Программа по организации летнего отдыха и оздоровлению детей «Мой любимый край» (7–10 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДЕТСКАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ"
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНДАЛАКШСКИЙ РАЙОН
|
|
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И
ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»
естественнонаучной направленности
Срок реализации – 14 дней
Возраст - 13 -16 лет
Составитель:
Немцева Марина Викторовна
педагог дополнительного
образования
г. Кандалакша, 2020 г.
Информационная карта программы
1. | Полное название программы | Программа по организации летнего отдыха и оздоровлению детей «Мой любимый край» |
2 | Организатор программы | Управление образования Муниципального образования Кандалакшского района; МАОУДОД Детская эколого-биологическая станция |
3 | Место реализации программы | с. Лувеньга, кордон ФГБУ Кандалакшского государственного природного заповедника. |
4 | Цель программы | создание условий для организованного отдыха подростков, развития личности ребенка, укрепления здоровья детей, формирование у участников программы интереса к познанию родного края, приобретение знаний о природе и истории края. |
5 | Целевая аудитория | Подростки 13-16 лет, обучающихся Детской эколого-биологической станции |
6 | Краткое содержание программы | Проведение с подростками краткосрочных экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, изучают историю края. |
7 | Ожидаемые результаты | Организация отдыха детей; улубление и расширение знаний детей по истории и природе края, формирование навыков исследовательской работы. |
8 | Сроки реализации программы | июль 2020 года |
| Нормативно-правовое сопровождение | Конвенция ООН о правах ребенка Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от29.12.2012 г. ФЗ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей» Приказ Министерства образования РФ от 13.07. 2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» Устав МАУДО «Детская эколого-биологическая станция». |
Пояснительная записка
Важным звеном современного образования в большей степени являются экологическое образование и воспитание. Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.
Экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Изучение своего края, непосредственно в природе способствует воспитанию у школьников инициативы, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем края.
Программа лагеря способствует формированию знаний обучающихся по общим, региональным и локальным проблемам края, углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим, гуманитарным и естественнонаучным предметам.
Актуальность программы – реализует потребности общества в решении проблем охраны природной среды, ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.
Педагогическая целесообразность – создание условий для развития личности ребенка,
формирование устойчивого интереса к историко-природному наследию «малой родины», программа формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление.
Сущность программы проведение с подростками экологических практикумов, экскурсий в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, историческим наследием края, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для отдыха и изучения изучении региональной фауны, флоры, истории края.
Задачи:
Обучающие:
формировать навыки безопасного и грамотного поведения в природе;
овладевать методами научного познания для объяснения природных явлений;
применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде;
формировать важнейшие логические операции мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы живой природы;
овладевать ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными);
изучить разнообразие растений и животных в естественной среде обитания;
знакомство с эколого-фаунистическими комплексами животных района;
изучение основных особенностей региональной флоры, изучение эколого-фитоценотической приуроченности важнейших видов;
ознакомить обучающихся с населением животных основных типов биотопов, биологическими чертами главнейших видов и их ролью в природе и хозяйственной жизни человека;
изучить структуру и динамику важнейших фитоценозов в районе кордона Лувеньга, их экологическую приуроченность;
изучить историю местности;
познакомить с правилами поведения в природе и мерами охраны растений и животных, применительно к местным условиям.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе изучения объектов живой природы;
Развивать коммуникативные навыки работы в коллективе в полевых условиях.
Воспитательные:
Воспитывать нравственнее и духовное здоровье;
Воспитывать активную гражданскую позицию, используя активные формы отдыха, привлекательность экологического туризма и участие в общественно-полезной деятельности.
Учебная программа в лагере сочетается с полноценным отдыхом, что позволяет не только расширить экологический кругозор, приобрести определенные навыки в проведении научных исследований и решении практических природоохранных задач, а также создает условия для воспитания любви и уважения к природе.
Учебная программа в лагере сочетается с полноценным отдыхом, что позволяет не только расширить экологический кругозор, приобрести определенные навыки в проведении научных исследований и решении практических природоохранных задач, а также создает условия для воспитания любви и уважения к природе.
Досуговая программа лагеря включает в себя викторины, беседы, игры, мастер-классы, лесные и спортивные эстафеты, экскурсии.
Место проведения экспедиции.
Условия реализации.
Экспедиция организуется на кордоне Лувеньга Кандалакшского государственного природного заповедника на основе заключения договора с заповедником.
Возраст учащихся:
Программа рассчитана на обучающихся Детской эколого-биологической станции. Программа ориентирована на подростков от 13 до 16 лет.
Прогнозируемые результаты
личностные:
сформированность чувства гордости и уважения к истории и культуре края;
понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную этическую сферы деятельности человека;
способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию, работе в коллективе;
способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
метапредметные:
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с различными источниками информации;
способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения задач;
сформированность представлений о современной картине мира; в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
видовое разнообразие животных и растений района проведения экспедиции;
виды животных и растений, занесенных в Красную книгу;
русские и латинские названия видов растений и животных района практики;
основные вопросы рационального использования и охраны животных и растений;
исторические объекты местности.
уметь:
работать с определителями животных и растений;
проводить фенологические наблюдения;
зарисовывать и коллекционировать животных;
гербаризировать растения;
приобрести навыки:
определения и описания животных и растений;
владения методами морфологического описания и определения растений и
животных по определителям
Формы фиксации результатов.
Наблюдения педагога, игры -викторины, анкетирование, опрос в игровой форме, отслеживание мастерства выступления на конференциях, при проведении экскурсий, участия в конкурсах и олимпиадах, семинарах и научно-практических конференции
Программа лагеря включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, обучения и воспитания детей и включает в себя несколько обучающих курсов разных по содержанию, тематике, формам работы с детьми, реализуемых на одной территории, одним основным кадровым составом.
Программа реализуется по основным направлениям:
1. Организационное.
Работа в лагере основывается на принципах самоуправления. Проведение совещаний актива (каждый день) по ходу выполнения плана работы и по организации предстоящих мероприятий.
2. Патриотическое.
Проведение мероприятий патриотической направленности в рамках спортивных, творческих, интеллектуальных мероприятий.
3.Экологическое.
Знакомство с флорой и фауной края, с Кандалакшским заповедником, с Красной книгой. Проведение трудовых десантов.
4.Спортивно-оздоровительное.
Утренняя гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе.
5. Творческое.
Проведение конкурсов и мастер-классов. Это направление призвано пробуждать в детях чувство прекрасного, формировать навыки культурного поведения и общения, прививать детям эстетический вкус
План - сетка мероприятий лагеря
день | мероприятия |
1 | Заезд, размещение, инструктаж по ТБ, знакомство с планом мероприятий. Знакомство с особенностями местности. Развлекательно-игровая программа « Возьмемся за руки друзья» |
2 | Знакомство с методикой сбора гербария. Экскурсия удивительное рядом. Растения, занесенные в красную книгу Мурманской области. Мастер-класс изготовление солнышка в технике «Модульное оригами» |
3. | Знакомство с методикой наблюдения за птицами. Наблюдения за птицами Кандалакшского залива. Спортивные игры. |
4. | Беседа о истории села Лувеньга. Экскурсия к памятному знаку, установленного в честь Лувеньгских партизанан. Трудовой десант уборка мусора, около памятного знака. Викторина « Мой край» |
5. | Беседа что такое сейды. Экскурсия на гору Волосяную, знакомство с сейдами. Интерактивная игра-путешествие по городам Мурманской области. |
6. | Встреча с сотрудниками Кандалакшского заповедника. Экскурсия по экологической тропе заповедника. Конкурс рисунков «Что я увидел на тропе?» |
7. | Автобусная экскурсия в поморское село Умба. Знакомство с бытом поморов. Посещение краеведческого музея. |
8. | Беседа съедобные растения нашего края. Игра «Лесные робинзоны» |
9. | Музей под открытым небом, экскурсия к Кандалакшскому лабиринту. Квест –игра у лабиринта. Конкурс плакатов «Я выбираю ЗОЖ». |
10. | Беседа животные Кандалакшского заповедника. Игра на экологической тропе «Следы жизнедеятельности животных». Мастер-класс «Изготовление брелока из кожи» |
11. | Лишайники как индикаторы состояния окружающей среды. Методы лихеноиндикационных исследований. Знакомство с лишайниками на территории кордона заповедника. Конкурсная программа «Легенды края» |
12. | Пеший поход в Лувеньгские тундры. Знакомство с природными зонами. Отработка навыков ориентирования в лесу. Игра «Юный следопыт» |
13. | Беседа «Красная книга Мурманской области». Изучение морских беспозвоночных животных. Конкурс загадок о животных края. Праздник «День именинника» |
14. | Подведение итогов работы. Закрытие смены. Отъезд домой |
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря.
Воспитатель.
Вожатый.
Медицинский работник.
Повар
Методическое обеспечение.
Методические пособия по полевой практике. Определители. Справочная литература. Дидактические пособия.
Материально-техническое обеспечение.
Гербарный пресс (1шт);
Гербарная папка (1шт);
Бинокулярная лупа (5шт);
Рулетка 15м для (1шт);
бинокли (4 шт)
линейки штангенциркули,
термометр (1 шт).
упаковочные материалы: мешочки, картонные коробки, пакеты бумажные, полиэтиленовые
Литература.
1.Бобров Р.В. Беседы о лесе. М. Лесная промышленность, 1985.
2.Илюшина И.И. Школьные лесничества: Кн. Для учителя (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1986
3.Раменская М. Л., Андреева В. Н. Определитель высших растений Мурманской области и Карелии. Л.: «Наука», 1982.
4. Александров Г.Н., Зайцева И.В., Кобяков К. А. Редкие растения Мурманской области. – Апатиты, 2004
5.Макарова О.А., Андреев Г.Н. и др. Растительный и животный мир
Мурманской области. Мурманск,1997.
6.Красная книга Мурманской области. Правительство Мурм. обл., Упр. Природ. ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Мур. обл.; [Андреева В.Н. и др.; Худож.: А.М. Макаров]. – Мурманск: Кн. из-во,2003.
7.Снакин В.В. и др., Экологический мониторинг: Методическое пособие для учителей средних учебных учреждений. - М.: РЭФИА, 1996 1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996.- 192с.
8. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберта.- М.: Мир, 1988. - 350 с.
9. Фенологические наблюдения (организация, проведение, обработка). Унифицированное руководство для добровольной фенологической сети. - Л.: Наука, 1982.- 223 с.
10. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии / Учебн. Пособие для студентов пед. институтов по биол. спец.- М.: 1986.
Приложения
Тест на выживание
1.Для холодного климата лучше всего подходит?
а) тельняшка
б) фуфайка
*в) двухслойный вязаный свитер
г) двухслойный бутерброд
2. При укладке рюкзака вещи, необходимые в первую очередь, должны быть?
а) внизу;
*б) наверху;
в) на себе;
г) на командире.
3. Спички можно защитить, опустив их головки в:
а) бензин;
б) керосин;
*в) парафин;
г) майонез.
4. Прежде всего, человек испытывает потребность:
а) пище;
б) одежде;
*в) в воде;
г) в деньгах.
5. При поисках воды копайте яму в том месте, где:
*а) трава наиболее зелёная;
б) камни наиболее крупные;
в) проходят звериные тропы;
г) есть табличка «Мин нет»;
6. Если спички отсырели:
а) потрите их о лезвие ножа;
*б) потрите их о волосы;
в) потрите их о мочку уха;
г) воспользуйтесь зажигалкой.
7. Чтобы перерубить тонкое бревно, положите его одним концом:
а) на крупный камень;
б) на другое бревно;
в) на крупный камень;
г) себе на ногу.
8. Чтобы избежать снежной слепоты:
а) ограничьте передвижение в солнечную погоду;
*б) зачеркните кожу ниже глаз древесным углём;
в) не поднимайте глаз к свету;
г) сделайте повязку на один глаз и меняйте её периодически.
9. При возникновении боли в желудке:
а) ложитесь животом вверх;
б) интенсивно массируйте мышцы живота;
*в) пейте как можно больше горячей воды;
г) звоните 03.
10. Если вы вдруг столкнулись с крупным хищником:
а) кричите и делайте резкие движения;
б) демонстративно повернитесь к нему спиной;
*в) замрите и медленно отступайте, разговаривая с ним самым спокойным голосом;
г) встаньте на четвереньки и примите устрашающую позу.
Памятки.
Правила техники безопасности и поведения в лесу и на других объектах для учащихся во время прохождения экологической экспедиции.
Всем учащимся на экскурсиях в лесу и других объектах необходимо соблюдать требования о нормах поведения в лесах.
В лесу разрешается работать группами по 3—5 человек. Нельзя отставать от группы в свободное время с целью прогулок или сбора грибов и ягод.
Не делать остановок и не производить работ вблизи сухостойных деревьев, могущих упасть.
Не подходить и не прикасаться к вышкам линий электропередач, к провисшим и оборванным проводам, не влезать на деревянные вышки и сооружения.
Во время грозы не укрываться под высокими деревьями.
При выполнении самостоятельных заданий выполнять лишь работы, указанные руководителем.
Не переходить речек вброд.
Соблюдать в лесу правила пожарной безопасности.
Недопустимо разорять птичьи гнёзда и муравейники.
Бережно относится к растениям: не ломать молодые растения, не рвать цветов целыми охапками, не собирать редкие охраняемые растения для гербария, не засорять лес и другие места прохождения практики мусором.
Всем учащимся соблюдать правила техники безопасности при пользовании лесозаготовительными и землекопными инструментами.
Памятка.
Требования к проведению наблюдений.
Во время проведения наблюдений необходимо соблюдать следующие требования:
Работать строго по плану.
Быть аккуратным при сборе материалов и оформлении, вести чёткие и исчерпывающие записи на полевых бланках и в дневнике.
Растения собирать только в сухую погоду.
Не собирать для гербария редкие и охраняемые виды растений.
Во время экскурсий соблюдать технику безопасности, правила противопожарной охраны леса и полную дисциплину.
Волкова Светлана Ивановна