Выступление «Развитие музыкально одаренных детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность»
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
«Камышловский детский сад»
Обобщение опыта работы
Тема: «Развитие музыкально одаренных детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность».
Выполнила:
Музыкальный руководитель
Васюкова Лариса Леонидовна
1 СЛАЙД
Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Развитие музыкально одаренных детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность».
Меня, педагога, проработавшего много лет с дошкольниками, и отвечающего за их музыкальное развитие не могла оставить равнодушным проблема индивидуализации педагогического процесса с одаренными детьми и детьми, имеющими предпосылки музыкальной одаренности. Из практики я точно знаю, что такие дети нуждаются в проведении с ними дополнительной работы. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Работа с хореографически одаренными детьми, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов моей профессиональной деятельности.
2 СЛАЙД
Для выявления таких детей перед собой поставила следующие этапы работы:
1 Этап
Подбор методов и инструментария для выявления детей с выраженной музыкальностью;
подбор методов и приёмов развития музыкально-ритмических способностей одаренных детей.
3 СЛАЙД
2 Этап
Обеспечение реализации творческого потенциала таких детей.
4 СЛАЙД
3 Этап
Актуализация творческих возможностей хореографически одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями, педагогами ДОУ и Камышловского выездного класса Любинской ДШИ.
5 СЛАЙД
Выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей провожу методом наблюдения за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий на основе методики А. И. Бурениной.
6 СЛАЙД
Для детей с высоким уровнем развития музыкальности, с выраженной психомоторной одаренностью я организовала дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:
участие в фестивалях, конкурсах, концертных программах и проектах на местном, муниципальном, областном уровнях;
подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
7 СЛАЙД
Модифицированная программа кружка по ритмопластике «Непоседы» составлена и разработана на основе программ и пособий: Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»; Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика для детей»; Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Са-Фи-Дансе» с целью всестороннего развития детей, формирования средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
8 СЛАЙД
ЗАДАЧИ программы:
Образовательные:
приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах;
побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений, придумыванию свои оригинальные движения в импровизации;
формирование навыков основных танцевальных движений.
Развивающие:
развитие музыкальности;
развитие чувства ритма, музыкальной памяти;
развитие двигательных качеств и умений развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движениях под музыку.
Воспитывающие:
развитие у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей;
формирование общей культуры личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе;
формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
9 СЛАЙД
В программе кружка максимально использована игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.
Игровой метод придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон. В содержание работы включены такие виды деятельности, как:
танцевально-ритмическая гимнастика;
нетрадиционные виды упражнения;
креативная гимнастика.
В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец.
В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры.
В креативную гимнастику входят разделы: музыкально-творческие игры и специальные задания.
10 СЛАЙД
Работу с детьми условно делю на три этапа:
На 1 этапе опираюсь на способность детей к подражанию «вовлекающий показ» - помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Использование «вовлекающего показа» помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание.
Использую следующие приемы работы с детьми:
«опережающий показ» - то есть показ движения на доли секунды опережает музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию;
«зеркальный показ» - показ в отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически.
В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения.
11 СЛАЙД
2 этап – это развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений.
Происходит это постепенно. В процессе совместного исполнения время от времени я прекращаю показ и предлагаю детям продолжить исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца.
На этом этапе использую следующие приемы:
показ исполнения композиций детьми;
показ упражнений условными жестами и мимикой;
словесные указания;
«провокации», то есть специальные ошибки при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.
12 СЛАЙД
3 этап – творческое самовыражение движений под музыку (пластические импровизации).
На этом этапе использую следующие приемы:
словесные описания музыкальных образов, слушание музыки;
подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ;
пластические импровизации детей без показа педагога;
показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.
13 СЛАЙД
Чтобы добиться развивающего эффекта использую в работе различные методы:
наглядный - может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, мнемотаблиц, совместное исполнение движений, применение ИКТ технологий – съемка и воспроизведение видеороликов с танцами детей, демонстрация слайдов с движениями танцев);
словесный;
практический.
Взаимодействие описанных технологий, оптимальных методов и приемов придает работе с детьми привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон развивающих ситуаций, способствует развитию мышления, воображения и хореографических способностей детей.
14 СЛАЙД
Музыкальный материал, предлагаемый детям должен быть разнообразным и вариативным. Подбираю его с учетом возможностей и предпочтений детей. Я считаю, большой мотивационной силой является новизна - музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Работая с одаренными детьми, я всегда оставляю место импровизации, творчеству.
15 СЛАЙД
Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями.
Взаимодействие с семьями воспитанников я выстраиваю по следующим направлениям:
Информационно-аналитическое направление реализую через анкетирование, опросы, беседы с родителями.
Познавательное направление реализуется через проведение консультаций, бесед, мастер-классов. Оформляю печатные буклеты, памятки. Выставляю информацию на интернет сайте ДОУ «Развиваем способности детей».
В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивирую их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в ДШИ.
16 СЛАЙД
Наглядно-информационное направление работы с родителями реализую в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок передвижек.
Оформлен уголок для родителей в музыкальном зале «Музыкальная мозаика». Периодически оформляется фотогаллерея талантов.
17 СЛАЙД
Развлекательное направление мной реализуется через проведение праздничных развлекательных программ, концертов с участием родителей и детей.
18 СЛАЙД
Создание предметно-развивающей среды.
Родители принимают активное участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в изготовлении декораций и костюмов к выступлениям детей.
19 СЛАЙД
Итогом моей работы с одаренными детьми является:
Выступления детей на районном конкурсе танцевальных коллективов «Хрустальный башмачок», проходящего в рамках Ẋ областного фестиваля русской культуры «Душа России» - Диплом 1 степени.
20 СЛАЙД
Отрывок выступления. Танец «Русские матрешки».
21 СЛАЙД
Грамота Лауреата районного фестиваля детского творчества «Я росинка твоя, Россия!».
22 СЛАЙД
Отрывок выступления. Танец «Яблочко».
23 СЛАЙД
Благодарственные письма Администрации Камышловского сельского поселения за участие в Смотре-конкурсе самодеятельного народного творчества «Поет село родное» проводимого в рамках областного фестиваля «Душа России».
24 СЛАЙД
Отрывок выступления. Танец «Весенний вальс».
25 СЛАЙД
Участие детей в концертных программах и досуговых мероприятиях, посвященных календарным праздникам и знаменательным событиям на уровне ДОУ, поселка, района.
26 СЛАЙД
Отрывок выступления. «Танец с голубями».
27 СЛАЙД
Дети по окончании детского сада продолжают заниматься на хореографическом и фортепианном отделении Камышловского выездного класса Любинской детской школы искусств, хореографических коллективах г. Омска.
29 СЛАЙД
Из практики могу сказать, что работа, систематически проводимая мною в данном направлении в течение многих лет, эффективна, результаты тому подтверждение. Улучшилась пластика и координация движений детей, активизировалась творческая деятельность, повысилась самооценка и уверенность в своих силах.
Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте с душой».
Сорокина Светлана Валерьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна