Программа по фортепиано и синтезатору «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста»
П рограмма по фортепиано
и синтезатору
«Музыкальное развитие детей дошкольного возраста»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА
ДШИ №2 г. Обнинска
г. Обнинск, 2020
Программа по фортепиано и синтезатору
«Музыкальное развитие детей дошкольного возраста»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА
ДШИ №2 г. Обнинска
Срок реализации - 3 года
Возраст учащихся - 4 - 6 лет
Составитель Бондаренко З.В.,
преподаватель фортепиано, синтезатора
г. Обнинск, 2020
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Актуальность и новизна образовательной программы;
- Цели и задачи;
- Основные принципы организации образовательного процесса.
II. Содержание учебного предмета
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Методическое обеспечение учебного процесса
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-Техническое оснащение занятий;
- Формы и методы контроля, система оценок;
- Приблизительный репертуарный список;
- Примерные экзаменационные программы при поступлении из подготовительного в первый класс ДШИ;
- Приблизительный репертуар для слушания музыки;
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;
- Список использованной литературы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по классу фортепиано (синтезатора) «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста» предлагается для работы в подготовительной группе Детской школы искусств №2 г. Обнинска «Музыкальный инструмент. Фортепиано (синтезатор)».
Программа рассчитана на три года обучения детей в возрасте четырёх – шести лет.
Данная программа — это авторская разработка преподавателя ДШИ №2 г. Обнинска Бондаренко З.В., основанная на анализе методик А. Артоболевской, С.Альтерман, Д. Баренбойма, Т.Смирновой, Н.Михуткиной, И.Красильникова, а также опирается на собственный педагогический опыт. Программа учитывает возрастные и физиологические особенности развития детей дошкольного возраста.
Актуальность и новизна данной программы обусловлена требованиями времени и определяется использованием в процессе обучения образовательных технологий, основанных на лучших достижениях современного развития музыкального образования в сфере культуры и искусства, обобщением современного передового опыта в обучении игре на фортепиано, систематизацией репертуара, направленного на оптимизацию творческого потенциала учащихся, на основе приобретаемых знаний, умений и навыков.
На протяжении более 25 лет автор программы занималась обучением детей дошкольного возраста. В настоящее время все более распространяется тенденция начинать обучение игре на фортепиано (синтезаторе) как можно раньше. Однако, методических разработок, последовательно излагающих начальный период обучения на фортепиано (синтезаторе) детей, недостаточно. Детская школа искусств может только приветствовать желание родителей обучать своих детей музыке с раннего дошкольного возраста и должна создавать необходимые условия для этой работы. Занятия маленьких детей музыкой и игрой на фортепиано (синтезаторе) принесут несомненную пользу их развитию.
Дошкольный возраст — это самый благоприятный период в жизни человека, когда происходит накопление определённого опыта. Подобно освоению родного языка, ребёнок в этот период может интенсивно воспринимать и усваивать интонационный склад музыкальных произведений. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению элементами музыкальной грамоты и навыками игры на инструменте и является психологической основой музыкального творчества. Одна из первостепенных задач дошкольного обучения – выявление способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного мира, а также решение задач овладения навыками учебной деятельности. По мнению психологов, именно в возрасте 4-6 лет впервые зарождается интерес к серьёзным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Более того, данный возраст является самым благоприятным для начала обучения на инструменте. Обучение должно носить развивающий характер на основе глубокого изучения ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей. Как говорила Анна Артоболевская, имеющая богатый опыт работы с маленькими детьми: „ В дошкольном возрасте ребёнок не только начинает познавать мир, но и испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всём, что он уже воспринял и накопил». В дошкольный период закладываются не только основы знаний, но и формируется умение работать и получать удовлетворение от результатов своей работы. Обучение детей дошкольного возраста имеет главную особенность: обучать, не отрывая от ведущей в их возрасте деятельности - игры. Игра должна являться одним из главных средств обучения навыкам и выполнения учебных заданий, она должна служить не вспомогательным средством обучения, а определяющим весь характер учебного процесса детей 4-6 лет. Уроки с малышами должны быть увлекательными, занимательными, с привлечением поэзии, изобразительного искусства. На таких уроках активизируется внимание ребёнка, мышление, память, создаётся доброжелательная, комфортная атмосфера. Использование подтекстовок к пьескам, рисование музыкального образа будит воображение ребёнка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком. Музыкальный материал должен быть понятным и доступным для исполнения и удобным для пения даже самым юным музыкантам.
Целью данной программы являются:
- формирование основ музыкальной культуры учащегося как части общей культуры;
- мотивация учащихся к дальнейшему обучению в детской школе искусств;
- формирование и развитие устойчивого интереса к творчеству;
- всестороннее развитие маленьких музыкантов.
Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста показывает, что преподавателю на уроках нельзя ограничиваться только обучением игре на инструменте. Ввиду возрастных особенностей психики и еще ограниченного физического и общего развития маленьких учеников, на уроках по инструменту в программе предлагается комплексно и системно решать задачи всестороннего музыкального развития детей:
Главными задачами педагога являются:
- выявление и развитие музыкальных способностей;
- развитие координационно-двигательных способностей;
- освоение музыкальной грамоты в простых формах;
- обучение пианистическим приёмам и навыкам;
- сценический опыт в сольном выступлении и в ансамблевой игре;
- освоение навыков игры на инструменте в доступных, эффективных и интересных для ребёнка формах;
- формирование образно - художественного и творческого мышления;
- формирование основ музыкально - эстетического сознания и музыкальной культуры в целом через развитие эмоций, воображения, вкуса ребёнка и через приобретение определённых знаний о музыке;
- формирование навыков учебной деятельности и подготовка детей к обучению в детской школе искусств;
- воспитывать у ребёнка такие качества как прилежание, терпение;
- формирование коммуникативности и навыков культуры поведения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО (СИНТЕЗАТОРЕ).
Программные требования основаны на ведущих педагогических принципах, которые эффективно ведут к решению поставленных учебно-воспитательных задач и достижению цели обучения за оптимальный срок:
- принцип заинтересованности в занятиях (применение игровых форм, развивающих волю и мышление ребёнка, выразительный и разнообразный репертуар, близкий образному миру ребёнка, смена заданий на уроке). Применение игровых сюжетов с персонажами из сказок и стихов, а также ролевых функций пальцев активизируют интерес в занятиях, облегчают и ускоряют усвоение ребёнком музыкальной грамоты и технических навыков. Также активизирует детский интерес к занятиям музыкальное творчество с простейшими элементами сочинения и импровизации и коллективное музицирование в ансамбле. Вызывает большой интерес детей игра в «музыкальные загадки», когда учитель на уроке дает задание отгадывать знакомые мелодии;
- принцип наглядности. Это умение преподавателя подобрать для маленького ученика интересно иллюстрированный материал, связанный с близким ему миром игры, природы, сказки, фантазии – со всем, что активизирует его образное мышление. Это не только иллюстрации к пьесам, но и дидактический материал, отражающий наглядно суть музыкально-теоретических понятий, помогающий через детские ассоциации лучше понять их и запомнить, сделать учёбу живой, динамичной и привлекательной. Наглядность в музыкальных занятиях – это и художественный показ учителя на фортепиано приёмов игры, и игра одноклассников на уроке и на концерте, и просмотр видеозаписей, а также применение сюжетных и ролевых функций в учебных заданиях;
- принцип доступности. Этот принцип реализуется в умении преподавателя учитывать индивидуальные возможности ученика, гибко подбирать учебный материал, управлять сложностью заданий и временем их усвоения. Совместно-раздельное музицирование учителя и ученика, где часть исполнения берёт на себя учитель.
Задача преподавателя во время начального периода упрощённой работы – подобрать доступный для ребёнка интересный образный репертуар, не усложнённый нотной грамотой. Особенно этого требует репертуар для самых маленьких учеников четырёх – пяти – шести лет. Многие учебные пособия для фортепиано составлены для более взрослых детей. Их ценный материал можно изменить с определённой методической целью, адаптировать для маленьких учеников. Также можно обрабатывать материал учебников по предмету «Сольфеджио» и по другим специальностям, музыкальные сборники для детских садов. Сюжеты и тексты детских книг с иллюстрациями, стихами, загадками, поговорками, сказками можно использовать для импровизации и сочинения простейших пьес;
- принцип последовательности предполагает построение материала от простого к более сложному. А также – умение группировать и последовательно осваивать материал, организовывать учебные задания в определённую систему, помогающую их лучше усвоить, учитывая способности ученика. Работу над музыкальным произведением с маленьким учеником целесообразнее строить от целого к частному, сначала познакомив его с интересным содержанием, а затем технически осваивая его в деталях. Принцип последовательности обеспечивает работу
-принципа прочного усвоения знаний, навыков (это накопление знаний и двигательных навыков до такой степени, чтобы они стали достоянием маленького ученика). Для этого новый теоретический и технический материал надо давать по силам ученика и в небольшом объёме, хорошо его закреплять доступными и интересными для ребёнка способами. Усложнение заданий должно быть обосновано развитием способностей ученика и эффективностью методов преподавателя. Путь обучения лучше строить не прямолинейно, а по спирали – возвращаясь к ранее изученному материалу, но уже в другом, более усложнённом варианте. Это особенно важно на начальном этапе обучения, когда приходится раздельно осваивать двигательные приёмы, а затем в несовершенном, эскизном виде объединять их в целостный исполнительский комплекс.
С первых шагов обучения ребёнка полезно применять
-принцип самостоятельного усвоения знаний, приучать его к самоконтролю и самокритике, создавать ему «поисковую ситуацию» в работе. Для этого, показав сначала верное решение («эталон»), к которому надо стремиться, предложить ученику найти, например, правильные и неправильные варианты в постановке рук у другого ученика, или умышленные ошибки в исполнении педагогом его песенок, или в неправильно разложенных ритмических карточках. Воспитание самостоятельности, а также внимания и воли в занятиях постепенно приучит маленького ученика к ответственности в выполнении домашних заданий. Это важное звено в формировании учебных навыков.
В решении этих задач помогает метод поощрения, реализуемый в игровой форме в виде символических оценок или, например, присутствии на уроке игрушки, которая реагирует на успехи и ошибки ребенка.
Для реализации педагогических принципов целесообразно опираться на развивающие методы обучения. Для ребёнка важно не только то, «что» ему преподают, но и «как» подают материал. Хороший результат даёт применение проблемной методики обучения. Цель проблемного метода – развивать у детей умение мыслить аналитически, активнее включать ученика в процесс обучения, ускорять процесс восприятия и усвоения учебного материала.
Для детей 4-6 лет подобран и систематизирован доступный им материал, основанный на известных фортепианных и пособиях для игры на синтезаторе педагогов-методистов, направленных на поиск более рациональных методов в работе с дошкольниками.
В методических рекомендациях даются дидактические разработки из практической работы в классе составителя.
II. Содержание учебного предмета
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ
РАБОТНИКАМ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Как правило, в подготовительные группы принимают всех детей, желающих заниматься на фортепиано (синтезаторе) без отбора по способностям. Принимать детей в подготовительную группу можно в любое время учебного года, учитывая возможный отсев учеников. Организация учебно-воспитательного процесса в классе фортепиано (синтезатора) должна учитывать непрерывную продолжительность занятий от 30 до 40 минут в зависимости от возраста детей, пятиминутные перерывы между занятиями с проветриванием класса и оптимальное дневное и вечернее время занятий. В классе фортепиано (синтезатора) предлагается следующая недельная нагрузка:
«Музыкальный инструмент» – 1 урок в неделю индивидуально.
Продолжительность уроков:
- для детей четырёх лет – 30 минут; для детей пяти- шести лет – 35 минут.
Трёхлетняя программа музыкального развития и обучения дошкольников игре на фортепиано (синтезаторе) рассчитана на прохождение курса каждого года соответственно детьми четырёх, пяти и шести лет. Возрастные границы условны. Например, содержание программы первого года обучения доступно детям как четырёх, так и трёх лет. Дети, начавшие обучение с пяти - или шестилетнего возраста, могут пройти трёхлетний курс за более короткий срок (за два или один год) в зависимости от индивидуальных способностей. Разделение программы на три года обучения преследует следующую цель – предложить учебный минимум, доступный ребенку любого дошкольного возраста, в определённой последовательности и в достаточном для обучения объёме. Учебные задачи и репертуар построены по дидактическому принципу постепенного и последовательного усложнения.
На уроках по инструменту возможно применение малых групповых форм занятий (по 2 ученика), объединяя по 0,5 урока каждого ученика в разные дни недели в удобное для детей время. Опыт многих известных педагогов-пианистов показывает, что малые групповые формы занятий для маленьких детей естественнее и интереснее. Они эффективны в сочетании с индивидуальными уроками и проводятся на разных этапах обучения для закрепления учениками пройденного несложного общего материала.
Специфика обучения детей 4-6 лет:
1. Продолжительность урока не должна превышать более 35 минут, так как в таком юном возрасте ребёнок быстро утомляется.
2. Урок должен проходить в игровой форме. Стараемся употреблять примерно следующие слова: «давай поиграем, сейчас я тебе покажу игру, расскажу сказку» и так далее.
3. Обязательно должна быть смена деятельности (через каждые 5-7 минут). Удержать внимание ребёнка в этом возрасте можно только на это время, далее необходима разгрузка, какое-либо физическое действие. Например: «А теперь давай пошагаем» или другое действие.
Чтобы ученик не уставал чередуем задания : сидим за столом, пишем ноты, находим их на клавиатуре, стоим у фортепиано и поём песенку, садимся рядом и хлопаем ритм, ещё пишем ноты, делаем небольшую гимнастику и т.д. Можно разрешить приносить на урок любимые игрушки, так обстановка в классе будет для ребёнка привычной и уютной.
4. Урок нужно строить, основываясь на детском интересе и познавательной деятельности. Детям интересно узнавать новое, находить что-либо повторяющееся, самим открывать то, что обычно объясняет учитель. Поэтому ребёнка, путём наводящих вопросов, нужно подводить к их собственному "открытию". Тогда и запоминается всё намного лучше, чем просто скучное, хоть и очень правильное объяснение учителя.
5. Дети 4 -5 лет мыслят образами. Поэтому необходимо яркое, эмоционально-окрашенное объяснение учителя. Необходимо использовать образные пьесы для развития музыкального восприятия.
6. Огромное значение имеют наглядные пособия, а также картинки к пьескам, музыкальные игры, деревянные ложки, маракасы, барабан для работы над ритмом. Можно использовать также интересные пособия И.Е.Домогацкой "Учимся вместе с мамой", учебник Е.В.Толкуновой "Начальные уроки игры на фортепиано".
7. Конечно, каждый ребёнок индивидуален, но в таком юном возрасте дети обычно очень переменчивы в настроении (эмоционально неустойчивы), поэтому необходимо внимательно следить за настроением ребёнка, уметь быстро переключать внимание малыша, чувствовать, когда ученик устаёт. Отношение с малышом надо строить на взаимном доверии, постараться, чтобы процесс обучения приносил ребёнку радость.
8. Часто родители задают вопрос о необходимости их присутствия на уроке. Это зависит от индивидуальности ребёнка, главное, что бы малыш чувствовал себя на уроке комфортно. Если для этого нужно присутствие мамы, то пожалуйста. Но если из-за мамы ребёнок отвлекается, невнимателен, то мама пусть посидит в коридорчике, а не в классе. Конечно, в любом случае общение педагога с родителями необходимо. Объяснить домашнее задание, новый материал, чтобы мама или папа помогли ребёнку закрепить его. Главное, чтобы родители не переусердствовали, выполняя домашнее задание с малышом. Не заставляли его, как взрослого, учить домашнее задание длительное время и за один раз. Лучше учить задание на дом в несколько заходов, в перерывах между игрой, а повторять теорию можно, например, по дороге в детский садик и так далее.
9. Прохождение нового материала на уроке должно идти от простого к сложному, через повторение пройденного.
10. Не стоит ребёнку в таком маленьком возрасте сразу на первом уроке объяснять, где находятся ноты на нотном стане. Первое полугодие, а иногда и больше, длится донотный период. Играем по ступенькам, по лесенке, по аппликатурному правилу, затем знакомимся с графическим изображением нот, вводим в работу 1 - 2 линейки, понятие: "нотки на линейках сидят" и "в окошечко глядят" - (между линейками).
11. Необходимо много ритмических упражнений. Сначала — это прохлопывание слов, затем стихов. Позже работа на двух линеечках, для правой и левой руки, то есть стучим ритмы двумя руками вместе, затем по очереди, позже вперемежку (совмещённые).
12. Необходимо много упражнений на координацию, на развитие пальчиков. Для этого удобно использовать пальчиковые игры.
13. В этом возрасте большое внимание необходимо уделять слушанию музыки. Это игра педагога на уроке, затем обязательное совместное обсуждение, рисунки к прослушанной музыке. Просмотр мультфильмов с использованием классической музыки можно давать, как домашнее задание.
14. С первого урока необходимо научить малыша бережно относиться к звуку, а не просто бессмысленно бить по клавишам. Для этого можно сочинять маленькие попевки.
15. Никогда нельзя забывать, что любой ребёнок любит похвалу. Стимулировать малыша можно по-разному, это и доброе слово, многие преподаватели используют в качестве стимула - детские цветные наклейки. Можно ставить и оценки, но только пятёрки с плюсом и минусом, потому что, в этом возрасте даже получение четвёрки, может превратиться в трагедию.
16. В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Главная задача на первых уроках - заинтересовать ребёнка, показать и рассказать, что такое музыка. Более узкий круг профессиональных навыков надо вводить постепенно, в зависимости от индивидуальных качеств ученика. Во время урока педагог должен тонко реагировать на настроение ребенка, на его самочувствие и работоспособность (которая прививается постепенно). Возможно изменение темы урока, варьирование поурочного плана. Очень важна похвала и поддержка педагога. Ребёнок всегда должен чувствовать, что в классе - единомышленники, они доверяют друг другу, им интересно вместе заниматься.
17. Учитывая все вышесказанное, педагог, тем не менее, должен держать инициативу в своих руках. Нельзя идти на поводу у ученика, если он «разыгрался» или, наоборот, капризничает. В классе должна быть спокойная обстановка и творческая атмосфера это вызывает уважение и у ребёнка, и у родителей.
Каждый ребёнок индивидуален. Иногда приходится полностью менять весь план урока, так как ребёнок вносит свои коррективы. Бывает малыш, ещё не научившись играть "нон легато" с удовольствием играет "стаккато". Если ребёнку нравится играть по чёрным клавишам, пусть поиграет по чёрным. Но только, по возможности, объясните ученику - на понятном ему языке, что такое диез и бемоль (например, диез – лесенка, чтобы забраться выше, а бемоль – стульчик, чтобы присесть пониже).
Главная задача в работе с малышами не навредить, а также как можно ярче раскрыть музыкальные и творческие способности ребёнка, сделать его гармонически развитым.
Содержание курса
Начинать занятия с дошкольниками, как в прочем и со школьниками, рекомендуется со знакомства с инструментом, на котором он будет учиться играть, с его возможностями, строением.
Можно прочитать стихотворение:
Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль -
Ведь нельзя же со слоном спутать трёхэтажный дом.
Пой под музыку, пляши - инструменты хороши!
Все - и взрослые, и дети инструменты любят эти.
Только знай у них давно есть название одно:
Не забудь – «фортепиано» произносится оно!
«Форте» — это значит громко, заучи, не будь лентяй,
А «пиано» — это тихо, ты, дружок, запоминай!
Если руки мыл под краном, подходи к фортепиано.
Это кто там стал опять громко крышкою стучать?
Если крышка упадёт, больно пальчики прибьёт.
Эти правила просты, выполнять их должен ты!
Заглянув с ребёнком внутрь пианино или рояля, надо показать, как звучат толстые струны, а как - тонкие. Надо объяснить ребёнку, что фортепиано - поющий инструмент и заставить петь его струнки могут кончики пальцев, которые очень нежно должны погружаться в дно клавиатуры. Название инструмента «фортепиано» в переводе с итальянского означает «громко» - «тихо».
Детям, обучающимся на синтезаторе, рассказываем, чем пианино, рояль отличаются от их электронного инструмента.
Рассматриваем клавиатуру (как расположены чёрные и белые клавиши – группами 2+3) и говорим, что семейство белых и чёрных клавиш назвали словом «клавиатура». Рассказываем, что наш «клавишный домик» состоит из 3-х музыкальных этажей:
1 этаж низкий (здесь живут низкие звуки);
2 этаж средний (здесь живут средние звуки);
3 этаж высокий (здесь живут высокие звуки).
Эти «этажи» назовём «регистрами». В прописях рисуем картинки по теме «регистры».
Стихотворение про регистры:
Одни и те же имена имеют звуки все,
Но разным голосом поют на разном «этаже».
На нижнем - звуки все басят,
На верхнем – тоненько пищат,
На среднем, непременно, поют обыкновенно.
Как называется «этаж», запомните вы быстро:
Высокий, средний, низкий, зовётся он регистром.
Слушаем музыкальные сказки «Три Медведя», «Красная шапочка и Серый волк» (Н. Ветлугина. Музыкальный букварь, 1986 г., стр.50 и стр.52).
Можно рассказать детям, что музыкальный инструмент, на котором ученик будет играть, появился в начале 18 – го века (1710 г). Его создатель – Итальянец Кристофори. На этом инструменте можно извлекать звуки громкие и тихие.
Также желательно рассказать и показать фото (можно это сделать в виде презентации) инструментов-предшественников фортепиано (клавикорд, клавесини др.).
Знакомство с музыкальными и шумовыми звуками, а также с шумовыми инструментами (деревянные ложки, бубен, маракасы, треугольник, барабан).
Стихотворение «Музыкальная семейка»:
Музыканты сели в ряд, заиграли всё подряд.
Зазвенели инструменты - бубны, румбы и тарелки.
Маракасы, колотушки, ксилофоны, погремушки.
И свистульки, и свирели подыграли и запели.
Загремел и барабан, и тарелки - дзинь и бам.
Бубенцы, переливались, дудки за работу взялись.
Колокольчики звенят и трещотки там трещат.
Звонко хлопают ладошки, застучали смело ложки.
На синтезаторе находим ЗВУКИ ШУМОВ (банк SoundEffect). Это звуки птичьего щебета, телефонного звонка, морского прибоя, сигнала автомобиля и т.д.
Рассказываем историю «Прогулка» (Н. Михуткина).
«Воскресным утром меня разбудил телефонный звонок (Telephonering). Это звонили мои друзья, они приглашали меня на загородную прогулку. Чтобы добраться до леса, нам нужно было сначала ехать городским транспортом по автомобильной дороге (CarPassing) до железнодорожного вокзала. Затем мы сели на поезд (Train). Выйдя с поезда на нужной станции, проходя мимо деревни, нас приветствовала своим лаем собачка (Dog). Была прекрасная погода. В лесу слышался птичий щебет (BirdTweet) и журчание ручейка (Stream). Но вдруг поднялся ветер (Wind). Небо покрылось тучами, загрохотал гром (Thunder), пошёл дождь (Shower). Нам с друзьями пришлось вернуться домой».
Домашнее задание: придумать свою историю с использованием звуков из банка SoundEffect.
Темп.
На примерах музыкальных произведений рассказываем про темп. Слушаем колыбельную, говорим, что она звучит медленно, спокойно, а марш - умеренно, энергично, полька – быстро, весело. Черепаха ползёт медленно, а ракета летит быстро, в среднем темпе идёт человек по улице.
Домашнее задание: придумываем свои примеры, кто идёт медленно, быстро и в среднем темпе, рисуем эти персонажи.
Мажор и минор.
Музыка бывает разная. Есть музыка яркая, весёлая - то она мажорная. А есть музыка грустная, печальная, нежная — это музыка минорная.
Домашнее задание. Придумываем картинки для грустной музыки и весёлой. Раскрашиваем их.
Или, к нарисованным картинкам придумываем название и раскрашиваем их.
Посадка за инструментом
Посадка за инструментом индивидуальна и зависит от физических данных. Тем не менее, существуют общие правила, выполнение которых положительно сказывается на качестве исполнения произведений.
Стул ставим напротив клавиши «До» 1-й октавы. Обычно за фортепиано сидят на расстоянии вытянутой руки от открытой крышки инструмента и занимают, примерно, одну треть стула. Высота посадки должна быть такой, чтобы чуть разведённые в сторону локти находились над уровнем клавиш. Этим создается хорошая опора в пальцы, что важно для правильного звукоизвлечения, предполагающего использование веса свободной руки. Спину надо держать ровно, слегка наклоняясь вперёд к инструменту.
При низкой посадке нарушается естественное ощущение веса руки в пальцах. Отсюда возникает поверхностное звучание в «piano» и жёсткий звук в «forte», так как вместо веса руки используется ее мускульная сила. Что касается пальцев и кисти, то надо помнить, что пальцы при свободной руке полусогнуты (закруглены), а кисть - гибкая и подвижная.
Большое значение имеет положение ног. Они должны быть слегка расставлены и располагаться у педалей (у маленьких детей ноги стоят на подставке). Хорошая опора в ногах позволяет с большой точностью регулировать громкость.
Зарядка (гимнастика)
1. «Шалтай- болтай». Ученик встаёт, поднимает руки вверх. Затем наклоняется и бросает руки вниз. Руки свободно раскачиваются на уровне колен. Учитель проверяет свободу всех мышц.
2. «Цветочек». Ученик поднимает руки вверх. Затем свободно опускает вниз сначала кисти рук, потом локти, потом всю руку целиком. Нагибаться не надо.
3. «Слон». Наклониться к стене всем корпусом, упираясь ладошами в стену. Оттолкнуться, возвращаясь в исходную позицию. Важно, чтобы ребёнок почувствовал опору на ладони.
4. «Кошка». Наклониться к стене, упираясь не ладошами, а кончиками пальцев, чтобы почувствовать опору на них.
5. «Мельница». Встать ровно, ноги - на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад - вперёд, всё выше и выше, пока рука не начнёт крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
6. «Колобок». Взять кисть ребёнка, добившись, чтобы она была свободной, и затем крутить руку у запястья, как колобок из теста. Вращать, таким образом, надо по очереди правую и левую руку ребёнка.
7. «Мячик». Расслабленную руку ребёнка подбрасывать и ловить, как мячик.
8.«Новая и сломанная кукла». Сидеть за инструментом, как кукла на витрине (от 2-х до 20 секунд), затем расслабиться (5-10 секунд). И так - 5-6 раз.
9. «Заводная кукла». Сидя за инструментом, покачивать туловищем с прямой, напряжённой спиной вперёд и назад. Затем расслабиться - кончился завод. Во время выполнения упражнения руки свободно лежат на коленях, ноги стоят на подставке.
10. Упражнение «Фонарики» поможет педагогу сформировать у ребенка правильный свод руки. Сидя за столом, положить кисти рук на стол. Подтягивать пальцы к ладошке до того момента, пока они не встанут на «подушечки» и не появятся все суставы ладошки и пальцев, так называемые «фонарики», суставы не прогибать.
11. Упражнение «Вешалка» поможет ребёнку ощутить вес руки на кончике пальца. Ребёнок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки и свободно покачал локтями, (вешалка - рука, а пальцы - крючок...).
Упражнения на развитие координации движений
«Змея, лягушка» - правая рука имитирует движение змеи, а левая рука показывает, как прыгает лягушка. Упражнение выполняется двумя руками одновременно. Потом задание правой руки переходит к левой руке, и наоборот.
«Кошечка и собачка» - правая рука выполняет движение, имитирующее поглаживание кошки, а левая рука в это же время как бы отгоняет собачку. По окончании руки меняются заданиями.
«Скрипка и барабан» - правая рука показывает движения смычка по струнам скрипки, а левая рука показывает, как бьют в барабан. Упражнение выполняется двумя руками одновременно.
Гимнастика для пальцев
«Рисуем круги» - исходное положение - руки перед собой, пальцы - раздвинуты. Поочерёдно каждым пальцем совершаем круговые движения. Упражнение повторяется несколько раз в спокойном темпе и с максимальной амплитудой движения. Помогает почувствовать напряжение отдельных групп мышц внутри ладони.
«Колечки» - исходное положение - руки перед собой. Сначала упражнение выполняется правой рукой. Соединить подушечки 1-го и 2-го пальцев так, чтобы внутри, между пальцами образовалась форма колечка, а не «глаза». Далее соединить подушечки 1-го и 3-го, 1-го и 4-го, 1-го и 5-го пальцев описанным способом. В момент соединения подушечек пальцев, следует делать легкое усиление нажима. А для большего интереса дать ребенку стихотворение:
Мальчик - пальчик, где ты был? (1-2)
С этим братцем в лес ходил (1-3)
С этим братцем кашу ел (1-4)
С этим братцем песни пел (1-5)
Затем следует выполнять данное упражнение двумя руками.
«Здравствуй, пальчик» - ладони соединить перед собой, палец к пальцу (1-й к 1-му; 2-й ко 2-му, 3-й к 3-му, 4-й к 4-му, 5-й к 5-му). Работаем с каждой парой поочерёдно, проговаривая стишок:
Первый пальчик к нам пришёл
И второй за ним вошёл.
Третий с шариком играл,
А четвёртый танцевал.
Пятый пальчик посмотрел
И со всеми песню спел.
Это упражнение знакомит ученика с нумерацией пальцев пианиста.
Упражнения, выполняемые на крышке инструмента
«Молоточки – гвоздики» - исходное положение - руки лежат на крышке инструмента, запястье не поднимаем, пальцы на подушечках. Упражнение выполняется двумя руками одновременно. На каждый счёт 1,2,3,4 поднимаем все пальцы и делаем удар по поверхности, опора на запястье. Выполняется 6-8 раз.
«Лягушка» - исходное положение - руки лежат на крышке инструмента. Пальцы на подушечках, запястье навесу, за пределом края крышки фортепиано. Опора на подушечки. Руки поочередно «шагают» под текст стихотворения:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Ква - ква – ква – ква,
Ква - ква - ква.
Руки «шагают» на каждую долю. Контролировать линию запястья, локти чуть в сторону, осанка, ноги. Выполняется 2-3 раза.
«Поссорились – помирились» - руки на крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом, пальцы на подушечках(в позиции), запястье на весу. Руки «разлетаются» в разные стороны - «поссорились», а потом опять «слетаются» в исходную позицию - «помирились». Упражнение повторяется 6-8 раз. Движение рук по принципу «Радуга». Счёт вслух: «РАЗ-И, ДВА-И», на счёт «И» руки «перелетают».
«Чехарда» - исходное положение - руки лежат на крышке инструмента. Пальцы на подушечках, запястье навесу, за пределом края крышки фортепиано. Опора на подушечки. Правая рука «перепрыгивает» через левую и возвращается на исходную позицию. Левая рука «перепрыгивает» через правую руку и возвращается на исходную позицию. Упражнение повторяется несколько раз. Счёт вслух: «РАЗ-И, ДВА-И».
«Голубь» - исходное положение - руки на крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом. 1-е пальцы рук полностью соприкасаются друг с другом, как приклеенные. Остальные пальцы рук слегка отведены в стороны от 1-х пальцев, и стоят на подушечках. Условимся: 1-е пальцы — это «головка голубя». Остальные пальцы — это «крылья голубя». 1-е пальцы фиксируем, опора на них. А остальные пальцы, (крылья), выполняют функцию «размаха крыльев» на счёт РАЗ-И, ДВА-И. Упражнение повторяется 4-6 раз.
«Опора на 5-й палец» - исходное положение - руки на крышке инструмента, перед собой, рядом друг с другом. Все пальцы на подушечках. Фиксируем 5-е пальцы обеих рук на крышке инструмента, а остальные пальцы одновременно поднимаем и опускаем, сохраняя позицию пальцев. Опора - на 5-е пальцы. Необходимо добиваться распределения напряжения в руке. 5-е пальцы более напряжены, т. к. они - опора; остальные пальцы должны быть менее напряжены, но не расслаблены.
Вышеуказанный порядок упражнений является налаженной системой, которой желательно придерживаться. Выполняя упражнения, необходимо объяснить ученику, для чего выполняется данное упражнение, какие мышцы разминаем, заставляем «проснуться», разогреться. Особенно, при выполнении упражнений для пальцев. Рекомендуемое время для выполнения гимнастики 5-7 минут.
После того, как ученик познакомился с инструментом и освоил правильную посадку за ним, можно переходить к знакомству с клавиатурой. Педагог предлагает ученику внимательно посмотреть на клавиатуру и показать все группы из 2-х и 3-х чёрных клавиш, какие найдёт.
Далее на протяжении 5-10 уроков рассказываем сказку Кирюшина В.В. «Сказка о Мишке форте» (переработанный и сокращённый вариант). Желательно сделать наглядный материал (маленькие фигурки мишки, дедушки, солдата, ласточки, дракона, фабрики (можно сделать из спичечного коробка), речка – нарисованная синяя клавиша)).
В.Кирюшин. Сказка о Мишке форте.
Далеко, далеко, за двумя чёрными горами жил добрый МИшкаМи (клавиша «Ми»), который очень любил путешествовать по лесу. Но никто не знал, что он добрый, и поэтому Мишку боялись. И вот однажды, прогуливаясь, как всегда, МИшка переплыл Речку (клавиша «Ре») и оказался у противоположной стороны чёрных гор(2 чёрные клавиши). Он увидел ДОм, в котором жил старый-престарый ДОбрый дед. Этот ДОм был очень дряхлым, как и его хозяин. С утра до вечера ДОбрый дед (клавиша «До») работал на своем огороде и выращивал различные овощи.Чего только у него не было: и жёлтые тыквы, и красная морковь, и зелёные огурцы, и капуста. Но, пожалуй, главной его гордостью была необыкновенная РЕпа, которая росла не вместе с другими овощами, а на берегу РЕки — той, что текла между двумя чёрными горами (показываем 2 чёрные клавиши).
ДОбрый дед, увидев МИшку, очень испугался. Он хотел бежать, но старые ноги не слушались его.
Дед сел на поваленное дерево и со страхом спросил МИшку:
— Ты зачем пришел сюда? Что ищешь?
— Не бойся меня, — сказал МИшка, — я не злой. Дед повёл МИшку в свой огород.
— Ешь, мне ничего не жалко. — И он протянул МИшке корзину со сладкой морковью.
МИшка поблагодарил старика, зарычал и мигом слопал всё угощение вместе с корзиной.
— Ты что это? — возмутился дед. — Зачем съел корзину?
— Я не виноват, — ответил расстроенный МИшка. — Ты знаешь, морковь была такая вкусная, что я не заметил, как проглотил её вместе с корзиной. — И он, покраснев, потупил взор и в смущении уставился в землю.
— Ну ладно, — сказал ДОбрый дед, смягчившись. — Значит, вкусно было?
— Ага, — радостно отвечал МИшка, облизываясь. — А я слышал, что у тебя есть и самая вкусная на свете РЕпа. Дай мне ее попробовать, а?
Старик улыбнулся:
— Нет, РЕпы я тебе не дам. Она еще не созрела. Если ты ее съешь, у тебя заболит живот. Я тебе могу только показать, где она растёт. И, если ты будешь за ней хорошо ухаживать, то, собрав урожай, сможешь взять половину.
— Давай, покажи! — радостно закричал МИшка. — Я всё сделаю, как ты скажешь.
Целый месяц МИшка жил на своём огороде, никуда не отлучаясь. Он рыхлил землю, выпалывал сорняки, поливал грядки. Усталый, ложился вечером под кустом и мгновенно засыпал.
— Ну, вот тебе и РЕпа, сторожи её, ухаживай за ней, а когда придёт время собирать урожай, забирай ровно половину, — сказал старик и, повернувшись, пошёл к ДОму.
Наступило время собирать урожай. МИшка вновь пошёл к старику, попросил у него большую телегу и бочки для засолки РЕпы. Он положил туда вкусные сочные овощи и повёз бочки на ближайшую Фабрику (клавиша «Фа»), чтобы там засолить РЕпу на зиму.
Но на ФАбрику прилетел злой и голодный трёхглавый Дракон (3 чёрные клавиши). Все его головы были зубастыми и почему-то грязно-чёрного цвета. А еще у него был СИний-СИний хвост (клавиша «си»).
Увидел Дракон на Фабрике МИшку, который привёз бочки с репой, и задумал утащить РЕпу к себе в замок. А ещё он увидел какие-то белые горы рассыпчатого песка. Дракон подумал, что это сахар, и захотел его съесть.
— У-у-у! — заорал трёхглавый Дракон страшным голосом и бросился вниз, на ФАбрику. Но МИшка стал храбро защищать от Дракона свою РЕпу.
Однако Дракон был сильнее МИшки, и плохо пришлось бы тому, если бы на помощь не прилетела добрая Лясточка Ля (клавиша «Ля). А ФАбрику охранял СОЛЬдат Соль (клавиша «Соль»). И вот СОЛЬдат вместе с ЛЯсточкой Ля набросился на среднюю голову. При этом МИшка нападал на Дракона сзади, пытаясь залезть к нему на СИний хвост. Дракон был очень сильный, но неуклюжий. Он никак не мог поймать СОЛЬдата, ЛЯсточку и МИшку. Долго крутил он своими головами, гоняясь за храбрецами, пока они у него не заболели и чуть не отвинтились — ведь ему приходилось отражать нападение с трех сторон. То он кинется на МИшку, тогдаСОЛЬдат ударяет его саблей. То он бросится на СОЛЬдата, тогда ЛЯсточка клюёт его в среднюю голову, а Мишка тянет за СИний хвост. Наконец, Дракон устал. Он тяжело вздохнул, со злостью вырвал у себя две чешуи с длинного хвоста, бросил их на землю и улетел восвояси.
Домашнее задание. Нарисовать персонажей сказки.
Слушание музыки. Знакомство с музыкальными жанрами.
Учитель играет Марш деревянных солдатиков (П. Чайковский). Спрашиваем, что под эту музыку можно делать (петь, маршировать, танцевать). Далее играем Старинную французскую песенку
П. Чайковского. А эта музыка похожа на марш? Можно ли под эту музыку маршировать? Под эту мелодию удобно петь! Это песня. Учитель играет вальс П. Чайковского. А что под эту мелодию удобнее всего делать? Танцевать!
Освоение нотной грамоты и работа в тетради(прописях)
Освоение нотной грамоты является для ребёнка сложным и длительным процессом. Обучая игровым навыкам на фортепиано (синтезаторе) детей четырёх лет, можно обходить многие вопросы теории, закрепляя только необходимые в данный момент элементы. Нотные сборники на начальном этапе обучения самых маленьких учеников могут играть вспомогательную роль для внешнего знакомства с нотным текстом.
В этой работе лучшим помощником может быть наглядный дидактический материал: разноцветные шаблоны нот, ритмические кубики, квадраты, карточки, детские ритмические инструменты, альбом с карандашами, картинки-наклейки и т. п. Это – первый учебник маленького пианиста. Там могут быть слова песенок, стихи, обозначения их ритма палочками и нотами, элементы музыкальной грамоты (реприза, знаки форте, пиано и т. п.). Дома дети с родителями могут добавлять к ним рисунки, наклеивать картинки, раскрашивать ноты.
В дальнейшем ребенок может запоминать место каждой ноты на крупном нотном стане каждой карточки, выкладывая на линейках кружки-ноты.
Первое письменное задание. Педагог знакомит ученика с 5-ю линеечками (нотным станом) и с кружочками – нотами, которые пишутся на линеечках и между линеечками. Задание: написать кружочки на 1-й линеечке до конца строки. Если ученик легко справился с этим заданием, то можно дать задание написать ряд палочек до конца нотного стана.
Стихи про ноты:
(Наталья Курильченко)
Чтобы пьесы исполнять,
Ноты нужно твёрдо знать.
Вот пятиэтажный дом,
Жили-были ноты в нём.
Разрешите их представить,
По порядочку расставить.
Нота «До» живёт в подвале
Очень-очень низком,
Вы бывали в нём? Едва ли.
Там гуляют киски.
Нота «До», как на скамейке,
На добавочной линейке.
«До» - одной не интересно,
Не с кем спеть и поиграть,
И тогда решила «До»
Ноту «Ре» к себе позвать.
«До» пониже – на скамейке,
«Ре» - под первою линейкой.
Так в подвальчике своём
И живут они вдвоём.
Их соседка нота «Ми»
Радушная хозяйка,
Всегда приветлива с людьми,
Ты спой нам и сыграй-ка,
И на этаж твой первый
Заглянем мы наверно.
У «Фа» квартирка странная,
Как будто иностранная,
Она – междуэтажная,
И «Фа» - персона важная.
В другой стране, особой
Живёт ключ «Фа» - басовый.
Нота «Соль» - второй этаж,
Самый главный персонаж,
Открывает дом ключом,
В честь неё был назван он.
Нота «Соль» и ключик «Соль»,
Ты запомнить их изволь.
А над «Соль» её подружка –
Хохотушка, веселушка,
Распевает «тра-ля-ля»,
А зовётся просто «Ля».
И так, над «Соль», мои друзья,
Живёт певунья – нота «Ля».
«Си» тоже хорошо поёт,
Но домоседкою слывёт.
Её нельзя нам не заметить,
Этаж её по счёту – третий.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
«Что же дальше?» - ты спроси,
А я тебе отвечу,
И между тем замечу:
Заполнен нотами весь дом,
Их встретишь, где угодно,
Пять этажей, подвал, чердак –
Всё для жилья пригодно.
Стихотворение про нотоносец:
Ой! Какие тут смешные акробаты цирковые.
-Акробаты?
-Нет. Ну что ты! Это знаки. Знаки-ноты.
Вот «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».
Пять линеечек - их дом, всем хватает места в нём.
«Нотоносцем» дом зовут, ноты дружно в нём живут.
А для того, чтобы попасть в «дом», должен быть ключик. А ключ этот совсем не обычный. Л. Абелян. Забавное сольфеджио (сказка про музыкальные ключи).
Стихотворение про скрипичный ключ:
Много разных есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный завитой
И обычный ключ - дверной.
Ещё стихи про скрипичный ключ:
Смотрите! На скрипку похож этот ключ.
Он тонкий и звонкий, как солнечный луч,
Он нежно и сладко, как скрипка поёт.
В волшебное царство он нас приведёт.
Нотный стан тут на замке. Ключ у ноты «соль» в руке.
От замков ключи различны, у неё же - ключ скрипичный.
Этот ключ совсем особый - открывает нотный стан.
Приглашает всех садиться аккуратно по местам.
Такт и тактовую черту объясняем на примере «домика с квартирами».
В нашем «домике» (нотный стан) есть «квартиры» (такты), где живёт определённое количество «жильцов» (нот). Каждая «квартира» (такт) друг от друга отделяется «стеной» (тактовой чертой).
Размер.
Когда расселяем ноты по «квартирам», там должен быть порядок. Для этого существует «хозяин», который равномерно расселяет «жильцов» по тактам. Музыкальный размер стоит после ключа и обычно записывается двумя цифрами. Нижняя цифра обозначает, сколько «жильцов» в «квартире» (два, три, четыре), а верхняя - какие «жители» (четверти, восьмые).
Стихотворение про размер:
Хозяин «размер» сидит у ключа.
Он ноты расставит по тактам.
Верхняя цифра – сколько таких,
Нижняя цифра, – какие.
Затакт.
Нотка «выпрыгнула» за такт. Затакт бывает только в начале пьесы.
Стихотворение про затакт:
Это что за странный такт? Называется «затакт».
Расскажу вам про него. Вот история его.
В пьесе такт когда- то жил. Самым первым тактом был.
Но случилось с ним несчастье – разорвался он на части.
Сам с собою поругался и со злости разорвался.
Такта этого начало позади всей пьесы встало.
А конец того же такта влез в начало - стал затактом.
Потому теперь и счёт в нём идёт наоборот.
Паузы.
Бывают моменты, когда надо не звучать, а молчать. Есть специальные значки, когда мы слушаем тишину. Пауза — это музыкальная тишина. Музыка звучит как бы про себя. Такая музыкальная тишина может быть по времени точно такой же, как длительности.
Домашнее задание - учимся писать паузы.
Стихотворения про знаки альтерации:
Что за знак написан тут? Для чего он? Как зовут?
-Звать меня бемоль, друзья, понижаю ноту я.
-А скажи, на сколько?
-На полтона только.
Ну а что это за знак? Чем усердно занят так?
-Я - диез-бемоля брат, сообщить вам очень рад.
Про свою работу - повышаю ноту.
-А скажи, на сколько?
-На полтона только.
Вот бекар. Знак непростой.
Музыкальный постовой.
За порядком наблюдает.
Знак диеза и бемоля непременно отменяет.
А в альбоме мы с ребёнком рисуем руки с пальчиками. Рассказываем, что рука – это большая семья, в которой есть пять братьев. Предлагаем малышу положить руки, с расправленными пальцами на лист альбома, и обвожу их карандашом. Рассказываем, что каждый палец имеет и имя, и номер:
1 палец называется - Большой;
2 палец - Указательный;
3 палец - Средний;
4 палец - Безымянный;
5 палец – Мизинец.
Ритмическое развитие ребенка начинается уже с первых занятий на фортепиано (синтезаторе). Преподавателю приходится решать задачу освоения метроритма доступным для ребенка способом.
И начинать разговор следует с понятий:
- пульса - шагов музыки;
- темпа;
- длинных и коротких звуков;
- ритмического рисунка (чередование длинных и коротких звуков);
- такта (чередование сильных и слабых долей);
- тактовой черты и т.д.
Ритмично стучат колёса в поезде, тикают часы. В музыке ритм — это чередование долгих и коротких звуков.
На первом же уроке играем марш С.Прокофьева с равномерной пульсацией четвертей. В это время ученик должен походить под звуки марша. Спрашиваем, слышал ли он, как совпадали шаги с движением музыкальных звуков. Ещё раз играем марш. Ученику предлагаем прохлопать в ладоши и считаем музыкальные шаги. Выясняем: на один музыкальный шаг приходится один шаг, один хлопок, один
счёт.
Задание:
Слушая марш, запиши под звуки музыки карандашом на бумаге ровные и мерные шаги марша.
Ещё ритмические задания:
1.Ходить в ритме: та,ти-ти, та, ти-ти и т.д.
2.Ходить в ритме: ти- ти, та, ти-ти,та и т.д.
Прохлопать стихотворения:
А. Л. Барто
1. Ладушки, ладушки, где были?
— У бабушки!
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
2. Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
А. Л. Барто
3. Андрей-воробей,
Не гоняй голубей!
Гоняй галочек
Из-под палочек.
4. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
А. Л. Барто
5. Дождик, дождик кап да кап,
Ты не капай долго так.
Хватит землю поливать,
Нам пора идти гулять.
6.Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
А. Л. Барто
7. По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
8. Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
Ай да малыши,
Ай да крепыши!
19. На полянке два жука
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Развивать ритмические способности ребёнка так же следует, используя разнообразные ритмические игры и упражнения:
- прохлопывание и протопывание пульса песенок или музыкального произведения, предложенного для прослушивания;
- прохлопывание ритмического рисунка стихотворений и различных потешек и др.
Для выработки понимания исполнения одного звука на каждый слог следует проговаривать отдельные слова и на протяжные гласные звуки делать хлопки. Сначала это будут слова на один слог, потом на два слога (кот, бом; а - у, тик-так, Ма–ша, Ка-тяи т. п.), затем на три слога
(са-мо-лёт, па-ро-ход) и короткие фразы.
Ощущение и понимание медленных и быстрых звуков можно вырабатывать, используя сначала четвертные и восьмые длительности нот, а затем аналогичное соотношение половинной и четвертных нот. Хлопая, например, ритм песенки «Василёк», ребёнок обнаруживает короткие и длинные звуки. Можно эту песенку прошагать, выделяя длинные звуки движением рук в стороны.
Маленькие ученики понятия «длинный» и «короткий» звук лучше воспринимают через сравнение предметов по высоте, росту, изображению на картинках животных, птиц, передвигающихся с разной скоростью.
Четверти и восьмые удобно озвучивать, произнося ритмические слоги ТА (четверти-шаги) и ТИ – ТИ (восьмые ноты). Слог ТА вырабатывает ощущение сильной доли. Можно использовать аналогичное соотношение образных слогов ДОН и ДИ – ЛИ в песенке «Кошкин дом», где звенят большой колокол и маленькие колокольчики. Упрощённая ритмическая запись песенки «Василёк» в альбоме ученика будет выглядеть в виде двух коротких и одной длинной палочек. Вскоре ребёнок сам сможет соединять короткие палочки восьмушек, подрисовывать ноты и их закрашивать. Эта работа нравится детям и даёт возможность отдохнуть после игры на инструменте.
Маленькому ученику необходимо дать простые и доступные понятия о музыкальной форме. Сначала это могут быть задания на счёт – «сколько клавиш», «сколько нот» и т. п., на узнавание геометрических фигур. Понятие мотива, фразы можно подать образно, размещая их в альбоме нотами в «вагончики музыкального поезда» без тактовых чёрточек. Понимание сильной доли можно дать как ударение в именах, а такта – как комнаты для нот. Деление на фразы хорошо усваивается на уроке по музицированию, где ученики группой могут играть одну песенку, исполняя каждую фразу по очереди. С понимания мотива, фразы (ощущения дыхания), репризы (узнавания, повторности) начинается развитие чувства музыкальной формы.
Понятие о темпе легко вырабатывается в практической деятельности учащихся, если предложить детям представить какой-либо образ, существующий в движении. Например, используя образ «поезда», можно исполнять пьесу Г. Эрнесакса «Едет, едет паровоз» с ускорением и замедлением. Половинные и целые длительности усваиваются ребенком как слагаемые из четвертей с использованием образов «черепахи» и «улитки». Тему быстрой езды на машине можно использовать позже для знакомства с шестнадцатыми нотами, проговаривая слова «быстро едем» и слоги ТА-РА-ТИ-РИ.
Для выработки у детей правильного чувства метроритма и устранения метроритмических трудностей необходимо на уроках включать различные двигательные упражнения под музыку. Можно импровизировать движения на разные длительности звуков в образных вариантах: «ходить медленно, как медведь, или быстро, как заяц», выполнять движения под музыку маршевую и танцевальную (полька или вальс), отмечая хлопками сильные доли, разводить руки в стороны на длинные звуки и т. д.
Песенки-попевки сначала следует петь со словами, прохлопывать ритм и подбирать на инструменте. После этого – записать их ритмический рисунок в альбом ученика или выложить ритмическими карточками.
Детские ритмические инструменты (бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан и другие) можно использовать для работы над ритмом.
Изучаем длительности нот.
Читаем стихотворение (Романец Д. Нотная грамота для дошкольников):
Ксюше мама в день рожденья испекла большой пирог.
Пахнет вишнями, вареньем - тут и гости на порог.
Вот пришла подружка Даша и Кирюша, и Андрюша.
Прибежали Ваня с Машей, и Антоша, и Катюша.
Порезвились, поиграли, всех гостей пересчитали.
Пирог делили посрединке на две вкусных половинки.
И вот эти половинки превратились в четвертинки.
Снова режем. Четвертушки разделились на восьмушки.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Техническое оснащение занятий:
- фортепиано, синтезатор;
- ноутбук (желательно наличие флешки);
- микрофон (желательно);
- наличие нотной и методической литературы, учебных пособий для обучающихся;
- наличие фоно- и аудиотеки.
Важно осуществление тесной связи с преподавателями других дисциплин,
соблюдение межпредметных связей;
активный поиск новых форм и методов преподавания, самообразование педагога.
Формы и методы контроля, система оценок
Дети очень любят выступать. В детском саду они привыкли читать стихи, петь, танцевать. У ребёнка, обучающегося в детской школе искусств, надо выработать потребность общения со слушателями. Ребёнок должен привыкнуть, что всё накопленное им на занятиях должно быть показано на публичном выступлении. Форма выступления может быть любая: играть знакомым, родным, на прослушиваниях и концертах, на открытых уроках для родителей. Только во время публичного выступления ученика можно объективно оценить его успехи, проследить все этапы его роста.
Контроль успеваемости учеников по предмету «Музыкальный инструмент» следует осуществлять один раз в полугодие на контрольных уроках (либо концертах), где дети могут исполнить 2-3 песенки в любой форме: дуэт с преподавателем, соло, в ансамбле с другим ребёнком. При поступлении в первый класс детской школы искусств ученики подготовительной группы сдают экзамен по фортепиано (синтезатору).
Выступления детей на концерте перед родителями, в школе и в детском саду служат хорошим стимулом в учёбе и могут считаться отчётными, если там присутствуют преподаватели фортепианного отдела (секции электронно-музыкальных инструментов).
Текущий контроль и поощрения в учёбе могут быть отмечены в дневнике в виде символических оценок: нарисованных учителем звёздочек, солнышек и тучек, цветных наклеек, смайликов.
К концу первого года обучения рекомендовано ставить оценки только «положительные», обращать внимание ученика, если какое-то задание не получилось или он может выполнить его лучше. Все замечания должны делаться в доброжелательной форме.
Примерные экзаменационные программы при поступлении
из подготовительного класса в первый класс ДШИ:
Г. Гумберт. Этюд
К.Лонгшамп-Друшкевичова. Полька
Украинская народная песня «Ой ты, дивчина»
Русская народная песня «Коровушка»
Ю. Абелев. Осенняя песенка
А. Филипп. Колыбельная
Приблизительный репертуар для слушания музыки:
- П. Чайковский „ Детский альбом";
- Р. Шуман „ Альбом для юношества";
- Э. Григ „ Лирические пьесы";
- Пьесы Д. Шостаковича, Д. Кабалевского и др. авторов.
Список рекомендуемой нотной литературы:
1. Азбука игры на фортепиано. Сост. С. Барсукова. Ростов-на-Дону «Феникс». 2002 г.
2. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет.-Санкт-Петербург: «Композитор», 2012 г.
3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М. «Советский композитор». 1986 г.
4. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучения игре на фортепиано. Л. «Советский композитор». 1989 г.
5. Барсукова С. Весёлая музыкальная гимнастика. Для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008 г.
6. Геталова О. «В музыку с радостью», СПб Композитор, 2001
7. Донченко Т., Захарова Л. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаю я играть!. Первые уроки маленького пианиста. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2012 г.
8. Емельянова Г. Упражнения-трансформеры. Для начинающих пианистов. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2009 г.
9. Жакович В.Музыкальная грамота для самых маленьких. Ростов-на-Дону. «Феникс».2015 г.
10. Заславец Г. Музыкальный рассвет. Начальный период обучения. Киев. «Мелосвит». 2007 г.
11. Иванова О., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь для самых маленьких. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2011 г.
12. Игнатьев И., Игнатьева Л., Я музыкантом стать хочу. М. «Советский композитор». 1986 г.
13. Играю с мамой.25 лёгких переложений для самых маленьких пианистов (для фортепиано в 4 руки). Сост. И. Королькова. Ростов-на-Дону «Феникс».2018 г.
14. Королькова И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2007 г.
15. Королькова И. Я буду пианистом. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008 г.
16. Красильников И., Алемская А., Клип И. Школа игры на синтезаторе. М. «Владос».2010 г.
17. Милич Б. Маленькому пианисту. Пособие для дошкольников. М. «Кифара». 2012 г.
18. Михуткина Н. Школа юного аранжировщика: обучение игре и аранжировке на синтезаторе для учащихся младших классов. Ростов-на-Дону. «Феникс».2010 г.
19. Музыкальная азбука для самых маленьких. Сост. Н. Горошко. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2007 г.
20. Новая школа игры на фортепиано. Сост. Г. Цыганова,И. Королькова. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2013 г.
21. Первые шаги. Сборник для начинающих. Сост. С. Голованова – Часть I.Упражнения, этюды, пьесы.-М.: «Крипто-логос», 1998 г.
22. Перунова Н. Музыкальная азбука. Для детей дошкольного возраста. М. «Советский композитор». 1990 г.
23. Печковская М. 42 урока музыки. Пособие для начинающих пианистов. Новосибирск. «Окарина». 2009 г.
24. Пилипенко Л. Азбука ритмов. М. Изд. В. Катанский. 2004 г.
25. Рябухина Н. Давай поиграем! Учебное пособие обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2008 г.
26. Соколов М. Маленький пианист. М. «Музыка». 1991 г.
27. Сотникова. Я учусь играть, СПб, Союз художников, 2001
28. Сыграй-ка! Сборник пьес для учащихся подготовительного класса ДМШ. Сост. В.Поливода и В.Сластененко. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2011 г.
29.Толкунова Е. Начальные уроки игры на фортепиано. М. «Музыка». 2008 г.
30.Тургенева Э. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано. М. «Владос». 2002 г.
Музыкальные прописи и рабочие тетради:
1. Калинина Г. Музыкальные прописи. М., 2017 г.
2. Романец Д. Нотная грамота. Тетрадь-раскраска для дошкольников и младших школьников. Ростов-на-Дону. «Феникс».2019 г.
Список использованной литературы:
1. Акентьева Л. Нотки спрятались в словах. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2010 г.
2. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет.-Санкт-Петербург: «Композитор», 2012 г.
3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Издание 2. Л., 1979 г.
4. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения Пианиста. Методические материалы. М., 1971 г.
5. Выдающиеся пианисты - педагоги о фортепианном искусстве. М., 1966 г.
6. Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. В.Натансон, Б.В.Руденко. М.: «Музыка»,1981 г.
7. Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных уроках в фортепианных классах. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.4. М.: «Музыка», 1976 г.
8. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961 г.
9. Коган Г. Вопросы пианизма. М., 1968 г.
10. Красильников И. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. М., 2007 г.
11. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л.,1967 г.
12. Мейлих Е. У истоков музицирования. Музыка - детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып. 3. Л.: «Музыка», 1976 г.
13. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963 г.
14. Михуткина Н. Школа юного аранжировщика: обучение игре и аранжировке на синтезаторе для учащихся младших классов. Ростов-на-Дону. «Феникс».2010 г.
15. Музыкальное воспитание в школе. Сост. О. Апраксина. Вып. 9. М.: «Музыка», 1974 г.
16. Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Методические рекомендации. М., 2003 г.
17. Цыпин Г. Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста. М.: «Музыка», 1974 г.
18. Шавкунов И. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения СПб.: «Композитор», 2001 г.