12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хайрова Р.Х.173
Работаю учителем начальных классов. Педагогический стаж - 2 года.
Россия, Самарская обл., Самара

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № _____ г. _________

"Согласовано" "Утверждаю"

зам. директора по УВР директор школы

_____________________ _____________________

"____" __________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

для 2 класса

г. Самара, 2015 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с:

законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ (статьи 7, 9, 32);

Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования (по филологии), утвержденного приказом Минобразования России от 06.10.2009 г № 373 (в ред. Приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 года № 2357);

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год» (приказ Министерства образования и науки РФ от 5.09.2013 г № 1047, зарегистрирован в Минюсте РФ 18.10.2013 г № 30213);

 учебным планом МБОУ СОШ № на 2014-2015 учебный год;

примерной программой начального общего образования по литературному чтению.

Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК М.Л. Каленчук, О.В. Малаховской, Н.А. Чураковой.

 Обучение Литературному чтению является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Он закладывает основы для формирования решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

Программа реализует следующие цели:

- обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

- приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

.

Программа рассчитана на 102 часа.

2. Общая характеристика учебного предмета

Для достижения поставленных целей на уроках Литературного чтения необходимо решать следующие задачи:

духовно-нравственная– от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

духовно-эстетическая– от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

литературоведческая– от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

библиографическая– от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

Решение названных задач обеспечит формирование у младших школьников решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Особенность программы заключается в том, что программа учитывает особенности класса. Во 2 — ом классе обучаются дети 8 — 9 лет, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных раз­делов учебника – «Виды речевой и читательской деятельности», «Литературоведческая пропедевтика», «Элементы творческой деятельности учащихся», «Круг чтения».

Особое внимание в программе отводится на накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Программа предусматривает использование Хрестоматии как дополнительного источника информации.

При усвоении содержания курса Литературного чтения актуализируются знания, полученные при изучении курса Литературного чтения за 1 класс.

3. Описание учебного предмета в учебном плане

На изучение Литературного чтения в начальной школе отводится соответственно:

в 1 классе – 40 ч (10 учебные недели),

во 2 классе – 136 ч (34 учебные недели),

в 3 классе - 136 ч. в год (34 учебные недели);

в 4 классе - 136 ч. в год (34 учебные недели).

Недельная учебная нагрузка по литературному чтению в 2 классе составляет 4 часа в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного материала

Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:

Ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своем народу, своему краю; служению Отечеству.

Ценность нравственных чувств – нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.

Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – уважение к труду; творческого и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Ценность природы, окружающий среды – родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

Ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

5. Планируемые образовательные результаты

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

У учащихся будут сформированы следующие личностные результаты:

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

У учащихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:

регулятивные:

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

коммуникативные:

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

У учащихся будут сформированы следующие предметные результаты:

познавательные:

В области познавательных общих учебных действий обучающееся научатся:

-свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью

-ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

-работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

6. Содержание программы

Содержание обучения представлено в программе следующими разделами:

Тема раздела

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

«Виды речевой и читательской деятельности»

25

5

2

«Литературоведческая пропедевтика»

26

6

4

«Элементы творческой деятельности учащихся»

25

10

4

«Круг чтения»

26

8

4

Итого:

102

29

12

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие умения читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями, развитие умения отличать сказку от рассказа, развивать умение понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностью текста. Большое внимание в программе уделяется формированию умений адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текстов вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.

Требования к знаниям и умениям к концу каждого из изучаемых разделов:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

называть имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы,

называть имена 2–3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

анализировать смысл названия произведения;

пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

        Обучающиеся научатся:

        • различать сказку о животных и волшебную сказку;

        • определять особенности волшебной сказки;

        • различать сказку и рассказ;

        уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся

        Обучающиеся научатся:

        • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

        • читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

        • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

7. Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты и уровень усвоения

Форма контроля

предметные

метапредметные

 

Знакомство с библиотекой Ученого Кота

Постановочный, вводный

Народные

и авторские

сказки

Узнают названия и авторов литературных произведений; научатся работать с дополнительной литературой определять тему и выделять главную мысль произведения

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Коммуникативные: работать с соседом по парте, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге.

Чтение вслух,

беседа

 

Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан

и Людмила»

Постановка учебной задачи, поиск ее решения

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения

Узнают имена русских классиков; произведения А. С. Пушкина; понятие «иллюстрация»; научатся ориентироваться по содержанию учебника; получат представление о вступлении как первой части в большом стихотворении (поэме).

Регулятивные:подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Познавательные: выполнять поиск и выделение необходимой информации в учебнике (работа с текстом и иллюстрациями);выполнение самостоятельной маркировки текста.

Коммуникативные: участвовать в диалоге.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Чтение вслух,

беседа

 

Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Освоение нового материала

Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки:

наличие двух миров.

Научатся находить концовку в произведении; объяснять авторские обороты; читать художественные произведение про себя; различать народную и авторскую сказку.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные: перечитывать текст с разными задачами: оценивать смысл всего текста по его названию, определять тему и главную мысль текста, осуществлять поиск нужных частей текста.

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить взаимоотношения с их учетом.

Чтение

наизусть, беседа


 

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Средства обучения:

учебно-лабораторное оборудование и приборы (аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт; штатив для карт и таблиц; укладка для аудиторных средств — слайдов, кассет; шкаф для хранения таблиц);

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся (Веселая Азбука Кирилла и Мефодия — СDROM; детская энциклопедия Кирилла и Мефодия — СDROM; Звуки природы — СDROM);

- Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

- Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

- Литературное чтение. Автор: Чуракова Н.А.

- Математика. Автор: Чекин А.Л.

- Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

- Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

- Основы религиозных культур и светской этики (4 класс).

- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.

- Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л.

- Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

- Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.

- Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В.

- Английский язык «Favourite» (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.

цифровые образовательные ресурсы (телевизор, магнитофон, аудиоцентр, мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный);

демонстрационный и раздаточный дидактический материал (репродукции картин русских художников; таблицы «Портреты писателей»)

2. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

Методический блок: Азбука. Методическое пособие Агарков Ю.А., Агаркова Н.Г. Азбука. Поурочно-тематические разработки Лаврова Н.М. Английский язык. 2 класс. Поурочное планирование Тер-Минасова С.Г., Сухина Е.И., Обукаускайте Д.С. Информатика и ИКТ. 2 класс. Методическое пособие Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс. Методическое пособие Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Литературное чтение. 1 класс. Методическое пособие Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Методическое пособие Чуракова Н.А. Математика. 1 класс. Методическое пособие Чекин А.Л. Математика. 1 класс. Поурочное планирование. Чуракова Р.Г. Математика. 1-4 класс. Проверочные работы технология организации коррекции знаний учащихся. Захарова О.А. Математика. 2 класс. Методическое пособие Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Методическое пособие Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Методическое пособие Чекин А.Л.

Музыка. 1 – 4 класс. Методическое пособие Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Окружающий мир. 1 - 4 класс. Методическое пособие Федотова О.Н., Трафимов С.А., Трафимова Г.В. Основы светской этики. 4 класс. Поурочно-тематическое планирование Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И., Яковлева Л.В. Русский язык. 1 – 4 класс. Методическое пособие Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Технология. 1 - 4 класс. Методическое пособие Рагозина Т.М.

3. Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе:

Азбука. Электронное приложение. Информатика и ИКТ. 2 класс. Электронное приложение. Информатика и ИКТ. 3 класс. Электронное приложение. Информатика и ИКТ. 4 класс. Электронное приложение. Математика. 1 класс. Электронное приложение. Математика. 2 класс. Электронное приложение. Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение. Электронное приложение, составленное на основе поурочно-тематических разработок и содержащее систему иллюстраций, вопросов и заданий к урокам, предназначено для дифференциации обучения, расширяющего организационные формы урока (коллективные, групповые, индивидуальные).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.