготовить конспект по теме: «Галактика и звёзды». |
2 |
ОК 01. – ОК 10. |
|||||
Всего: |
181 |
||||||
Самостоятельные работы: |
60 |
||||||
Обязательная аудиторная: |
121 |
||||||
из них практические и лабораторные: |
- |
7.Характеристика основных видов деятельности студентов.
Характеристика основных видов деятельности студентов освоения дисциплины «Физика» осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
описывать и объяснять физические явления и свойства тел |
- оценка результатов выполнения лабораторных работ - устный опрос |
отличать гипотезы от научных теорий |
-письменная проверка - оценка результатов практических работ |
делать выводы на основе экспериментальных данных |
- письменная проверка - оценка результатов практических работ - оценка результатов выполнения лабораторных работ |
приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий |
- оценка результатов выполнения лабораторных работ - оценка результатов практических работ |
приводить примеры практического использования физических знаний |
- оценка результатов выполнения лабораторных работ - устный опрос |
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и т. д. |
- устная проверка - письменная проверка |
применять полученные знания для решения физических задач |
- письменная проверка - оценка результатов практических работ -тестовый контроль |
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле |
- оценка результатов выполнения лабораторных работ - оценка результатов практических работ |
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей |
- оценка результатов выполнения лабораторных работ |
Знания: |
|
смысл понятий |
- устная проверка - тестовый контроль |
смысл физических величин |
- письменная проверка - оценка результатов практической работы |
смысл физических законов |
- тестовый контроль - оценка результатов практической работы -устная проверка |
вклад российских и зарубежных ученых |
- устная проверка |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Физика».
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики»; лаборатории «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
типовые комплекты учебного оборудования физики;
стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Электронная доска или мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
оборудование для лабораторных и практических работ: набор лабораторный «Механика», штатив, грузики, динамометр, психрометр, набор лабораторный «Электричество», набор лабораторный «Оптика».
9.Рекомендуемая литература.
Основные источники:
Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика 10-11 кл.: книга для учителя. - М., 2004.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М., 2001.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11кл. общеобразовательных учреждений. М., 2006.
Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 366 с.
Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. - 399 с.
Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике : 10 класс. – М.: Вако, 2007. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: Вако, 2006. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).
Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Дрофа» 2008.
Дополнительные источники:
«Физика» научно - методическая газета для учителей физики, астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».