Программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие"
Российская Федерация
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 23»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол №_24_
| УТВЕРЖДАЮ: Директор ____________ О.А. Федорова «___» ____________ 2023 года |
Программа по коррекционному курсу
«Сенсорное развитие»
5-9 классы (умеренная умственная отсталость)
Срок реализации 5 лет
Составитель:
Сурнина Евгения Владимировна,
Педагог-психолог
г. Петрозаводск
2023 г.
Пояснительная записка
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребёнок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребёнка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью коррекционной программы является создание условий для развития коммуникативной и сенсорно - перцептивной сфер обучающихся.
Задачи программы:
1. Вызывать возможные эмоциональные и познавательные ориентировочные реакции на сенсорные сигналы и обогащать чувственный опыт.
2. Способствовать освоению элементарных сенсорных эталонов и перцептивных действий в практической деятельности, жизненных ситуациях.
3. Формировать возможные элементарные сенсорные представления.
Содержание обучения
Рабочая программа включает следующие разделы:
Раздел 1. Исследование сенсорных процессов
Диагностика развития моторики, графомоторных навыков, зрительного и слухового восприятия, осязания, величины-формы- цвета, ориентировка на листе бумаги, представления о временах года и частях суток.
Раздел 2. Развитие моторики, графомоторных навыков
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация.
Раздел 3. Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы плоскостных предметов по контуру. Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.
Температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний — легкий).
Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).
Раздел 4. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Измерение температуры воздуха с помощью градусника. Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы. Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок); словесное обозначение барических ощущений. Сравнение двух предметов по весу (тяжелый —легкий).
Задачи этого раздела:
• формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов: формирование представлений о строении и возможностях рук;
• обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами;
• обследование различных предметов из разных материалов с целью тренировки дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений;
• ориентирование на плоскости с помощью осязания;
• приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком;
• формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.
Раздел 5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обобщение словом. Сравнение двух-трех предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному признаку (по форме, величине, по цвету). Составление рядов из двух-трех предметов по заданному признаку. Сигнальная роль цвета (пожарная машина). Конструирование предметов из геометрических фигур (две-три детали — машина, дом и т. д.). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (две-три детали с разрезами по диагонали).
Раздел 6. Восприятие пространства
Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.
Раздел 7. Развитие зрительного восприятия
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов. Запоминание предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 8. Развитие слухового восприятия
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.
Раздел 9. Восприятие времени
Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия.
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в подгрупповой форме, так и индивидуально.
Методические приемы: игры и упражнения на тактильные ощущения, пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию, упражнения на развитие моторики, восприятия, конструирование.
Периодичность: занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий 34. Четыре из них диагностические: по два в начале и в конце курса.
Планируемые результаты
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты включают в себя:
1. Личностные результаты:
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- Опосредовать свою деятельность речью.
- Определять и высказывать общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
2. Базовые учебные действия:
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
- Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
• с заданными качественными параметрами.
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
3. Предметные результаты
- Ориентироваться на сенсорные эталоны;
- Узнавать предметы по заданным признакам;
- Выделять существенные признаки предметов;
- Сравнивать предметы по внешним признакам;
- Классифицировать предметы по форме, величине, цвету;
- Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- Определить последовательность событий;
- Ориентироваться в пространстве;
Тематическое планирование
5-9 класс
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Исследование сенсорных процессов(первичное). | 2 |
2. | Развитие моторики, графомоторных навыков | 4 |
3. | Тактильно-двигательное восприятие | 4 |
4. | Восприятие особых свойств предметов | 4 |
5. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 5 |
6. | Восприятие пространства | 3 |
7. | Развитие зрительного восприятия | 3 |
8. | Развитие слухового восприятия | 3 |
9. | Восприятие времени | 4 |
10. | Исследование сенсорных процессов(итоговое). | 2 |
| Итого: | 34 |
Критерии оценки результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич- Евстигнеевой Т.Д., Нисневич Л.А.Это метод наблюдения, который позволяет в динамике отследить развитие ребенка, выявить его «зоны ближайшего развития».
ФИ | Восприятие цвета | Восприятие формы и величины | Ориентация в пространстве | Общая оценка сенсорно перцептивная сфера |
| | | | |
| | | | |
Описание шкал «Карты наблюдений».
Восприятие цвета.
«1» ребёнок воспринимает мир в цвете.
«2» ребёнок понимает разницу между цветами.
«3» ребёнок узнаёт и различает 4 основных цвета – красный, жёлтый, синий, зелёный; может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно знать какой это цвет).
«4» ребёнок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета; б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов; в) правильно выбрать заданный цвет из трёх цветного ряда.
«5» ребёнок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнаёт и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.
«6» ребёнок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.
«7» ребёнок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки – оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.
«8» понятие о цвете хорошо усвоено и используется в деятельности.
Восприятие формы и величины.
«1» ребёнок не понимает различие предметов по форме и величине.
«2» ребёнок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.
«3» ребёнок различает, узнаёт и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.
«4» ребёнок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различать понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.
«5» ребёнок может зрительно узнавать и называть форму предметов круг. Квадрат, треугольник в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг. Овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов(3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов различной величины одинаковые по величине.
«6» ребёнок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.
«7» ребёнок может различать и называть сложные формы – овал, многоугольник. Знает объёмные формы – цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.
«8» соответствует хорошему усвоению и используемому в деятельности понятию о форме и величине.
Ориентация в пространстве.
«1» ребёнок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельности сделать даже один шаг).
«2» ребёнок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди - сзади, справа - слева), не использует эти понятия в своей деятельности.
«3» ребёнок знает какое – либо одно пространственное направление.
«4» ребёнок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.
«5» ребёнок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигается в этом направлении.
«6» ребёнок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади – шкаф, справа – окно, слева – дверь).
«7» ребёнок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др.
Легко и спокойно ориентируется в пространстве.
«8» соответствует свободному ориентированию в пространстве.
Сенсорно-перцептивная сфера. По данной шкале наблюдается и оценивается способность ребёнка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны, их свойства и отношения. К таким сенсорным эталонам можно отнести цвет, форму, величину, направление в пространстве и пр. Педагог и психолог оценивают насколько ребёнок владеет сенсорными эталонами цвета, формы, величины, знает ли он пространственные направления, способен ли он ориентироваться в пространстве.
Низкий уровень 0 -3.
Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребёнок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины, и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.
Средний уровень 4 -7.
Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребёнок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.
Высокий уровень 8 -10.
Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребёнку, совершившему большой качественный скачёк в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, который твёрдо усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.
Список литературы:
Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант ГБОУ «Школа-интернат 23».
Учебный план АООП (2 вариант) ГБОУ «Школа-интернат 23».
«Карта наблюдений» Т. Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л. А.Нисневич, 2000