Программа по профориентации «Мой выбор»
МБОУ «Токкинская школа – интернат среднего общего образования им.П.П.Ощепкова» Олекминского района Республики Саха (Якутия)
Утверждаю
«____» ___________2020г.
Директор Чердонов К.Г.
Программа
по профориентации учащихся
на 2015-2020 годы
Введение
Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся МБОУ «ТШИСОО» (далее Программа) разработана в соответствии с
Концепция Модернизации российского образования, ФГОС.
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
II. Обоснование программы
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации .
III. Цель и задачи Программы
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации на селе, в регионе.
Задачи:
Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
IV Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Концепцией Модернизации российского образования;
-ФГОС;
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- Региональной программой введения профильного обучения учащихся в
общеобразовательных учреждениях, реализующей программы среднего (полного)
общего обучения;
- Программой введения профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся
общеобразовательных учреждений ;
V Основные направления системы программных мероприятий
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап |
Возрастные особенности |
Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 классы |
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. |
Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. Методика «Кем быть» Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение - встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок - костюмированные карнавалы профессий - сочинения на тему «Пусть меня научат» - игра «Чей это инструмент?» - трудовые поручения - какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов - кто работает в нашей школе?(экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) - беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома - экскурсия в школьные мастерские - беседа: мое любимое занятие в свободное время |
Поисково-зондирующий 5-7 классы |
Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН
|
Встречи с интересными людьми (профессионалами) Экскурсии Ролевые игры Конкурсы Практическая, трудовая, общественно-значимая работа
Темы классных часов Всякий труд надо уважать. Моя мама педагог. Профессия моих родителей. Кем я хочу быть. |
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы |
Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка |
- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов - информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства - знакомство с правилами выбора профессии - формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией |
Учащиеся 10-11 классов |
Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения Для юношей актуальна служба в армии |
Дискуссии «День допризывника», «Встреча со студентами» Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях) |
VI. Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, социальный педагог.
VII. Финансирование Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств школы, добровольных взносов родителей.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей
профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях.
Этапы реализации программы:
Сроки реализации Программы: 2015 - 2020 годы
I этап: проектный – 2015 год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации
программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2015-2020 учебные годы.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями района.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения села и района.
III этап: аналитический – 2016-2020 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Мероприятия
по реализации Программы по профориентации
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
Создание нормативно – правовой базы
|
|||
1. |
Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.
|
Август 2015 |
Социальный педагог,заместитель директора по ВР |
2. |
Создание банка данных об учебных заведениях района и республики.
|
Сентябрь 2015 |
Социальный педагог |
3. |
Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. |
Сентябрь 2015 |
Заместитель директора по ВР,социальный педагог |
4. |
Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. |
В течении года |
Заместитель директора по ВР , социальный педагог |
5. |
Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»
|
Октябрь 2015 |
Заместитель директора по ВР |
6. |
Организация тематических выставок по профориентации учащихся в читальных залах.
|
2015 - 2020 |
Библиотекарь |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы
|
|||
Профпросвещение |
|||
1 |
Реализация программы по профориентации:
|
||
2 |
Экскурсии на предприятия села и района. |
Ежегодно |
Заместитель директора по ВР, кл.рук., соц.педагог |
3 |
Участие в НПК «Шаг в будущие». |
Ежегодно в сентябре |
Классные руководители 10-11 классов, учителя технологии. |
4 |
Социальные акции «Где живём – порядок наведём». |
Ежегодно в сентябре и апреле |
Администрация школы |
5 |
Участие в школьной выставке – конкурсе по технологии , олимпиадах. |
Ежегодно |
Учителя технологии |
6 |
Участие в районном конкурсе мастеров |
Ежегодно |
Учителя технологии, зам по ВР. |
7 |
Участие в предметных олимпиадах |
В течение года |
Предметники, кл.рук. |
|
Реализация школьной программы:
|
||
1. |
Профориентация учащихся на уроках. |
Ежегодно |
Учителя предметники, кл.рук., соц.педагог, педагог-психолог |
2. |
Встречи с представителями различных профессий. |
Ежегодно |
Заместитель директора по ВР, учителя предметники, кл.рук., соц.педагог, педагог-психолог
|
3. |
Конкурс творческих проектов |
Ежегодно |
Учителя технологии |
4. |
Проведение тематических классных часов: Мастерим мы – мастерят родители (1 классы). Профессии моего села (2 класс). Трудовая родословная моей семьи (3 класс). Известные люди нашего села и района (4 класс). Мир профессий (5 класс). Как изучить свои способности (6 класс). Я и моя будущая профессия (7 класс) Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 класс). Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 класс). Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 класс). Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 класс). |
В течение года |
Классные руководители, библиотекарь, Зам. директора по В.Р. , педагог-психолог, социальный педагог
|
8. |
Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации: Рубрика «Твое профессиональное будущее» «Типы профессий» « Куда пойти учиться» «Структура трудовой деятельности» Потребности труда нашего региона
|
2015 - 2020
|
Классные руководители, библиотекарь, Зам. директора по В.Р. , педагог-психолог, социальный педагог
|
9. |
Родительские собрания Общешкольное родительское собрание: -дисциплина, порядок, занятость и т.д… Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения. Изучение склонностей и способностей ребенка. Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов. Родительское собрание для будущих 10 классников. Знакомство с профилями, помощь в выборе Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.
|
Ежегодно: октябрь
декабрь
апрель
май
апрель |
Классные руководители, зам по В.Р, социальный педагог.
администрация
|
10. |
Профессиональная адаптация учащихся. Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):
Сельско-хозяйственная практика в школьном хозяйстве: -высадка рассады, подготовка огорода к посеву -работа в тепличном хозяйстве в летнее время -участие в сенозаготовке (через РЦЗН и администрацию наслега) -сбор и сдача в школьную столовую ягод брусники -сбор, сортировка картофеля, корнеплодов
Коллективно творческие дела «День Урожая», производственные практики и т.д. Выпуск школьной газеты «Голос школы»
Субботники по уборке школьного двора
КТД «Это моя школа»
Выставка-ярмарка «Дары осени» Весенне-осенние озеленительные работы, работа в школьной Аллее учителей |
В течение года ежемесячно
по плану
Сентябрь
Октябрь 2015 - 20
Весна-осень |
Восп.отдел Классные руководители, рук.кружков
Классные руководители, администрация школы, мастера произв.обучения
Классные руководители, администрация школы, мастера произв.обучения
|
11 |
Предметные недели, школьные туры олимпиад |
По плану школы |
Учителя-предметники, администрация школы. |
12 |
Обучение на элективных, факультативных курсах профессиональной направленности |
ежегодно |
Учителя-предметники, администрация школы. |
13 |
Занятость в системе дополнительного образования |
ежегодно |
Кл.рук., воспитатели |
2.Диагностика и консультирование.
|
|||
1. |
Консультированиеи тестирование учащихся9-11 классов: « Карта интересов». «Склонности и профессиональная направленность». ● Профессиональные склонности ●Профессиональный тип личности ●Мотивы выбора ● Анкета «Профессиональный интерес»
|
Ежегодно |
Зам по ВР, Соц. педагог школы, учителя технологии, кл. рук. |
2. |
Консультирование родителей: по вопросам профориентации |
Ежегодно |
Классные руководители 9-11 классов, социальный педагог |
3.Профадаптация |
|||
1. |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
Ежегодно в августе |
Классные руководители, заместитель директора по ВР |
2. |
Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска». |
Ежегодно в мае, июне |
Социальный педагог |
3. |
Организация работы трудовой бригады. |
Май, июнь |
Администрация школы, социальный педагог |
4. |
Вечер встречи выпускников-студентов |
Ежегодно в феврале |
Зам по ВР, Классные руководители.
|
5 |
Индивидуальное консультирование учащихся специалистами, представителями ВУЗов, ССУЗов |
ежегодно |
Зам по ВР, Классные руководители.
|
4.Мониторинг качества профориентационной работы
|
|||
1. |
Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся |
2016 |
заместитель директора по ВР |
2. |
Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.
|
2016 |
Социальный педагог |
3. |
Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы |
2015-2020 |
Заместитель директора по УР |
4. |
Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: - психология выбора профессии - использование игровых упражнений в профориентационной работе - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников - конфликты профессионального самоопределения |
2017 |
Администрация школы |
5 |
Анализ поступления выпускников Токкинской школы в УЗ |
ежегодно |
Администрация школы |
Ожидаемые результаты:
Реализация данной Программы позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
-получить удостоверение или свидетельство об окончании курсов или прохождении обучения, что позволит в дальнейшем трудоустроиться.
Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.
В случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремленного деятеля общественного производства, но , главное, - личность, испытывающая удовлетворение и получающая - широкие возможности для самореализации.
12