Программа внеурочной деятельности «Мой выбор» (6 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым
изучением отдельных предметов пгт Восточный
Омутнинского района Кировской области
Принята педагогическим советом
МКОУ СОШ № 2 с УИОП
пгт Восточный Омутнинского района
Кировской области
Протокол №1 от 30.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мой выбор»
в 6Б классе на 2017 – 2018 уч.год
Автор-составитель: Попыванова О.А., учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной
категории
Восточный 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой выбор» в 6 классе.
Количество часов в неделю – 0,5 часа (компонент образовательного учреждения учебного плана внеурочной деятельности).
Количество часов в год – 17 часов, в соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный Омутнинского района на 2017-2018 уч.год и годовым календарным графиком.
Уровень изучения учебного материала – базовый.
Рабочая программа составлена на основе:
требований Закона «Об образовании»
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
Результаты дополнительного образования школьников можно распределить на три уровня.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о международном экологическом движении; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Основное содержание курса «Мой выбор» строится как индивидуально значимое для учащихся. Они познают то, что лично им важно и значимо, имеет для них смысл. Определяющим при формировании содержания курса является субъектный опыт ребенка. И для педагога программа и методики курса становятся не догмами, не ограничителями, а примерными ориентирами.
При этом планируется достижение следующих результатов:
в личностном направлении:
позитивная и адекватная самооценка;
доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку, умение работать в режиме диалога, адекватно воспринимать другое мнение.
опыт созидания договорных норм;
ответственное отношение к здоровью, чувство личной ответственности за здоровый образ жизни;
умения видеть различные стороны одной и той же проблемы, сравнивать свой выбор с выбором других.
в метапредметном направлении:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно выбирать алгоритмы для решения проблем;
Познавательные УУД:
умение выдвигать гипотезы при решении различных ситуаций, понимать необходимость их проверки;
умение находить информацию, необходимую для решения возникающих проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умений анализировать, аргументировать, выражать свои собственные взгляды, вести дискуссию, принимать решения; навыков критического анализа сложных ситуаций;
мотивации к изучению социальной жизни;
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение при выработке общего решения в совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Направления воспитания |
Ценностное содержание |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни |
Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве |
Формы занятий : беседа, дискуссия, игра, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация, игра-конкурс анкетирование, экскурсии по школе, викторина, презентация, экскурсия в музей, игровая программа, выставка, конкурс рисунков, конкурс плакатов, конкурс стихов, инсценировка, семейный праздник, проект.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Литература для учителя:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/
[ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение,
2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание
школьников..-2004-2007.- №1-9.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей /
И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост.
В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. –
140с.
Интернет - ресурсы:
http://www.portal-slovo.ru
http://www.bestreferat.ru
http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm
http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/97-neschastie
http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php
http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Оборудование и кадровое обеспечение программы
компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Элементы содержания |
Дата проведения |
1 |
Я как часть вселенной |
конкурс рисунков «Мое послание братьям по разуму во вселенной»; |
|
2 |
«Внутренний мир человека» |
Выражения собственного «Я», толерантность, доброта, взаимопомощь |
|
3 |
Способности и талант. Мои сверстники - дети индиго. |
биографии талантливых детей, понятие «талант»; размышление, какие у нас есть таланты. |
|
4 |
«Вредные привычки» |
Алкоголь, курение, наркомания и их влияние на здоровье подростка |
|
5 |
Я – художник или мыслитель |
диагностика самооценки и интеллектуальных способностей ребят. |
|
6 |
Общечеловеческие ценности – добро. |
Планирование социального проекта «Скверик» |
|
7 |
Диагностическая беседа «Жестокость и агрессивность в нашей жизни» |
уважительное отношение к людям; рассуждение над понятиями: милосердие, уважение, люди с ограниченными возможностями |
|
8 |
Мои права и обязанности |
Беседа о «Конвенции по правам ребенка» |
|
9 |
«Аптека души» |
что может способствовать душевному здоровью, что может помочь, когда «болит душа». |
|
10 |
О широком мире профессий |
Профессия, профессии родителей, знакомство с проыессиями |
|
11 |
Профессия - металлург |
Посещение музея ОМЗ |
|
12 |
Мои потребности. Мечта, желание, цель. |
исследование, посвященное потребностям, желаниям и мечтам одноклассников. |
|
13 |
Круг межличностных отношений |
Друг или приятель? Доверие и осторожность, взаимовыручка и «медвежья услуга». |
|
14 |
Гендерные различия: что мужчину делает мужественным, а женщину женственной? |
Смелость, мужество, твердость характера, скромность, компромиссность |
|
15 |
Правила безопасности – необходимость или условность? Нужны ли правила мне? |
жизнь без правил; необходимость правил общественной безопасности для каждого; |
|
16 |
«Герои моей страны», на кого я хочу равняться? |
Интерактивное знакомство с легендарными личностями России |
|
17 |
Мечты о будущем |
Планирование индивидуальной траектории развития личности |
ИТОГО: 17 занятий