Рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» по предметной области «Коррекционно-развивающие занятия» (1 класс)
Рабочая программа
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
по предмету: «Сенсорное развитие»
предметная область: «Коррекционно-развивающие занятия»
класс: 1
2018 -2019 учебный год
Разработал: учитель
Медведева Елена Николаевна
г. Котово
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Сенсорное развитие» составлена на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 №1599
3.Постановления Правительства РФ от 18.06.1996г. №861 о Порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988г. № 17-253-6 и согласован с родителями. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.
4.Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П. Гаврилушкиной.- С.-Пб., 2001г.
5.Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I – X классы). -Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г. и требований к уровню подготовки обучающихся класса «Особый ребенок».
6. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065- «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.
Цель программы: создание условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у «особых» детей;
2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;
3.Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей.
Общая характеристика учебного процесса.
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по сенсорно-моторному развитию.
Цели программы:
- развитие сенсорно - моторных процессов у обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (интеллектуальными нарушениями);
Задачи программы:
- развивать и корректировать психические функции учащихся;
- корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
- развивать зрительное (восприятие формы, величины, цвета предметов), слуховое,
тактильно-двигательное восприятие;
- учить выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию
действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
- развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом
перемещающегося предмета;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать стойкость и переключаемость внимания.
У обучающихся при недоразвитии интеллекта выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.
Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр на релаксацию, занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.
Рабочая программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
Основным содержанием занятий по программе «Сенсорное развитие» являются:
- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
- упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
- игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся с нарушением развития.
Методы:
-
Диагностика
Ролевое проигрывание
Анализ ситуаций
Дидактическая игра
Беседа
Методы оценки эффективности психокоррекционной работы
Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Сенсорное развитие» рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Занятия проводятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа «Сенсорное развитие» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
Основным содержанием занятий по программе «Сенсорное развитие» являются:
- дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках;
- упражнения, развивающие зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие;
- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
- игры малой подвижности на развитие общей моторики и координации движений.
Структура программы коррекционных занятий по развитию сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
- Развитие и коррекцию кинестетического восприятия;
- Развитие и коррекцию слухового восприятия;
- Развитие и коррекцию зрительного восприятия и зрительной памяти.
Личностные, предметные результаты освоения
учебного предмета
Предметные: освоение простых действий с предметами и материалами, формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами, развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;
Личностные: овладение системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе, развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности, формирование внутренней позиции ребёнка.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по предмету: «Сенсорное развитие»
происходит следующие достижения:
- формируется эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество;
- формируются положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками;
- формируется интерес и положительное отношение к играм и предметам с сенсорным содержанием.
- вырабатывается умение фиксировать взгляд на одном предмете;
- выполняются по подражанию простейшие манипуляции действия с предметами;
- устанавливаются доброжелательные отношения с окружающими.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
Формирование минимального интереса к обучению;
Овладение элементарными сенсорными навыками как необходимой основой для самообслуживания и коммуникации;
Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми;
Минимальное умение взаимодействовать в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
Формирование интереса к обучению, предметному рукотворному миру;
Овладение сенсорными навыками как необходимой основой для самообслуживания и коммуникации;
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);
- уметь прослеживать взглядом за предметами;
- выполнять подражательные действия;
- прослеживать и соотносить звук с его источником;
- выполнять подражательные действия звуками.
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму) при выполнении предметных действий;
- умение рассматривать различные по качеству и свойствам материалы;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- выполнять последовательно организованные движения;
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры;
- узнавать материалы на ощупь, по звуку.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Предметом итоговой оценки освоения учащегося является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Сенсорное развитие»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
Положительная динамика - 1 балл.
Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:
- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;
- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Частично положительная динамика - 0,5 балла.
Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:
- частичное усвоение нового опыта;
- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;
- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.
Отсутствие динамики - 0 баллов.
Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.
- нечувствительность учащегося к новому опыту;
- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение:
Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. (Специальная психология).
Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003.
Пылаева Н.М., Ахутина Г.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2001.
Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Коррекционные занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г
Учебно-практическое оборудование:
- погремушки
- мячики
- мягкие игрушки
- кукла
- зеркало
- дидактические игры
- плоскостные предметы
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
1 |
Диагностика. |
2 |
||
Зрительное восприятие |
||||
2 |
Фиксация взгляда на лице человека. |
1 |
||
3 |
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Игровые упражнения. |
1 |
||
4 |
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка. |
1 |
||
5 |
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа и слева от ребенка. |
1 |
||
6 |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали. |
1 |
||
7 |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по вертикали. |
1 |
||
8 |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по кругу. |
1 |
||
9 |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом вперед-назад. |
1 |
||
10 |
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Игровые упражнения. |
1 |
||
11 |
Подражательные действия взглядом. |
2 |
||
12 |
Упражнения для правильной зрительной реакции. |
3 |
2 четверть
№п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
Слуховое восприятие |
||||
1 |
Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне уха. |
1 |
||
2 |
Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне плеча. |
1 |
||
3 |
Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне талии. |
1 |
||
4 |
Прослеживание за близко расположенным источником звука. Игровые упражнения. |
1 |
||
5 |
Прослеживание за далеко расположенным перемещающимся источником звука. |
1 |
||
6 |
Прослеживание за перемещающимся источником звука. . Игровые упражнения. |
1 |
||
7 |
Локализация неподвижного удаленного источника звука. . Игровые упражнения. |
1 |
||
8 |
Соотнесение звука с его источником. |
1 |
||
9 |
Нахождение объектов, одинаковых по звучанию. |
2 |
||
10 |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом вперед-назад. |
1 |
||
11 |
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Игровые упражнения. |
1 |
||
12 |
Подражательные действия звуками за педагогом. |
2 |
||
13 |
Упражнения для правильной эмоциональной реакции. . Игровые упражнения. |
2 |
3 четверть
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины |
||||
1 |
Выбор предмета по образу и инструкции предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов. Игровые упражнения. |
1 |
||
2 |
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки - подходящие по цвету»). Игровые упражнения. |
1 |
||
3 |
Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 5 предметов трех основных цветов. |
1 |
||
4 |
Раскладывание предметов всех указанных насыщенных цветов на группы. |
1 |
||
5 |
Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»). Игровые упражнения. |
2 |
||
6 |
Использование цвета для обозначения предметов. Иллюстрация цветными фишками стихотворений. |
2 |
||
7 |
Выкладывание узора из мозаики - ряда чередования двух-трех цветов через один элемент. |
2 |
||
8 |
Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм. |
1 |
||
9 |
Группировка по форме предметов двух контрастных форм. Игровые упражнения. |
1 |
||
10 |
Выбор предметов одной формы из 5 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм, их группировка. Игровые упражнения. |
1 |
||
11 |
Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»). |
1 |
||
12 |
Выкладывание ряда с чередованием 2-3 форм через один элемент. Игровые упражнения. |
1 |
||
13 |
Формирование понятий: большой - маленький, больше - меньше, одинаковые; учить сравнивать методом наложения и называть. |
2 |
||
14 |
Выбор одинаковых по величине предметов из 5 предметов двух контрастных величин. |
1 |
||
15 |
Группировка предметов парных по величине (игра «Подбери двум куклам одежду» - по цвету и величине). Игровые упражнения. |
2 |
4 четверть
Кинестетическое восприятие |
||||
1 |
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Игровые упражнения. |
1 |
||
2 |
Реакция на соприкосновение с деревом. |
1 |
||
3 |
Реакция на соприкосновение с металлом. |
1 |
||
4 |
Реакция на соприкосновение с пластмассой. |
1 |
||
5 |
Реакция на соприкосновение с водой. |
1 |
||
6 |
Реакция на соприкосновение с бумагой. |
1 |
||
7 |
Реакция на соприкосновение с тканью. |
1 |
||
8 |
Реакция на соприкосновение с холодным. |
1 |
||
9 |
Реакция на соприкосновение с тёплым. |
1 |
||
10 |
Реакция на соприкосновение с гладким. |
1 |
||
11 |
Реакция на соприкосновение с шероховатым. |
1 |
||
12 |
Реакция на соприкосновение с жидким. |
1 |
||
13 |
Реакция на соприкосновение с густым. |
1 |
||
14 |
Реакция на соприкосновение с сыпучим. |
1 |
||
15 |
Диагностика. |
2 |