Рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» по предметной области «Коррекционно-развивающие занятия» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 24 January 2019

Рабочая программа

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

по предмету: «Сенсорное развитие»

предметная область: «Коррекционно-развивающие занятия»

класс: 1

2018 -2019 учебный год

Разработал: учитель

Медведева Елена Николаевна

г. Котово

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Сенсорное развитие» составлена на основе:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 №1599

3.Постановления Правительства РФ от 18.06.1996г. №861 о Порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988г. № 17-253-6 и согласован с родителями. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.

4.Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.  Гаврилушкиной.- С.-Пб., 2001г.

5.Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы). -Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г. и требований к уровню подготовки обучающихся класса «Особый ребенок».

6. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065- «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.

У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Цель программы: создание условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у «особых» детей;

2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;

3.Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей. 

Общая характеристика учебного процесса.

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.

Цели программы:

- развитие сенсорно - моторных процессов у обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья (интеллектуальными нарушениями);

Задачи программы:

- развивать и корректировать психические функции учащихся;

- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;

- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;

- развивать зрительное (восприятие формы, величины, цвета предметов), слуховое,

тактильно-двигательное восприятие;

- учить выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию

действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;

- развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом

перемещающегося предмета;

- развивать зрительную и слуховую память;

- развивать стойкость и переключаемость внимания.

У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр на релаксацию, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.

Рабочая программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Основным содержанием занятий по программе «Сенсорное развитие» являются:

- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;

- упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;

- игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся с нарушением развития.

Методы:

  • Диагностика

    Ролевое проигрывание

    Анализ ситуаций

    Дидактическая игра

    Беседа

Методы оценки эффективности психокоррекционной работы

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

Место учебного предмета (курса) в учебном плане

Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Сенсорное развитие» рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Содержание учебного предмета

Рабочая программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Основным содержанием занятий по программе «Сенсорное развитие» являются:

- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках;

- упражнения, развивающие зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие;

- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;

- игры малой подвижности на развитие общей моторики и координации движений.

Структура программы коррекционных занятий по развитию сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

- Развитие и коррекцию кинестетического восприятия;

- Развитие и коррекцию слухового восприятия;

- Развитие и коррекцию зрительного восприятия и зрительной памяти.

Личностные, предметные результаты освоения

учебного предмета

Предметные: освоение простых действий с предметами и материалами, формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами, развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;

Личностные: овладение системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе, развитие  активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности, формирование внутренней позиции ребёнка.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по предмету: «Сенсорное развитие»

происходит следующие достижения:

- формируется эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество;

- формируются положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками;

- формируется интерес и положительное отношение к играм и предметам с сенсорным содержанием.

- вырабатывается умение фиксировать взгляд на одном предмете;

- выполняются по подражанию простейшие манипуляции действия с предметами;

- устанавливаются доброжелательные отношения с окружающими.

Личностные результаты:

Минимальный уровень: 

Формирование минимального  интереса к обучению;

Овладение элементарными  сенсорными навыками как необходимой основой для самообслуживания и коммуникации;

Минимальный  опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми;

Минимальное умение взаимодействовать в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень: 

Формирование   интереса к обучению, предметному рукотворному миру;

Овладение сенсорными навыками как необходимой основой для самообслуживания и коммуникации;

Владение  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

 Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Потребность  участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие.

Предметные результаты:

Минимальный уровень: 

- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);

- уметь прослеживать взглядом за предметами;

- выполнять подражательные действия;

- прослеживать и соотносить звук с его источником;

- выполнять подражательные действия звуками.

Достаточный уровень: 

- освоение простых действий с предметами и материалами;

- умение следовать определенному порядку (алгоритму) при выполнении предметных действий;

- умение рассматривать различные по качеству и свойствам материалы;

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- выполнять последовательно организованные движения;

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры;

- узнавать материалы на ощупь, по звуку.

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)

Предметом итоговой оценки освоения учащегося является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Сенсорное развитие»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.

Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

- нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программно-методическое обеспечение:

Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. (Специальная психология).

Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.

Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.

Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Коррекционные занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г

Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г

Учебно-практическое оборудование:

- погремушки

- мячики

- мягкие игрушки

- кукла

- зеркало

- дидактические игры

- плоскостные предметы

Календарно-тематическое планирование

1 четверть

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

1

Диагностика.

2

   

Зрительное восприятие

2

Фиксация взгляда на лице человека.

1

   

3

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Игровые упражнения.

1

   

4

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка.

1

   

5

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа и слева от ребенка.

1

   

6

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали.

1

   

7

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по вертикали.

1

   

8

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по кругу.

1

   

9

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом вперед-назад.

1

   

10

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Игровые упражнения.

1

   

11

Подражательные действия взглядом.

2

   

12

Упражнения для правильной зрительной реакции.

3

   

2 четверть

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

Слуховое восприятие

1

Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне уха.

1

   

2

Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне плеча.

1

   

3

Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне талии.

1

   

4

Прослеживание за близко расположенным источником звука. Игровые упражнения.

1

   

5

Прослеживание за далеко расположенным перемещающимся источником звука.

1

   

6

Прослеживание за перемещающимся источником звука. . Игровые упражнения.

1

   

7

Локализация неподвижного удаленного источника звука. . Игровые упражнения.

1

   

8

Соотнесение звука с его источником.

1

   

9

Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

2

   

10

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом вперед-назад.

1

   

11

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Игровые упражнения.

1

   

12

Подражательные действия звуками за педагогом.

2

   

13

Упражнения для правильной эмоциональной реакции. . Игровые упражнения.

2

   

3 четверть

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

1

Выбор предмета по образу и инструкции предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов. Игровые упражнения.

1

   

2

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки - подходящие по цвету»). Игровые упражнения.

1

   

3

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 5 предметов трех основных цветов.

1

   

4

Раскладывание предметов всех указанных насыщенных цветов на группы.

1

   

5

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»). Игровые упражнения.

2

   

6

Использование цвета для обозначения предметов. Иллюстрация цветными фишками стихотворений.

2

   

7

Выкладывание узора из мозаики - ряда чередования двух-трех цветов через один элемент.

2

   

8

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм.

1

   

9

Группировка по форме предметов двух контрастных форм. Игровые упражнения.

1

   

10

Выбор предметов одной формы из 5 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм, их группировка. Игровые упражнения.

1

   

11

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

1

   

12

Выкладывание ряда с чередованием 2-3 форм через один элемент. Игровые упражнения.

1

   

13

Формирование понятий: большой - маленький, больше - меньше, одинаковые; учить сравнивать методом наложения и называть.

2

   

14

Выбор одинаковых по величине предметов из 5 предметов двух контрастных величин.

1

   

15

Группировка предметов парных по величине

(игра «Подбери двум куклам одежду» - по цвету и величине). Игровые упражнения.

2

   

4 четверть

Кинестетическое восприятие

1

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Игровые упражнения.

1

   

2

Реакция на соприкосновение с деревом.

1

   

3

Реакция на соприкосновение с металлом.

1

   

4

Реакция на соприкосновение с пластмассой.

1

   

5

Реакция на соприкосновение с водой.

1

   

6

Реакция на соприкосновение с бумагой.

1

   

7

Реакция на соприкосновение с тканью.

1

   

8

Реакция на соприкосновение с холодным.

1

   

9

Реакция на соприкосновение с тёплым.

1

   

10

Реакция на соприкосновение с гладким.

1

   

11

Реакция на соприкосновение с шероховатым.

1

   

12

Реакция на соприкосновение с жидким.

1

   

13

Реакция на соприкосновение с густым.

1

   

14

Реакция на соприкосновение с сыпучим.

1

   

15

Диагностика.

2

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации