Аудитория: ФИО обучающихся, учащиеся 3-4 классов (по необходимости)
Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 4-х направлениях:
1 направление.Обучение агрессивных детей способам выражения гнева
в приемлемой форме.
Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.
Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.
Поведение агрессивных детей является деструктивным, поэтому проблема обучения приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом. Существует четыре способа поведения в ситуации, когда человек испытывает гнев:
1) Прямое (вербальное – невербальное) заявление о своих чувствах, при этом дается выход отрицательным эмоциям.
2) Косвенное выражение: гнев вымещается на человеке или предмете, который представляется разгневанному ребёнку неопасным. Не отреагировав сразу, ребёнок рано или поздно чувствует необходимость выплеснуть гнев.
3) Сдерживание гнева. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он подвержен риску психосоматических расстройств. По наблюдению учёных, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.
4) Предотвращение негативных эмоций. Человек пытается выяснить причину гнева и устранить её в кратчайший срок. Но такой способ выражения гнева детям с ЗПР не свойственен, так как самостоятельно анализировать ситуацию они ещё не в состоянии. При обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева можно учить детей: прямо заявлять о своих чувствах, выражать гнев в косвенной форме с помощью игровых приемов, переносить гнев в косвенной форме с помощью игровых приёмов, переносить гнев на неопасные объекты.
Для работы с агрессивными в арсенале педагога должны быть разнообразные методы работы:
НАРИСОВАТЬ ОБИДЧИКА. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его.
Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.
УВЕСТИ РЕБЁНКА в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.
КОМКАТЬ И РВАТЬ БУМАГУ
БИТЬ ПОДУШКУ ИЛИ БОКСЁРСКУЮ ГРУШУ
ПОТОПАТЬ НОГАМИ
НАПИСАТЬ НА БУМАГЕ ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ, СКОМКАТЬ И ВЫБРОСИТЬ
ВТИРАТЬ ПЛАСТИЛИН В БУМАГУ ИЛИ КАРТОНКУ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОДЯНОЙ ПИСТОЛЕТ
БАТУТ, НАДУВНЫЕ ДУБИНКИ
ГРОМКО КРИЧАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ «СТАКАНЧИК ДЛЯ КРИКА, СДЕЛАННЫЙ ИЗ ВАТМАНА»
ПИНАТЬ ПОДУШКУ НОГОЙ ИЛИ КОНСЕРВНУЮ БАНКУ (из-под «пепси», «спрайта»)
«ЛИСТОК ГНЕВА», с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И ИГРУШЕК:
-
Огромный надувной молоток – постучать им со всей силой
Лёгкие мячи, которые можно швырять в мишень
Мягкие подушки, которые можно колотить
Газеты, которые можно комкать и швырять
Погреметь погремушками
Поиграть в игры: «ОБЗЫВАЛКИ», «МЕШОЧЕК ДЛЯ КРИКОВ», «ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА», «СТАКАНЧИК ДЛЯ КРИКОВ», «СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ».
Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
Агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.
1. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно пользоваться разрезными шаблонами, этюдами М. И. Чистяковой (1990) (Материалы имеются на сайте в разделе «Статьи, выступления»), упражнениями и играми, разработанными Н.Л.Кряжевой (1997) (Материалы имеются на сайте в разделе «Игры и упражнения»), а также большими таблицами и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний и презентации «Эмоции».
В классе, где находится такой плакат, дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя.
2. Можно научить детей проводить обратную процедуру: самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человечки.
3. Еще один способ научить ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем – рисование.
Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Koгдa я сержусь», «Koгдa я радуюсь», «Koгдa я счастлив» и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.
4. Необходимо научить ребенка понимать себя, и прежде всего –ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Cepдцe колотится, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т. Д.
Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.
Обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.
Педагог может использовать и другие формы и методы:
проводить беседы с ребенком
рисовать
играть
В эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.
Игра проходит в два этапа.1 этап (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий спрашивает: «Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?» Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило, ответы сводятся к следующему: «Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». Далее воспитатель спрашивает детей: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?» Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, - вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.
2 этап. Воспитатель говорит детям: «Koгдa мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.
Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушков ботинке».
Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные «камушки», о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от «камушка».
Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает педагогу беспрепятственно проводить учебный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это «что-то» не даст им спокойно сидеть на занятиях и воспринимать информацию. Если же дети получат возможность выговориться, «выпустить пар», то можно спокойно приступать к занятиям. (Игры к занятиям с учащимися можно найти в разделе «Игры и упражнения» на сайте)
3 направление.Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать Состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая – от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать.
Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино».Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.
Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки. В таком случае гораздо полезно сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «Я», а не «TЫ». Например, вместо «Tы почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».
Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.
4 направление.Отработка навыков общения.
Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача педагога – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут ребёнку расширить свой поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определённые события.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Можно разыграть с детьми любую жизненную ситуацию. По окончании игры дети обсуждают, насколько эффективными были те или иные способы выхода героев из конфликтных ситуаций.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИБыть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные поступки.
Наказания не должны унижать ребенка.
Обучать приемлемым способам выражения гнева.
Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
Развивать способность к эмпатии.
Расширять поведенческий репертуар ребенка.
Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
Учить брать ответственность на себя.
Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
КАК ИГРАТЬ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.1 ЭТАП – подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.
На первых порах ребенок может стать более агрессивным (и родителей надо предупреждать об этом), но через 4-8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.
Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Двa барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Дa и Heт», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг». (Игры в разделе «Игры и упражнения»)
2 ЭТАП – включение агрессивных детей в игры с неагрессивными детьми. Педагог должен находиться рядом и в случае необходимости помочь разрешить конфликтную ситуацию.
3 ЭТАП – Совместное принятие решения о том, как лучше выйти из создавшегося положения. ИГРЫ «ГОЛОВОМЯЧ», «Камешек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки».
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ФУНКЦИИ |
ИГРА (НАЗВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ) |
Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева |
«Обзывалки» (групповая); можно использовать названия а фруктов, грибов, ме6ели. В заключение игры надо сказать друг другу что-нибудь и приятное. |
Сплочение, сочувствие, поддержка, сопереживание |
«Доброе животное» (групповая) |
Снятие негативных эмоций |
«Тух – тиби – дух!» (групповая) |
Обучение эффективным способам общения |
«Попроси игрушку» (групповая) (Уговори человека дать тебе предмет) – вербальный и невербальный варианты. |
Формирование чувства доверия |
«Прогулка с компасом» (групповая) Игра парами: один впереди – с закрытыми глазами – это компас, сзади – турист. |
Установление доверительных отношений |
«Я вижу!» (индивидуальная, групповая) |
Снятие мышечного напряжения |
«Ласковые лапки» (индивид., групповая) |
Сочувствие, coпереживание, осознание своих чувств |
«Хорошо – плохо!» (индивид., групповая) |
Сплочённость группы |
«Клеевой дождик» (групповая) |
Tpeнинговыe занятия по темам: |
«Страдание» (К. В. Гильмеев И. З. «Я +Ты») |
Сказкотерапия по темам: |
«Волк и семеро козлят» |
Музыкотерапия |
Индивидуальная |
АРТ-терапия по темам |
« Прогноз погоды (выразить своё настроение с помощью рисунка и показать другим «Солнечно», «Шторм» и т.д.) (индивидуальная, групповая) |
Видеотренинги |
«Ёжик должен быть колючим» |
План работы по коррекции агрессивного поведения
№ |
Дата |
1-е направление |
2-е направление |
3-е направление |
4-е направление |
1. |
06.09.12 |
«Обзывалки». Сказка «Волк и семеро козлят» |
|||
2. |
13.09.12 |
«Кукла Бобо». Музыкотерапия |
|||
3. |
20.09.12 |
«Доброе животное». Видеотренинг «Ёжик должен быть колючим» |
|||
4. |
27.09.12 |
«Король сказал». Музыкотерапия. |
|||
5. |
04.10.12 |
«Двольный-сердитый». Сказка «Золушка» |
|||
6. |
11.10.12 |
«Датский бокс». Музыкотерапия |
|||
7. |
18.10.12 |
«Распускающийся бутон». Видеотренинг «Ну, погоди!» |
|||
8. |
25.10.12 |
«Клеевой дождик». Музыкотерапия. |
|||
9. |
01.11.12 |
«Слушай звуки». Сказка «Морозко» |
|||
10. |
08.11.12 |
«А кроме того…». Музыкотерапия |
|||
11. |
15.11.12 |
«Любящий взгляд». Видеотренинг «12 месяцев» |
|||
12. |
22.11.12 |
«Строители». Арт-тренинг |
|||
13. |
29.11.12 |
«Спустить пар». Сказка «Заюшкина избушка» |
|||
14. |
06.12.12 |
«Камушек в ботинке». Арт-терапия |
|||
14. |
13.12.12 |
«Ласковые лапки». Музыкотерапия |
|||
16. |
20.12.12 |
«Новоселье». Видеотренинг «Звездный мальчик» |
|||
17. |
27.12.12 |
«Лепим сказку». Арт-терапия |
|||
18. |
03.01.13 |
«Коробка переживаний». Музыкотерапия |
|||
19. |
10.01.13 |
«Кто я?». Арт-терапия |
|||
20. |
17.01.13 |
«Пчелы и змеи». Сказка «Зимовье зверей» |
|||
21. |
24.01.13 |
«Два барана». Музыкотрепия |
|||
22. |
31.01.13 |
«Тух-тиби-дух». Арт-терапия |
|||
23. |
07.02.13 |
«Попроси игрушку». Тренинг «Страдание» |
|||
24. |
14.02.13 |
«Групповой портрет». Арт-терапия |
|||
25. |
21.02.13 |
«Толкалки». Музыкотерапия |
|||
26. |
28.02.13 |
«Кукла Бобо». Тренинг «Печаль» |
|||
27. |
07.03.13 |
«Хорошо-плохо». Арт-терапия |
|||
28. |
14.03.13 |
«Прогноз погоды». Арт-терапия |
|||
29. |
21.03.13 |
«Угадай, что изменилось». Тренинг «Гнев» |
|||
30. |
28.03.13 |
«Связующая нить». Музыкотерапия |
|||
31. |
04.04.13 |
«Звучащая сила». Музыкотерапия |
|||
32. |
11.04.13 |
«Копилка хороших поступков». Сказка «Буратино» |
|||
33. |
18.04.13 |
«Хвасталки». Сказка «Заяц-хваста» |
|||
34. |
25.04.13 |
«Бумажный пакет». Тренинг «Вина» |
|||
35. |
16.05.13 |
«Прогулка с компасом». Арт-терапия |
|||
36. |
23.05.13 |
Итоговое занятие. Тест. Чему мы научились? |