12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Сергеевна23 «Хорошие учителя создают хороших учеников...»
(М. Остроградский) Россия, Алтайский край, Село Новопесчаное |
Рабочая программа по математике
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 4 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2) (с изменениями от 31 декабря 2015г.)
2. основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Новопесчанская СОШ»
3.авторской программы: Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. [М .И. Моро, С. И. Волкова, С. Д. Степанова, и др.] – 2-е изд. перераб. –М. : Просвещение, 2016г.
4. учебного плана для 1-4 классов на 2017-2018 учебный год МБОУ «Новопесчанская СОШ», Бурлинского района, Алтайского края;
5. годового календарного учебного графика на 2017-2018 уч. г. МБОУ «Новопесчанская СОШ»;
6. положения о рабочей программе учебного предмета, курса в МБОУ «Новопесчанская СОШ» приказ № 48/1 от 24.08.2016.;
7. приказа Министерства образования и науки РФ № 459 от 21.04.2016г. «Об утверждении федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год.
8. приказа Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
Цели и задачи обучения предмету
Основными целями начального обучения математике являются:
- математическое развитие школьников;
-формирование системы начальных математических знаний;
-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач:
-формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе несложными математическими методами познания окружающего мира;
-развитие основ логического, знаково- символического и алгоритмического мышления;
-развитие пространственного воображения;
-развитие математической речи;
-формирование системы начальных математических знаний и умений, применять их для решения учебно- познавательных и практических задач;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
-развитие познавательных способностей;
-воспитание стремления к расширению математических знаний;
-формирование критичности мышления;
-развитие умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Изложение содержания курса выстраивается на основе универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, что позволяет формировать у учащихся основы целостного восприятия мира и использовать математические способы познания при изучении других учебных дисциплин.
• Математические знания и способы их получения, усваиваемые учащимися в процессе изучения курса, имеют большую ценность, так как содержание курса (знания о числах и действиях с ними, величинах, геометрических фигурах) представляют собой тот базисный фундамент знаний, который необходим для применения на практике, при изучении других учебных дисциплин и обеспечивает возможность продолжения образования.
• Курс математики обладает большой ценностью и с точки зрения интеллектуального развития учащихся, так как в нём заложены возможности для развития логического, алгоритмического и пространственного мышления, выявления и развития творческих способностей детей на основе решения задач повышенного уровня сложности, формирование интереса к изучению математики.
• Содержание курса и способы его изучения позволяют овладеть математическим языком описания (математической символикой, схемами, алгоритмами, элементами математической логики) происходящих событий и явлений в окружающем мире, основами проектной деятельности, что расширяет и совершенствует коммуникативные действия учащихся, в том числе умения выслушивать и оценивать точку зрения собеседника, полноценно аргументировать свою точку зрения. Выстраивать логическую цепочку её обоснования, уважительно вести диалог, воспитывант культуру мышления и общения.
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий;
Применяются технологии: предметно-ориентированные, технологии личностно-ориентированного обучения, технология эвристического обучения, диалоговые технологии, игровые технологии , информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Формы работы на уроке: общие или фронтальные (
Средства обучения:
-учебник «Математика 4 класс» (2 части), содержащий основные вопросы математического содержания;
-«Электронное приложение к учебнику «Математика 4 класс», содержащее учебный материал для самостоятельной работы на уроке при изучении нового материала, закреплении, проведении учащимися самоконтроля;
-«Рабочая тетрадь» (2 части), содержание которой направлено на развитие у учащихся учебных универсальных действий и поддерживает основную методическую линию учебника;
-пособие «Математика. Проверочные работы» содержит тексты проверочных работ, составленных по отдельным вопросам тем, и предметные тесты, обеспечивающие тематическую проверку учебного материала;
-пособие «Для тех, кто любит математику» содержит задания повышенного уровня;
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 часов. В 1 классе -132часа (33учебные недели), во 2-4 классах по 136 часов (34 учебные недели в каждом классе).
Отличительных особенностей рабочей программы, по сравнению с авторской, нет.
Планируемые результаты изучения курса «Математика» Личностные результаты — Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. — Целостное восприятие окружающего мира. — Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. — Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. — Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. — Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». — Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. — Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. — Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. -Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. — Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. — Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон
узнавать время по часам, выполнять арифметические действия с величинами, применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами
строить отрезок заданной длины, измерять заданный отрезок,
строить на клетчатой бумаге прямоугольник, квадрат по заданным длинам его сторон.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
уважительное отношение к иному мнению и культуре;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Учащийся получит возможность для формирования:
понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
вычислять периметр многоугольника;
находить площадь прямоугольного треугольника;
находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).
Содержание учебного предмета, курса
Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч) |
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений. |
Числа, которые не больше 1000. Нумерация (10 ч) |
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил¬лионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. |
Числа, которые больше 1000. Величины (14 ч) |
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч) |
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (17 ч+40 ч+22 ч)=79 ч |
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). |
Итоговое повторение (8 ч) |
Контроль и учет знаний (2 ч)
Количество часов контрольных работ, проверочных работ по четвертям
четверти | Контрольные работы | Проверочные работы |
1 | - | 1 |
2 | 1 | 2 |
3 | 2 | 2 |
4 | 2 | - |
Тематическое планирование
№ п/п | № урока | Дата | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Формы контроля | |
По плану | Фактически | |||||
Первая четверть (36 ч.) Раздел 1. «Повторение». ( 12 часов) | ||||||
Повторение 12 часов | ||||||
1 | 1 | Повторение. Нумерация. | 1 | текущий | ||
2 | 2 | Повторение. Четыре арифметических действия. | 1 | текущий | ||
3 | 3 | Повторение. Четыре арифметических действия. | 1 | текущий | ||
4 | 4 | Повторение. Четыре арифметических действия. | 1 | фронтальный | ||
5 | 5 | Повторение. Четыре арифметических действия. | 1 | текущий | ||
6 | 6 | Повторение. Четыре арифметических действия. | 1 | текущий | ||
7 | 7 | Повторение. Четыре арифметических действия. | 1 | фронтальный | ||
8 | 8 | Повторение. Четыре арифметических действия. . | 1 | текущий | ||
9 | 9 | Повторение. Четыре арифметических действия. | 1 | текущий | ||
10 | 10 | Повторение. Четыре арифметических действия. | 1 | текущий | ||
11 | 11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. | 1 | текущий | ||
12 | 12 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» | 1 | итоговый | ||
Раздел 2. «Числа, которые не больше 1000». «Нумерация» (10часов) | ||||||
Нумерация. 10 часов | ||||||
13 | 1 | Нумерация. Новая счетная единица – тысяча. | 1 | текущий | ||
14 | 2 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | устный | ||
15 | 3 | Нумерация. Чтение и запись многозначных чисел | 1 | текущий | ||
16 | 4 | Нумерация. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | текущий | ||
17 | 5 | Нумерация. Сравнение многозначных чисел. | 1 | текущий | ||
18 | 6 | Нумерация. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1000 раз. | 1 | текущий | ||
19 | 7 | Нумерация. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | 1 | текущий | ||
20 | 8 | Нумерация. Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 | текущий | ||
21 | 9 | Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)». | 1 | текущий | ||
22 | 10 | «Странички для любознательных»- задания творческого и поискового характера. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | фронтальный | ||
Раздел 3. « Величины» (14 часов) | ||||||
Величины. 14 часов | ||||||
23 | 1 | Величины. Единица длины километр. | 1 | текущий | ||
24 | 2 | Таблица единиц длины. | 1 | текущий | ||
25 | 3 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 | текущий | ||
26 | 4 | Таблица единиц площади. | 1 | текущий | ||
27 | 5 | Определение площади с помощью палетки. | 1 | текущий | ||
28 | 6 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна. | 1 | текущий | ||
29 | 7 | Таблица единиц массы. | 1 | текущий | ||
30 | 8 | Время. Единицы времени: секунда, век. | 1 | текущий | ||
31 | 9 | Время. Единицы времени: секунда, век. | 1 | текущий | ||
32 | 10 | Время. Единицы времени: секунда, век. | 1 | индивидуальный | ||
33 | 11 | Таблица единиц времени. | 1 | текущий | ||
34 | 12 | Таблица единиц времени. | 1 | индивидуальный | ||
35 | 13 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца событий. | индивидуальный | |||
36 | 14 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | итоговый | |||
Вторая четверть (28 ч.) Раздел 4 « Числа, которые больше 1000» «Сложение и вычитание» (11 часов) | ||||||
Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.11 часов | ||||||
37 | 1 | Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
38 | 2 | Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
39 | 3 | Решение уравнений | 1 | фронтальный | ||
40 | 4 | Решение уравнений | 1 | фронтальный | ||
41 | 5 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | фронтальный | ||
42 | 6 | Нахождение нескольких долей целого. | индивидуальный | |||
43 | 7 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц в косвенной форме. | 1 | фронтальный | ||
44 | 8 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц в косвенной форме. | 1 | индивидуальный | ||
45 | 9 | Сложение и вычитание значений величин. | 1 | текущий | ||
46 | 10 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенного уровня сложности. | 1 | текущий | ||
47 | 11 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | 1 | итоговый | ||
«Умножение и деление» ( 17 час ) | ||||||
Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное. 17 часов | ||||||
48 | 1 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
49 | 2 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. | 1 | фронтальный | ||
50 | 3 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | индивидуальный | ||
51 | 4 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | текущий | ||
52 | 5 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. | 1 | текущий | ||
53 | 6 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
54 | 7 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
55 | 8 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. | текущий | |||
56 | 9 | Решение уравнений | 1 | индивидуальный | ||
57 | 10 | Решение текстовых задач на пропорциональное деление. | 1 | фронтальный | ||
58 | 11 | Решение текстовых задач на пропорциональное деление. | 1 | фронтальный | ||
59 | 12 | Закрепление | 1 | текущий | ||
60 | 13 | Закрепление | 1 | фронтальный | ||
61 | 14 | Закрепление | 1 | индивидуальный | ||
62 | 15 | Закрепление | 1 | индивидуальный | ||
63 | 16 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | 1 | итоговый | ||
64 | 17 | Контроль и учет знаний. | 1 | итоговый | ||
Третья четверть (40 ч.) «Числа, которые больше 1000» « Умножение и деление» (продолжение) (40 ч.) | ||||||
Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. 4 часа | ||||||
65 | 1 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. | 1 | фронтальный | ||
66 | 2 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | индивидуальный | ||
67 | 3 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
68 | 4 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 1 | текущий | ||
Умножение и деление. 10 часов | ||||||
69 | 5 | Умножение числа на произведение. | 1 | индивидуальный | ||
70 | 6 | Умножение числа на произведение. | 1 | текущий | ||
71 | 7 | Устные приемы умножения вида 18∙20, 25∙12. | 1 | фронтальный | ||
72 | 8 | Устные приемы умножения вида 18∙20, 25∙12. | 1 | текущий | ||
73 | 9 | Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
74 | 10 | Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | текущий | ||
75 | 11 | Задачи на одновременное встречное движение | 1 | индивидуальный | ||
76- | 12 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | фронтальный | ||
77 | 13 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | текущий | ||
78 | 14 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» | 1 | итоговый | ||
Деление. 13 часов | ||||||
79 | 15 | Деление числа на произведение | 1 | фронтальный | ||
80 | 16 | Деление числа на произведение | 1 | текущий | ||
81 | 17 | Устные приемы деления для случаев вида 600:20, 5600:800 | 1 | фронтальный | ||
82 | 18 | Устные приемы деления для случаев вида 600:20, 5600:800 | индивидуальный | |||
83 | 19 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | индивидуальный | ||
84 | 20 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | текущий | ||
85 | 21 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | фронтальный | ||
86 | 22 | Решение задач разных видов. | 1 | текуший | ||
87 | 23 | Решение задач разных видов. | 1 | индивидуальный | ||
88 | 24 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
89 | 25 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. | 1 | текущий | ||
90 | 26 | Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
91 | 27 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | 1 | итоговый | ||
Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трёхзначное число . 13 часов | ||||||
92 | 28 | Умножение числа на сумму. | 1 | индивидуальный | ||
93 | 29 | Умножение числа на сумму. | 1 | текущий | ||
94 | 30 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. | 1 | фронтальный | ||
95 | 31 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. | текущий | |||
96 | 32 | Алгоритм письменного умножение многозначного числа на двузначное. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
97 | 33 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на трехзначное. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
98 | 34 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на трехзначное. | 1 | текущий | ||
99 | 35 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на трехзначное. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
100 | 36 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
101 | 37 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | фронтальный | ||
102 | 38 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | текущий | ||
103 | 39 | Контроль и учет знаний. | 1 | итоговый | ||
104 | 40 | Контроль и учет знаний. | 1 | итоговый | ||
Четвертая четверть (32 ч.) «Числа,которые больше 1000» «Умножение и деление» (продолжение) (22 ч.) | ||||||
Письменное деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. 20 часов | ||||||
105 | 1 | Алгоритм письменного деление многозначного числа на двузначное. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
106 | 2 | Алгоритм письменного деление многозначного числа на двузначное. | 1 | текущий | ||
1071 | 3 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
108 | 4 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. | 1 | текущий | ||
109 | 5 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
110 | 6 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. | 1 | текущий | ||
111 | 7 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
112 | 8 | Деление на трехзначные числа. | 1 | фронтальный | ||
113 | 9 | Деление на трехзначные числа. | 1 | текущий | ||
114 | 10 | Деление на трехзначные числа. | 1 | индивидуальный | ||
115 | 11 | Деление на трехзначные числа. | 1 | текущий | ||
116 | 12 | Деление на трехзначные числа. | 1 | фронтальный | ||
117 | 13 | Деление на трехзначные числа. | 1 | текущий | ||
118 | 14 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | индивидуальный | ||
119 | 15 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | текущий | ||
120
| 16 | Проверка умножения делением и деления умножением. | 1 | фронтальный | ||
121 | 17 | Проверка умножения делением и деления умножением. | текущий | |||
122 | 18 | Проверка умножения делением и деления умножением. | 1 | фронтальный | ||
123 | 19 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | итоговый | ||
124 | 20 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | итоговый | ||
Материал для расширения и углубления знаний (2 ч) | ||||||
125 | 21 | Куб. Пирамида. Шар. Цилиндр. Конус. Параллелепипед. Распознавание и названия геометрических тел: куб, шар, пирамида, цилиндр, конус, параллелепипед. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
126 | 22 | Куб, пирамида. параллелепипед: вершины, грани, ребра куба (пирамиды). Развертка куба. Развертка пирамиды. Развертка конуса. Развертка параллелепипеда .Изготовление моделей куба, пирамиды, параллелепипеда, цилиндра, конуса. | 1 | фронтальный индивидуальный | ||
«Итоговое повторение» (8 часов) | ||||||
127 | 1 | Нумерация. | 1 | индивидуальный | ||
128 | 2 | Выражения и уравнения. | 1 | фронтальный | ||
129 | 3 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | 1 | индивидуальный | ||
130 | 4 | Арифметические действия: умножение и деление. | 1 | индивидуальный | ||
131 | 5 | Порядок выполнения действий. | 1 | индивидуальный | ||
132 | 6 | Величины. | 1 | фронтальный | ||
133 | 7 | Решение задач на движение. | 1 | итоговый | ||
134 | 8 | Решение арифметических задач. Геометрические задачи. | 1 | фронтальный | ||
«Контроль и учет знаний» (2 ч.) | ||||||
135 | 1 | Контроль и учет знаний | 1 | итоговый | ||
136 | 2 | Контроль и учет знаний | 1 | итоговый |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1–4 классы.
Моро М. И. и др. Математика. Учебник 4 кл. В 2 ч. Ч. 1; Моро М. И. и др. Математика. Учебник 4 кл. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочая тетрадь. 4 кл. В 2 ч. Ч. 1, Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 кл. В 2 ч. Ч. 2.
Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 4 кл.
Тетради с заданиями высокого уровня сложности Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 4 кл.
Методические пособия для учителя Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 4 кл.
Дидактические материалы Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 4 кл.
Пособия для факультативного курса Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. Математика и конструирование. 4 кл.
Электронные учебные пособия: Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (Диск CD-ROM), автор В. Л. Соколов
Оборудование Классная доска Персональный компьютер. Динамики. Проектор. Экран.
Интернет-ресурсы:
Система оценки достижения планируемых результатов, критерии оценивания.
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки :
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;
При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий:
считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке работ, включающих в себя решение уравнений:
считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;
Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. . За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике в 1-4 классах оцениваются одним баллом. 2. Основанием для выставления итого вой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Особенности организации контроля по математике.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
26