Статья «Музыкальное моделирование как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

2
0
Материал опубликован 3 May 2018
Музыкальное моделирование

как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Волковинская Ольга Геннадьевна,

музыкальный руководитель,

МБДОУ № 7 г. Находка,

volkovinskayao@mail.ru

Ключевые слова: музыкальное моделирование, фантазирование, сочинительство и музыкальные спектакли, три основных эффективных метода поддержки инициативы и развития самостоятельности детей, формы активности для поддержки инициативы и самостоятельности.

_______________________________________________________________________

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов.

Необходимость формирования и развития самостоятельности продиктована потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески и совершать открытия.

Важно отметить, что в Федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает на один из основных принципов дошкольного образования, которым является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют такие социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного образования, как проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Выполнение социального заказа побуждает к поиску форм активности, носящих продуктивный характер и на музыкальных занятиях. Для решения данного вопроса можно было обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности, но эти формы активности уже апробированы программой «С кисточкой и музыкой в ладошке» авторов Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина. Программа основана на интеграции разных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, архитектуры и литературы и предназначена для работы с детьми 3-10 лет. В центре внимания авторов — проблемы психологии восприятия искусства, психологии детского творчества.

В МБДОУ № 7 г. Находка был определен путь социализации ребенка на музыкальных занятиях через музыкальное моделирование с помощью фантазирования, сочинительства и музыкальных спектаклей, которые были выбраны как основные формы активности для поддержки инициативы и самостоятельности.

Однако, на начальном этапе выбранного пути, в большинстве случаев, эти формы активности инициировались мною или воспитателем и реализовывались ребенком без проявления инициативы и собственного желания. Действия ребенка выражались в том, что он помогал что-либо делать под руководством педагога и музыкального руководителя.

Выбирая вышеуказанные формы активности, мы предполагали, что ребенок будет придумывать что - то сам, станет инициатором и исполнителем, и полноправным участником музыкальных спектаклей. Кроме того, принимая на себя роли, ребенок будет сочувствовать, сопереживать, понимать взаимоотношения между людьми, решать проблемные ситуации, что обеспечит его положительную социализацию.

Новизна состоит в том, что музыкальное моделирование является нетрадиционной формой развития музыкальных способностей детей с помощью трех основных эффективных метода, которые были выделены и апробированы мною на музыкальных занятиях для поддержки инициативы и развития самостоятельности детей.

Первый метод руководства «Втягивание» – это влияние на содержание музыкальных спектаклей, то есть на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и реализацию художественных образов. Для того, чтобы показать детям новые приемы реализации художественных образов или сделать образ наиболее выразительным мною был использован прием вхождения в спектакль в качестве партнера, взяв на себя одну из ролей, таким образом, «втягивая» детей в игровую ситуацию в музыкальном спектакле.

Оказание помощи ребёнку нельзя подменять контролем со стороны взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание и может развить безволие. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным. Этот метод мною использовался преимущественно с детьми низкого уровня эффективности педагогического воздействия.

Второй метод «Развертывание» - это своевременное изменение театральной среды в музыкальном зале: эстетическое оформление музыкального зала; применение музыки различных жанров на электронных носителях, детских песен, мультимедиа, музыкальных инструментов; оснащение необходимыми атрибутами; установка ширмы для кукольного театра, использование костюмов и введение элементов новизны. Все это способствует пробуждению в памяти детей недавних впечатлений, полученных при знакомстве с героями.

В песенном творчестве предлагаю детям придумывать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!»; сочинить мелодию в жанрах (песня, танец, марш). В танцевальном творчестве побуждаю интерес и желание выполнять движения, создавая выразительные образы – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, султанчики, платочки, кубики, шарики др.

Поддерживаю инициативу в импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, маракасах, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сами придумывают различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики; самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для героев сказки: зайке – барабан, мишке – бубен.

Работая над актёрским мастерством, побуждаю детей выполнять действия в соответствии с заданием. Ребята выбирают себе роли, по желанию, без какого- либо принуждения.

Метод «Развертывание» нацеливает моих воспитанников на самостоятельное, творческое воспроизведение сюжета разными способами: мимикой, жестами, танцевальными движениями и т.д., в соответствии с их собственными чувствами, желаниями и интересами.

Третий метод «Всплеск» - это наиболее полное проникновение в атмосферу музыкального спектакля. В музыкальных спектаклях принимают участие дети всей группы. Роли распределяются в соответствии с музыкальными, эмоциональными, творческими возможностями. Таким образом, чтобы каждому ребёнку его роль была понятна, доступна и интересна.

С целью развертывания музыкальных спектаклей применяю следующие формы активности для поддержки инициативы и самостоятельности при организации образовательных ситуаций по музыке: речевые игры, ритмические движения, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, пластические этюды, танцевальные миниатюры.

Музыкальный спектакль является завершающим этапом, так сказать итоговым занятием определённого объёма работы.

Систематическое применение вышеперечисленных методов в процессе музыкального моделирования привела к формированию у воспитанников подготовительной группы увлеченности делом, желания получить результат и способность соотносить результат с результатом сверстников. Результативность, по-моему мнению, является показателем самостоятельности.

Дети с большим удовольствием поют и танцуют в музыкальных занятиях, так как они пропускают через себя образ героя, поэтому их пение становится более эмоциональным и выразительным, а движения более характерными.

Планомерное стимулирование сопереживания персонажам музыкальных и художественных произведений воспитанниками совместно с воспитателем и родителями данной группы: в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач-способствовало пониманию детьми смысла действий героев, сущность их взаимоотношений, формированию первых эмоциональных оценок. Всё это послужило источником возникновения замысла спектакля, обогащения его содержания и победу на конкурсе «Театральная жемчужина». Смотреть фото приложение 1.

Работая над темой «Музыкальное моделирование как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях», я вывела для себя следующую формулу: фантазирование + сочинительство+ музыкальный спектакль= эффективные формы активности для поддержки инициативы и самостоятельности.

Следующим шагом на пути реализации вышеуказанной темы планирую сфокусировать внимание на содержании музыкальных занятий с учетом преемственности в отношении каждой возрастной группы от 3 до 7 лет, с учетом образовательных областей, определенных ФГОС ДО и перспективным планированием педагогов.

Планирую использовать формы музыкальной активности: фантазирование, сочинительство (импровизация), музыкальные спектакли со второй младшей группы; побуждать детей к созданию простейших выразительных образов, к обыгрыванию музыкальных образов, чуткому и эмоциональному реагированию на изменение громкости, темпа и ритма музыки.

В дальнейшем задачи по музыкальной деятельности будут усложняться, создам условия для стремления инсценировать небольшие сказки, поэтические произведения («Теремок», «Репка», «Муха-Цокотуха», «Заюшкина избушка» и др.), проявлять творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий

Список литературы


 

1. Афонькина Ю. А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Ю.А. Афонькина. - Петроград: Учитель, 2013- 6-8с.

2. Есипов Б.П., Данилов М. Самостоятельная работа дошкольников на занятиях / - М.: Просвещение, 2014– 78с.

3.Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.-3-е издание, переработано- М.: Просвещение, 2014.-191 с.

4.Русские народные детские песни и сказки с напевами/ Запись, составление и нотация Г. М. Науменко.- М.: ЗАО Издательство Центр полиграф, 2013 – 414 с.: ноты.

Приложение 1

Театрализованное представление «Муха-Цокотуха» 2017г.

Жанр: водевиль – драматическая пьеса бытового содержания с песенками – куплетами и танцами.

..Либретто: Муха-Цокотуха – стихотворная сказка, написанная для детей Корнеем Чуковским, послужила основой для пьесы, которая представлена в виде театрализованного действа.

Сюжет сказки незатейлив: проснувшись утром, муха решает пригласить в дом гостей и угостить их сладостями. Летая по полям, Муха -Цокотуха находит денежку, радостная - бежит на базар и попадает на веселую ярмарку с песнями и плясками. Ее желание купить самовар и пригласить гостей исполнилось, но что из этого вышло и кто потревожил букашек в разгар торжества!? Театрализованное представление «В гостях у Мухи – Цокотухи» покажет ребятам пример храбрости и самоотверженности, расскажет о том, что настоящий друг не предаст в самой сложной и опасной ситуации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации