12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарасова Ирина Викторовна756
В школе уже 32 года. Как сказал Конфуций: "Выбери дело по душе и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни" Это высказывание я отношу к себе. Сначала учитель начальных классов, а теперь - педагог-психолог.
Россия, Иркутская обл., Качугский район, с.Манзурка
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
14

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» специального (коррекционного) 8 «У» класса





«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/М.М.Копылова

Протокол №__ от

«____» ____________ 2023 г

«Согласовано»

Замдиректора по УМР

МКОУ Манзурская СОШ

___________/ Н.Г.Иванова

«____» ____________ 2023 г.

«Утверждено»
Директор МКОУ

Манзурская СОШ
 _______/А.А.Попович
Приказ №

«____» ____________ 2023 г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Тарасовой Ирины Викторовны

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

специального (коррекционного) 8 «У» класса




Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант2)



                                                     2023 - 2024 учебный год






Учебно-тематическое планирование

по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

Класс__8 «У»

Учитель__Тарасова Ирина Викторовна

Количество часов

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Плановых контрольных работ______нет________


Программа составлена в соответствии с ФАООП УО (ИН) (Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2)


Нормативно-правовые документы


1. Программа обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5-9 классах. В 2ч. Ч.2 / сост.: Т.Б. Баширова. Иркутский институт повышения квалификации работников образования. - Иркутск, 2016.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (с помощью взрослого);

-  определяет состояние своего здоровья (хорошо - плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

определяет свою половую принадлежность;

Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты);

- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты).

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты;

- участвует в совместной деятельности;

- ориентируется в общественных местах, используя условные обозначения.

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- может прокомментировать действие того, кто нарушает принятые нормы.

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх.


Предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

правильно пользоваться письменными принадлежностями;

-определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

- различать основные цвета и их оттенки;

- определять на ощупь разные свойства предметов;

-находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

-различать «наложенные» изображения предметов;

-различать вкусовые качества.


. - узнавать и называть геометрические фигуры;

- составлять предмет из частей;

- определять на ощупь величину предметов;

- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

- различать речевые и неречевые звуки;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

- ориентироваться во времени;

- соотносить звук с его источником;

-группировать предметы по одному-двум признаком

-конструировать предметы из геометрических фигур; узнавать предмет по части;

-соотносить времена года по названиям месяцев.


Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий (БУД)

1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

2. Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действие по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца, с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом и т.д.


Личностные результаты освоения АООП по курсу коррекционно-развивающей деятельности «Сенсорное развитие»

Личностными результатами изучения программы по направлению деятельности «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

 Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Знать основы персональной идентичности, осознавать своею принадлежность к определенному полу, осознание себя как «Я».

Проявлять социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

Соблюдать уважительное отношение к окружающим.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Содержание основного минимума базовых учебных действий (БУД)


Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

Добывать новые знания: находить ответы  на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы  в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию:  сравнивать  и  группировать  геометрические фигуры, эталоны цвета.

- регулятивных учебных действий:

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному педагогом плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную  оценку деятельности товарищей.

- коммуникативных учебных действий:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Уметь обратиться к взрослому за помощью.

Совместно договариваться о правилах

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

                   Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие», 8 класс

Разделы

Краткое содержание раздела

Развитие моторных навыков

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;

фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;

фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.) ;

- выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.)


Развитие зрительного восприятия

Работа, направленная на расширение диапазон а воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- фиксация взгляда на лице человека;

- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;

- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;

-прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);

-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Далее следует работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

- узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;

- сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.

Развитие слухового восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;

- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;

-локализация неподвижного удаленного источника звука.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-соотнесение звука с его источником;

-нахождение объектов, одинаковых по звучанию;

-различение речевых и неречевых звуков.

Развитие кинестетического восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;

-адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;

-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

-адекватная реакция на давление на поверхность тела;

-адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),

-адекватная реакция на положение частей тела.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);

-согласованность действий и движений разных частей тела;

-целенаправленность и выразительность движений.

Развитие восприятия формы, величины и цвета


Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- фиксация внимания на форме предмета;

- фиксация внимания на цвете предмета;

- фиксация внимания на величине предмета;

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький);

-различение объектов по цвету (основные цвета радуги);

Восприятие запаха и вкуса.

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

-адекватная реакция на запахи;

-адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение объектов по запаху;

-узнавание продукта по вкусу;

-различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).


                                    Коррекционно-развивающая работа

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие фонетико-фонематических представлений;

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

развитие высших психических функций;

развитие речи, владение техникой речи;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках, через дополнительные занятия, внеклассные предметные мероприятия

Тематическое планирование коррекционного курса

«Сенсорное развитие» в 8 классе


п/п

Раздел программы, тема

Количество часов

1

Развитие моторных навыков

5

2

Развитие зрительного восприятия

5

3

Развитие слухового восприятия

5

4

Развитие кинестетического восприятия

6

5

Развитие восприятия формы, величины и цвета

6

6

Восприятие запаха и вкуса

7


Итог

34


                                                  Оценка эффективности

Эффективность занятий по курсу «Сенсорное развитие» отслеживается общей диагностикой ребёнка, наблюдением за усвоением программы.

Предполагаемые результаты освоения программы по сенсорному развитию:

Способность целенаправленно выполнять действия по подражанию, образцу и по словесной инструкции педагога.

Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.

Знание основных цветов (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный).

Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).

Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

Умение составлять предмет из 2—3 частей.

Способность различать речевые и неречевые звуки.

Умение соотносить звук с его источником.

Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).

Способность согласовывать свои действия и движения.

Способность опосредовать свою деятельность речью.


              Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала

Личностные результаты

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

0 баллов - нет продвижения;

1 балл – минимальное продвижение;

2 балла – среднее продвижение;

3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

                      Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)






















Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.