12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна767
Стаж работы в школе 19 лет. Категория высшая.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск


Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» города Магнитогорска




Приложение № 1

к ООП ООО

ФГОС









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Обществознание»

5-9 класс





Составители учителя истории:

Гусева Анна Владимировна



















Магнитогорск

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Метапредметные

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание):

Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование):

Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения

Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи

Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)

Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения

Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса

Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция):

Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности

Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности

Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований

Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата

Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата

Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка):

Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи

Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий

Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция):

Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки

Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы

Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности

Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности)

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД):

Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов

Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Выделять явление из общего ряда других явлений

Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям

Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения)

Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ

Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование):

Обозначать символом и знаком предмет и/или явление

Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения

Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата

Смысловое чтение:

Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

Резюмировать главную идею текста;

Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

Критически оценивать содержание и форму текста.

Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах

Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов)

Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем:

Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями

Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска

Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество):

Определять возможные роли в совместной деятельности

Играть определенную роль в совместной деятельности

Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории

Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации

Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации

Выделять общую точку зрения в дискуссии

Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация):

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)

Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога

Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления

Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя

Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность):

Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи

Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Использовать информацию с учетом этических и правовых норм

Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Личностные

Самоопределение:

Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной

Сформированность ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Смыслообразование:

Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Готовность к соблюдению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

Нравственно-этическая ориентация:

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира.

Сформированность морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Предметные


5 класс

Обучающийся научится:

различать естественные и общественные науки;

характеризовать процесс появления общества как особой формы жизнедеятельности людей

характеризовать биосоциальную природу человека;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальной сущности человека; определять факторы социализации личности;

сравнивать и сопоставлять основные возрастные периоды жизни человека, выделять возможности и ограничения каждого возрастного периода;

характеризовать особенности подросткового возраста;

описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек

раскрывать на конкретных примерах значение образования в жизни человека в прошлом и настоящем; описывать ступени школьного образования;

характеризовать учёбу как основной труд школьника; выявлять позитивные результаты учения;

характеризовать формы и значение самообразования;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека

описывать историю возникновению христианства, ислама, иудаизма и буддизма;

раскрывать роль христианства, ислама, иудаизма и буддизма в развитии мировой культуры на конкретных примерах (памятниках архитектуры, живописи, литературы и т.д.);

исследовать статистическую информацию о конфессиональном составе РФ и Челябинской области;

приводить примеры исторических личностей, оказавших влияние на развитие духовной культуры в России.

характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества;

различать материальную и моральную оценку труда;

объяснять значение для общества благотворительности и меценатства;

различать творчество и ремесло, приводить примеры творчества

характеризовать государственное устройство Российской Федерации, статус Челябинской области как субъекта РФ;

описывать государственные символы РФ, историю их возникновения и развития, а также значение русского языка как государственного в РФ;

объяснять смысл понятия «гражданин», характеризовать основные права и обязанности граждан РФ;

характеризовать особенности России как многонационального государства;

показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности;

объяснять смысл понятия «патриотизм»; приводить примеры служения Отечеству в разных сферах жизни.

осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

осознанно содействовать укреплению толерантного отношения к людям разных национальностей;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять обязанности гражданина РФ



Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать необходимость изучения общества и человека

давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях;

оценивать роль воспитания и социальной среды в социализации человека

оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний;

оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями; корректировать собственное поведение в соответствии с нормами дружеского общения.

объяснять взаимосвязь религии и духовной культуры общества;

приводить примеры взаимного обогащения различных религий и культур

определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде;

- оценивать собственное творчество, презентовать результаты своего труда

- используя диагностические материалы, оценивать собственный уровень компетенций по курсу 5 класса.


6 класс.

Обучающийся научится:

различать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; характеризовать основные этапы и факторы становления личности;

описывать способы и значение познания мира; раскрывать на конкретных примерах связь самопознания и самооценки;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности;

выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать потребности человека, различать их виды;

описывать межличностные отношения и их отдельные виды;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями человека в малой группе; выделять позитивные и негативные последствия пребывания человека в малой группе;

характеризовать понятие, виды и формы общения, а также особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

объяснять сущность и значение моральных норм в жизни общества и человека; приводить примеры проявления нравственной позиции граждан, используя СМИ Челябинской области;

характеризовать сущность гуманистических ценностей; приводить примеры реализации на практике гуманистических идеалов, используя факты из истории и современной социальной жизни РФ и Челябинской области.


Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать роль воспитания и социальной среды в социализации человека;

осознанно формировать самооценку;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества;

на основе полученных знаний о межличностных отношениях и конфликтах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель толерантного социального поведения, основанного на уважении к другим людям.

выражать и обосновывать собственное мнение по актуальным вопросам состояния морали и нравственности в современном российском обществе;

осуществлять осознанный нравственный выбор в предлагаемых модельных ситуациях;

применять на практике правила гуманного отношения к окружающим людям.

7 класс

Обучающийся научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

характеризовать многообразие общественных нравов, традиций и обычаев в Челябинской области.

характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры земляков южноуральцев проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

раскрывать сущность процесса социализации личности;

приводить примеры проявления патриотизма и гражданственности, используя краеведческий материал;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения;

использовать полученные знания при анализе реальных ситуаций социума, в котором проживает.

объяснять порядок формирования органов (правоохранительных) государственной власти РФ;

иметь представление о правоохранительных органах Челябинской области, уметь обратиться за помощью в правоохранительные органы в целях самозащиты

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

иметь представление и различать современные технологии на производствах Челябинской области.

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

иметь представление о МРОТ, «потребительской корзине» в Челябинской области

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

анализировать информацию об экономической жизни Челябинской области из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности.

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния экономики Челябинской области.


Обучающийся получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

демонстрировать на примерах Челябинской области взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

приводить примеры и характеризовать деятельность граждан Челябинской области по защите окружающей среды;

конкретизировать примерами опасность международного терроризма

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития и их влияния на экологическую обстановку;

выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и общественного развития и их влияния на экологическую обстановку в Челябинской области;

осознанно содействовать защите природы;

различать ответственное и безответственное отношение к природе;

определять собственное отношение к природе; характеризовать смысл экологической морали;

осознанно содействовать защите природы родного края; иллюстрировать примерами возможности граждан в сбережении природы.

8 класс


Обучающийся научится:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

приводить примеры основных видов деятельности человека;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов

Обучающийся получит возможность научиться:

выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества на примере Челябинской области;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы



Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;

- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в политической жизни Челябинской области.

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры

- описывать явления духовной культуры;

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры Южного Урала, выражать свое мнение о явлениях культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

оценивать роль образования в современном обществе;

различать уровни общего образования в России;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

раскрывать роль религии в современном обществе;

характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства в Челябинской области;

выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

описывать основные социальные роли подростка;

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

характеризовать межнациональные отношения в современном мире, Челябинской области;

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

раскрывать основные роли членов семьи;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике.


анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

анализировать информацию об экономической жизни Челябинской области из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности.

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния экономики Челябинской области

Обучающийся получит возможность научиться:

описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры Южного Урала;

характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

характеризовать основные направления развития культуры родного региона в современных условиях;

критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода

раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи Челябинской области;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

9 класс

Обучающийся научится:

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;

объяснять роль политики в жизни общества;

различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

приводить примеры проявления демократии, используя реальные ситуации из жизни Челябинской области;

называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;

демонстрировать на примерах участие жителей Челябинской области в политической жизни РФ и Челябинской области.

характеризовать государственное устройство Российской Федерации и Челябинской области, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами порядок формирования органов региональной власти;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

приводить примеры проявления патриотической позиции граждан, используя СМИ Челябинской области;

характеризовать конституционные обязанности гражданина.

характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд;

объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

использовать полученные знания при анализе особенностей рынка труда на примере Челябинской области;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, используя реальные ситуации из жизни Челябинской области;


Обучающийся получит возможность научиться:

аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;

выражать и обосновывать патриотическую позицию по актуальным проблемам жизни Российской Федерации и Челябинской области.

на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

грамотно применять полученные знания для анализа правовых ситуаций из жизни Челябинской области

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.


Содержание учебного предмета

Социальная сущность личности

Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол».

Гражданско-правовое положение личности в обществе.

Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Современное общество

Общество – большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества.

Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?

Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.

Социальные нормы

Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение.

Общественное сознание и ценности. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации – Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина.

Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества – долг и обязанность.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Право собственности. Способы защиты гражданских прав. Правовое регулирование в сфере образования.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Необходимая оборона.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Экономика и социальные отношения.

Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок труда. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

Особенности экономического развития России.

Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.

Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

Политика

Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство России. Челябинская область – субъект Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

Культура

Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.


Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей Южного Урала.

5 класс

п/п

Тема НРЭО

Кол-во часов

1

Проблемы семей Южного Урала и г. Магнитогорска. Пути решения.

1

2

Досуг жителей Южного Урала и жителей города Магнитогорска.

1

3

Я и Моя школа. История школы №12 г. Магнитогорска.

1

4

Особенности трудовой деятельности жителей Южного Урала и г.Магнитогорска.

1

5

Моя Малая Родина - Южный Урал, город Магнитогорск.

1

Всего

5


6 класс

п/п

Тема НРЭО

Кол-во часов

1

Проблемы семей Южного Урала и г. Магнитогорска. Пути решения.

1

2

Досуг жителей Южного Урала и жителей города Магнитогорска.

1

3

Я и Моя школа. История школы №12 г. Магнитогорска.

1

4

Особенности трудовой деятельности жителей Южного Урала и г.Магнитогорска.

1

5

Моя Малая Родина - Южный Урал, город Магнитогорск.

1

Всего

5


7 класс

п/п

Тема НРЭО

Кол.-во уроков

1

Конфликты на Южном Урале, г. Магнитогорске и их конструктивное разрешение на современном этапе развития общества региона и города.

1

2

Деятельность правоохранительных органов Южного Урала и города Магнитогорска в сфере защиты прав жителей региона.

1

3

Развитие экономики Южного Урала и г. Магнитогорска на современном этапе.

1

4

Защита природы родного края.

1

Всего

4


8 класс


п/п

Тема НРЭО

кол-во

часов


1

Экологическая обстановка городов Южного Урала.

1

2

Развитие Духовной сферы общества Южного Урала.

1

3

Развитие Науки и образования на Южном Урале.

1

4

Особенности социальной структуры Южного Урала.

1

5

Особенности развития экономики региона.

1

Всего

5



9 класс

п/п

Содержание национально-регионального компонента

кол-во

часов

1

Участие граждан в политической жизни Челябинской области.

1

2

Партийное движение в Челябинской области

1

3

Правоохранительные органы в Челябинской области.

1

4

Защита материнства и детства на территории Челябинской области.

1

5

Социальные права жителей Челябинской области

1

6

Правовое регулирование отношений в сфере образования Челябинской области.

1

Всего

6














3.Тематическое планирование


5 класс

Раздел

Количество часов

Формы текущего контроля

Организационный модуль – 1 час

Введение в курс обществознания

1


Социальная сущность личности – 11 часов

I. Человек

5


II. Семья

6

Контрольная работа №1

Современное общество – 22 часа

III. Школа

7


IV. Труд

5


V. Родина

7


Защита проектов

1


Повторение и контроль

2

Контрольная работа №2

Итого

34



6 класс

п/п

Название темы

Количество часов

Формы текущего контроля

1

Введение. Как работать с учебником обществознания.

1


2

Человек в социальном измерении

13

Контрольная работа №1

3

Человек среди людей

10


4

Нравственные основы жизни

8


5

Итоговое повторение: Проектная деятельность, ПОУ, итоговая конференция.

2


Итого

34

Контрольная работа №2


7 класс

п\п

Название раздела

Кол-во часов

Формы текущего контроля

Введение в курс обществознания 7 класс

Входная К.Р. за 6 класс.

2 час


Регулирование поведения людей в обществе

12 часов

Контрольная работа №1

Человек в экономических отношениях

12 часов


Человек и природа

6 часов


Повторительно – обобщающий урок по курсу обществознания

1 час

Контрольная работа №2

Защита проектов

1 час



Итого

34 часа



8 класс

п/п

Название темы

Количество часов

Формы текущего контроля

1

Введение. Входная диагностическая работа

2


2

Личность и общество

4


3

Сфера духовной культуры

10

Контрольная работа №1

4

Социальная сфера

5


5

Экономика

10


6

Проектная деятельность: Защита проектов.

2


7

Повторение

1

Контрольная работа №2

Итого

34



9 класс


п/п

Название темы

Количество часов

Формы текущего контроля

1

Особенности изучения курса обществознания в 9 классе

1


2

Политика и социальное управление

13

Контрольная работа №1

3

Право

16


4

Проектная деятельность

2


5

Повторение

1

Контрольная работа №2

Итого

33





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.