Рабочая программа по литературе (7 класс, УМК В.Я. Коровиной)

1
0
Материал опубликован 31 August 2021

t1630418520aa.gif

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего образования, с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, (утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года), на основании рабочей программы по русскому языку для 5- 9 классах к УМК Т.А.Ладыженской и др. Москва «ВАКО» 2016 год, на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы общеобразовательных учреждений.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Реализуется авторскими учебниками М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и т.д. Москва «Просвещение» 2016. Данный учебник рекомендован Министерством образования РФ. Материал в нём изложен доступно, есть задания разного уровня сложности. Также в этом учебнике помещён материал для написания сочинений и изложений.

Изучены нормативно- правовые документы:

Закон РФ «Об образовании»

БУП Утверждённый Министерством Образования, Науки инновационной политики Новосибирской области от 23.07.12 № 1602

Образовательная программа Купинской школы- интерната №1

Программа первого поколения

Программа второго поколения ФГОС (ознакомительно)

Адресат

Программа по русскому языку 7 класса для специального образовательного учреждения адаптирована, модифицирована и предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом РФ «Об образовании» эти лица имеют равные со всеми людьми права на образование.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно- тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы организации учебного процесса в 7 классе:

уровневая дифференциация;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Формы контроля:

тестирование, сочинение, изложение, диктант

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого за год - 102 часа.

Учебно-тематический план


Содержание

Количество

часов

Введение


1

Повторение изученного в 6 классе

10

Причастие

22




Деепричастие

8

Наречие

21

Категория состояния

2

Служебные части речи

1

Предлог

6

Союз

11

Частица

11

Междометие

1

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

8

Итого

102


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (102 ч)

Данная рабочая программа имеет разночтения с программой по русскому языку к УМК Т.А.Ладыженской и программой для общеобразовательных учреждений. Общее число уроков русского языка по программе - 170 часов, а в базисном учебном плане школы- интерната – 102 часа, что явно недостаточно для результативного освоения русского языка, поэтому учитывая реальный объём знаний школьников и уровень овладения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы.

На основании письма Министерства образования и науки РФ от 19.01.2011г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в работе используются учебники ФГОС, в связи с тем, что учебный материал адаптирован и рассчитан для воспитанников с ОВЗ, некоторые темы будут изучаться ознакомительно, некоторые на практическом уровне, а некоторые будут отсутствовать: «Диалог как текст», «Виды диалога», «Отзыв», «Учебный доклад». Данные темы перекликаются с темами учебного предмета «Речь и культура общения». Их изучение считаю нецелесообразным, из- за этого будет расширено количество часов на усвоение орфографических правил, обобщение и повторение материала.

Одна из особенностей устной и письменной речи учеников специальных (коррекционных) классов состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса связаны с темами «Причастие» и «Деепричастие». Основное внимание отводится формированию орфографической грамотности при изучении тем: «Наречие», «Предлоги», «Частицы», «Союзы». Раздел «Развитие речи» дополняется работой по составлению сложного плана. Соответствующие темы разделов «Морфология и орфография» предваряются устными упражнениями в использовании союзов для связи однородных членов предложения, для соединения простых предложений в сложные; устными и письменными упражнениями по составлению предложений, выражающих ужас, удивление, радость, испуг и т. д., с использованием междометий.

На практическом уровне (без терминологии) изучаются: «Образование действительных и страдательных причастий»; «Правописание гласных в суффиксах причастий»; «Степени сравнения наречий»; «Формообразующие, отрицательные и модальные частицы»; «Различение на письме частиц не и ни».

Изучение тем: «Действительные и страдательные причастия», «Производные и непроизводные предлоги», «Склонение полных причастий» даются ознакомительно.

Русский язык как развивающееся явление (1 ч.)

Повторение пройденного в 5-6 классах (8 ч. + 2 ч.)

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие (20 ч. + 2ч.)

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда­тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности.

Деепричастие (7ч. +1ч.)

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

Сочинение по картине.

Наречие (18 ч.+3 ч.)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипя­щих на конце наречий.

Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (1ч.+ 1ч.)

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Сжатое изложение текста

Служебные части речи (1 ч.)

Предлог (6 ч.)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Рассказ- репортаж

Союз (10+1 ч.)

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

Книга - наш друг и советчик

Частица (9ч.+2ч.)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.


Междометие (1 ч.)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные оборо­ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учителя

Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М. Просвещение 2007;

Н. В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку»» - М.: «ВАКО», 2009

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-кл. /М.: АСТ: Астрель, 2003.

русскому языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.

Программы Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскому языку для

общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.: ВАКО, 2011.

Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 кл. /под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.