Программа "По малой родине моей"
Государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Краснобаковский детский дом»
Принято на педагогическом совете « 29 » 08. 2024г. Протокол № 1 | Утверждаю Директор детского дома __________Л.А. Лебедев « 29 » 08. 2024г. |
Программа
«По малой родине моей»
Профиль деятельности:
туристко-краеведческий
Возрастной состав: 13-17лет
Срок реализации: 2 года
Автор программы:
Комиссарова М.М.
педагог II категории
Красные Баки
2024г.
Воспитание любви к Родине и формирование гражданской позиции должны стать основными и по большому счёту главными составляющими в воспитательной работе. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеях, а на конкретных примерах.
Григорьева Н.В.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Механизм реализации
4.Предполагаемые результаты
5. Тематическое планирование
6. Используемая литература
Пояснительная записка
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма детей.
Последнее десятилетие 20 века радикально изменили облик планеты. В современном мире набирают силу процессы глобализации, интеграции, распространения информационных технологий. Огромные изменения происходят и во всех сферах российского общества. События последних лет привели ко многим негативным последствиям. Изменение нравственных ориентиров, душевная пустота стали признаком эпохи. Политизация общественной жизни, столкновение идеалогий на фоне экономического кризиса привели, с одной стороны, к радикализму в попытках решить стоящие перед обществом проблемы, а с другой стороны – к социальной апатии. Мировая практика показывает, что в таких условиях образование имеет для обществастабилизирующее и развивающее значение. Особенно мощным нравственным потенциалом обладают гуманитарные науки, в том числе история. В.О.Ключевский неоднократно указывал на её важность для человека и общества: «Чтобы идти твёрдо, надо знать почву, по которой идём». Почва – история, без нания которой мы не сможем найти свой путь в сложном меняющемся мире.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Краснобаковской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.
Актуальность и практическую значимость данной программы в том, что работа по изучению «малой» родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли, что в будущем может способствовать возрождению сел и деревень. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании,а также возможности семейной и народной педагогики и педагогики сотрудничества.
Цели программы:
- Познакомить детей с историко-культурным наследием Краснобаковского района;
- Сформировать черты патриотизма и гражданственности;
- Воспитывать духовность.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящего Краснобаковского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе;
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
- Активизация поисковой деятельности воспитанников;
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
- Формирование у воспитанников навыков информационной культуры;
- Использование Интернет и информационных технологий в изучении родного края;
- Воспитание патриотизма у детей через краеведческие знания о районе.
Механизм реализации
Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов детского дома – воспитатели, педагоги дополнительного образования, а также специалисты районной библиотеки, районного краеведческого музея, школьного музея. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические:
беседы;
лекции;
доклады;
викторины;
самостоятельная работа;
круглые столы;
2) практические
организация экскурсий в районный краеведческий музей;
пешие экскурсии по посёлку;
организация экспедиций по малым населённым пунктам Краснобаковского района;
встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами труда;
встреча со снаменитыми людьми нашего поселка;
практикумы в библиотеке;
работа с компьютером и СМИ;
работа с документами;
работа в архивах;
создание «Книги памяти»;
создание и оформление «Уголка старины»;
участие в районных и областных краеведческих викторинах и конкурсах.
Срок реализации программы: 2024-2026 года
Предполагаемые результаты
В ходе реализации прграммы дети преобретают ряд навыков и умений, которые служатпоказателем результативности работы.
Знания, навыки и умения, приобретаемые детьми:
1. Знание истории своего края, посёлка школы,семьи,
2. Организация и проведение экскурсий, выставок, воспитательских мероприятий.
3. Овладение приёмами исследовательской работы, обработки полученных материалов.
К концу учебного года дети должны:
Знать:
-историю своего района;
-знаменитых и интересных людей;
-должны знать и уважать народные традиции;
- исторические события и памятники;
- должны знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим.
Уметь:
- анализировать факты из истории родного края;
- сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал;
- применять теоретические знания при анализе фактов прошлого и современности;
- конспектировать изучаемый материал;
- высказывать мнение по изучаемому вопросу;
- готовить сообщения;
- использовать информацию из различных источников;
- вести дискуссию.
Учебный план занятий
по программе «По малой родине моей»
Первый год обучения «Дела давно минувших дней»
Задача– развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов, проживающих в нашем районе. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. 4. | Диспут «Краеведение – наука о родном крае». Круглый стол «Помни корни свои» Занятие-игра «Древние славяне» Творческое задание «Пословицы, поговорки, стихи о родном крае» | Октябрь | Воспитатель Комиссарова М.М. |
1. 2. 3. 4. | Экскурсия в районный краеведческий музей «Здесь пыль веков» Экскурсия в ЦРБ «О чем рассказали книги?» Устный журнал «Предания об истории, заселения родного края» Лекция «В те далекие,далекие времена…» | Ноябрь | Воспитатель, библиотекарь, экскурсовод краеведческого музея |
1. 2. 3. 4. | Презентация «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» Практикум «Этнография как истирическая наука, изучающая культуру и быт народа» Экскурсия в районный краеведческий музей «Материальная культура – одежда, жилище, пища, утварь, орудия труда» Устный журнал «Духовная культура – обычаи, привычки, праздники, обряды, народный календарь» | Декабрь | Воспитатель, библиотекарь, экскурсовод краеведческого музея |
1. 2. | Мастер-класс «Гармония жилья и природы» Творческое задание «Герб и гимн нашего края» | Январь | Воспитатель, педагог доп. образования |
1. 2. 3. 4. | Викторина «История создания поселка» Пешая экскурсия по поселку «История моей малой родины в названии улиц» Посещение библиотеки «Чем пахнут ремесла?» Экскурсия на предприятие НФП «Полет» «Что делает наш край стране?» | Февраль | Воспитатель, библиотекарь, сотрудники предприятия |
1. 2. 3. | Экскурсия в школьный музей «Наша школа» Видеоурок «Наш край в годы Великой Отечественной войны» Встреча с ветеранами ВОв «Они сражались за Родину» | Март | Воспитатель, Ветераны ВОВ, Воспитатель Ротанова И. Ю. |
1. 2. 3. 4. | Оформление «Книги памяти» «Я не участвую в войне, война участвует во мне» Презентация «История общественных организаций» Проект «Я и мой поселок» Творческое задание «От чистого истока» | Апрель | Воспитатель, Воспитатель Ротанова И.Ю. |
1. 2. 3. 4. | Презентация «Большой России малый уголок» Рассказ – исследование «Я познаю родной край» Творческая мастерская «С чего начинается Родина?» Литературный вечер «Слово о родном крае» | Май | Воспитатель, Педагог-организатор, музыкальный руководитель |
Второй год обучения «Красотою мир спасется»
Задача– накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своём поселке. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. 2. 3. 4. | Устный журнал «Красотою славится наша земля» Краеведческая викторина «Мой край в легендах и преданиях» Диспут «Краснобаковская земля» Вечер вопросов «Растения нашего края» | Октябрь | Воспитатель Комиссарова М.М. |
1. 2. 3. 4. | Вечер головоломок «Животные нашего края» КВН «Земля – наш общий дом» Творческая работа «Красная книга родного края» Экскурсия в лесхоз-техникум «Фауна и флора Краснобаковского района» | Ноябрь | Воспитатель, Чашина Г.Н. преподаватель лесхоза-техникума |
1. 2. 3. 4. | Игра - путешествие «Жемчужина России» Конкурс знатоков «У голубого Светлояра» Экскурсия к святым источникам «Памятники природы» Викторина «Мое село – мой дом родной» | Декабрь | Воспитатели Комиссарова М.М., Ротанова И.Ю. |
1. 2. | Литературно-краеведческая игра «Знатоки земли Нижегородской» Конференция «Топонимика нашего района» | Январь | Воспитатель |
1. 2. 3. 4. | Викторина «Ветлуга – река чаек» Презентация «Волга в сердце впадает мое» Устный журнал «И у нас были храмы и парки» Экскурсия в краеведческий музей «Усадьба князя Трубецкого» | Февраль | Воспитатель, экскурсовод краеведческого музея |
1. 2. 3. | Экскурсия по поселку «Наш дом родной» Работа в архиве «Откуда пошел мой род» Литературный вечер «История моей семьи в истории родного края» | Март | Воспитатели Комиссарова М.М., Матюгина Н.П., педагог-организатор, муз. руководитель |
1. 2. 3. 4. | Выставка «Краснобаковская земля в литературе, живописи, музыке» Вечер поэзии «Родной край в стихах поэтов» Экскурсия в библиотеку «Наш край богат талантами» Литературный вечер «Люблю тебя Ветлужский край» | Апрель | Воспитатель, библиотекарь, педагог-организатор, музыкальный руководитель |
1. 2. 3. 4. | Творческое задание «От чистого истока» Творческая мастерская «Что ещё быть может краше, чем в краю родимом жить» КВН «Моё родное Поветлужье» Презентация «Богатства Поветлужья» | Май | Воспитатель |
Первый год реализации программы показал, что у детей вырос интерес к истории своей малой родины. У ребят повысилась успеваемость по истории и краеведению. Дети научились анализировать исторические факты, применять знания при анализе фактов прошлого и современности, что является показателем результативности педагога.
Отличительной особенностью программы является то, что в её реализации задействован ряд специалистов детского дома: воспитатели, педагоги дополнительного образования, а также специалисты районной библиотеки, районного краеведческого музея. Их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
Используемая литература
1. Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи: (Сокращённый вариант) / Авт. Коллектив под руководством Мутовинова В.И., Синайского А.// Внешкольник. - №10. – С. 22-28.
2.Корина И.С. Баковская основа / И.С. Корина. – Н. Новгород: Литера, 2013.
3.Балдин М.А. «Баковская старина», Красные Баки, 1997.
4.История России в лицах и датах: словарь-справочник. – СПб., 1995г.
5. Аббасов А.М. История и современность/ А. М. Аббасов, С.И. Долженко. – Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. изд-во, 1982.
6. Аббасов А.М. Семейный родословник/ А.М. Аббасов. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. Изд-во, 1994.