Рабочая программа по обществознанию 6 класса (УМК под ред. Л. Н. Боголюбова)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Малета
Рассмотрено на заседании м\о Протокол №_____ От________2022г. | Согласовано зам.директора по УВР От________2022г. | Утверждено директором школы От________2022г. |
Рабочая учебная программа
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
6 класс
.
Учитель первой категории:
Маринкина Н.А.
Малета, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе документов:
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Авторская программа Л.Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание», Просвещение, 2013год
Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2013
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа ориентирована на работу на УМК:
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016
Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2016.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание» в 6 классе.
Обучающийся научится:
характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, группы), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
совершенствования собственной познавательной деятельности;
эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с
социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
определять:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
различные подходы к исследованию человека и общества;
основные социальные группы и процессы;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Обучающийся получит возможность научиться:
вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия человека;
соблюдать моральные нормы в отношениях с взрослыми и сверстниками в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
конструктивно разрешать конфликты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общее количество часов – 34.
Введение 1 час.
Мир знаний об обществе и человеке.
Тема 1. Человек в социальном измерении 11 часов.
Человек — личность. Что такое личность. Биография Н.Ф. Катанова, его вклад в развитие науки и образования Хакасии. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность - какая она? Человек познаёт мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. Учимся узнавать и оценивать себя. Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. Потребности человека. Мир чувств и мыслей. Учимся правильно организовывать свои занятия. На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути. Проект «Чем я буду заниматься в будущем».
Тема 2. Человек среди людей 12 часов.
Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Виды межличностных отношений. Роль чувств в отношениях между людьми. Учимся взаимодействовать с окружающими. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Проект «Учимся вести себя в ситуации конфликта». Народы, проживающие на территории Хакасии. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт.
Тема 3. Нравственные основы жизни. 8 часов.
Человек славен добрыми делами. Доброе - значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Известные люди Хакасии. Их биография и вклад в развитие нашей Хакасии. Учимся делать добро. Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берёт. Имей смелость сказать злу «нет». Учимся побеждать страх. Человек и человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. Повторение по теме «Нравственные основы жизни человека».
Итоговое повторение 2 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела | Кол-во часов. | Планируемые предметные результаты | |
Вып-к научится | Вып-к получит возможность научиться | ||
Введение. Человек в социальном измерении. | 1 11 | характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, группы), их место и значение в жизни общества как целостной системы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: совершенствования собственной познавательной деятельности; эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами; ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции; оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей; нравственной оценки социального поведения людей; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. определять: социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; различные подходы к исследованию человека и общества; основные социальные группы и процессы; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития. | вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия человека; соблюдать моральные нормы в отношениях с взрослыми и сверстниками в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий |
Человек среди людей | 12 | ||
Нравственные основы жизни. | 8 | ||
Итоговое повторение | 2 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс Обществознание
| Раздел, тема | К-во часов | Планируемые результаты | Планируемая деятельность | Дата | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||||
1. | Вводное занятие. Как работать с учебником? | 1 | | | Работа с текстом учебника | |
2-3 | Человек – личность | 2 | понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. | понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ; работа в группах | |
4-5 | Человек познаёт мир | 2 | характеризовать свои потребности | работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, | |
6-7 | Человек и его деятельность | 2 | формировать представление о деятельности человека. | работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Анализ схем и таблиц, работа с текстом | |
8-9 | Потребности человека | 2 | раскрывать основные черты духовного мира человека. | работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задания | Составление таблицы «Хобби: причины возникновения, виды». | |
10-11 | На пути к жизненному успеху. | 2 | определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха. | работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Работа с различными словарями, составление лестницы жизненного успеха | |
12-13 | Повторение по теме Человек – личность | 2 | определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. | работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Решение логических задач | |
14-15 | Межличностные отношения. Отношения между людьми | 2 | определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. | ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Поиск нужной информации в различных источниках, работа с учебником. | |
16-17 | Человек в группе | 2 | определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. | осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Решение познавательных задач, формулирование собственной точки зрения | |
18-20 | Общение. Зачем люди общаются | 3 | понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно. | анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Составление нравственной и правовой оценки конкретных ситуаций, поиск ответов на вопросы. | |
21-22 | Конфликты в межличностных отношениях. | 2 | сохранять достоинство в конфликте. | допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника | |
23-24 | Повторение по теме Человек среди людей | 2 | определять основные понятия к главе «Человек среди людей». | работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника | |
25-26 | Человек славен добрыми делами | 2 | отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность» и «безнравственность» | работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника | |
27-28 | Будь смелым | 2 | определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. | работать | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника | |
29-30 | Человек и человечность | 2 | строить свои взаимоотношения с другими людьми. | работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника | |
31-32 | Повторение по теме Нравственные основы жизни | 2 | анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. | работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника | |
33-35 | Итоговое повторение | 3 | определять все термины за курс 6 класса; выполнять контрольные задания по обществознанию;пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления. | работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение суждения, публично выступать; преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста. | Работа с тестами, отбор материала, составление презентаций, публичное выступление. | |