Рабочая программа по предмету «Коррекция речи. Дисграфия» (1-4 классы)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4. П. Лесогорск.
Рабочая программа
по предмету «Коррекция речи. Дисграфия.» в 1-4 классах
Учитель-логопед: Куликовских М.В.
2014 - 2015 уч. г.
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости.
Количество учащихся, которые по различным причинам не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, постоянно увеличивается, и по данным различных исследований, колеблется в пределах 20-30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ (1995 г.) 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.
Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия. Одной из причин школьной неуспеваемости являются различные нарушения речевого развития (ФФНР, ОНР 3 ур., НВ ОНР и др.)
Методологической основой являются работы по преодолению ФФНР Филичевой Т.Б., Каше Г.А., Чиркиной Г.В., Кукушина В.С.; по обучению грамоте Эльконина Д.Б., Бетеньковой Н.Б., Соловейчик М.С. , по преодолению ОНР
Характеристика группы:
Речь детей, имеющих диагноз ОНР 3 уровня характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико - грамматического, фонетико - фонематического недоразвития. Характерно не дифференцированное произношение звуков, в основном шипящих и свистящих, соноров и аффрикат. Ребёнок может правильно повторить вслед за логопедом 3-4 сложных слова, но в предложениях сокращает слово, и оно приобретает приблизительный контур. Особенно слогонаполняемость слов нарушается при стечении согласных.
Наблюдается не точное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно прилагательных. Дети не умеют пользоваться суффиксальным и префиксальным методами словообразований. В свободном высказывании преобладают простые предложения, развернутые предложения почти не употребляются. Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительного и существительных, прилагательных и существительных в роде, числе и падеже. Много ошибок в использовании предлогов, как простых, так и сложных. Понимание обращенной речи приближается к норме.
Такие дети испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального образования вследствие недостаточной сформированности речевой функции и базовых предпосылок к овладению навыками чтения и письма. У них, в результате диагностического обследования устной речи и нейропсихологического развития выявляются следующие проблемы:
1 Нарушение фонетико - фонематического компонента речевой системы.
Дефектное произношение более 2-5 звуков, распадающихся на одну - две группы оппозиционных звуков.
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей этой группы наблюдается:
А) Недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
Б) Недостаточная сформированность функциональных базовых предпосылок для обучения грамоте и письму (пространственная и временная ориентация, высшие психические функции: внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие; ручная и общая моторика).
В) Нарушение грамматической и лексической стороны устной речи.
3. Психические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способностей к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля.
7. Недостаточное развитие произвольности в области деятельности.
Основные направления работы.
Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы.
Развитие фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза.
Развитие лексического запаса слов.
Развитие грамматического строя языка
Формирование связной речи.
Развитие и совершенствование психических предпосылок к обучению.
Формирование полноценных учебных умений.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Цель работы: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной различными нарушениями развития устной и письменной речи.
Задачи:
формировать фонематическое восприятие,
навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
развивать связную речь;
развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память;
совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей;
оказывать помощь обучающимся в овладении навыками письма и чтения с учетом индивидуальных особенностей;
создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками;
проводить профилактическую работу различных видов дисграфии и дислексии.
Коррекционно-развивающие задачи и средства их реализации:
Развивать фонематическое восприятие. |
Отрабатывать навык правильного чтения слов, так как соответствие написанного и произносимого необходимо для точного понимания смысла и восприятия правильного слухового образа слова. |
Развивать слухоречевую память. |
Отрабатывать навык точного воспроизведения прочитанного (слова, предложения), так как необходимо создавать и закреплять модели разных форм одного и того же слова (падежные окончания), а также модели слов, измененных с помощью приставок и суффиксов (однокоренные слова). |
Развивать звуко-буквенный анализ слов. |
Отрабатывать навык последовательного послогового проговаривания слов при письме с последующим проговариванием при проверке для сличения слухового образа слова. |
Развивать зрительное восприятие и зрительную память. |
Отрабатывать умение запоминать зрительный образ слова (предложения) для зрительного контроля написанного слова (предложения). |
Развивать навык планирования высказывания. |
Отрабатывать умение планировать высказывание: 1) с опорой на вопрос; 2) с опорой на ключевые слова; 3) с опорой на рисунок (пиктограмму); 4) с опорой на графическую схему; 5) мысленно. |
Развивать навык выделения существенного (главной мысли, главного слова). |
Отрабатывать умение отделять одно предложение от другого, один абзац от другого, опираясь на целостность и законченность мысли. Учить определять главное в высказывании и называть его, то есть озаглавливать. |
Обогащать и активизировать словарный запас. |
Учить выявлять значение слова (без контекста и в контексте), формулировать его, подбирать синонимы и антонимы. Включать слово в устную и письменную речь. |
Формировать умение определять причинно-следственную связь |
Учить выявлять связь между фактами и событиями, логически выстраивать цепочку событий, не нарушая последовательности. |
Для контроля над усвоением материала используются диктанты по русскому языку и тесты. Уроки-тесты завершают изучение некоторых из тем. Для повышения мотивации к изучению русского языка, логопедических занятий снижению эмоциональной нагрузки используются игровые моменты.
Вся логопедическая работа осуществляется посредством 3-х этапов:
1 - диагностическо-подготовительный;
2-коррекционный;
3-оценочный.
Содержание программы:
I.Диагностико- подготовительный – направлен напостроение системы индивидуальной коррекционной работы и осуществления дифференциального подхода к детям-логопатам. Углублённое логопедическое обследование детей для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений и вторичных неречевых расстройств. Комплектования логопедических групп на основе общности структуры дефекта.
Диагностика включает:
диагностика речевого развития речи на момент поступления в школу;
диагностика речевого развития речи на начало учебного года;
3. мониторинг речевых нарушений учеников.
Форма проведения - индивидуальная, фронтальная.
II. Коррекционный этап:
Проводится учителем – логопедом на логопедических занятиях.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия.
III. Оценочный этап:
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок.
Форма проведения - индивидуальная, фронтальная.
Методы: словесные, наглядные, практические, самостоятельные и под руководством логопеда.
Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся 1-4 классов, испытывающих трудности формирования письменной
речи (письма и чтения).
Программа групповых занятий включает:
в 1-м классе:
коррекция дефектов произношения;
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
обогащение словарного запаса;
развитие грамматического строя и связной речи.
Все направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии идет работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развитию грамматического строя.
во 2классе:
формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
дифференциацию смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;
уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского языка;
обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире.
в 3-4-м кассах:
словоизменение имен существительных;
согласование имен прилагательных и глаголов с именами существительными;
словообразование основных частей речи;
лексика и фразеология.
По завершении курса коррекционных занятий учащиеся должны ЗНАТЬ:
признаки гласных и согласных звуков: гласные ударные и безударные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие.
два способа обозначения мягкости согласных на письме;
изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;
графическое начертание заглавных и строчных букв в соответствии с нормами каллиграфии;
признаки словосочетания, простого и сложного предложения;
главные и второстепенные члены предложения;
что такое однокоренные слова;
УМЕТЬ:
делать полный звукобуквенный анализ слов;
производить слоговой анализ слов: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, и ударную гласную;
дифференцировать буквы, имеющие оптико-механическое сходство;
доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
выделять корень в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова;
проверять безударные гласные и парные согласные в корне с изменением числа и подбором однокоренных слов;
практически пользоваться различными способами словообразования;
дифференцировать приставки и предлоги, раздельно писать предлоги со словами;
по двум признакам - значению и вопросу - определять части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением);
выделять предложения из сплошного текста, составлять предложения из слов и словосочетаний;
находить главные члены предложения;
безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов), соблюдая правила написания; письменно отвечать на вопросы;
ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации;
владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, основную мысль и выражать ее своими словами;
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА
Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся 1-го класса, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).
Основная задача коррекционного обучения первоклассников – восполнение пробелов в звукопроизношении и формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.
В первом полугодии проводится коррекция дефектов произношения на индивидуальных занятиях.Одновременно проводится работа по
развитию общей и речевой моторики;
коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия;
расширения и обогащения словарного запаса.
Коррекционная работа по исправлению дефектов звукопроизношения проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях три раза в неделю.
Длительность коррекционной работы зависит от индивидуальных особенностей учеников и тяжести дефекта.
Перспективный план работы над коррекцией звука «Р»
1.Развитие общей и речевой моторики.
2.Коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия.
3.Расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам.
4.Работа над звукопроизношением.
Отработка сильной концентрированной воздушной струи и артикуляционного уклада.
Постановка звука «Р».
Автоматизация изолированно:
В слогах
В словах
Во фразах
Автоматизация в предложениях и речи
5. Дифференциация звуков Р - Л.
6. Работа над словом:
Звуко-слоговой анализ
Графическая запись слов
7.Работа над предложением
Списывание
Комментированное письмо
Письмо по слуху.
8. Формирование психологических предпосылок к полноценному обучению (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать)
9. Восполнение пробелов в формировании связной речи
Перспективный план работы над коррекцией звука «Л»
1.Развитие общей и речевой моторики.
2. Коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия.
3. Расширение и обогащение словарного запаса по темам.
4. Работа над звукопроизношением.
Отработка сильной концентрированной воздушной струи и артикуляционного уклада.
Постановка звука «Л».
Автоматизация изолированно:
В слогах
В словах
Во фразах
Автоматизация в предложениях и речи
5.Работа над словом:
Звуко-слоговой анализ
Графическая запись слов
6. Дифференциация звуков Р - Л.
7. Работа над предложением:
Списывание
Комментированное письмо
Письмо по слуху.
8. Формирование психологических предпосылок к полноценному обучению (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать)
9. Восполнение пробелов в формировании связной речи
Перспективный план работы над коррекцией шипящих звуков
Развитие общей и речевой моторики.
Коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия.
Расширение и обогащение словарного запаса
Работа над произношением:
Подготовительные упражнения для постановки «Ш»
Постановка звука «Ш»
Автоматизация изолированно:
В слогах
В словах
Во фразах
В речи
Постановка звука «Ж»
Автоматизация изолированно:
В слогах
В словах
Во фразах
В речи
Постановка звука «Ч»
Автоматизация изолированно:
В слогах
В словах
Во фразах
В речи
Постановка звука «Щ»
• Автоматизация изолированно:
В слогах
В словах
Во фразах
В речи
Дифференциация групп шипящих звуков: ш-ж, ч-щ, ш-щ
Дифференциация групп шипящих и свистящих звуков: с-ш, з-ж, ч-ц.
Развитие психических процессов: внимания, памяти, умения слышать, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Формирование связной речи.
Во втором полугодии начинается работа над письменной речью первоклассников. Основная задача данного периода - устранение речевых ошибок при чтении и на письме. Проводится работа по развитию разных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласных звуков, их сравнения и различения.
Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв.
Логопедические занятия включают следующие разделы: предложение, звуки речи, звуко-буквенный и слоговой анализ слов.
Содержание разделов.
Предложение (2 часа):
обобщение представлений о предложении как единице высказывания;
деление предложений на слова;
составление предложений из слов;
графическое изображение предложения, оформление на письме.
Звуки речи (3 часа):
звуки гласные и согласные, их различия;
буквы гласных и согласных;
органы речи, способы образования звуков.
Звуко-буквенный и слоговой анализ слова:
1.Гласные первого ряда (17 часов):
различение звука и буквы (характеристика звука – обозначение голосом, артикуляция, буквы – графическое изображение);
работа со словами - паронимами;
фонематический анализ слов различной звуконаполняемости;
уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков;
звуковой анализ слов, работа со схемами;
определение количества слогов по количеству гласных звуков в слове (работа со схемами слов, подбор картинок к соответствующим схемам);
подбор слов с заданным количеством слогов и по заданному слогу).
2.Обозначение мягкости согласных буквами Я, Ю, Е, Ё, И. Гласные второго ряда (10 часов):
фонетический анализ гласных е, ё, ю, я;
фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными;
различение мягких и твердых согласных в словах с последующей записью.
3.Мягкий знак как показатель мягкости согласного (3 часа):
звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком на конце;
упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце слова;
звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком в середине;
упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине;
перенос слов с мягким знаком в середине.
Главная тема – различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков. Чтение слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги. При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя – согласный звучит мягко». Сначала детей надо научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в слогах, так как установление отличия является для детей более легким действием, чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква».
Логопедические занятия в 1 классе проводятся три часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 39 часов.
Примерное планирование занятий
№ п/п |
Дата | Кор-ка | Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся |
I |
1. Предложение |
|||||
1.1 |
Урок 1. Предложение и слово |
|||||
1.2 |
Урок 2. Предложение и слово |
|||||
II |
2. Звуки |
|||||
2.1 |
Урок 3. Звуки речи, способы их образования. Понятие об органах речи |
|||||
2.2 |
Урок 4. Звуки речи. Гласные звуки и буквы |
|||||
2.3 |
Урок 5. Звуки речи. Гласные первого ряда. |
|||||
III |
3. Звуко-буквенный и слоговой анализ. |
|||||
3.1 |
Урок 6. Звук и буква «А» |
|||||
3.2 |
Урок 7. Звук и буква «А» |
|||||
3.3 |
Урок 8. Звук и буква «О» |
|||||
3.4 |
Урок 9. Звук и буква «О» |
|||||
3.5 |
Урок 10. Гласные звуки [О-А]. Буквы а-о |
|||||
3.6 |
Урок 11. Гласные звуки [О-А]. Буквы а-о |
|||||
3.7 |
Урок 12. Звук и буква «У» |
|||||
3.8 |
Урок 13. Звук и буква «У» |
|||||
3.9 |
Урок 14. Гласные звуки [У-О]. Буквы о-у |
|||||
3.10 |
Урок 15. Гласные звуки [У-О]. Буквы о-у |
|||||
3.11 |
Урок 16. Звук и буква «Ы» |
|||||
3.12 |
Урок 17. Звук и буква «Ы» |
|||||
3.13 |
Урок 18. Звук и буква «И» |
|||||
3.14 |
Урок 19. Звук и буква «И» |
|||||
3.15 |
Урок 20. Гласные звуки [Ы-И]. Буквы ы-и |
|||||
3.16 |
Урок 21. Гласные звуки [Ы-И]. Буквы ы-и |
|||||
3.17 |
Урок 22. Звук и буква «Э» |
|||||
3.18 |
Урок 23. Гласные II ряда. Буква Я |
|||||
3.19 |
Урок 24. Буква Я |
|||||
3.20 |
Урок 25. Буква Ю |
|||||
3.21 |
Урок 26. Буква Ю |
|||||
3.22 |
Урок 27. Буква Ё |
|||||
3.23 |
Урок 28. Буква Ё |
|||||
3.24 |
Урок 29. Гласные буквы Ё-Ю |
|||||
3.25 |
Урок 30. Гласные буквы Ё-Ю |
|||||
3.26 |
Урок 31. Буква Е |
|||||
3.27 |
Урок 32. Буква Е |
|||||
3.28 |
Урок 33. Буква Ь для обозначения мягкости в конце слова |
|||||
3.29 |
Урок 34. Буква Ь для обозначения мягкости в середине слова |
|||||
3.30 |
Урок 35. Буква Ь для обозначения мягкости в середине слова |
|||||
3.31 |
Урок 36. Мягкие согласные |
|||||
3.32 |
Урок 37. Дифференциация твердых и мягких согласных |
|||||
3.33 |
Урок 38. Дифференциация твердых и мягких согласных |
|||||
3.34 |
Урок 39. Диктант |
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА
Программа предназначена для работы с учащимися 2 класса на этапе восполнения пробелов в звуковом строе речи.
Во втором классе рассматриваются разделы программы: предложение, гласные звуки и буквы, согласные звуки и буквы.
Содержание разделов.
Предложение (3 часа):
большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения;
деление текста на предложения;
определение границ предложения;
работа над интонационным оформлением предложения;
работа над деформированным текстом.
Гласные звуки и буквы (22 часа):
1.Дифференциация гласных первого и второго ряда:
фонетический анализ гласных е, ё, ю, я;
звукобуквенный анализ слов с гласными второго ряда;
различение мягких согласных в словах с последующей записью.
2. Слоговой состав слова (2 часа):
составление слов их слогов;
деление слов на слоги;
анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов;
работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.
3. Мягкий знак как показатель мягкости согласного, разделительный мягкий знак (5 часов):
звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в конце, середине:
правописание слов с мягким знаком в конце и в середине.
звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком;
правописание слов с разделительным мягким знаком;
деление на слоги и перенос слов с разделительным мягким знаком.
Различение согласных по твердости – мягкости требует особенного внимания, так как при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита. Различая на слух твердые и мягкие согласные звуки, на письме нужно научить детей различать гласные буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е, буква ь.
Согласные звуки и буквы.
1.Дифференциация звонких и глухих согласных (30 часов):
различение звонких и глухих согласных по акустическим характеристикам;
Проводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия.
Каждое занятие содержит упражнения для развития фонематических представлений на материале различаемой пары звуков. Последовательность работы при различении глухих и звонких согласных:
-
выделение заданных звуков из позиции начала слова;
нахождение места звука с опорой на внешнюю схему;
нахождение места звука по представлению;
дифференциация слов-паронимов;
различение на письме смешиваемых букв в словах и предложениях;
словарная работа.
2. Дифференциация оптически сходных букв (18 часов):
Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация изучаемых букв:
а)изолированно (написание);
б)в слогах и в словах;
в)в словосочетаниях;
г)в предложениях и тексте.
Логопедические занятия во 2 классе проводятся три часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 90 часов.
Примерное тематическое планирование занятий
№ п.п. |
Дата |
Кор-ка |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся |
I |
I. Слово и предложение |
|||||
1.1 |
Урок 1. Диктант |
|||||
1.2 |
Урок 2. Списывание с письменного текста |
|||||
1.3 |
Урок 3. Списывание с печатного текста |
|||||
1.4 |
Урок 4. Списывание с печатного текста |
|||||
II |
II. Гласные звуки и буквы |
|||||
2.1 |
Урок 5. Звуки речи, способы их образования. . Гласные и согласные звуки и буквы. |
|||||
2.2 |
Урок 6. Дифференциация гласных А-Я |
|||||
2.3 |
Урок 7. Дифференциация гласных А-Я |
|||||
2.4 |
Урок 8. Дифференциация гласных А-Я |
|||||
2.5 |
Урок 9. Дифференциация гласных О-Ё |
|||||
2.6 |
Урок 10. Дифференциация гласных О-Ё |
|||||
2.7 |
Урок 11. Дифференциация гласных О-Ё |
|||||
2.8 |
Урок 12. Дифференциация гласных У-Ю |
|||||
2.9 |
Урок 13. Дифференциация гласных У-Ю |
|||||
2.10 |
Урок 14. Дифференциация гласных У-Ю |
|||||
2.11 |
Урок 15. Дифференциация гласных У-О |
|||||
2.12 |
Урок 16. Дифференциация гласных Ё-Ю |
|||||
2.13 |
Урок 17. Дифференциация гласных Ё-Ю |
|||||
2.14 |
Урок 18. Дифференциация гласных [Ы-И] |
|||||
2.15 |
Урок 19. Дифференциация гласных [Ы-И] |
|||||
2.16 |
Урок 20. Дифференциация гласных А-О |
|||||
2.17 |
Урок 21. Дифференциация гласных А-О |
|||||
2.18 |
Урок 22. Дифференциация гласных И- Е |
|||||
2.19 |
Урок 23. Дифференциация гласных И-Е |
|||||
2.20 |
Урок 24. Слоговой состав слова. |
|||||
2.21 |
Урок 25. Слоговой состав слова. |
|||||
2.22 |
Урок 26. Диктант |
|||||
III |
III. Согласные звуки и буквы |
|||||
3.1 |
Урок 27. Мягкие согласные. Буква «Ь» в конце слова |
|||||
3.2 |
Урок 28. Мягкие согласные. Буква «Ь» в середине слова |
|||||
3.3 |
Урок 29. Мягкие согласные. Буква «Ь» в середине слова |
|||||
3.4 |
Урок 30. Разделительный «Ь» |
|||||
3.5 |
Урок 31. Разделительный «Ь» |
|||||
3.6 |
Урок 32. Звонкие и глухие согласные. |
|||||
3.7 |
Урок 33. Дифференциация С-З |
|||||
3.8 |
Урок 34. Дифференциация С-З |
|||||
3.9 |
Урок 35. Дифференциация С-З |
|||||
3.10 |
Урок 36. Дифференциация С-З |
|||||
3.11 |
Урок 37. Дифференциация Б-П |
|||||
3.12 |
Урок 38.Дифференциация Б-П |
|||||
3.13 |
Урок 39.Дифференциация Б-П |
|||||
3.14 |
Урок 40. Дифференциация Б-П |
|||||
3.15 |
Урок 41. Дифференциация Д-Т |
|||||
3.16 |
Урок 42. Дифференциация Д-Т |
|||||
3.17 |
Урок 43. Дифференциация Д-Т |
|||||
3.18 |
Урок 44. Дифференциация Д-Т |
|||||
3.19 |
Урок 45. Дифференциация В-Ф |
|||||
3.20 |
Урок 46. Дифференциация В-Ф |
|||||
3.21 |
Урок 47. Дифференциация В-Ф |
|||||
3.22 |
Урок 48. Дифференциация Г-К |
|||||
3.23 |
Урок 49. Дифференциация Г-К |
|||||
3.24 |
Урок 50. Дифференциация Г-К |
|||||
3.25 |
Урок 51. Дифференциация Г-К |
|||||
3.26 |
Урок 52. Дифференциация Ж-Ш |
|||||
3.27 |
Урок 53. Дифференциация Ж-Ш |
|||||
3.28 |
Урок 54. Дифференциация Ж-Ш |
|||||
3.29 |
Урок 55. Дифференциация Ж-Ш |
|||||
3.30 |
Урок 56. Дифференциация С-Ш |
|||||
3.31 |
Урок 57. Дифференциация С-Ш |
|||||
3.32 |
Урок 58. Дифференциация С-Ш |
|||||
3.33 |
Урок 59. Дифференциация З-Ж |
|||||
3.34 |
Урок 60. Дифференциация З-Ж |
|||||
3.35 |
Урок 61. Дифференциация С-Ц |
|||||
3.36 |
Урок 62. Дифференциация С-Ц |
|||||
3.37 |
Урок 63. Дифференциация Ш-Щ |
|||||
3.38 |
Урок 64. Дифференциация Ш-Щ |
|||||
3.39 |
Урок 65. Дифференциация Ч-Щ |
|||||
3.40 |
Урок 66. Дифференциация Ч-Щ |
|||||
3.41 |
Урок 67. Дифференциация Ч-Щ |
|||||
3.42 |
Урок 68. Дифференциация Ч-Ц |
|||||
3.43 |
Урок 69. Дифференциация Ч-Ц |
|||||
3.44 |
Урок 70. Дифференциация Ч-Ц |
|||||
3.45 |
Урок 71. Диктант |
|||||
IV |
IV. Оптически сходные буквы |
|||||
4.1 |
Урок 72. Дифференциация Б-Д |
|||||
4.2 |
Урок 73. Дифференциация Б-Д |
|||||
4.3 |
Урок 74. Дифференциация Б-Д |
|||||
4.4 |
Урок 75. Дифференциация Б-Д |
|||||
4.5 |
Урок 76. Дифференциация П-Т |
|||||
4.6 |
Урок 77. Дифференциация П-Т |
|||||
4.7 |
Урок 78. Дифференциация П-Т |
|||||
4.8 |
Урок 79. Дифференциация К-П-Т |
|||||
4.9 |
Урок 80. Дифференциация Л-М |
|||||
4.10 |
Урок 81.Дифференциация Л-М |
|||||
4.11 |
Урок 82. Дифференциация Л-М |
|||||
4.12 |
Урок 83. Дифференциация Х-Ж |
|||||
4.13 |
Урок 84. Дифференциация Х-Ж |
|||||
4.14 |
Урок 85. Дифференциация Х-Ж |
|||||
4.15 |
Урок 86. Дифференциация Р-Л |
|||||
4.16 |
Урок 87. Дифференциация Р-Л |
|||||
4.17 |
Урок 88. Дифференциация Р-Л |
|||||
4.18 |
Урок 89. Дифференциация Р-Л |
|||||
4.19 |
Урок 90. Контрольное списывание |
|||||
4.20 |
Урок 91. Диктант |
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 3-ГО КЛАССА
Программа предназначена для работы с учащимися 3 класса на этапе восполнения пробелов в звуковом и грамматическом строе речи.
Во втором классе рассматриваются разделы программы: предложение, гласные звуки и буквы, согласные звуки и буквы.
Содержание разделов.
Предложение (6 часов):
большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения;
деление текста на предложения;
определение границ предложения;
работа над интонационным оформлением предложения;
работа над деформированным текстом.
Звуки и буквы (38 часов):
1.Звуко-буквенный и слоговой анализ слов (6 часов):
фонетический анализ гласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
составление слов их слогов;
деление слов на слоги;
анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов;
работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру;
смыслоразличительная роль ударения
2. Мягкий знак как показатель мягкости согласного, разделительный мягкий знак (6 часов):
звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в конце, середине:
правописание слов с мягким знаком в конце и в середине.
звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком;
правописание слов с разделительным мягким знаком;
деление на слоги и перенос слов с разделительным мягким знаком.
3. Дифференциация гласных и согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство и оптически сходных букв.(26 часов):
различение гласных и согласных звуков по акустическим характеристикам;
закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме;
автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв;
дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв;
дифференциация изучаемых букв:
а)изолированно (написание);
б)в слогах и в словах;
в)в словосочетаниях;
г)в предложениях и тексте.
Каждое занятие содержит упражнения для развития фонематических представлений на материале различаемой пары звуков. Последовательность работы при различении изучаемых звуков:
-
выделение заданных звуков из позиции начала слова;
нахождение места звука с опорой на внешнюю схему;
нахождение места звука по представлению;
дифференциация слов-паронимов;
различение на письме смешиваемых букв в словах и предложениях;
словарная работа.
Состав слова (22 часа):
Логопедические занятия в 3 классе проводятся три часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 90 часов.
Примерное тематическое планирование занятий
№ п.п |
Дата |
Кор-ка |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся |
I |
I. Слово и предложение |
|||||
1.1 |
Урок 1. Диктант |
|||||
1.2 |
Урок 2. Списывание с печатного текста |
|||||
1.3 |
Урок 3. Списывание с печатного текста |
|||||
1.4 |
Урок 4. Речь устная и письменная. Органы речи. Образование звуков речи. |
|||||
1.5 |
Урок 5. Предложение и слово |
|||||
1.6 |
Урок 6. Предложение. Работа со схемами предложения. |
|||||
II |
II. Звуки и буквы |
|||||
2.1 |
Урок 7. Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ |
|||||
2.2 |
Урок 8. Звуки и буквы. Слоговой анализ |
|||||
2.3 |
Урок 9. Гласные звуки и буквы |
|||||
2.4 |
Урок 10.Гласные звуки и буквы |
|||||
2.5 |
Урок 11.Ударение. |
|||||
2.6 |
Урок 12.Ударение. |
|||||
2.7 |
Урок 13. Мягкий знак на конце слова |
|||||
2.8 |
Урок 14. Мягкий знак на конце слова |
|||||
2.9 |
Урок 15.Мягкий знак в середине слова |
|||||
2.10 |
Урок 16.Мягкий знак в середине слова |
|||||
2.11 |
Урок 17.Разделительный мягкий знак |
|||||
2.12 |
Урок 18. Разделительный мягкий знак |
|||||
2.13 |
Урок 19. Дифференциация гласных а-о |
|||||
2.14 |
Урок 20. Дифференциация гласных а-о |
|||||
2.15 |
Урок 21. Дифференциация гласных а-о |
|||||
2.16 |
Урок 22. Дифференциация гласных а-о |
|||||
2.17 |
Урок 23. Дифференциация гласных у-о |
|||||
2.18 |
Урок 24. Дифференциация гласных у-о |
|||||
2.19 |
Урок 25. Дифференциация гласных и-у |
|||||
2.20 |
Урок 26. Дифференциация гласных и-у |
|||||
2.21 |
Урок 27. Дифференциация гласных и-е |
|||||
2.22 |
Урок 28. Дифференциация гласных и-е |
|||||
2.23 |
Урок 29 Дифференциация согласных б-д |
|||||
2.24 |
Урок 30. Дифференциация согласных б-д |
|||||
2.25 |
Урок 31. Дифференциация согласных п-т |
|||||
2.26 |
Урок 32. Дифференциация согласных п-т |
|||||
2.27 |
Урок 33. Дифференциация согласных м-л |
|||||
2.28 |
Урок 34. Дифференциация согласных с-ш |
|||||
2.29 |
Урок 35. Дифференциация согласных с-ш |
|||||
2.30 |
Урок 36. Дифференциация согласных с-ш |
|||||
2.31 |
Урок 37. Дифференциация согласных з-ж |
|||||
2.32 |
Урок 38. Дифференциация согласных з-ж |
|||||
2.33 |
Урок 39. Дифференциация согласных ш-щ |
|||||
2.34 |
Урок 40. Дифференциация согласных ч-щ |
|||||
2.35 |
Урок 41. Дифференциация согласных ч-щ |
|||||
2.36 |
Урок 42. Дифференциация согласных ч-ц |
|||||
2.37 |
Урок 43. Дифференциация согласных ч-ц |
|||||
2.38 |
Урок 44. Диктант |
|||||
III |
III. Состав слова |
|||||
3.1 |
Урок 45. Однокоренные слова. Состав слова |
|||||
3.2 |
Урок 46. Однокоренные слова. Состав слова |
|||||
3.3 |
Урок 47. Однокоренные слова. Состав слова |
|||||
3.4 |
Урок 48. Корень слова. |
|||||
3.5 |
Урок 49. Корень слова. |
|||||
3.6 |
Урок 50. Корень слова. |
|||||
3.7 |
Урок 51. Сложные слова. |
|||||
3.8 |
Урок 52. Сложные слова. |
|||||
3.9 |
Урок 53. Образование слов при помощи суффиксов. |
|||||
3.10 |
Урок 54. Образование слов при помощи суффиксов. |
|||||
3.11 |
Урок 55. Образование слов при помощи суффиксов. |
|||||
3.12 |
Урок 56. Образование слов при помощи приставок |
|||||
3.13 |
Урок 57. Образование слов при помощи приставок |
|||||
3.14 |
Урок 58. Образование слов при помощи приставок |
|||||
3.15 |
Урок 59. Морфологический состав слова |
|||||
3.16 |
Урок 60. Дифференциация предлогов и приставок. |
|||||
3.17 |
Урок 61. Дифференциация предлогов и приставок. |
|||||
3.18 |
Урок 62. Антонимы. |
|||||
3.19 |
Урок 63. Антонимы. |
|||||
3.20 |
Урок 64. Синонимы. |
|||||
3.21 |
Урок 65. Синонимы. |
|||||
3.22 |
Урок 66. Омонимы |
|||||
IV |
IV. Предложение и слово. |
|||||
4.1 |
Урок 67. Предложение. Словосочетание |
|||||
4.2 |
Урок 68. Предложение. |
|||||
4.3 |
Урок 69. Связь слов в предложении. Согласование слов в роде. |
|||||
4.4 |
Урок 70. Связь слов в предложении. Согласование слов в роде. |
|||||
4.5 |
Урок 71. Связь слов в предложении. Согласование слов в роде. |
|||||
4.6 |
Урок 72. Связь слов в предложении. Согласование слов в числе. |
|||||
4.7 |
Урок 73. Связь слов в предложении. Согласование слов в числе |
|||||
4.8 |
Урок 74. Связь слов в предложении. |
|||||
4.9 |
Урок 75. Связь слов в предложении. |
|||||
4.10 |
Урок 76. Связь слов в предложении. |
|||||
4.11 |
Урок 77. Связь слов в предложении. |
|||||
4.12 |
Урок 78. Форма И.п. и В.п. |
|||||
4.13 |
Урок 79. Связь слов в предложении. |
|||||
4.14 |
Урок 80. Связь слов в предложении. |
|||||
4.15 |
Урок 81. Связь слов в предложении. |
|||||
4.16 |
Урок 82. Связь слов в предложении. |
|||||
4.17 |
Урок 83. Связь слов в предложении. |
|||||
4.18 |
Урок 84. Связь слов в предложении. |
|||||
4.19 |
Урок 85. Связь слов в предложении. |
|||||
4.20 |
Урок 86. Связь слов в предложении. |
|||||
4.21 |
Урок 87. Связь слов в предложении. |
|||||
4.22 |
Урок 88. Закрепление падежных форм |
|||||
4.23 |
Урок 89. Контрольное списывание |
|||||
4.24 |
Урок 90. Диктант |
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА
Программа предназначена для работы с учащимися 4 класса на этапе восполнения пробелов в звуковом и грамматическом строе речи.
Логопедические занятия во 4 классе проводятся два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 60 часов.
Примерное тематическое планирование занятий
№ п/п |
Дата |
Кор-ка |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся |
I |
I. Слово и предложение |
|||||
1.1 |
Урок 1. Диктант |
|||||
1.2 |
Урок 2. Списывание с печатного текста |
|||||
1.3 |
Урок 3. Списывание с печатного текста |
|||||
1.4 |
Урок 4. Предложение и слово. Работа со схемами предложения |
|||||
II |
II. Звуки и буквы |
|||||
2.1 |
Урок 5. Звуки и буквы. Звуко-буквенный и слоговой анализ |
|||||
2.2 |
Урок 6. Слоговой анализ слов и правила переноса |
|||||
2.3 |
Урок 7. Безударные гласные в корне слова |
|||||
2.4 |
Урок 8.Ударение.Безударные гласные в корне слова |
|||||
2.5 |
Урок 9. Дифференциация гласных а-о |
|||||
2.6 |
Урок 10. Дифференциация гласных а-о |
|||||
2.7 |
Урок 11. Дифференциация гласных а-о |
|||||
2.8 |
Урок 12. Дифференциация гласных у-о |
|||||
2.9 |
Урок 13. Дифференциация гласных у-о |
|||||
2.10 |
Урок 14. Дифференциация гласных и-у |
|||||
2.11 |
Урок 15. Дифференциация гласных и-у |
|||||
2.12 |
Урок 16. Дифференциация гласных и-е |
|||||
2.13 |
Урок 17. Дифференциация гласных и-е |
|||||
2.14 |
Урок 18. Дифференциация гласных и-е |
|||||
2.15 |
Урок 19 Дифференциация согласных б-д |
|||||
2.16 |
Урок 20. Дифференциация согласных б-д |
|||||
2.17 |
Урок 21. Дифференциация согласных п-т |
|||||
2.18 |
Урок 22. Дифференциация согласных п-т |
|||||
2.19 |
Урок 23. Мягкий знак на конце слова |
|||||
2.20 |
Урок 24. Мягкий знак в середине слова |
|||||
2.21 |
Урок 25. Разделительный мягкий знак |
|||||
2.22 |
Урок 26. Разделительный твердый знак |
|||||
2.23 |
Урок 27. Разделительные твердый и мягкий знаки |
|||||
2.24 |
Урок 28. Диктант |
|||||
III |
III. Состав слова |
|||||
3.1 |
Урок 29. Однокоренные слова. Состав слова |
|||||
3.2 |
Урок 30. Корень слова. |
|||||
3.3 |
Урок 31. Корень слова |
|||||
3.4 |
Урок 32. Сложные слова. |
|||||
3.5 |
Урок 33. Сложные слова. |
|||||
3.6 |
Урок 34. Образование слов при помощи суффиксов. |
|||||
3.7 |
Урок 35. Образование слов при помощи суффиксов. |
|||||
3.8 |
Урок 36 Образование слов при помощи суффиксов. |
|||||
3.9 |
Урок 37. Образование слов при помощи приставок |
|||||
3.10 |
Урок 38. Образование слов при помощи приставок |
|||||
3.11 |
Урок 37. Морфологический состав слова |
|||||
3.12 |
Урок 38. Дифференциация предлогов и приставок. |
|||||
3.13 |
Урок 39. Дифференциация предлогов и приставок. |
|||||
3.14 |
Урок 40. Антонимы. |
|||||
3.15 |
Урок 41. Антонимы. |
|||||
3.16 |
Урок 42. Синонимы. |
|||||
3.17 |
Урок 43. Синонимы. |
|||||
3.18 |
Урок 44. Омонимы |
|||||
3.19 |
Урок 45. Предложение. Словосочетание |
|||||
3.20 |
Урок 46. Связь слов в предложении. Согласование слов в роде. |
|||||
3.21 |
Урок 47. Связь слов в предложении. Согласование слов в числе. |
|||||
3.22 |
Урок 48. Связь слов в предложении. |
|||||
3.23 |
Урок 49 Связь слов в предложении. |
|||||
3.24 |
Урок 50. Связь слов в предложении. |
|||||
3.25 |
Урок 51. Форма И.п. и В.п. |
|||||
3.26 |
Урок 52. Связь слов в предложении. |
|||||
3.27 |
Урок 53. Связь слов в предложении. |
|||||
3.28 |
Урок 54. Связь слов в предложении. |
|||||
3.29 |
Урок 55. Связь слов в предложении. |
|||||
3.30 |
Урок 56. Связь слов в предложении. |
|||||
3.31 |
Урок 57. Связь слов в предложении. |
|||||
3.32 |
Урок 58. Связь слов в предложении. |
|||||
3.33 |
Урок 59. Контрольное списывание |
|||||
3.34 |
Урок 60. Диктант |
Контрольные и проверочные работы
1 класс
Вступительный диктант (вариант № 1)
(Обозначение мягкости согласных гласными)
Тоня, мал, Ваня, Маня, яма, зяблик, дятел, Таня, Валя, Толя, Коля, вела, везу (13).
Вступительный диктант (вариант № 2)
(Обозначение мягкости согласных гласными)
Любит, клён, брюки, кисель, тюлень, малина, пряник, утята, лейка, Аня, перо, улей (12).
Вступительный диктант (вариант № 3)
(Обозначение мягкости согласных гласными)
Ева, стекло, лён, люк, спят, юбка, Люба, Ялта, плюш, земля, земляника, Маруся (12).
Предупредительный диктант (вариант №1)
Дети
Люся и Лёня играют. У Люси юла. У Лёни утята. Ребята не шалят. (14)
Предупредительный диктант (вариант №2)
Перемена
В школе перемена. Люда и Яна рисуют яблоню. Андрюша и Федя бегают. Алёна и Витя читают. (17)
Предупредительный диктант (вариант №3)
Весной
Наступил апрель. Рыхлый снег тает. Кругом журчат ручейки. У крыльца большие лужи. Дети пускают кораблики. Все встречают весну. (19)
Итоговый диктант (вариант № 1)
Утро
Ясное тёплое утро. Звенят песни птиц. На ветке спит стрекоза. Дети Надя и Витя любуются ей. (17)
Итоговый диктант (вариант № 2)
Озеро
В зелёном парке есть озеро. Там плавает утка с утятами. Малыши играют. Они увидели Алёшу и спрятались. (18)
Итоговый диктант (вариант № 3)
Весной
Стоят тёплые деньки. Сугробы стали меньше. Ребята убрали коньки и лыжи. Школьники ждут пернатых друзей с юга. Они вешают домики для птиц. (23)
Списывание (вариант №1)
Рыбаки
Я люблю удить рыбу. Ко мне идет Петя. Он несёт удочку. Надо накопать червяков. (15)
Списывание (вариант №2)
Осень
Пришла осень. Поспели орешник и рябина. Дети Тёма и Лёша идут в лес. Они принесут домой лесные плоды. (19)
Списывание (вариант №3)
Летом
Дети гуляли на лугу. Серёжа и Лера собирали цветы. Витя рвал щавель. У Алёши сачок. Он ловит бабочку. Пора обедать. Дети идут домой. (24)
2 класс
Вступительный диктант (вариант № 1)
Дуб и ель
В лесу росли дуб и ель. Ель была большая и пушистая. Дуб был старый с дуплом. Там жила белка. Она сушила грибы на ветках ели. (28)
Клён, крючки, пряники, земля, ключ, щавель, чаща, цветочки, щучка, чайка, пушистый, шустрый, маленькая, любимая, железный, снежинки, Илья, Стёпка, Таня, Дарья.
Вступительный диктант (вариант № 2)
Осень
Пришла осень. Стал дуть холодный ветер. Чаще льют дожди. У крыльца большие лужи. Цветы на клумбе завяли. С деревьев опадают листья. Зоя и Саша идут в лес. Там они ищут грибы. (32)
Ёлка, юла, зелёный, утюжит, ёжик, мыши, лыжи, клюв, клёст, яма, якорь, мяч, рысь, салют, утенок, гири, июль, Люда, Лёва, Стёпка, Юля, Катя, Татьяна, Илья.
Предупредительный диктант ( I полугодие, вариант №1)
Зимний лес
Какой красивый лес зимой! Кругом пушистые сугробы. Хороши высокие ели. На ветках лежат шапки снега. У куста зайчик. В дупле уснула белка. На макушку ели села ворона. (29)
Предупредительный диктант ( I полугодие, вариант №2)
Птицы
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай. (34)
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение их на письме буквами.
Диктант (вариант №1)
Картинки
Девочки любят рисовать красками. Вот листы из книги-раскраски. Девочки взяли краски и кисти. У них три картинки. Ирина выбрала лютики. Света любит ирисы. Рита раскрасила лилии. Красивые вышли рисунки. (31)
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение их на письме буквами.
Диктант (вариант №2)
Игрушки
Идёт урок труда. На партах бумага и клей. Дети взяли ножницы. Они делают фигурки животных.
У Люси серый слоник. У Веры белый зайчик. У Пети рыжая белка. Эти бумажные звери украсят ёлку. (33)
Звонкие и глухие согласные. Обозначение их на письме буквами.
Диктант (вариант №1)
Наш сад
За школой чудный сад. Там много разных сортов груш, слив и цветов. Школьники ухаживают за цветами. Красив куст белых роз. Он радует глаз. Сад – гордость нашей школы.(29)
Звонкие и глухие согласные. Обозначение их на письме буквами.
Диктант (вариант №2)
Лес зимой
Снег укутал весь лес. Старый дуб надел пушистую шапку. На ветках берёзки лежит легкий шарф. Кустик крушины укутался в белую шубку. Ёлочка спрятала лапки в тёплые варежки. Тепло одеты лесные жители. (33)
Итоговый диктант (вариант № 1)
Наш огород
От тёплых лучей солнышка ожила земля. Вот и первая травка. Тонкие веточки деревьев тянутся к свету. У дома наш огород. На огороде Ольга и Дарья посадили лук и укроп. Эта грядка для салата и репы. Все дружно работают. (40)
Итоговый диктант (вариант № 2)
Весной
Стоят теплые погожие деньки. Снег начал таять. Витя Чайкин и Петя Щукин убрали коньки и лыжи в чулан. Школьники ждут гостей с юга. Ребята сделали много домиков для птиц. Они с учительницей пойдут в рощу. Там дети повесят домики на деревья. Как будут рады птицы! (46)
Списывание (вариант №1)
Туча
Летним днем мы шли по лесу. Вдруг сразу стало темно. Это туча закрыла солнце. Лес стал чёрным. Идём домой. (19)
Списывание (вариант №2)
В лесу
Из чащи брызнула песня. Это рад солнцу стриж. А вот грачи кричат и сойки. И в траве мир ожил. (19)
Списывание (вариант №3)
Птичий базар
Тёмные скалы у моря. На них ряд птиц. Они как белые бусы. Это птичий базар. Тут крик и гам. В гнездах кричат. День и ночь крик и спор. Базар. (29)
Итоговое списывание (вариант №1)
Кривая указка
Учительница Нина Васильевна попросила учеников сделать указку. На другой день ребята принесли их. Указки были красивые и ровные. Указки сделали родители. Только одна среди них была кривая. Вася сделал её сам. Учительница стала работать его указкой. (38)
Итоговое списывание (вариант №2)
Жаворонок
Так без-за-бот-но, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взви-ва-ясь круто в высоту
С земли – своей постели.
Среди колосьев он живёт,
Его домишко тесен,
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен.
(С. Маршак) (34)
Итоговое списывание (вариант №3)
Лада
Лада – славянская богиня красоты. Весной древняя Русь отмечала день Лады. Все надевали платья с изящным шитьём. Водили хоровод. Несли богине в дар цветы, мёд. А в ответ просили согласия в семье. Хотели беспечной мирной жизни. Ведь лад, ладный и ладить – от Лады. (43)
3 класс
Вступительный диктант (вариант № 1)
Осень
Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблёкли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти последний листок. Над землёй плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдёт снег. (41)
Вступительный диктант (вариант № 2)
Осень пришла
Быстро пролетело лето. Пришла осень. С каждым днём всё меньше и меньше становится на деревьях листьев. Трепетная осинка вся красная, багровая, золотистая. Но ветер срывает и это убранство. Исчезли цветы. Трава клонится к земле и как будто просит снега. (41)
Предупредительный диктант (I полугодие, вариант №1)
Зимний лес
Декабрь – первый зимний месяц. Кругом лежит снег. Часто трещит мороз. Ветер качает ветки деревьев. Холод щиплет щёки и нос. Витя сидит дома. Он учит уроки. Витя положил на стол тетрадь. Вынул из сумки учебник русского языка. Мальчик начал писать рассказ. (41)
Предупредительный диктант (I полугодие, вариант №2)
Ночной праздник
Ночь наступила лунная, росистая. Порхали огромные ночные бабочки. Тихо чертили небосклон летучие мыши. Раскрывались белые пахучие цветы. Вскоре закружились в воздухе зелёные огоньки светлячков. Ещё гуще засеребрилась трава. Ярче забелели причудливые цветы. Даже шорохи затихли в чащобе. Тайга начинала свой ночной праздник. (45)
Предупредительный диктант.
Правописание парных звонких и глухих согласных (вариант №1)
Огород
Весну и лето трудились люди на грядках. Добром платит огород за труд. Зреет садовая земляника. Ягоды растут на низких кустиках. Поспели морковь, репка. Скоро лопнут стручки горошка. У забора стоит жёлтая головка на крепкой ножке. Красив подсолнух! Что за плод лежит возле узкой дорожки? Круглый, гладкий, на вкус сладкий. Вспомнили загадку? Сочный арбуз скоро созреет. (56)
Предупредительный диктант.
Правописание парных звонких и глухих согласных (вариант №2)
Спячка
Лес стоит озябший и притихший. Уже близко время зимних снов. Крепким сном спят ёж, барсук, медведь. Пора и деревьям спать. Лиственные перед сном сняли осенний наряд. Хвойные уснули одетыми. Крепкий дуб сначала шапку снял и рубашку, а тополь - штаны. Берёзки сняли лёгкие золотые блузки и юбки. Робкие осинки – мягкие кофточки. Ольха – зелёное платье.
Разделись, пошептались, чуть поёжились под осенним холодком и задремали. (63)
Итоговый диктант (вариант № 1)
Вечером в лесу
Солнце село, но в лесу ещё светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зори скользит по стволам деревьев. Вот и верхушки потускнели. Повеяло тёплой сыростью. Птицы засыпают.
В лесу всё темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы. На синем небе робко выступают первые звёздочки. (64)
Итоговый диктант (вариант № 2)
Пряники
Как появились пряники на Руси? Раньше их выпекали к празднику или в подарок. Пряничными жаворонками встречали весну. Они были румяные, сладкие. Выбегали с ними ребятишки на улицу и звали матушку весну и тёплое лето. А настоящие птицы весну приносили.
Шли годы. Мастера не забыли, как выпекать пряники. Сегодня их можно купить в Москве, Твери и других городах. Особенно знамениты тульские пряники. (62)
Списывание (вариант №1)
Падают листья
Пришла в парк волшебная осень. Чуть-чуть сыровато. На лёгких паутинках висят листочки. Как хороши они! Долго падают клиновые листья. Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть люди ходят по золотому ковру. Я провожаю глазами листок. Он падает на скамью. (42)
Списывание (вариант №2)
Собака Травка
Какой была Жизнь собаки Травки в лесу? Она гоняла зверей для охотника Антипыча. Часто случалось ей поймать зайца. Заяц бежал быстро. Травка летела ещё быстрее. Подмяв зайца, она ложилась и ждала, когда придёт хозяин. Если Антипыча долго не было, собака не ела зайца. Она тащила добычу домой. Хозяин любил Травку, кормил и берёг от волков. (57)
Списывание (вариант №3)
Списать, правильно обозначив начало и конец предложения.
Сентябрь
Пришёл сентябрь наступила осень на лесных полянах краснеет рябина ветер гонит по дороге золотые листочки на старых пнях растут опята по небу быстро бегут облака птицы готовы к отлёту в тёплые края в шумные стайки собрались скворцы.(38)
Итоговое списывание (вариант №1)
Летний день
Был ясный летний день. Пекло. На длинных хрупких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. К земле наклонились беленькие кукушкины слёзы. Кругом кружили и жужжали пчёлы. Молодой осинник притих от жары. Над рекой Енисеем чуть мерцало. Тёмные леса на скалах стояли неподвижно. Тонким кружевом висела паутина. Вода в реке была холодная. Ребята выскочили из воды, грелись на солнце. (60)
Итоговое списывание (вариант №2)
Мать и сын
Стрижихе было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета до позднего вечера носилась над берегом и водой. Стрижиха приносила своим детям мошек, комаров.
Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья. Ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца мошку. А ещё ему хотелось выглянуть из норки. Что же там такое? Каков он, мир? (63)
4 класс
Вступительный диктант (вариант № 1)
Осень в лесу
Красив лес в ранние осенние дни. Солнце кротко пригревает листья деревьев и кустов. Лёгкий ветерок ласково раскачивает длинные ветви берёз. Маленькие листочки медленно кружатся в воздухе.
Издалека видны яркие клёны и осины. Старый развесистый дуб роняет спелые жёлуди. Ёлочки украсились разноцветными листиками.
Прозрачен и чист воздух. Не хочется прощаться с золотыми осенними днями! (56)
Вступительный диктант (вариант № 2)
За ягодами
Было раннее утро. Я с ребятами отправился в лес за земляникой. По дороге мы громко разговаривали и пели. Подошли все к поляне и притихли. Радостно было собирать спелую землянику. Каждую ягодку срывали и осторожно клали на дно корзины. Около старого пня ярко краснела ягода. Стало припекать. Над головой пролетел большой шмель. Он сел на душистый цветок. Вот и корзины полны. Пора домой. (64)
Предупредительный диктант (I полугодие, вариант №1)
Зимний лес
Лес утонул в дремучих сугробах. Кусты и деревья опушились инеем. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты ели. Стволы молодых берёз согнулись кружевными белыми арками. Странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, расселились п пням и сучкам. Алмазами искрился снег. Всё живо, всё ярко в зимнем лесу, всё полно бодрящей свежести.
Хорошо в лесу в ясный морозный день! (56)
Предупредительный диктант (I полугодие, вариант №2)
Зима
Снег пушистыми хлопьями засыпал сучья деревьев, землю, крыши. Мороз сковал льдом реку. Тихо в лесу. Спит в берлоге медведь. В дупле большого дуба проводит зиму серенькая белка. Под кусты ведут заячьи и лисьи следы.
Холодно и голодно зимой птицам. Школьники делают для них кормушки.
Раздолье детям. Можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду. (58)
Предупредительный диктант.
Правописание парных звонких и глухих согласных (вариант №1)
Закон тайги
Наша группа идёт по глухой тайге. Безлюдье. Узкая тропка выводит на поляну. В центре крошечная сторожка. Замок заменила еловая палочка. За дверью находим поленницу сухих дров и спички. На широких полках стоят коробка с солью, сахар, пачка чая, лежат мешочки с сухарями. На стене висит связка лука. На столе ножик, ложки, кружки. Над столом записка, где искать воду.
Ночуем. Оставляем часть своих запасов. Закон тайги – помогай товарищу. (69)
Предупредительный диктант.
Правописание парных звонких и глухих согласных (вариант №2)
Весёлые тыквы
Огород портила мусорная куча. Садовник набросал на мерзкую кучу земли, посадил семечки тыквы.
Протянула тыква гибкие стебли. Всю кучу заплела. По плетню вьётся, по веткам берёзки. Красиво!
Зацвела тыква большими жёлтыми колокольчиками. Жужжит над ней пчелиный народ. Под крупными листьями появилась завязь. Одни тыквочки на бутылочки похожи, другие на колбаски, третьи на чайнички.
У круглых тыкв дядя Илья вырезал глазки, бровки, широкие рты. Глазебт весёлые тыквы. Улыбки у прохожих вызывают. (74)
Итоговый диктант (вариант № 1)
Апрель
На всех снежных полях рыжие проталины. Это апрельские веснушки.
Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Чёрные пласты пашни пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.
Запахи сочатся сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы. Похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.
По невидимым пахучим тропинкам торопятся первые пчёлы, мчатся первые бабочки. Быстрые лесные ручьи впитали запахи мхов, старой травы, лежалых листьев… Скоро станет в лесу весь воздух как сплошной запах. (93)
Итоговый диктант (вариант № 2)
Роса
С полей, с лугов, с вод легко поднялись туманы и растаяли в небесной лазури. В лесу туманы задержались, опоздали с подъёмом. Солнечные лучи с трудом пробивались сквозь туманную толщу в глубину чащи. На них можно было смотреть прямо и даже считать.
Зелёные дорожки дымились. Туман поднимался. Вола мелкими пузырьками садилась на широкие листья, на узкие хвоинки колючей ёлочки, на узорчатые паучьи сети, на телеграфные провода.
Солнце поднималось и нагревало воздух. Капельки на скользкой телеграфной проволоке начали сбегать одна к одной. На деревьях они тоже сливались.
Крупные радужные капли срывались на землю. Будто природа пролила радостные слёзы. (97)
Списывание (вариант1)
Списать, правильно обозначая начало и конец предложения.
Раннее утро
Солнце освещало моховое болото по краям болото поросло частым березняком среди берез темнели молодые осинки земля в низинах покрылась зелёным мхом на буграх - кусты брусники и черники в воздухе – запах трав на берёзах золотились первые пряди жёлтые деревья искрились огоньками в каждой травинке вспыхивал солнечный луч. (48)
Списывание (вариант № 2)
Валя Котик
Шла Великая Отечественная война. На защиту Родины поднялся весь русский народ от мала до велика.
Когда фашисты ворвались в город Шепетовку, Валя Котик вместе с друзьями организовал тайный склад оружия под названием «Копилка». Оружие переправлялось в партизанский отряд. В отряде Валя был разведчиком. Юный партизан добывал необходимые командованию сведения. Валя узнавал расположение постов, следил за сменой караулов у оружейных складов, отважно участвовал в боях.
За проявленную храбрость он был награждён орденами. (71)
Списывание (вариант № 3)
Родник
В глуши лесной, в глуши зелёной, И небеса и лес нагорный
Всегда тенистой и сырой, Глядят, задумавшись в тиши,
В крутом овраге под горой Как в светлой влаге голыши
Бьёт из камней родник студёный. Дрожат мозаикой узорной.
(И. Бунин) (53)
Кипит, играет и спешит,
Клубясь хрустальными клубами.
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Итоговое списывание (вариант № 1)
Скворцы
Из всех певчих самая близкая к человеку птица – это скворец. Кто не видал, не знает скворцов, не слушал их весеннего пения! С давних времён люди устраивали для скворцов деревянные домики – скворечники. Они украшали их затейливой резьбой, укрепляли под крышами своих домов, подвешивали на шестах и стволах деревьев.
Прилетают скворцы ранней весной, когда в полях лежит снег. После прилёта скворцы начинают торопливо устраивать свои гнёзда. Они носят в клювах пушинки и мягкие веточки. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! (82)
Итоговое списывание (вариант № 2)
Вершина лета
Июль – самый жаркий месяц в году. Всё живое спешит запастись теплом, солнцем.
Взъерошили перья и купаются в тёплом песке воробьи. Барсучата выползают из норы побегать по мягкой травке. Свернулся колечком на пеньке уж, греется под солнышком.
Июльский день молчалив. В лесу тишь. Изредка прозвучит песенка зяблика. Ему робко откликается синичка. Затрещат испуганные дрозды. Замолчали до весны соловьи и кукушки, славки и пеночки.
Июль славится тихой спокойной погодой. Но может похвастать и сильными ливнями. Резко хлещут они по крышам, бьют по дорожной пыли, пляшут по золотистым колосьям ржи. (93)