Рабочая программа по учебному предмету «Коррекция устной и письменной речи» (1–4 класс)

8
0
Материал опубликован 19 May 2018 в группе

ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Коррекция устной и письменной речи»

для обучающихся по АОП НОО ОВЗ Вариант 7.1

Нургалиевой Ляли Равильевны

учителя - логопеда высшей категории

1-4 классы

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по курсу логопедических занятий «Коррекция устной и письменной речи» адресована учащимся начального общего образования ГБОУ Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся по АООП НОО ОВЗ с ЗПР, Вариант 7.1.

Вариант 7.1 предполагает, что обучающиеся получают образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения (1-4 классы). Срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК). Данный вариант предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся ученик полностью включен в общий образовательный поток.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, в соответствии с требованиями к результатам освоения АОП НОО ОВЗ, с учётом специфики деятельности ГБОУ РЦДО. В основу предлагаемой коррекционной программы положены разработки ведущих отечественных специалистов в области логопедии: Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, и др., также она дополнена материалами, разработанными логопедами Центра патологии речи и нейрореабилитации- Визель Т.Г. Шевцовой Е.Е, Резниченко Т.С. Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б. Ф. Ломов), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О. М. Казарцева, Т. А. Ладынежская, М. Р. Львов, А. Г. Арутаева, Л. М. Шипицина и др.

Срок реализации программы 2016-2020 год.

Данный учебный предмет в системе начального общего образования одновременно охватывает общее и специальное образование учащихся с ОВЗ, имеющих нарушения устной и письменной речи. Это позволяет одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению.

Курс логопедических занятий в начальной школе направлены на достижение основной цели: реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО ОВЗ с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

  1. формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

  2. достижение планируемых результатов освоения АООП НОО ОВЗ, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

  3. становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

  4. создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

  5. обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

  6. обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

  7. выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

  8. использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  9. предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

  10. участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

 включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

 

В основу АООП НОО ОВЗ с ЗПР заложены следующие принципы:

  1. принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

  2. принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

  3. принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

  4. принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

  5. онтогенетический принцип;

  6. принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ЗПР) ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

  7. принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а — «образовательной области»;

  8. принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

  9. принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

  10. принцип сотрудничества с семьей.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок с учётом индивидуальных особенностей ученика. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:

- адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;

- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно – познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В ходе реализации программы отводится особое место коррекционным упражнениям по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.

Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик - от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно- поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом.

АООП НОО ОВЗ (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

Работа по данной программе проходит в рамках общей концепции коррекционной психолого-педагогической, логопедической работы с детьми с ОВЗ. Целевое назначение коррекционной логопедической работы состоит в том, чтобы на основании психолого-педагогической, логопедической диагностики детей, формировать у них речедвигательные функции, речевую систему в целом, орально-артикуляционный праксис, просодическую сторону речи, развивать когнитивные функции, углубить речеведческую работу, работать по дальнейшему развитию психофизических функций.

Данная рабочая программа логопедических занятий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата рассчитана на контингент детей с ОВЗ, страдающих различными формами дизартрии, фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи, нарушением чтения и письма. Структура нарушений речи у этих детей неоднородна.

Знание особенностей речевых нарушений у детей с ОВЗ позволяет сформулировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.

Особенностью расстройств речи у детей с ОВЗ является их патогенетическая общность с двигательными нарушениями, что находит свое выражение во взаимосвязи между развитием речи и формированием общей и мелкой моторики.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления. Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях ребенка.

Логопедия является одним из разделов специальной педагогики-дефектологии.

В настоящее время термин «логопедия» означает не только воспитание речи-значение этого термина гораздо шире: предметом логопедии является изучение характера и течения различных нарушений речи и создание методов их предупреждения и преодоления. В этом определении раскрывается как теоретическое значение(изучение речевых нарушений), так и практическое (предупреждение и преодоление речевых нарушений).

Основная цель логопедической работы с детьми с ОВЗ - развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач:

-уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса, гипертонуса в мимической и артикуляциионой мускулатуре;

- улучшение речевого дыхания и голоса, выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

-нормализация просодической системы речи;

-формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации смешиваемых звуков речи;

-развитие фонематического восприятия и звукового анализа;

-нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи при сложном речевом расстройстве, проявляющемся как дизартрической, так и алалической патологией речи или при задержке речевого развития);

-устранение патологической симптоматики, такой как тремор, синкенезии, девиации;

-развитие слухового восприятия.

При этом необходимо учитывать:

-Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

-Восполнение пробелов в развитии связной речи.

-Дальнейшее совершенствование неречевых процессов.

-Развитие общеучебных умений и навыков.

-Повторение систематического курса русского языка.

-Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (автоматизация, и дифференциация звуков и букв в устной и письменной речи).

Конкретные цели и задачи курса.

1. Коррекция нарушений в устной речи.

Задачи:коррекция артикуляционных нарушения, формировать правильное звукопроизношение; развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез; развивать понимание речи; расширять, уточнять и активизировать словарный запас; учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм; развивать диалогическую и монологическую речь.

2. Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи. Коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи. Развитие и совершенствование мысле-рече-языковой деятельности.

Задачи:формировать правильный навык письма, чтения; развивать письменную речь как форму общения; способствовать усвоению языка как средства общения.

3. Развитие познавательной деятельности. Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое). Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической). Развитие произвольного внимания.
Задачи: учить соотносить условия задачи с их требованиями; формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности; формировать понятия о причинно-следственных связях,временных отношениях, представления о количестве, пространстве; учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины; учить сравнению предметов по определенным признакам; учить классифицировать, обобщать предметы; развивать динамический и кинестетический праксис; развивать зрительный, слуховой контроль.

4. Преодоление эмоционально-поведенческих расстройств.
Задачи: способствовать предупреждению негативизма,эмоционального дискомфорта, тревоги; развивать словесную регуляцию поведения.

 

  1. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.                                   В настоящее время все более актуальной становится вопрос профилактики, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ОВЗ. Между тем основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с такой патологией уже несколько десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике в различных учреждениях. Актуальность данной программы заключается и в социальном запросе родителей детей с нарушениями речи и трудностями усвоения ими школьной программы.

     

Курс логопедических занятий «Коррекция нарушений устной и письменной речи» - формирует у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно.

В свою очередь содержание логопедических занятий «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.

Специфика программы заключается в её тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В процессе коррекционной работы проводится интеграция с учебными предметами по русскому языку и литературному чтению, и реализуются следующие сквозные линии развития учащихся.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

  1. овладение функциональной грамотностью (первичные навыки работы с информацией);

  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, общие с курсом русского языка:

приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

  1. овладение функциональной грамотностью;

  2. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

  3. овладение родным языком;

  4. овладение орфографией и пунктуацией;

  5. развитие чувства языка

Таким образом, логопедический курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи», имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебноязыковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного обучения.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА.

Программа коррекционной работы разработана с целью организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с нарушениями речи. Данная программа является органичной частью основной образовательной программы образовательного учреждения в рамках введения ФГОС начального образования.                                                     Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю продолжительностью по 20 мин. с периодичностью 2 раза в разные дни недели).

Курс логопедических занятий «Коррекция нарушений устной и письменной речи» проводится с учащимися с 1 по 4 классов, имеющими различные нарушения устной и письменной речи. Логопедические занятия проводятся по направлению ПМПК с обучающимися имеющими недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Коррекционная работа строится с учетом структуры и степени тяжести речевого дефекта учащихся.

Таким образом, основными направлениями курса являются устранения фонетических недостатков речи (ФН) у учащихся со сложной структурой речевого дефекта, фонематического недоразвития речи (ФНР), фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) и общего недоразвития речи (ОНР), а также нарушения чтения и письма (НЧП), обусловленные ФНР, ФФНР, ОНР.

Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Логопедия является одним из разделов специальной педагогики-дефектологии. По учебному плану РЦДО на этапе начального общего образования отводится 34 часа в год, в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю :

в 1 классе – 33 недели-33 ч в год;

во 2 классе – 34 недели-34ч. в год;

в 3классе – 34 ч. в год;

в 4 классе – 34ч. в год.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.

Курс логопедических занятий «Коррекции устной и письменной речи» является неотъемлемой частью общего педагогического процесса. Благодаря интеграции естественно- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты:

- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Логопедическая работа с детьми, имеющими различные расстройства речи, позволяет в той или иной мере нормализовать, компенсировать, формировать речевые возможности обучающихся. Систематическая, комплексная работа по развитию речи, проводимая на логопедических занятиях, способствует развитию у данной категории детей речи как средства общения и является необходимой предпосылкой для усвоения ими программного материала по предметам учебного плана. Обучение по предмету «Коррекции устной и письменной речи» для детей с НОДА ОВЗ (ЗПР) предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Решение данных задач позволит повысить учебную мотивацию учащихся, даст возможность повысить уровень владения родным языком.

Метапредметные результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;

  2. планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;

  3. работать в соответствии с поставленной задачей;

  4. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;

  5. работать по плану и корректировать свою деятельность;

  6. определять успешность своей работы и других детей.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательнме УУД:

  1. искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;

  2. осуществлять анализ и синтез;

  3. составлять описание объекта;

  4. строить рассуждение.

  5. составлять простой и сложный план текста;

  6. работать с текстом;

  7. устанавливать причинно-следственные связи;

  8. составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;

  9. правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы; Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);

  2. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  1. сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда;

  2. оценивать свою работу и работу товарища;

  3. уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Учитывая, что данная программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам. Таким образом, предметными результатами является сформированиость следующих умений:

  1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся;

  2. самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;

  3. осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;

  4. подробно и выборочно пересказывать текст;

  5. делить текст на части и озаглавливать их;

  6. выполнять разбор слова по составу;

  7. производить звуко-буквенный анализ слов;

  8. правильно списывать тексты;

  9. писать слова и предложения под диктовку;

  10. находить и исправлять орфографические ошибки;

  11. распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;

  12. ставить пунктуационные знаки конца предложения;

  13. определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор;

  14. составлять предложения с однородными членами.

Учащиеся должны уметь:

  1. ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;

  2. планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;

  3. работать в соответствии с поставленной задачей;

  4. искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;

  5. составлять описание объекта;

  6. составлять простой и сложный план текста;

  7. работать с текстом;

  8. сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учигеля- логопеда;

  9. оценивать свою работу и работу товарища;

  10. устанавливать причинно-следственные связи;

  11. составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;

  12. правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;

Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса:

Учащиеся должны знать:

конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов; слоговой анализ слова.

Учащиеся должны уметь:

вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

отличать гласные звуки и буквы от согласных;

распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

делить слово на слоги;

выделять в слове ударный слог;

правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

пересказывать несложные тексты.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

Учащиеся должны знать:

гласные и согласные звуки и буквы, их признаки; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие; названия предметов по различным лексическим темам; структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

распознавать сонорные звуки и буквы;

распознавать парные согласные;

обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

писать раздельно предлоги со словами;

правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3 класса:

Учащиеся должны знать:

слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Учащиеся должны уметь:

производить звукобуквенный анализ слов;

устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

пользоваться различными способами словообразования;

владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

использовать в речи различные конструкции предложений.

строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 4 класса:

Учащиеся должны знать:

изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.

Учащиеся должны уметь:

активно пользоваться различными способами словообразования;

владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание».

По учебному плану РЦДО на этапе начального общего образования на изучение курса «Окружающий мир» отводится 135 часов, в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю :

в 1 классе – 33 недели-33 ч в год;

во 2 классе – 34 недели-34ч. в год;

в 3классе – 34 ч. в год;

в 4 классе – 34ч. в год.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.

    1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1. Наименование раздела: звуковая сторона речи. Фонематические процессы. Содержание учебного материала: развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания. Автоматизация и дифференциация звуков и букв в устной и письменной речи; коррекция слоговой структуры.Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика . Развитие фонематического слуха ифонематического восприятия. Автоматизация слогослияния, развитие навыка осознанного чтения. Ожидаемый результат: уметь выделять звуки из слова, правильно ихпроизносить, проводить анализ артикуляции. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком. Обозначать на письме буквами звонкие и глухие. Проводить слоговой анализ, выделять ударный слог, переносить слова по слогам. Проводить звуко-буквенный анализ доступных слов.

2. Наименование раздела: лексико-грамматический строй речи
Содержание учебного материала:Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам. Практическое усвоение грамматических категорий. Ожидаемый результат: знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Активизироватьчерез речевую практику, усвоенную лексику. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки). Понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы речи.

3. Наименование раздела: работа над предложением и связной речью. Содержание учебного материала: интонация в предложении. Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Распространение простого двусоставного предложения по моделям и вопросам . Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Обучение первоначальному навыку связного высказывания. Пересказ по вопросам, частям, выборочный. Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок. Усвоение модели сложного предложения: -сложносочиненное предложение; -сложноподчиненное предложение. Употребление знаков препинаний в сложных предложениях. Ожидаемый результат: усвоить понятие: предложения из двух или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Составлять модель простого двусоставного предложения. Пересказывать рассказ. Составлять тексты на заданную тему. Составлять модели всех видов предложений. Уметь распространять предложение по моделям и вопросам. Правильно оформлять предложение на письме. Уметь составлять и различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. Правильно употреблять знаки препинания при написании сложных предложений.

4. Наименование раздела: неречевые процессы. Содержание учебного материала: развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания и памяти. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концентрация, распределение). Закрепление временных и пространственных представлений. Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение). Ожидаемый результат: знать времена года, дни недели, части суток. Определять пространственные направления и обозначать их словом. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления. Классифицировать предметы по заданному признаку

5. Наименование раздела: развитие общеучебных умений и навыков.
Содержание учебного материала: формирование учебно-организационных умений . Развитие умения воспринимать инструкции и действовать четко и последовательно в соответствии с ее указаниями. Учить выделять главное. Формирование умения вести диалог с учителем. Ожидаемый результат: готовить свое рабочее место и материал к занятию. Убирать рабочее место по окончании занятия. Воспринимать инструкции учителя- логопеда и действовать последовательно по их выполнению. Уметь выделять главное. Вести учебный диалог. Отвечать на вопросы полным предложением.

Программа состоит из следующих разделов: коррекция звукопроизношения; коррекция фонематических процессов; коррекционная работа на лексическом уровне; коррекционная работа на синтаксическом уровне; развитие связной речи, работа по речеведению; формирование и коррекция психофизических функций.

При проведении коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи целесообразно использовать следующие приемы логопедического воздействия(по необходимости): дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий и стимулирующий); пассивная и активная артикуляционная гимнастика; развитие речевого дыхания; голосовые упражнения; оживление мимики лица; глазодвигательные упражнения; развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; коррекция звукопроизношения (постановка отсутствующего или искаженного звука, автоматизация коррегируемого звука, дифференциация смешиваемых фонем); развитие мелкой и общей моторики.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе предусматривает:

Звуковую культуру речи — это уметь выделять в произношении заданный звук; определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с заданным звуком в скороговорках, стихах, подбирать слова с заданным звуком; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный ударный, безударный; согласный твердый, мягкий), правильно употреблять соответствующие термины; производить звуковой анализ слов: количество звуков, последовательность фонем, место звука в слове, количество слогов; уметь внятно и отчетливо произносить звуки, слова, короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями, соблюдая установленные правила речи.

Расширение словаря — это уметь группировать предметы по их назначению, использовать в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия; употреблять в речи названия предметов и их частей, деталей; различать и называть характерные свойства и качества предметов; образовывать новые слова по аналогии; понимать и употреблять слова- антонимы, синонимы, омонимы; использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги

Развитие связной речи — это уметь составлять связные рассказы; уметь внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию; понимать содержание литературного текста, передавать содержание данного текста.

Совершенствование грамматического строя речи — это уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в,на,за,под и другие); употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения, составлять предложения с однородными членам и предложения.

Литературное чтение - это: четкое и правильное произношение всех звуков речи; совершенствование навыка сознательного, правильного, выразительного чтения про себя и вслух; осмысленное восприятие прочитанное.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Компьютерный класс для коррекционно-развивающей работы.

  2. Специализированный программно-технический комплекс педагогического работника: компьютер Apple s MacBook white /Apple Mac OS X Snow Leopard/MS Windows 7 Professional.

  3. Наушники Gal; Микрофон VRN-M1C3; Колонки Topdevice TDS-501 Wood; Веб-камера Qumo WCQ-107.

  4. Сканер HP Scanjet G3110.

  5. Черно-белый лазерный принтер HP LaserJet Pro Р1102w.

  6. Цифровая фотокамера Canon PowerShot A3100IS, карта памяти Transcend SD 4GB.

  7. Цифровое устройство для просмотра микропрепаратов MicroLife:ML-l 2-1.3

  8. Графический планшет Wacom Bamboo Pen.

  9. Программы: Wopd, Exel, Skain, Power Paint.

    Литература.

    1. Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. 4.1 ( В.Г. Горецский, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина).- 9-е изд. - М.: Просвещение, 2017.-127 с. 2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия – М.:, 2006 – 319 с. 3. Волкова JI.C., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Просвещение, 1998. - 68с. 4.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1988. - 124с. 5. Воронкова В.В., Перова М.Н. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы. - М.: Владос, 2001. 6. Винарская Е.Н. Дизартрия – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005 – 141, с.: ил., - (Библиотека логопеда). 7. Ефименкова J1.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1992. -76с. 8. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 9. Ишимова О.А., Бандарчук О.А. «Логопедическая работа в школе». Работаем по новым стандартам. М., «Просвещения», 2012г.

    10. Канакина В.П. Русский язык 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Организ. В.П. Канакина, В.Г. Горецский.-9-е изм. - М.: Просвещение. 2017. -143 с.

     

    Интернет ресурсы.

    http://rcdorb.ru/ - Сайт для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ Уфимской области с применением дистанционных образовательных технологий.

    http://www.uchportal.ru/ Учительский портал.

    http://www.nachalka.com/ Сайт «Начальная школа».

    www.slovopedia.com Подборка русских толковых словарей: словарь Даля, словарь Ожегова, энцеклопедический словарь и другие.

    www.gramota.ru Справочно-информационный портал. Русский язык для всех. Словари, правила русского языка, научная библиотека.

    http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/donr Сборник диагностических методик.

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации