Программа по организации летнего отдыха и оздоровлению детей «Мой любимый край» (7–10 класс)

9
1
Материал опубликован 7 May 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ"

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И

ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»

естественнонаучной направленности

Срок реализации – 14 дней

Возраст - 13 -16 лет



Составитель:

Немцева Марина Викторовна

педагог дополнительного

образования











г. Кандалакша, 2020 г.


Информационная карта программы

1.

Полное название программы

Программа по организации летнего отдыха и оздоровлению детей «Мой любимый край»

2

Организатор

программы

Управление образования Муниципального

 образования Кандалакшского района;

МАОУДОД Детская эколого-биологическая станция

3

Место реализации

программы

с. Лувеньга, кордон ФГБУ Кандалакшского государственного природного заповедника.


4

Цель программы

создание условий для организованного отдыха подростков, развития личности ребенка, укрепления здоровья детей, формирование у участников программы интереса к познанию родного края, приобретение знаний о природе и истории края.

5

Целевая аудитория

Подростки 13-16 лет, обучающихся Детской эколого-биологической станции

6

Краткое содержание программы

Проведение с подростками краткосрочных экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, изучают историю края.

7

Ожидаемые результаты

Организация отдыха детей; улубление и расширение знаний детей по истории и природе края, формирование навыков исследовательской работы.

8

Сроки реализации программы

июль 2020 года


Нормативно-правовое

сопровождение

Конвенция ООН о правах ребенка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от29.12.2012 г.

ФЗ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей»

Приказ Министерства образования РФ от 13.07. 2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»

Устав МАУДО «Детская эколого-биологическая станция».




Пояснительная записка

Важным звеном современного образования в большей степени являются экологическое образование и воспитание. Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.

Экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Изучение своего края, непосредственно в природе способствует воспитанию у школьников инициативы, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем края.

Программа лагеря способствует формированию знаний обучающихся по общим, региональным и локальным проблемам края, углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим, гуманитарным и естественнонаучным предметам.

Актуальность программы – реализует потребности общества в решении проблем охраны природной среды, ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.

Педагогическая целесообразность – создание условий для развития личности ребенка,

формирование устойчивого интереса к историко-природному наследию «малой родины», программа формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление.

Сущность программы проведение с подростками экологических практикумов, экскурсий в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, историческим наследием края, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.

Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для отдыха и изучения изучении региональной фауны, флоры, истории края.

Задачи:

Обучающие:          

 формировать навыки безопасного и грамотного поведения в природе;                

овладевать методами научного познания для объяснения природных явлений;

применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде;

формировать важнейшие логические операции мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы живой природы;

овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными);

изучить разнообразие растений и животных в естественной среде обитания;

знакомство с эколого-фаунистическими комплексами животных района;

изучение основных особенностей региональной флоры, изучение эколого-фитоценотической приуроченности важнейших видов;

ознакомить обучающихся с населением животных основных типов биотопов, биологическими чертами главнейших видов и их ролью в природе и хозяйственной жизни человека;

изучить структуру и динамику важнейших фитоценозов в районе кордона Лувеньга, их экологическую приуроченность;

изучить историю местности;

познакомить с правилами поведения в природе и мерами охраны растений и животных, применительно к местным условиям.

Развивающие:

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

развивать конструктивное мышление и сообразительность;

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе изучения объектов живой природы;

Развивать коммуникативные навыки работы в коллективе в полевых условиях.

Воспитательные:  

Воспитывать  нравственнее и духовное здоровье;

Воспитывать активную гражданскую позицию, используя активные формы отдыха, привлекательность экологического туризма и участие в общественно-полезной деятельности.

Учебная программа в лагере сочетается с полноценным отдыхом, что позволяет не только расширить экологический кругозор, приобрести определенные навыки в проведении научных исследований и решении практических природоохранных задач, а также создает условия для воспитания любви и уважения к природе.

Учебная программа в лагере сочетается с полноценным отдыхом, что позволяет не только расширить экологический кругозор, приобрести определенные навыки в проведении научных исследований и решении практических природоохранных задач, а также создает условия для воспитания любви и уважения к природе.

Досуговая программа лагеря включает в себя викторины, беседы, игры, мастер-классы, лесные и спортивные эстафеты, экскурсии.

Место проведения экспедиции.

Условия реализации.

Экспедиция организуется на кордоне Лувеньга Кандалакшского государственного природного заповедника на основе заключения договора с заповедником.

Возраст учащихся:

Программа рассчитана на обучающихся Детской эколого-биологической станции. Программа ориентирована на подростков от 13 до 16 лет.

Прогнозируемые результаты

личностные:

сформированность чувства гордости и уважения к истории и культуре края;

понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;

способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию, работе в коллективе;

способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

метапредметные:

повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;

способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения задач;

сформированность представлений о современной картине мира; в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать:

видовое разнообразие животных и растений района проведения экспедиции;

виды животных и растений, занесенных в Красную книгу;

русские и латинские названия видов растений и животных района практики;

основные вопросы рационального использования и охраны животных и растений;

исторические объекты местности.

уметь:

работать с определителями животных и растений;

проводить фенологические наблюдения;

зарисовывать и коллекционировать животных;

гербаризировать растения;

приобрести навыки:

определения и описания животных и растений;

владения методами морфологического описания и определения растений и

животных по определителям

Формы фиксации результатов.

Наблюдения педагога, игры -викторины, анкетирование, опрос в игровой форме, отслеживание мастерства выступления на конференциях, при проведении экскурсий, участия в конкурсах и олимпиадах, семинарах и научно-практических конференции

Программа лагеря включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, обучения и воспитания детей и включает в себя несколько обучающих курсов разных по содержанию, тематике, формам работы с детьми, реализуемых на одной территории, одним основным кадровым составом.

Программа реализуется по основным направлениям:

1. Организационное.

Работа в лагере основывается на принципах самоуправления. Проведение совещаний актива (каждый день) по ходу выполнения плана работы и по организации предстоящих мероприятий.

2. Патриотическое.

Проведение мероприятий патриотической направленности в рамках спортивных, творческих, интеллектуальных мероприятий.

3.Экологическое.

Знакомство с флорой и фауной края, с Кандалакшским заповедником, с Красной книгой. Проведение трудовых десантов.

4.Спортивно-оздоровительное.

Утренняя гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе.

5. Творческое.

Проведение конкурсов и мастер-классов. Это направление призвано пробуждать в детях чувство прекрасного, формировать навыки культурного поведения и общения, прививать детям эстетический вкус

План - сетка мероприятий лагеря

день

мероприятия

1

Заезд, размещение,

инструктаж по ТБ, знакомство с планом мероприятий.

Знакомство с особенностями местности.

Развлекательно-игровая программа « Возьмемся за руки друзья»


2

Знакомство с методикой сбора гербария.

Экскурсия удивительное рядом. Растения, занесенные в красную книгу Мурманской области.

Мастер-класс изготовление солнышка в технике «Модульное оригами»

3.

Знакомство с методикой наблюдения за птицами. Наблюдения за птицами Кандалакшского залива.

Спортивные игры.

4.

Беседа о истории села Лувеньга. Экскурсия к памятному знаку, установленного в честь Лувеньгских партизанан. Трудовой десант уборка мусора, около памятного знака.

Викторина « Мой край»

5.

Беседа что такое сейды. Экскурсия на гору Волосяную, знакомство с сейдами.

Интерактивная игра-путешествие по городам Мурманской области.

6.

Встреча с сотрудниками Кандалакшского заповедника. Экскурсия по экологической тропе заповедника.

Конкурс рисунков «Что я увидел на тропе?»

7.

Автобусная экскурсия в поморское село Умба. Знакомство с бытом поморов. Посещение краеведческого музея.

8.

Беседа съедобные растения нашего края.

Игра «Лесные робинзоны»

9.

Музей под открытым небом, экскурсия к Кандалакшскому лабиринту. Квест –игра у лабиринта. Конкурс плакатов «Я выбираю ЗОЖ».

10.

Беседа животные Кандалакшского заповедника. Игра на экологической тропе «Следы жизнедеятельности животных».

Мастер-класс «Изготовление брелока из кожи»

11.

Лишайники как индикаторы состояния окружающей среды. Методы лихеноиндикационных исследований. Знакомство с лишайниками на территории кордона заповедника.

Конкурсная программа «Легенды края»

12.

Пеший поход в Лувеньгские тундры. Знакомство с природными зонами. Отработка навыков ориентирования в лесу.

Игра «Юный следопыт»

13.

Беседа «Красная книга Мурманской области». Изучение морских беспозвоночных животных. Конкурс загадок о животных края.

Праздник «День именинника»

14.

Подведение итогов работы. Закрытие смены. Отъезд домой


Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы:

Начальник лагеря.

Воспитатель.

Вожатый.

Медицинский работник.

Повар

Методическое обеспечение.

Методические пособия по полевой практике. Определители. Справочная литература. Дидактические пособия.

Материально-техническое обеспечение.

Гербарный пресс (1шт);

Гербарная папка (1шт);

Бинокулярная лупа (5шт);

Рулетка 15м для (1шт);

бинокли (4 шт)

линейки штангенциркули,

термометр (1 шт).

упаковочные материалы: мешочки, картонные коробки, пакеты бумажные, полиэтиленовые

Литература.

1.Бобров Р.В. Беседы о лесе. М. Лесная промышленность, 1985.

2.Илюшина И.И. Школьные лесничества: Кн. Для учителя (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1986

3.Раменская М. Л., Андреева В. Н. Определитель высших растений Мурманской области и Карелии. Л.: «Наука», 1982.

4. Александров Г.Н., Зайцева И.В., Кобяков К. А. Редкие растения Мурманской области. – Апатиты, 2004

5.Макарова О.А., Андреев Г.Н. и др. Растительный и животный мир

Мурманской области. Мурманск,1997.

6.Красная книга Мурманской области. Правительство Мурм. обл., Упр. Природ. ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Мур. обл.; [Андреева В.Н. и др.; Худож.: А.М. Макаров]. – Мурманск: Кн. из-во,2003.

7.Снакин В.В. и др., Экологический мониторинг: Методическое пособие для учителей средних учебных учреждений. - М.: РЭФИА, 1996 1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996.- 192с.

8. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберта.- М.: Мир, 1988. - 350 с.

9. Фенологические наблюдения (организация, проведение, обработка). Унифицированное руководство для добровольной фенологической сети. - Л.: Наука, 1982.- 223 с.

10. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии / Учебн. Пособие для студентов пед. институтов по биол. спец.- М.: 1986.











Приложения

Тест на выживание

1.Для холодного климата лучше всего подходит?

а) тельняшка

б) фуфайка

*в) двухслойный вязаный свитер

г) двухслойный бутерброд

2. При укладке рюкзака вещи, необходимые в первую очередь, должны быть?

а) внизу;

*б) наверху;

в) на себе;

г) на командире.

3. Спички можно защитить, опустив их головки в:

а) бензин;

б) керосин;

*в) парафин;

г) майонез.

4. Прежде всего, человек испытывает потребность:

а) пище;

б) одежде;

*в) в воде;

г) в деньгах.

5. При поисках воды копайте яму в том месте, где:

*а) трава наиболее зелёная;

б) камни наиболее крупные;

в) проходят звериные тропы;

г) есть табличка «Мин нет»;

6. Если спички отсырели:

а) потрите их о лезвие ножа;

*б) потрите их о волосы;

в) потрите их о мочку уха;

г) воспользуйтесь зажигалкой.

7. Чтобы перерубить тонкое бревно, положите его одним концом:

а) на крупный камень;

б) на другое бревно;

в) на крупный камень;

г) себе на ногу.

8. Чтобы избежать снежной слепоты:

а) ограничьте передвижение в солнечную погоду;

*б) зачеркните кожу ниже глаз древесным углём;

в) не поднимайте глаз к свету;

г) сделайте повязку на один глаз и меняйте её периодически.

9. При возникновении боли в желудке:

а) ложитесь животом вверх;

б) интенсивно массируйте мышцы живота;

*в) пейте как можно больше горячей воды;

г) звоните 03.

10. Если вы вдруг столкнулись с крупным хищником:

а) кричите и делайте резкие движения;

б) демонстративно повернитесь к нему спиной;

*в) замрите и медленно отступайте, разговаривая с ним самым спокойным голосом;

г) встаньте на четвереньки и примите устрашающую позу.

Памятки.

Правила техники безопасности и поведения в лесу и на других объектах для учащихся во время прохождения экологической экспедиции.

Всем учащимся на экскурсиях в лесу и других объектах необходимо соблюдать требования о нормах поведения в лесах.

В лесу разрешается работать группами по 3—5 человек. Нельзя отставать от группы в свободное время с целью прогулок или сбора грибов и ягод.

Не делать остановок и не производить работ вблизи сухостойных деревьев, могущих упасть.

Не подходить и не прикасаться к вышкам линий электропередач, к провисшим и оборванным проводам, не влезать на деревянные вышки и сооружения.

Во время грозы не укрываться под высокими деревьями.

При выполнении самостоятельных заданий выполнять лишь работы, указанные руководителем.

Не переходить речек вброд.

Соблюдать в лесу правила пожарной безопасности.

Недопустимо разорять птичьи гнёзда и муравейники.

Бережно относится к растениям: не ломать молодые растения, не рвать цветов целыми охапками, не собирать редкие охраняемые растения для гербария, не засорять лес и другие места прохождения практики мусором.

Всем учащимся соблюдать правила техники безопасности при пользовании лесозаготовительными и землекопными инструментами.

Памятка.

Требования к проведению наблюдений.

Во время проведения наблюдений необходимо соблюдать следующие требования:

Работать строго по плану.

Быть аккуратным при сборе материалов и оформлении, вести чёткие и исчерпывающие записи на полевых бланках и в дневнике.

Растения собирать только в сухую погоду.

Не собирать для гербария редкие и охраняемые виды растений.

Во время экскурсий соблюдать технику безопасности, правила противопожарной охраны леса и полную дисциплину.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за материал!

7 May 2020