Рабочая программа по математике в 4 классе по УМК «Школа России»
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1. Федерального государственного стандарта начального общего образования.
2. Примерной программы по учебным предметам. Математика. 1-4 классы. Москва. «Просвещение» 2011.
3. Федерального перечня учебников на 2017 – 2018 г.
4. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1 – 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, , и др.].– М.: Просвещение, 2016.
5. Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Яготинская средняя общеобразовательная школа».
6. Учебного плана МБОУ ЯСОШ на 2017 – 2018 г.
7. Положения о рабочей программе.
Обеспечена:
1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика: рабочие программы. 1-4 классы
М.: Просвещение 2016
2. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Учебник в 2 частях для 4 класса начальной школы М.: Просвещение 2014
3. С.И. Волкова. Математика. Устные упражнения.4 класс. М.: Просвещение, 2014
4. Буденная И. О., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г. и др.
Математика. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс. М. С-п: Просвещение.
5. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Волкова С. И.- 5-е изд. - М.: Просвещение 2014.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс на изучение математики в 4 классе отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч.
Содержание курса
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
|
Повторение. Числа от 1 до 1000. |
12 |
|
Числа, которые больше 1000. Нумерация. |
10 |
|
Величины. |
14 |
|
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. |
11 |
|
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. |
80 |
|
Итоговое повторение |
9 |
Итого |
136 |
Планируемые результаты обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Учебно- тематическое планирование
№ п/п |
№ по раз-делу |
Дата |
Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение (12 часов) |
||||
1 |
1 |
Нумерация. Счёт предметов. Разряды |
Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной Называть последовательность чисел в пределах 1000; объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица. Называть разряды и классы. |
|
2 |
2 |
Числовые выражения. Порядок выполнения действий |
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях |
|
3 |
3 |
Нахождение суммы нескольких слагаемых |
Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них Вычислять сумму трёх слагаемых. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия |
|
4 |
4 |
Вычитание трёхзначных чисел |
Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них Использовать алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000 |
|
5 |
5 |
Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные |
Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. |
|
6 |
6 |
Письменное умножение однозначных чисел на многозначные |
Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на одноз начное |
|
7 |
7 |
Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные |
Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное деление в пределах 1000 Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное по алгоритму |
|
8 |
8 |
Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль |
Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с объяснением, когда в записи частного есть нуль. |
|
9 |
9 |
Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
10 |
10 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Использовать диаграммы для сбора и представления данных Читать и строить столбчатые диаграммы |
|
11 |
11 |
Знакомство со столбчатыми диаграммами. |
Выполнять задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Понимать закономерность, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. |
|
12 |
12 |
Четыре арифметических действия |
Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи |
|
Числа, которые больше 1000. Нумерация (10ч) |
||||
13 |
1 |
Нумерация. Класс единиц и класс тысяч |
Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими Называть новую счётную единицу – тысячу. Называть разряды, которые составляют первый класс, второй класс |
|
14 |
2 |
Чтение многозначных чисел |
Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими Читать числа в пределах миллиона |
|
15 |
3 |
Запись многозначных чисел |
Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки Записывать числа в пределах миллиона |
|
16 |
4 |
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых |
Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе Представлять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни |
|
17 |
5 |
Сравнение многозначных чисел |
Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа. Сравнивать числа по классам и разрядам. Оценивать правильность составления числовой последовательности |
|
18 |
6 |
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10 100,1000 раз Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз |
|
19 |
7 |
Класс миллионов и класс миллиардов |
Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 Называть класс миллионов, класс миллиардов. Читать числа в пределах миллиона Пользоваться вычислительными навыками, решать составные задачи |
|
20 |
8 |
Проект «Математика вокруг нас». Создание математического проекта «Наше село» |
Собирать информацию о своём городе и на этой основе создавать математический справочник «Наш город в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи |
|
21 |
9 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
22 |
10 |
Контрольная работа по теме «Нумерация чисел больше 1000» «Что узнали. Чему научились». |
Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
Величины (14 часов) |
||||
23 |
1 |
Единица длины- километр |
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
|
24 |
2 |
Таблица единиц длины |
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. Называть единицы длины. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
|
25 |
3 |
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр |
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними Называть единицы площади. Использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади |
|
26 |
4 |
Таблица единиц площади |
Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними Называть результат при переводе одних единиц массы в другие:; используя соотношения между ними |
|
27 |
5 |
Определение площади с помощью палетки |
Определять площади фигур, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. Использовать приём измерения площади фигуры с помощью палетки. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать текстовые задачи. |
|
28 |
6 |
Масса. Единицы массы: центнер, тонна |
Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними .Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим Понимать понятие «масса», называть единицы массы. Сравнивать величины по их числовым значениям |
|
29 |
7 |
Таблица единиц массы |
Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними .Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их Использовать таблицу единиц массы .Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. |
|
30 |
8 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
31 |
9 |
Контрольная работа за 1 четверть. |
Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
32 |
10 |
Время. Единицы времени: год, месяц, неделя |
Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их Называть единицы времени: год, месяц, неделя |
|
33 |
11 |
Единица времени – сутки |
Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Использовать приобретенные знания для определения времени по часам , сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть единицы времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определять соотношения между ними. Определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям |
|
34 |
12 |
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события |
Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события |
|
35 |
13 |
Единица времени – секунда |
Рассматривать единицу времени – секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Называть новую единицу измерения времени - секунду |
|
36 |
14 |
Единица времени – век. Таблица единиц времени.
|
Рассматривать единицу времени – век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов Называть новую единицу измерения времени – век Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 часов) |
||||
37 |
1 |
Алгоритмы устного и письменного сложения многозначных чисел |
Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) Объяснять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000 000 |
|
38 |
2 |
Алгоритмы устного и письменного вычитания многозначных чисел |
Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения действий Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями |
|
39 |
3 |
Решение уравнений |
Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое Объяснять решение уравнений Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого Пользоваться математической терминологией. |
|
40 |
4 |
Решение уравнений |
Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Использовать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) |
|
41 |
5 |
Нахождение нескольких долей целого |
Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Находить несколько долей целого. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них) |
|
42 |
6 |
Нахождение нескольких долей целого |
Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять, правильно выполнено деление с остатком. Сравнивать значения величин Находить несколько долей целого. |
|
43 |
7 |
Решение задач на увеличение числа на несколько единиц в косвенной форме |
Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению Решать задачи арифметическим способом. Сравнивать площади фигур |
|
44 |
8 |
Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме |
Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком Выполнять сложение и вычитание величин |
|
45 |
9 |
Сложение и вычитание значений величин |
Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком Выполнять сложение и вычитание величин |
|
46 |
10 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. |
Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин Решать текстовые задачи арифметическим способом, пользоваться изученной математической терминологией |
|
47 |
11 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы |
|
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (17 часов) |
||||
48 |
1 |
Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 |
Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. |
|
49 |
2 |
Письменное умножение многозначного числа на однозначное |
Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именованные числа на однозначные Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное |
|
50 |
3 |
Письменное умножение многозначного числа на однозначное |
Умножать именованные числа на однозначные Записывать выражения и вычислять их значения. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное, выполнять умножение именованных чисел |
|
51 |
4 |
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. |
Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления Объяснять приёмы умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями |
|
52 |
5 |
Решение уравнений |
Определять, как связаны между собой числа при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи |
|
53 |
6 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Применять правила деления суммы на число и использовать его при решении примеров и задач. Применять полученные знания для решения задач. Контролировать и оценивать свою работу, |
|
54 |
7 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением |
|
55 |
8 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Применять правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них). Применять полученные знания для решения задач |
|
56 |
9 |
Контрольная работа. Письменное деление многозначного числа на однозначное |
Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное Выполнять деление многозначного числа на однозначное с объяснением |
|
57 |
10 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений |
|
58 |
11 |
Решение задач на пропорциональное деление. |
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Применять полученные знания для решения задач |
|
59 |
12 |
Решение задач на пропорциональное деление. |
Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений |
|
60 |
13 |
Письменное деление многозначного числа на однозначное |
Нахождение неизвестного делимого по результату в частном и остатку. Находить уравнения с одинаковым значением, находить значения уравнений и решать текстовые задачи арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений |
|
61 |
14 |
Контрольная работа |
Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать проверку. Составлять уравнения и решать их. Находить значение буквенных выражений, решать текстовые задачи арифметическим способом Делить многозначное число на однозначное, делать проверку |
|
62 |
15 |
Деление многозначного числа на однозначное. Деление многозначного числа на однозначное. |
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий Использовать приёмы деления многозначного числа на однозначное. Решать задачи арифметическим способом |
|
63 |
16 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
|
64 |
17 |
Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» |
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях Анализировать результаты выполненной работы, оценивать их и делать выводы |
|
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов) |
||||
65 |
1 |
Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
66 |
2 |
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
Решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата). Решать уравнения. Совершенствовать вычислительные навыки Применять полученные знания для решения задач |
|
67 |
3 |
Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние |
Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи |
|
68 |
4 |
Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Странички для любознательных. |
Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
|
69 |
5 |
Умножение числа на произведение |
Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
|
70 |
6 |
Устные приёмы умножения вида 18∙20, 25∙12. |
Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Понимать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием |
|
71 |
7 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом |
|
72 |
8 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|
73 |
9 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях,. Сравнивать именованные числа. Решать задачи на одновременное встречное движение Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|
74 |
10 |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|
75 |
11 |
Решение задач на одновременное встречное движение |
Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения развивать навык устного счёта; развивать внимание. |
|
76 |
12 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение Применять свойства умножения при решении числовых выражений |
|
77 |
13 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
|
78 |
14 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверка знаний. |
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Решать задачи на одновременное встречное движение, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
|
79 |
15 |
Контроль и учёт знаний. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
80 |
16 |
Деление числа на произведение |
Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом |
|
81 |
17 |
Деление числа на произведение |
Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Находить результат при делении числа на произведение удобным способом |
|
82 |
18 |
Деление с остатком на 10, 100, 1 000 |
Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений |
|
83 |
19 |
Составление и решение задач, обратных данной |
Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение |
|
84 |
20 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Объяснять приём деления на числа, оканчивающиеся нулями |
|
85 |
21 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
|
86 |
22 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки |
|
87 |
23 |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями |
Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки |
|
88 |
24 |
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях |
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. Использовать приём деления на числа, оканчивающиеся нулями |
|
89 |
25 |
Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
90 |
26 |
Решение задач разных видов. |
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Находить ошибки в вычислениях и решать правильно. Применять полученные знания для решения задач. |
|
91 |
27 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проект: «Математика вокруг нас» |
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст. Анализировать и оценивать результаты работы. |
|
92 |
28 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа. |
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст. Анализировать и оценивать результаты работы. |
|
93 |
29 |
Умножение числа на сумму |
Выполнять вычисления с объяснением. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
|
94 |
30 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
|
95 |
31 |
Письменное умножение многозначного числа на двузначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
|
96 |
32 |
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям |
Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки |
|
97 |
33 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими |
|
98 |
34 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
|
99 |
35 |
Контроль и учёт знаний. |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
100 |
36 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. Умножение числа на сумму |
Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Находить значение выражения двумя способами, удобным способом. Решать задачи, развивать навык устного счёта; развивать внимание, творческое мышление |
|
101 |
37 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение.Объяснять, как получают каждое неполное произведение при умножении на трёхзначное число |
|
102 |
38 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. Объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения |
|
103 |
39 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. |
|
104 |
40 |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Решать задачи, развивать навык устного и письменного счёта; развивать внимание, творческое мышление. |
|
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (22 часа) + 1 ч. |
||||
105 |
1 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
106 |
2 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение |
|
107 |
3 |
Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное |
Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
108 |
4 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
|
109 |
5 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. |
|
110 |
6 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное |
||
111 |
7 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком |
Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
|
112 |
8 |
Письменное деление многозначного числа на двузначное |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. |
|
113 |
9 |
Деление многозначного числа на двузначное по плану |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Объяснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равенства |
|
114 |
10 |
Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры |
Выполнять деление многозначного числа на двузначное методом подбора, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений |
|
115 |
11 |
Деление многозначного числа на двузначное |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения |
|
116 |
12 |
Решение задач |
Решать задачи арифметическими способами. Выполнять вычитание и сложение именованных величин. Выполнять деление с остатком и делать проверку |
|
117 |
13 |
Письменное деление на двузначное число (закрепление) |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначноег. Решать задачи арифметическими способами и сравнивать их решения. Объяснять выбор действия для решения. Умножать на именованные числа, решать уравнения |
|
118 |
14 |
Деление на двузначное число, когда в частном есть нули |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда в частном есть нули, объяснять каждый шаг, сравнивать решения .Рассматривать более короткую запись |
|
119 |
15 |
Письменное деление на двузначное число |
Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
|
120 |
16 |
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическим способом. Выполнять вычитание и сложение именованных величин, решать уравнения |
|
121 |
17 |
Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» |
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы |
|
122 |
18 |
Работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на трёхзначное |
Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение |
|
123 |
19 |
Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. |
Объяснять, как выполнено деление. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
|
124 |
20 |
Деление на трёхзначное число |
Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Делать чертёж к задаче и решать её. Составлять задачу по выражению. Сравнивать выражения |
|
125 |
21 |
Проверка умножения делением и деления умножением |
Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
|
126 |
22 |
Проверка деления с остатком |
Проверять, правильно ли выполнено деление с остатком. Находить делимое, если известны: делитель, частное и остаток. Проверять, выполнив деление |
|
127 |
23 |
Проверка деления. Контрольная работа |
Находить ошибки и записывать правильное решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения |
|
Итоговое повторение (8 часов) + 1 ч. |
||||
128 |
1 |
Нумерация. Выражения и уравнения |
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
|
129 |
2 |
Арифметические действия |
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
|
130 |
3 |
Арифметические действия |
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи |
|
131 |
4 |
Контроль и учёт знаний |
||
132 |
5 |
Решение задач на движение |
Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие |
|
133 |
6 |
Порядок выполнения действий. |
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
|
134 |
7 |
Величины |
Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин |
|
135 |
8 |
Геометрические фигуры. |
Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации |
|
136 |
9 |
Решение задач |
Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика: рабочие программы. 1-4 классы
М.: Просвещение 2016
2. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. Учебник в 2 частях для 4 класса начальной школы М.: Просвещение 2014
3. М.И. Моро, С.И. Волкова Математика. Проверочные работы для учащихся 4 класса начальной школы общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2014
4. Математика. Контрольные работы. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Волкова С. И.- 5-е изд. - М.: Просвещение 2014.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
классная доска;
магнитная доска;
персональный компьютер с принтером;
-мультимедийный проектор;
Учебно-практическое оборудование
простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик;
материалы: бумага (писчая).
Оборудование класса
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;