Программа элективного курса «Мой выбор»
Пояснительная записка
В настоящее время появилась необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-9 классов. Начинать изучение курса целесообразно в 8 классе, т.к. именно в этом возрасте подросткам интересно изучать себя. В 9 классе актуальным становится вопрос профессионального выбора, поэтому продолжая профориентационную работу мы знакомим учащихся с профессиями, профессиональным пространством региона.
Содержание элективного курса предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении своих проблем, связанных с профессиональным и профильным самоопределением.
Данный элективный курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
· помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
· подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
· расширить знания учащихся о мире профессий;
· обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
· сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.
Форма проведения:
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, семинары, ролевые игры, творческие этюды, деловые игры.
Продолжительность курса: 12 часов
Периодичность занятий: 2 часа в неделю.
Перечень формируемых знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
- Значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии
- Понятие « профессия» и « профессиональная деятельность»
- Психологические и психофизиологические ресурсы личности и влияние их на выбор профессии
- Понятия: темперамент, характер, мышление, память, внимание, понятие об эмоционально- волевой сфере
- Стили общения и поведение человека
- Значение творческого потенциала личности, планирование своей карьеры
Учащиеся должны уметь:
- Соотносить свои индивидуально-психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии
- Составлять свой личный профессиональный план быстро его менять
- Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования
Ожидаемые результаты:
1. Осознанное профессиональное самоопределение учащихся
2. Знание своих психологических и психофизических особенностей
3. Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону
4. Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации
5. Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.
Оборудование:
· Мультимедийный проектор
· Компьютер
· Наглядные пособия: карты, схемы, иллюстрации
Календарно-тематическое планирование:
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика« На распутье» |
1 |
2 |
Многообразие мира профессий .Понятия: профессия, специальность, должность. Типы профессий. Классификация по типам профессий (профессии типа: «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек - знаковая система», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек - художественный образ»). Формула профессии. |
2 |
3 |
Внутренний мир человека и возможности самопознания. Самооценка личности. Склонности и интересы в профессиональном самоопределении. Секреты выбора профессии |
1
|
4
|
Секреты выбора. Мотивы выбора профессии: «Я хочу». Методика «Карта интересов». Тест Е.А.Климова «Что вы предпочтете?» Я могу». Заполнение карты развития трудовых психофизиологических качеств. «Я надо». Компромисс трех «Я». Рекомендации по выбору профессии. |
2 |
5 |
Профессиональная пригодность. Профессиональное самоопределение. Составление профессиограмм. |
1 |
6 |
Профессиональная перспектива. Рекомендации по выбору профессии. Экскурсии на предприятия. |
2 |
7 |
Современный рынок труда. Требования рынка труда. Типичные ошибки при выборе профессии. |
1 |
8 |
Деловая игра: «Защита профессий» |
2 |
Итого |
|
12 |
Содержание курса
ЗАНЯТИЕ № 1 - 1 час
Тема: Водное занятие. Предмет и задачи курса. Психолого-педагогическая диагностика
Цель: Создать положительную мотивацию к изучению курса.
Содержание: Знакомство с группой, обзор целей курса , коммуникативные игры , направленные на создание доброжелательной атмосферы, игра «Цепочка профессий», направленная на развитие умений выделять общее в различных видах профессий.
ЗАНЯТИЕ № 2. - 2 часа
Тема: Многообразие мира профессий. Понятия: профессия, специальность, должность.Типы профессий. лассификация по типам профессий (профессии типа: «Человек-техника», «Человек-чеКловек»,
«Человек - знаковая система», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек - художественный образ»). Формула профессии.
Цель: Дать понятие о способах классификации профессий по различным признакам. Знакомство с типами, группами, классами, отделами профессий, уточнение образа наиболее привлекательной профессии.
Содержание: Классификация профессий по предмету труда, цели труда, условиям и орудиям труда.
Работа с дифференциально-диагностическим опросником.
ЗАНЯТИЕ № 3 -1 час
Тема: Внутренний мир человека и возможности самопознания. Самооценка личности. Склонности и интересы в профессиональном самоопределении.
Цель: Активизировать размышления о мотивах выбора.
Содержание: Общее представление об интересах и склонностях. Работа с картой интересов, методикой тематических вербальных ассоциаций, способствующих осознанию мотивов в профессиональном самоопределении.
Практическое занятие - диагностика, тренинг
ЗАНЯТИЕ № 4. - 2 часа
Тема: Секреты выбора. Мотивы выбора профессии.
Цель: Ознакомить с условиями, необходимыми для оптимального выбора.
Содержание: Составление схемы «Оптимальный выбор профессии», обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. Профориентационная игра «Кто есть кто», развивающая умение соотнести свой образ с различными профессиями.
ЗАНЯТИЕ № 5. -1 час
Тема: Профессиональная пригодность. Профессиональное самоопределение.
Цель: Дать понятие о составляющих профессиональной пригодности.
Содержание: Роль здоровья, образования, способностей, личностных качеств в профессиональном самоопределении. Профориентационная игра «Будь готов», способствует осознанию готовности к различным видам деятельности.
ЗАНЯТИЕ № 6. - 2 часа
Тема: Профессиональная перспектива. Рекомендации по выбору профессии.
Цель: Осознание основных личностных смыслов.
Содержание: Информация об уровнях и видах учебных заведений. Работа с опросником ЛПП. Профориентационная игра «Эпитафия» и «Звездный час», позволяющая соотнести свое представление о счастье с определенной профессиональной деятельностью.
ЗАНЯТИЕ № 7. - 1 час
Тема: Современный рынок труда.
Цель: Дать понятие о ситуации на рынке труда.
Содержание: Рынок, его функции, структура. Конкуренция, формирование рыночной инфраструктуры. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Занятость населения, безработица. Построение личного профессионального маршрута
ЗАНЯТИЕ № 8. - 2 часа
Тема: Деловая игра: «Защита профессий»
Используемые методические материалы
Тестовые методики:
1). Карта интересов (компьютерная).
2). Методика тематических вербальных ассоциаций.
3). Корректурная проба.
4). Тест Амтхауэра.
5). Тест Айзенка.
6). «Кто я»
7). ДДО (компьютерная).
8). Опросник Лири и другие
· Профориентационные психологические игры
1. «Цепочка профессий»
2. «Кто есть кто»
3. «Будь готов»
4. «Три судьбы»
5. «Эпитафия»
6. «Звездный час»
7. «Торг» и другие
Используемая литература.
1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.
2. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков” М, 2000 г.