Рабочая программа по литературе для 7 класса (УМК под ред. В.Я. Коровиной)

0
0
Материал опубликован 20 November 2017

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска»

Утверждаю:

_________И.О. директора Винокурова Е.В.КОГОБУ СШ с УИОг. Яранска

Приказ №___ от _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 7 «А» КЛАССА
НА 2017-2018 учебный год

Составитель - учитель русского языка и литературы Ваганова Л.В.


 


 


 

Яранск 2017


 

Пояснительная записка.

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 7 класса разработана на основе ФГОС ООО и с учётом Примерной программе по литературе, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2014», соответствующей ФГОС и рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой: Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. В  данной рабочей программе  также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,  с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом

Программа предусматривает работу по учебнику 1.2.1.2.1.3 «Литература. 7кл. » В 2 ч. / Авторы – составители: В.Я.Коровина, В.И.Коровин и д. М.: Дрофа, - 2014, рекомендованному Министерством образования и науки РФ.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

      • знакомство с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего

        воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма; любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

        развитиеиэмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,

        освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

2.Общая характеристика учебного предмета

Актуальность изучения данного курса состоит в том, что важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Методы и формы решения поставленных задач:

метод творческого чтения и творческих заданий, эвристический, излагающий репродуктивно-творческий

урок-беседа, урок-игра


 

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий

Активные методы обучения

Игровые технологии

Исследовательская технология обучения

Технология развития критического мышления на уроках литературы

Метод проектов

Технология мастерских на уроках литературы

Технологии уровневой дифференциации

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Системно-деятельностный подход

3. Планируемые результаты.

Предметные.

В процессе изучения литературы выпускники 7 класса должны усвоить

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

научиться

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Выпускник 7 класса получит возможность понимать

ключевые проблемы изученных произведений

связь литературных произведений с эпохой их написания

анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

определять в произведении элементы сюжета, композицию, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

Разделы «Устное народное творчество».

Выпускник научится:

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях устного народного творчества,

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать обрядовые песни, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

Выпускник получит возможность научиться:

• рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

• сочинять свои песни и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчестваразных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики,образов (по принципу сходства и различия).

Разделы Древнерусская литература. Русская литература XVIIIв.Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватныйжанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующегохарактера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста,созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученноготекста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя),определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскуюдеятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,проект).

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

 

Метапредметные результаты

Выпускник 7 класса научится

понимать проблему

выдвигать гипотезу

структурировать материал

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях

формулировать выводы

Выпускник 7 класса получит возможность

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её

определять сферу своих интересов

работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

4.Система оценкидостижения планируемых результатов

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

словарная работа

различные виды пересказа

устные и письменные сочинения

отзывы

доклады

диалоги

творческие работы

произведения для заучивания наизусть.

промежуточная аттестация (сочинение)

Виды работ по оцениванию планируемых результатов

рейтинговые проверочные работы;

олимпиады;

защита исследовательской и проектной работы.

творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках.

Сочинения

конкурсы

Перечень обязательных контрольных работ

  • Контрольная работа по теме «Фольклор»

    Русская литература XIХ века. Тест.

    Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина.

    Роль описание природы в создании настроения писателя.

    Итоговый тест по русской литературе.

5.Содержательный раздел

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в формировании универсальных учебных действий

развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, анализировать прочитанное, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности

Личностные УУД:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы)

умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость» «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;

освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;

выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться.

Регулятивные УУД

постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)

использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале

Познавательные УУД

самостоятельно выделять и формулировать цель;

ориентироваться в учебных источниках;

отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;

анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;

предвидеть последствия коллективных решений.

Предметные результаты изучения предмета состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Программа воспитания и социализации

Формирование мотивации к обучению, познавательного интереса

Формирование целостного ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважения к культурному наследию Родины

Формирование эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, моральных норм и ценностей на основе литературных произведений русских и зарубежных писателей

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям, расширение кругозора

Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя; нравственно-эстетической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор

Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок

Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства

Формирование навыков исследовательской деятельности

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа

Формирование навыков к самосовершенствованию

Овладение техникой художественного пересказа, навыками сопоставления

Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции пробелов в литературном образовании и оказании помощи в ликвидации этих пробелов в знаниях учащихся. Программа направлена на выявление особых образовательных потребностей детей при изучении литературы, осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с учётом их психологических особенностей и возможностей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Кол.час

 

Историко-литературные сведения

Теоретико-литературные понятия

УУД по предмету

1

1

Изображение человека

как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека.

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Русский фольклор

2

4

Русский фольклор.

Предания.

Былины.

Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нём национальных черт характера.

Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Фольклор.

Жанры фольклора.

Гипербола.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Характеристика былинного героя.

Древнерусская литература.

3

4

Древнерусская литература.

«Поучение» Владимира Мономаха

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»,

«Повесть временных лет».

Поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.

Литературные роды и жанры.

Поучение.

Летопись.

Различные виды пересказа (подробный).

произведения.

Написание сочинения.

Характеристика героя древнерусской литературы.

Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека

Русская литература 18 века.

4

2

Русская литература 18 века.

М.В.Ломоносов

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны».

Г.Р.Державин.

«Река времён в своём стремленьи…», «Признание».

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

Нравственно-воспитательный пафос литературы.

Жанр: ода.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Воспринимать текст русского литературного произведения. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды

Русская литература 19 века.

5

5

Русская литература 19 века.

А.С.Пушкин

«Песнь о вещем Олеге»

«Повести Белкина» («Станционный смотритель»).

«Полтава».

«Медный всадник» (вступление).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовоммонастыре).

Формирование представлений о национальной самобытности.

А.С. Пушкина.

Проблема личности и общества.

Тема «маленького человека» и ее развитие.

Жанры: баллада, повесть.

Язык художественного произведения.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Характеристика героя русской литературы первой половины 19 века. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половиныXIX века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека

6

4

М.Ю.Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях

Человек в ситуации нравственного выбора.

Поэзия.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика.

Фольклоризм литературы.

Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.

7

3

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».

Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX века.

Интерес русских писателей к проблеме народа.

Форма и содержание литературного произведения. Тема, идея, проблематика, сюжет.

Литературный герой.

Язык художественного произведения.

Воспринимать текст литературного произведения. Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX века темы, образы и приёмы изображения человека.

9

2

И.С.Тургенев.

«Записки охотника» («Бирюк»)

«Стихотворения в прозе» (Близнецы», «Два богача»).

Тема «маленького человека» и ее развитие.

Интерес русских писателей к проблеме народа

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение

Выявлять в тексте разные виды художественных образов ( образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).

10

3

Н.А.Некрасов.

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

«Размышления у парадного подъезда».

Образ русской женщины и проблема женского счастья.

Историческая основа поэмы.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета Выразительное чтение.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Выявление черт национального женского характера.

11

1

А.К.Толстой.

Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин».

Историзм и психологизм в литературе.

Жанр: историческая баллада.

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.Анализ произведения.

Выявление черт героического в характере героев.

12

3

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»,«Премудрый пискарь»

Интерес русских писателей к проблеме народа.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Выявление признаков реального и фантастического, особенности языковой системы.

13

2

Л.Н.Толстой.

«Детство» (главы из повести)

Нравственные и философские искания русских писателей.

Автор-повествователь (герой-повествователь).

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчествеЛ.Н.Толстого Различать образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении

14

3

А.П.Чехов.

Рассказы: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня» «Тоска»

Реализм в русской литературе

Сатира и юмор как формы комического.

Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики.

Выявление признаков юмористического и сатирического в литературном произведении.

15

1

В.А.Жуковский «Приход весны»;

И.А.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».

Поэтическое изображение родной природы.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX века.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

16

2

И.А.Бунин.

«Цифры», «Лапти».

Нравственные и философские искания русских писателей

Литературный герой

Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героя русской литературы первой половины 20 века Различные виды пересказа (подробный).

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Русская литература 20 века.

17

4

Русская литература 20 века.

М.Горький.

«Детство»

«Старуха Изергиль»

(Легенда о Данко).

Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни.

Тема. Идея.

Портрет как средство характеристики героя.

Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Характеристика романтического героя.

Написание сочинения.

18

2

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».

Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни.

Лирический герой.

Тоническое стихосложение.

Характеристика лирического героя

Заучивание наизусть стихотворных текстов

19

2

А.Н.Платонов.

«Юшка», «В прекрасном и яростном мире».

Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Литературный герой.

Язык художественного произведения

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Характеристика героя русской литературы первой половины 20 века

20

1

Б.Л.Пастернак.

«Июль», «Никого не будет в доме…».

Картины родной природы.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: метафора, сравнение.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

21

1

Стихотворения поэтов-участников войны.

А.А.Ахматовой, А.Твардовского,

К. Симонова. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. «Москвичи».

Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе

Публицистика.

Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).

Анализ и интерпретация произведений.

Русская проза второй половины 20 века.

22

3

Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади».

Ю.П.Казаков «Тихое утро».

Е.И.Носов «Кукла», «Живое пламя».

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция.

Литературные традиции.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы второй половиныXX века

Давать ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Написание отзывов о произведениях.

23

3

Русская поэзия

20 века.

С.А.Есенин.

Н.Рубцов.

В. Брюсов.

Ф.Сологуб.

Н.Заболоцкий.

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета»…», «На дне моей жизни».

Тема родины.

А. Есенин. «Топи да болота...».

Н. А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...».

Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...»

Лирический герой

Характеристика лирического героя. Анализ и интерпретация произведений. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

24

1

М.М.Зощенко.

«Беда».

Обращение писателей второй половины ХХ в. к острым проблемам современности

Язык художественного произведения.

Анализ и интерпретация произведения.

Выявление художественных приёмов и средств сатиры.

25

1

Литература народов России.

Р.Гамзатов «Опять за спиною родная земля…», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…».

Духовные истоки национальных литератур.

Язык художественного произведения.

Соотносить содержание произведений литературы народов России с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи

Уметь выявлять особенности языка литературы народов России, характеризовать литературного героя народов России.

26

6

Зарубежная литература.

Р.Бернс «Честная бедность».

Дж.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!».

Японские хокку.

О.Генри «Дары волхвов»

Р.Бредбери «Каникулы».

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ века.

Сложность и противоречивость человеческой личности.

Проблема истинных и ложных ценностей.

Реальное и фантастическое.

Литературные роды и жанры.

Фантастические рассказы.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

выявлять средства фантастического. Уметь характеризовать героя зарубежной литературы.

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОСООО

Информационно-образовательные ресурсы

 

П

Ф

 

 

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Литература как искусство словесного образа

 

 

   

Предания.Исторические события в преданиях.

Тема русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

 

   

Собирание былин.Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Воплощение в образе богатыря национального характера: нравственные достоинства героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству

 

 

   

Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

Воплощение в образе богатыря национального характера: нравственные достоинства героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству

 

 

 

 

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц,

меткость и точность языка.

Малые жанры фольклора

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

 

   

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).Русские летописи.

.

Древнерусская литература. Жанр поучения. Поучительный характер произведений древнерусской литературы

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

 

   

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Древнерусская литература. Жанр повести

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

 

   

«Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»).

Древнерусская литература. Жанр летопись

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

 

   

«Нравственный облик человека в древнерусской литературе» или «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси». Классное сочинение

.

Письменные высказывания по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного процесса

.http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

 

   

М.В.Ломоносов. Поэт и учёный. Жанр ода.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны».

Русская литература XVIIIвека. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Лирические жанры: ода

 

 

   

Г.Р.Державин. Стихотворения.

«Река времён в своём стремленьи…», «Признание».

.

Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Литературные роды и жанры Лирические жанры: стихотворение

 

 

   

А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Полтава» (отрывок). Интерес Пушкина к истории России.

А.С.Пушкин. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина.

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

 

   

А.С.Пушкин «Медный всадник» (вступление).

Прославление деяний Петра I Лиро-эпические жанры: поэма

.

Лиро-эпические жанры: поэма

 

 

   

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

Лиро-эпические жанры: баллада.

Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

 

   

А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре).Образ летописца Пимена.

Литературный герой

 

 

   

А.С.Пушкин«Повести Белкина»

«Станционный смотритель». Тема «маленького человека», его положение в обществе.

Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе.Трагическое и гуманистическое в повести.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте.

«Когда волнуется желтеющая нива…».Анализ стихотворения.

Анализ и интерпретация произведений.

М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива»

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

М.Ю.Лермонтов. «Молитва», «Ангел».

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Молитва». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Художественный мир.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVIвека, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Связь поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы и её концовки. 3

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливости власти. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме.

 

 

   

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».Тема, идея, проблематика, сюжет повести.

Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей. Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

Литературный герой.Человек в ситуации нравственного выбора.

Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов героев братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.

 

 

   

Создание плана сравнительной характеристики.

Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба».

.

Письменные высказывания по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного процесса

 

 

   

И.С.Тургенев. «Записки охотника» «Бирюк» Тема «маленького человека» и ее развитие.

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении.

. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

 

   

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» (Близнецы», «Два богача», Русский язык»). Особенности жанра.

Особенности идейно-эмоционального состояния стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы её выражения.

 

 

   

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Исторические судьбы России.

Н.А.Некрасов. Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Н.А.Некрасов. Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Эпизод.

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

 

   

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».Боль поэта за судьбу народа.

Интерес русских писателей к проблеме народа.

Н.А.Некрасов. Изображение жизни простого народа.

 
   

 

   

А.К Толстой.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

Историзм в литературе.

Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн.

 
 

 

   

М.Е.Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь»

Интерес русских писателей к проблеме народа

Литературная сказка. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Своеобразие сатирических литературных сказок.

 

 

   

М.Е.Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик».Смысл названия сказки.

Письменные высказывания по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного процесса

 

 

   

Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся

 

 

   

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы из повести). Слово о писателе.

Нравственные и философские искания русских писателей.

Автобиографически произведения русских писателей. Л.Н.Толстой Повесть «Детство» (фрагменты)

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

 

   

Повесть Толстого «Детство». Герой произведения, его чувства, поступки, духовный мир.

Автор-повествователь (герой-повествователь).

Осознанное, творческое чтение художественных произведений.

 

 

   

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».Средства создания комического в рассказе.

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия.

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

 

   

Два лица России в рассказе Чехова «Злоумышленник».Анализ и интерпретация произведений.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

 

 

    Сатира и юмор как формы комического в рассказах А.П.Чехова. А.П.Чехов «Размазня». А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника», «Тоска», «Размазня»

Юмор. Сатира. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе.

 

 

   

Поэтическое изображение природы в стихах русских поэтов.

В.А.Жуковский «Приход весны»; И.А.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Романтический пейзаж.

Изображения природы

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

Русская литература 20 века.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры».Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Тема детства в русской литературе.

Русская литература XX века

 

 

   

И.А.Бунин. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Литературный герой. Интерес русских писателей к проблеме народа.

Русская литература XX века

 

 

   

М. Горький

«Детство» (главы). Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни.

Автобиографические произведения русских писателей. М.Горький. Повесть «Детство» (фрагменты).Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, воспроизведённая глазами ребёнка

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

М.Горький «Детство».Понятие о теме и идее произведения.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения.

 

 

   

Обучение анализу эпизода из повести Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

М.Горький «Детство». Анализ и интерпретация произведений.

Письменные высказывания по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного процесса

 

 

   

М.Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко)

Романтический характер легенды.

Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях

Романтизм в русской литературе.

 

 

    В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотворения. Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема назначения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмики

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Лирический герой.

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

 

 

   

Л.Н.Андреев. «Кусака».Гуманистический пафос произведения.

Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных.

 

 

   

А.П.Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

Сюжет и композиция. Конфликт.

 

 

   

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения

 

 

   

Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Письменные высказывания по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного процесса

 

 

   

Контрольная работа.

Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся

 

 

   

Тема войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, А.Твардовского, К. Симонова.

Военная тема в русской литературе. Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

Картины родной природы. Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…». А. Т Твардовский «Снега потемнеют синие».

Тема природы в русской поэзии.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

М.М.Зощенко «Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя.

Язык художественного произведения

Жанр рассказа. Зощенко. Рассказы.

 

 

   

Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». Понятие о литературной традиции.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения

 

 

   

Е.И.Носов «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения

 

 

   

Ю.П.Казаков «Тихое утро».Герои рассказа и их поступки.

Обращение к традиционным в русской литературе ценностям

 

 

   

Тема родины в русской поэзии 20 века. С.А.Есенин, Н.Рубцов, В. Брюсов, Ф.Сологуб, Н.Заболоцкий.

Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображение родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

Тема родины в русской поэзии 20 векa. С.А.Есенин «Топи да болота...». Н.Рубцов «Тихая моя родина...», Н.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...».

 

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010

Н.М.Рубцов, С.А. Есенин, Н Заболоцкий. Стихотворения. Лирический герой и его мировосприятие.

Системы стихосложения. Ритм. Рифма. Строфа.

 

   

Русская поэзия второй половины ХХ века. Б. Окуджава «По смоленской дороге»

Основные темы и образы литературы XX века.

.

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

 

   

Контрольная работа.

Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся

 

 

   

Из литературы народов России.

Р.Гамзатов «Земля как будто стала шире». «Опять за спиною родная земля…», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…»,

Расул Гамзатов. Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

 

   

Зарубежная литература.

Р.Бёрнс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения

 

 

   

Дж.Г.Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Дж. Г. Байрон. Стихотворение. Своеобразие романтической поэзии Байрона.

 

 

   

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

Системы стихосложения.

 

 

   

О.Генри «Дары волхвов».

О. Генри. Новелла «Дары волхвов». История жанры новеллы. Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле, строгость её построения.

 

 

   

Фантастический рассказ. Р. Бредбери

«Каникулы».

Р.Брэдбери. Особенности сюжета рассказа. Роль фантастического сюжета в раскрытии серьёзных нравственных проблем.

 

 

   

Д. Олдридж «Отец и сын»Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.

 

Организационный раздел

Объем курса68 часов в год в соответствии с федеральным базисным планом: 2 часа в неделю

Система условий реализации

Материально- техническое обеспечение предмета

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Федеральный закон «Об образовании»

    Стандарт основного общего образования по литературе

    «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010»

    Примерные программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы : проект.- М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения)

    Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс - изд. 3-е, исправленное и дополненное – М.: ВАКО, 2010.

    Ерёмина О.А. Уроки литературы в 7 классе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010

    Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс – изд. 3-е, исправленное и дополненное. - М.: ВАКО, 2005. – 400 с.

    Литература. Учебник - хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В. А. Коровина и др. – М.: Дрофа, 2012

    Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 класса / Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010.

    Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000

    CD-R «Большая детская энциклопедия. «Литература»;ООО «Хорошая погода», Россия , 2008

    Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://www.ucheba.com/pos_rus/index.htm

http://www.uroki.net/docrus.htm

http://www.pedsovet.su/load/31-5-2

Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Литература».

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин.- М.: Просвещение,2010.

Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия

Приложения к программе:

Темы творческих работ;

Примеры работ;

Методические рекомендации;

Тексты контрольных работ

Дополнительные программы (модули, спецкурсы, кружки)

Оценка устных ответов учащихся

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценка устных ответов учащихся.

 При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

  Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

  Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

  Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

  Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


 


 


 

 Оценка сочинений

    В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: 

 правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

 точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

  Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

   Отметка “5” ставится за сочинение: 

 глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

 стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

 написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

  Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

  Отметка “4” ставится за сочинение: 

 достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

 логичное и последовательное изложение содержания;

 написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

   Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

  Отметка “3” ставится за сочинение, в котором: 

 в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

 материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

 обнаруживается владение основами письменной речи;

 в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов. 

  Отметка “2” ставится за сочинение, которое: 

 не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

 характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

 отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

  Отметка “1” ставится за сочинение: 

 совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

 содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

 Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка тестовых работ При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

 «5» — 90 – 100 %;

 «4» — 78 – 89 %;

 «3» — 60 – 77 %;

 «2»- менее 59 %.

 Оценка творческих работ  Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. 

 Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: 

 — соответствие работы ученика теме и основной мысли; 

 — полнота раскрытия тема; 

 — правильность фактического материала; 

 — последовательность изложения. 

 При оценке речевого оформления учитываются: 

 — разнообразие словарного и грамматического строя речи; 

 — стилевое единство и выразительность речи; 

 — число языковых ошибок и стилистических недочетов. 

 При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается 

 правильное оформление сносок; 

 соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; 

 реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; 

 широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; 

 целесообразность использования тех или иных источников. 

   Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка. 

  Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.   

  Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. 

  Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. 

 При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу. 

Оценка дополнительных заданий. При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: 

 — “5” – если все задания выполнены; 

 — “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; 

 — “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; 

 — “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.

.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Былина «Вольга и Микула Селянинович» Садко(отрывок).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

A. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге». «Борис Годунов» (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (фрагмент по выбору). «Молитва» «Когда волнуется желтеющая нива...» «Ангел» (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. «Русский язык»

Н. А. Некрасов «Русские женщины» (отрывок по выбору учащихся).

B. А. Жуковский. «Приход весны» А. К. Толстой.«Край ты мой, родимый край...» или «Благовест». И. А. Бунин. «Родина» (на выбор).

B. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям (на выбор)

По теме «Великая Отечественная война»: К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. «Москвичи».

А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...»( на выбор)

А. Т Твардовский «Снега потемнеют синие»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.