Рабочая программа школьного клуба по профориентации «Выбор»
Администрация города Кургана Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО КЛУБА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «ВЫБОР» 9-11 класс Курган, 2017 Автор программы: Шарандина Валентина Владимировна, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина» высшей квалификационной категории Рецензент: Белослудцева Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина» высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании УМО учителей гуманитарных дисциплин Протокол № 1 от 24.08.2017 г. Руководитель УМО __________________________________ В.В. Шарандина Согласовано с заместителем директора по УВР Заместитель директора по УВР _________________________ Е.А. Белослудцева Принято на заседании педагогического совета Протокол № 9 от 25.08.2017 г. Утверждено: Приказ № 50 от 29.08.2017 г. Директор МБОУ «СОШ № 53» ____________________________Л.В. Фисун Уровни образования: дополнительное образование детей. Класс(ы): 9 класс, 10 класс, 11 класс. Краткое описание программы: Программа дополнительного образования, которая позволит учителю, классному руководителю, руководителю кружка сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда. Пояснительная записка
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду – извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах, подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников – социально-значимый раздел обучения. Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации. Успех профориентационной работы во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. 2. Цели программы. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора. 3. Задачи программы. Образовательные задачи: Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права. Воспитательные задачи: Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего поселка, его развития и благополучия. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития района и нашего поселка, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего района и поселка. Развивающие задачи: Развитие потребности в трудовой деятельности, саморазвитии и самореализации. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы. Развитие самостоятельности, ответственности в принятии решений. 4. Особенности программы. Пропедевтика программы профориентационной работы проводится в начальной и средней школе. На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Ее можно интегрировать практически во все учебные дисциплины начальной школы. Основным направлением в работе по ранней профориентации школьников остается своевременное, на всём протяжении учёбы, расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду. Программа даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение. Программа является составной частью целевой программы по профориентации МБОУ «СОШ № 53», является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной и предпрофильной подготовки учащихся. 5. Место предмета в базисном учебном плане. Программа клуба «Выбор» рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю). 6. Принципы и подходы, лежащие в основе программы. Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации. Социальными партнерами школы выступают: предприятия, библиотеки, музеи города Кургана. 7. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; определение профессии и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения; значение творческого потенциала человека, для его карьеры; требования современного общества к профессиональной деятельности человека; понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг; возможности получения образования по избранному профилю; перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности. Учащиеся должны уметь: находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. 8. Критерии и показатели усвоения материала. 1) Информационные сформированность представления о мире профессий; знание и значение каждого из предприятий находящихся на территории города, знание основных направлений производств города, особенностей технологий; знание о возможностях получения специального профессионального образования в районе. 2) Исследовательские участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий; участие в проектах краеведческой и профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в городе; изучение путей овладения избранными профессиями. 3) Практические сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии; готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей; определение профессиональных планов и намерений учащихся; развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов; знание функций и задач городского центра занятости. 9. Формы контроля. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля; презентации проектов учащихся; фоторепортажи учащихся; деловые игры; анкетирование, посещение библиотек, музеев и предприятий города, встречи с людьми различных профессий. Методы выявления результатов: 1. Результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках; написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.; контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации. 10. Тематическое планирование.
11. Содержание программы. 1-2. Вводное занятие. Многообразие мира профессий (2 часа). Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник). Игра: «Угадай профессию». 3-4. Я и выбор профессии (2 часа). Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание». Диагностические методики: «Кто я?». 5. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час). Профориентационная экскурсия о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выборе профессионального пути. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. 6. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Центрального Банка РФ) (1 час). Урок финансовой грамотности для школьников 9-11 классов. Развивающие процедуры: Знания о доходах и расходах семьи, личном финансовом планировании, депозитах, кредитах, банковских картах и мобильном банкинге, способах защиты от мошенничества. 7-8. Социальные проблемы труда (2 часа). Анализ предприятий города: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости г. Кургана. Составление перечня требуемых профессий. Развивающие процедуры: дискуссия «Какие профессии востребованы в нашем регионе?». Мониторинг рынка труда Курганской области. 9. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Биржи труда – Центра Занятости населения) (1 час) История создания службы занятости населения. Основные направления работы и профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к специалистам службы. Развивающие процедуры: познавательный видеоролик «Кем стать?». 10. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час) Создание условий для развития и поддержки инициатив обучающихся, направленных на применение полученных общих и профессиональных компетенций при выстраивании профессиональных и карьерных траекторий. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. 11-12. Разделение труда (2 часа) Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация. 13. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час). Профориентационная экскурсия о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выборе профессионального пути. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. 14-15. Классификации профессий (2 часа). Диферринцированно-диагностический опросчик Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ». Практическая работа: составление формул профессий. 16. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Государственного Комитета Статистики) (1 час) Определение отношения к проблеме нехватки квалифицированных кадров в городе и помощи правильно выбрать дальнейший профессиональный путь, чтобы стать участниками развития экономики, промышленности и социальной инфраструктуры Зауралья. Развивающие процедуры: Круглый стол «Вернусь после обучения работать в город или не вернусь ни за что». 17-18. Мотивы выбора профессии (2 часа) Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии. 19. «Встреча с интересными людьми» (занятие с представителями ВУЗов) Допрофессиональная подготовка учащихся с целью создания образовательного пространства, способствующего самоопределению детей через организацию дополнительных занятий по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. 20-21. Здоровье и выбор профессии (2 часа) Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда. 22. «Встреча с интересными людьми» (занятие с медработником школы) (1 час). Зависимость профессии от состояния здоровья: как она повлияет на здоровье; не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых? Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и производственному обучению подростков. 23-24. Типы темперамента и выбор профессии (2 часа). Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на выбор профессии. 25. «Встреча с интересными людьми» (занятие со школьным психологом) (1 час). Тренинг-занятие «Темперамент и выбор профессии». 26-27. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа). Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица. Практическая работа: составление формул профессий. 28. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час) Создание условий для развития и поддержки инициатив обучающихся, направленных на применение полученных общих и профессиональных компетенций при выстраивании профессиональных и карьерных траекторий. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. 29-30. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа). Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме. Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)). 31. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Биржи труда – Центра Занятости населения) (1 час) Основные направления работы и профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к высококвалифицированным специалистам. Развивающие процедуры: познавательный видеоролик «Трудовые вакансии». 32-33. Собеседование. Правила и нормы поведения (2 час). Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет. Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный). 34. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час) Создание условий для развития и поддержки инициатив обучающихся, направленных на применение полученных общих и профессиональных компетенций при выстраивании профессиональных и карьерных траекторий. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам 35-36. Социально – экономические условия современной России (2 часа). Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение. Практическая работа: сочинение «Если бы я был мэром» (интеграция с уроками русского языка «Написание сочинений на заданную тему»). 37. «Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа») (1 час). Уникальная возможность и хороший способ для школьников, родителей и педагогов познакомиться с учебным заведением. В свою очередь, для ВУЗа это возможность продемонстрировать свои учебные и производственные достижения, показать лучшие наработки, познакомить с условиями обучения и поступления. 38-39. Основы экономических знаний. (2 часа). Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи. Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции. Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие». 40. «Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа») (1 час). Уникальная возможность и хороший способ для школьников, родителей и педагогов познакомиться с учебным заведением. В свою очередь, для ВУЗа это возможность продемонстрировать свои учебные и производственные достижения, показать лучшие наработки, познакомить с условиями обучения и поступления. 41. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час) Создание условий для развития и поддержки инициатив обучающихся, направленных на применение полученных общих и профессиональных компетенций при выстраивании профессиональных и карьерных траекторий. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. 42-43. Рынок образовательных услуг. (2 часа). Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность. Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию» (интеграция с уроками русского языка «Написание сочинений на заданную тему»). Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг Курганской области. 44. «Встреча с интересными людьми» («День открытых дверей ВУЗа») (1 час). Уникальная возможность и хороший способ для школьников, родителей и педагогов познакомиться с учебным заведением. В свою очередь, для ВУЗа это возможность продемонстрировать свои учебные и производственные достижения, показать лучшие наработки, познакомить с условиями обучения и поступления. 45-46. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних (2 часа). Знакомство с Трудовым кодексом РФ. Развивающие процедуры: ролевая игра «Трудоустройство на лето». 47. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час). Профориентационная экскурсия о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выборе профессионального пути. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. 48-49. Основы технологической культуры (2 часа). Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление. Развивающие процедуры: ролевая игра «Продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций. 50. «Встреча с интересными людьми» (занятие со специалистом Центрального Банка РФ) (1 час). Урок финансовой грамотности для школьников 9-11 классов. Развивающие процедуры: Знания о доходах и расходах семьи, личном финансовом планировании, депозитах, кредитах, банковских картах и мобильном банкинге, способах защиты от мошенничества. 51. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (1 час) Создание условий для развития и поддержки инициатив обучающихся, направленных на применение полученных общих и профессиональных компетенций при выстраивании профессиональных и карьерных траекторий. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. 52-53. Личный профессиональный план (2 часа). Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта. Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана. 54-55. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (2 часа) Создание условий для развития и поддержки инициатив обучающихся, направленных на применение полученных общих и профессиональных компетенций при выстраивании профессиональных и карьерных траекторий. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. 56-57. Готовность к выбору профиля, профессии (2 часа). Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора». 58. «Встреча с интересными людьми» (посещение музея города) (1 час). Профориентационная экскурсия о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выборе профессионального пути. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями. 59-60. «Встреча с интересными людьми» (посещение предприятия города) (2 часа) Создание условий для развития и поддержки инициатив обучающихся, направленных на применение полученных общих и профессиональных компетенций при выстраивании профессиональных и карьерных траекторий. Развивающие процедуры: знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. 61-66. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (6 часов). Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии (интеграция с темой «POWER POINT» информатики (либо информационных технологий) составление развернутой профессиограммы и технологической карты). 67-68. Резерв времени (2 часа.) 12. Список литературы. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004. «Концепция модернизации образования на период до 2020 года» [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование / Школьное образование: http://edu.rin.ru/html/775.html Афанасьева, Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007. Заиченко, Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. М.: Вита-пресс, 2006. Климов, Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia, 2007. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007. Постановление Правительства РФ «О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросчики (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2006. Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение, 2007. Технология. Учебник для 10-х кл. под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2007.
|