Программа по математике в 4 классе (УМК «Школа России»)

0
0
Материал опубликован 28 February 2023



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному курсу

«Математика»

класс 4 «В»

Базовый уровень




Потаповой Ирины Вячеславовны,

учителя начальных классов





Пояснительная записка:


Данная рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. №373), с учетом основной образовательной программы начального общего образования МОУ Дмитровской СОШ №1 имени В.И.Кузнецова (утвержденной приказом директора школы от __________ № ___) на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика. Рабочие программы. 1-4 классы» (сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011), на основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

Настоящая программа по технологии составлена из расчета 4 час в неделю в соответствии с учебным календарным планом МОУ Дмитровская СОШ №1 им. В. И. Кузнецова составляет 133 часа, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Математика М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова, 4 класс, в 2-х частях, М.: Просвещение, 2018 г.

Математика 4 класс, поурочное планирование по учебнику «Математика» , 4 класс, в 2-х частях, М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова, составитель О.И. Дмитриева. – Москва, «Вако», 2018 г.

Проверочные работы к учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, «Математика 4 класс», С.И.Волкова, изд. «Просвещение», М., 2018 г.



Содержание учебного предмета.


Числа от 1 до 1000 Повторение (13 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержа­щих 2-4 действия. Письменные приёмы вычислений.

Числа, которые больше 1000

Нумерация (10 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (16 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения ме­жду ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный деци­метр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (13 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сло­жением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислении; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

х + 312 = 654 + 79, 729 = 217 + 163, х- 137 = 500-140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление (74 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые ум­ножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе пере­становки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на чис­ло, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и ре­зультатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 - х = 429 +120, х - 18 = 270-50, 360 : х = 630 : 7 на основе взаи­мосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознаком­ления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, коли­чество предметов, масса всех предметов и др.). В течение всего года проводится:

вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;

решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;

нахождение неизвестных компонентов действий;

отношения больше, меньше, равно;

взаимосвязь между величинами;

решение задач в 2—4 действия;

решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;

разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;

построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (7 ч)


Планируемые результаты


Предметные результаты

Числа и величины

Учащийся научится:

образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;

заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;

устанавливать закономерность правило, по которому со­ставлена числовая последовательность (увеличение/умень­шение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

группировать числа по заданному или самостоятельно уста­новленному одному или нескольким признакам;

читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы из­мерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, ква­дратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный мил­лиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, ми­нута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

классифицировать числа по нескольким основаниям (в бо­лее сложных случаях) и объяснять свои действия;

самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однознач­ное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письмен­ных арифметических действий (в том числе деления с остат­ком);

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деле­ние однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в слу­чаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);

выделять неизвестный компонент арифметического дей­ствия и находить его значение;

вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

выполнять действия с величинами;

выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);

использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умно­жения и деления;

находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения зада­чи, выбирать и объяснять выбор действий;

решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1— 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;

оценивать правильность хода решения задачи, вносить ис­правления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

составлять задачу по краткой записи, по заданной схе­ме, по решению;

решать задачи на нахождение: доли величины и величи­ны по значению её доли (половина, треть, четверть, пя­тая, десятая часть); начала, продолжительности и кон­ца события; задачи, отражающие процесс одновремен­ного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, ко­личество, стоимость); масса одного предмета, количе­ство предметов, масса всех заданных предметов и др.;

решать задачи в 3-4 действия;

находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окруж­ность, круг);

выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

использовать свойства прямоугольника и квадрата для ре­шения задач;

распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Геометрические величины

Учащийся научится:

измерять длину отрезка;

вычислять периметр треугольника, прямоугольника и ква­драта, площадь прямоугольника и квадрата;

оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;

вычислять периметр многоугольника;

находить площадь прямоугольного треугольника;

находить площади фигур путём их разбиения на прямо­угольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.

Работа с информацией

Учащийся научится:

читать несложные готовые таблицы;

заполнять несложные готовые таблицы;

читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

достраивать несложную готовую столбчатую диаграм­му;

сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

понимать простейшие выражения, содержащие логиче­ские связки и слова (... и ..., если..., то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не).

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, искать и находить средства их достижения;

определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её ре­ализации;

воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учеб­ной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Учащийся получит возможность научиться:

ставить новые учебные задачи под руководством учи­теля;

находить несколько способов действий при решении учеб­ной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.

Познавательные

Учащийся научится:

использовать знаково-символические средства представле­ния информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и вза­имозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять суще­ственные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;

владеть логическими действиями сравнения, анализа, син­теза, обобщения, классификации по родо-видовым приз­накам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

владеть базовыми предметными понятиями и межпредмет­ными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

работать в материальной и информационной среде началь­ного общего образования (в том числе с учебными моде­лями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;

использовать способы решения проблем творческого и по­искового характера;

владеть навыками смыслового чтения текстов математиче­ского содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить матема­тическое сообщение;

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном про­странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, орга­низации, передачи информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.

Учащийся получит возможность научиться:

понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстра­ивать и преобразовывать модели его отдельных процес­сов и явлений;

выполнять логические операции: сравнение, выявление за­кономерностей, классификацию по самостоятельно най­денным основаниям — и делать на этой основе выводы;

устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;

осуществлять расширенный поиск информации в различ­ных источниках;

алгоритм), план поиска информации;

распознавать одну и ту же информацию, представлен­ную в разной форме (таблицы и диаграммы);

планировать несложные исследования, собирать и пред­ставлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

интерпретировать информацию, полученную при прове­дении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Коммуникативные

Учащийся научится:

строить речевое высказывание в устной форме, использо­вать математическую терминологию;

признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участ­ников, работающих в группе, в паре, корректно и аргумен­тированно, с использованием математической терминоло­гии и математических знаний отстаивать свою позицию;

принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминоло­гию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познаватель­ных задач, в ходе решения учебных задач, проектной дея­тельности;

принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функ­ций и ролей в совместной деятельности;

навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и на­ходить выходы из спорных ситуаций;

конструктивно разрешать конфликты посредством учёта ин­тересов сторон и сотрудничества.

Учащийся получит возможность научиться:

обмениваться информацией с одноклассниками, работа­ющими в одной группе;

обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

основы целостного восприятия окружающего мира и уни­версальности математических способов его познания;

уважительное отношение к иному мнению и культуре;

навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успеш­ности;

навыки определения наиболее эффективных способов до­стижения результата, освоение начальных форм познава­тельной и личностной рефлексии;

мотивы учебной деятельности и личностного смысла уче­ния;

интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овла­дению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;

умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на­ходить выходы из спорных ситуаций;

уважительное отношение к семейным ценностям, к исто­рии страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;

Учащийся получит возможность для формирования:

понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

адекватной оценки результатов своей учебной деятель­ности на основе заданных критериев её успешности;

устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависи­мостей в явлениях и процессах окружающего мира, к ре­шению прикладных задач.
































Календарно – тематическое планирование


Номера уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1

Нумерация. Счёт предметов. Разряды



2

Числовые выражения. Порядок выполнения действий


3

Нахождение суммы нескольких слагаемых


4

Вычитание трёхзначных чисел


5

Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные



6

Письменное умножение однозначных чисел на многозначные


7

Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные


8

Деление трёхзначных чисел на однозначные


9

Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число



10

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль


11

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм


12

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


13

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Проверочная работа № 1 по теме «Повторение»



14

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч


15

Чтение и запись многозначных чисел


16

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых


17

Сравнение многозначных чисел



18

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз


19

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда.


20

Класс миллионов и класс миллиардов. Проверочная работа №2 по теме:"Нумерация"


21

Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)»



22

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 1


23

Контрольны работа по теме: "Числа, которые больше 1000. Нумериция"


24

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками. Единица длины – километр. Таблица единиц длины


25

Соотношение между единицами длины



26

Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр


27

Таблица единиц площади


28

Определение площади с помощью палетки


29

Масса. Единицы массы: центнер, тонна



30

Таблица единиц массы. Математический диктант № 2.


31

Контрольная работа №2


32

Анализ работы и работа над ошибками. Повторение пройденного.


33

Время. Единицы времени: год, месяц, неделя



34

Единица времени – сутки


35

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события


36

Единица времени – секунда



37

Единица времени – век


38

Таблица единиц времени. Проверочная работа № 3 по теме «Величины»


39

Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»


40

Устные и письменные приёмы вычислений



41

Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032


42

Нахождение неизвестного слагаемого


43

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого


44

Нахождение нескольких долей целого



45

Нахождение нескольких долей целого


46

Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий


47

Сложение и вычитание значений величин


48

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Проверочная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание»



49

Сложение и вычитание


50

Контрольная работа №3 по теме: "Сложение и вычитание"


51

Анализ контрольной работы. "Странички для любознательных"


52

Тест №2. "Проверим себя и оценим свои достижения". "Что узнали", "Чему научились"



53

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1


54

Письменное умножение многозначного числа на однозначное


55

Умножение на 0 и 1.


56

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Математический диктант №3



57

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя


58

Деление многозначного числа на однозначное.


59

Письменное деление многозначного числа на однозначноечились"


60

Контрольная работа № 4



61

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное


62

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.


63

Письменное деление многозначного числа на однозначное


64

Решение задач на пропорциональное деление



65

Письменное деление многозначного числа на однозначное


66

Решение задач на пропорциональное деление


67

Деление многозначного числа на однозначное



68

Деление многозначного числа на однозначное. Проверочная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число»


69

Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»


70

Контрольная работа №5 по теме: "Умножение и деление на однозначное число"


71

Анализ работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач



72

Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости


73

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием


74

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние


75

Решение задач на движение. Проверочная работа № 6 по теме «Скорость. Время. Расстояние»



76

Умножение числа на произведение


77

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями


78

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями


79

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями



80

Решение задач на одновременное встречное движение


81

Перестанова и группировка множителей.


82

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»


83

Деление числа на произведение



84

Деление числа на произведение


85

Деление с остатком на 10, 100, 1 000


86

Составление и решение задач, обратных данной


87

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями



88

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями


89

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями


90

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями


91

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях



92

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Проверочная работа № 7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями»


93

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №4


94

Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов


95

Проект: «Математика вокруг нас»



96

Контрольная работа №6 за 3 четверть.


97

Анализ работы и рабо­та над ошибками. Умножение числа на сумму


98

Умножение числа на сумму



99

Письменное умножение многозначного числа на двузначное


100

Письменное умножение многозначного числа на двузначное


101

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям


102

Решение текстовых задач



103

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное


104

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное


105

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное


106

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное



107

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 5


108

Письменное деление многозначного числа на двузначное


109

Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком


110

Письменное деление многозначного числа на двузначное



111

Деление многозначного числа на двузначное по плану


112

число. Изменение пробной цифры


113

Деление многозначного числа на двузначное


114

Решение задач



115

Письменное деление на двузначное число (закрепление)


116

Деление на двузначное число, когда в частном есть нули


117

Письменное деление на двузначное число (закрепление). Проверочная работа № 8 по теме «Деление на двузначное число»


118

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №6"



119

Всероссийская проверочная работа.

Контрольная работа №7


120

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное


121

Письменное деление многозначного числа на трёхзначное.


122


Проверка умножения делением и деления умножением



123

Проверка деления с остатком



124

Проверка деления


125

Контрольная работа за год


126

Анализ контрольной работы и рабо­та над ошибками. Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». Математический диктант № 7



127

Нумерация. Выражения и уравнения


128

Арифметические действия


129

Порядок выполнения действий.


130

Величины



131

Геометрические фигуры.


132

Решение задач


133

Решение задач



Итого











































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.