Рабочая программа по литературе для 7 класса по УМК В.Я. Коровиной

7
0
Материал опубликован 22 September 2017 в группе

Рабочая программа по литературе

7 класс

Легоцкая Вера Сергеевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

2017-2018 уч.г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе Примерных программ по учебным предметам (Литература) ФГОС второго поколения, Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина и др.), изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2014.

На изучение литературы в 5 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю (на 35 учебных недель).

Количество к/р, сочинений согласно учебным триместрам:

Форма контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Контрольная работа (в т.ч. проверочная, тестирование)

 

1

1

Сочинение (письменный ответ на проблемный вопрос)

1

2

2

Тематическое планирование включает часы на проведение промежуточной аттестации учащихся.

Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

Срок реализации программы – 2017 – 2018 учебный год.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 7 классе являются следующие умения и качества:

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; чувство гордости за свою Родину, сознание свей этнической принадлежности знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текстаФормирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

-целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование основ экологической культуры

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Познавательные УУД:

–  понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах;

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– составлять план, таблицу, схему;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– работать со справочной литературой ( словарями, справочниками, энциклопедиями);

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения, аргументируя и делая выводы.

Коммуникативные УУД:

– уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметными результатами изучения курса «Литература» в 7 классе является сформированность следующих умений:

-понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нрав-ственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, давать оценку;

-определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-уметь интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

-понимать и формулировать авторскую позицию и свое отношение к ней;

-уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

-писать сочинения разных жанров на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

-понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

-понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Содержание учебного предмета

Устное народное творчество (7 ч.)

Введение (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Из древнерусской литературы (2 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг».

Из русской литературы XVIII в. (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов.

Гавриил Романович Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.

Из русской литературы XIX в. (27 ч.)

А.С. Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

И.С. Тургенев. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Н.А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик».

Л.Н. Толстой. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

И.А. Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня».

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX в. (25 ч.)

М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). . «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Л.Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

А.П. Платонов. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Из зарубежной литературы (6 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование уроков литературы


 

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата поведения

По плану

По факту

Введение (1 ч.)

1.

Изображение человека как важнейшая

идейно-нравственная проблема литературы.

1

   

Устное народное творчество (6 ч.)

2.

Предания как поэтическая автобиография народа.

1

   

3.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

1

   

4.

Вн. чт. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». . Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.

1

   

5.

Вн. чт. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос.

1

   

6.

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде».

1

   

7.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость

пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

1

   

Из древнерусской литературы (2 ч).

8.

Русские летописи. «Повесть временных лет»

(отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»).

1

   

9.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1

   

Из русской литературы XVIII века (2 ч).

10.

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Импера трицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1

   

11.

Г. Р. Державин. Стихи «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

1

   

Из русской литературы XIX века (27 ч).

12.

А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы.

1

   

13.

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Образ Петра I. Воспевание автором «града Петрова».

1

   

14.

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

1

   

15.

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца как образ древнерусского писателя.

1

   

16.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

1

   

17.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои. Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.

     

18.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Ва-

сильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

1

   

19.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Особенности сюжета поэмы.

1

   

20.

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». Проблема гармонии человека и природы.

1

   

21.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Историческая и фольклорная основа повести. Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей.

1

   

22.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию.

1

   

23.

Р.р. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

1

   

24.

И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

1

   

25.

И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.

Мастерство И. С. Тургенева в изображении природы и внутреннего состояния человека.

1

   

26.

И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы»,

«Два богача». Стихотворения в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре.

1

   

27.

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин.

1

   

28.

Вн. чт. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения.

1

   

29.

А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады.

1

   

30.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «По весть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира в «Повести…».

1

   

31.

Вн. чт. М. Е. Салтыков- Щедрин. «Дикий помещик»

1

   

32.

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

   

33.

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

1

   

34.

Р.р. Сочинение по произведениям Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого».

1

   

35.

А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

1

   

36.

А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.

Средства создания комического. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

1

   

37.

Вн. чт. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». «Грустный» юмор Чехова.

1

   

38.

Р.р. Стихи русских поэтов о рождной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…».

2

   

Из русской литературы XX века (25 ч).

39.

И. А. Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

   

40.

Вн. чт. И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы. Нравственный облик героев рассказов Бунина.

1

   

41.

М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

1

   

42.

М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

1

   

43.

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о

Данко»). Романтический характер легенды.

1

   

44.

Л. Н. Андреев. «Кусака». Чувство сострадания к

братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

1

   

45.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение,

бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

1

   

46.

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир -безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта,

сострадание лирического героя.

1

   

47.

А. П. Платонов. «Юшка». Краткий рассказ о писателе. Юшка –незаметный герой с большим

сердцем.

1

   

48.

А. П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания к человеку.

1

   

49.

Вн. чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.

1

   

50.

Р.р. Классное контрольное сочинение

1

   

51.

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака.

1

   

52.

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…»,

«Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы.

1

   

53.

Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т.Твардовского и др.

1

   

54.

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади».

Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе.

1

   

55.

Е. И. Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

1

   

56.

Е. И. Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.

1

   

57.

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

Особенности характера сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.

1

   

58.

Д. С. Лихачёв. «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи. Развитие представлений о публицистике. Мемуары как публицистический жанр.

1

   

59.

Вн. чт. М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы

Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

   

60.

Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

1

   

61.

Песни на слова русских поэтов ХХ века.

А. Н. Вертинский. «Доченьки». И. Гофф. «Русское поле». Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

1

   

62.

Письменная контрольная работа. Тестирование.

1

   

63.

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…» и др. стих.

1

   

Из зарубежной литературы (6 ч.)

64

Вн. чт. Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления народа о справедливости и честности.

1

   

65.

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…». Своеобразие романтической поэзии Байрона.

1

   

66.

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их единстве на фоне круговорота времён года.

1

   

67.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

1

   

68.

Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле.

1

   

69.

Вн. чт. Детективная литература.

1

   

70.

Урок контроля. Выявление уровня литературного

развития учащихся. Тестирование. Итоги года.

1

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.